Социально-экономическое положение Российской Федерации в 1990–2006 годах

Номер 5-6. Обескураживающая простота

Продолжение анализа социально-экономическое положение России последних двух десятилетий, как и в предыдущей части, иллюстрировано обильным статистическим материалом и приводит к не менее печальным выводам.

Михаил Бочаров
Социально-экономическое положение Российской Федерации в 1990-2006 годах

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 130-139

Бочаров Михаил Александрович — директор Центра стратегических исследований.

Окончание.
Начало см. в № 4/2007.

Экономическая ситуация в Российской Федерации

Россия, как правопреемница Советского Союза, в процессе перехода к рынку утеряла многие из ранее наработанных преимуществ и предпосылок. Ее производственный потенциал резко снизился из-за преступных методов приватизации, проблем финансирования, а также в связи с накапливающимся физическим и моральным износом основных фондов практически во всех отраслях производства. По данным Госкомстата РФ, около 30% основных фондов страны находятся в эксплуатации уже более 40 лет, а свыше 90% производственного оборудования – более 15 лет. Что касается технического уровня, то только 15% основных фондов в России соответствует мировому уровню, около трети подлежит немедленной замене, а более 55% требует модернизации в самое ближайшее время. Резкое сокращение объемов финансирования фундаментальных и прикладных исследований обескровило научное обеспечение экономического развития страны.

"Суммарные экономические потери страны за годы "ельцинских" реформ (1992-2000 гг.) в 2,5 раза превысили потери СССР в годы Великой Отечественной войны. По внутреннему производству, т.е. по реальному богатству населения, Россия скатилась к уровню 1960 г. Накануне реформ РСФСР уступала по валовому продукту США в 4 раза, Японии – в 2 раза, а к 2000 г. Россия стала уступать США в 17 раз, Японии – в 5 раз" (1).

Мы живем почти исключительно за счет материальных фондов, созданных в советское время, которое ежедневно хаем и осуждаем. Откуда же возникли и за счет чего появились сотни миллиардеров и тысячи миллионеров в России? Ответ на этот вопрос, конечно, есть.

Главный итог 2005 г. – богатые стали еще богаче. Совокупное состояние 100 самых богатых людей РФ выросло на 107 млрд долл. и составило 248 млрд долл. Количество миллиардеров составило 44 – на 14 человек больше, чем годом ранее. В 2006 г. этот рост продолжился (стало 53 миллиардера).

Депутат Госдумы О.Г. Дмитриева в интервью журналу "Российская Федерация сегодня" сказала: "Команда, возглавляющая социально-экономический блок, Греф, Кудрин и Зурабов, вряд ли что-то может изменить. Ее ошибки уже очень дорого обходятся стране. Их "стоимость" – 1,5 трлн руб. Это больше, чем наши расходы на национальную оборону, безопасность, социальную политику, вместе взятые. Исправить можно отдельные недостатки. А здесь не ошибки, а неправильная концепция экономического курса, вопиющая некомпетентность в условиях абсолютной безответственности власти. Она совершает одну ошибку за другой и ни за что не отвечает" (2).

Реальное участие Российского государства в экономике страны с каждым годом уменьшается. Президент Всероссийской организации качества, председатель Госстандарта России, профессор Г.П. Воронин в декабре 2005 г. привел следующие цифры: "Доля государственной собственности в ВВП США – 32%, Японии – 35%, Англии – 40%, Канады – 43%, Германии – 48%, Италии – 51%, Швеции – 62%, Китая – 66%, в России – 10%". Китай за те же 15 лет реформ достиг огромных успехов в развитии экономики.
Если в России основной причиной роста ВВП является благоприятная для нас конъюнктура цен на нефть и газ, то в Китае увеличение ВВП происходит за счет развития всех отраслей народного хозяйства, включая стремительный рост малого и среднего бизнеса.

Еще более высокие показатели развития экономики за последние 15 лет демонстрирует Малайзия, где, кстати, нефть и газ находятся под абсолютным контролем государства. За период с 1988 по 1996 г. ВВП страны увеличился почти в 3,5 раза, доход на душу населения возрос в 2,8 раза. За десятилетие с небольшим производство электротехнической и электронной промышленности возросло в 32 раза, изделий из каучука – в 13 раз, химической промышленности – в 10 раз, производство нефтепродуктов и металла – в 7 раз, тканей и готовой одежды – в 6 раз, обработанной древесины – в 5 раз и т.д.

Если в 1957 г. население Малайзии составляло 4,7 млн человек, то в 1995 г. – уже 21 млн, а к 2004 г. оно возросло до 25 млн человек. Бывший премьер Махатхир Мохамад считал, что для освоения всей территории страны и создания емкого внутреннего рынка необходимо иметь достаточно высокие темпы прироста населения (не менее 2,6% в год), с тем чтобы его численность достигла к 2095 г. 70 млн человек. Уже сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72 года, а у женщин – 75 лет. Расходы государства на социальные цели постоянно растут. Так, в 1979 г. они составляли 19,66%, а в 1996 г. – уже 25,1% всех расходов государства. При этом расходы на образование составляли 70% всех социальных расходов или 20% всех текущих расходов. В своей книге "Путь вперед" Мохамад, в частности, замечает: "В Малайзии сегодня нет безработных. Это позволило покончить с нищетой. Если принять во внимание ту минимальную помощь, которую оказывает правительство, и помощь со стороны семей, то бедности в стране нет вообще. И уже совершенно определенно в Малайзии никто не голодает, никто не вынужден рыться в мусорных ящиках, как это происходит во многих других странах" (3).
Возрождение российской экономики невозможно без массированных капиталовложений. Большие внутренние финансовые источники для этого имеются, уровень сбережений в России достаточно высок, но и довольно большие деньги (десятки миллиардов долларов) ежегодно вывозятся за рубеж.

По словам министра финансов РФ А.Л. Кудрина, произнесенным в апреле 2006 г., увеличивать бюджетные расходы в 2007 г. нельзя, т.к., если вычесть из бюджета доходы от сверхвысоких цен на нефть, дефицит лишь за первое полугодие 2006 г. составит 4,7%. Но из средств массовой информации, а также из уст членов Правительства РФ мы ежедневно слышим совсем другое: что ежегодный рост экономики страны составляет 7%, что экономическая конъюнктура весьма благоприятна, и т.д., и т.п.

В самых больших масштабах вывоз капитала у нас осуществляют отнюдь не Абрамович и подобные ему миллиардеры и миллионеры, а Кудрин и Греф. Они главные организаторы утечки российских денег. Даже те средства, что они отняли от сверхвысоких цен в нефтяном и газовом секторах российской экономики, поступают в Стабилизационный фонд, а затем вкладываются в иностранные ценные бумаги. Т.е. государство изымает сегодня деньги из экономики страны и вкладывает их в экономику других стран, прежде всего США.
Президент США Джордж Буш направил в конгресс проект бюджета на 2007 г. (финансовый год начинается с 1 октября 2006 г.) с дефицитом в 354 млрд долл. Наше Правительство сформировало бюджет на 2007 г. с профицитом около 1,5 трлн руб., т.е. США, понимая, что необходимо развитие государства, планирует увеличение внутреннего долга, а также дополнительно берет у России колоссальные финансовые ресурсы. (Кроме средств Стабилизационного фонда Россия покупает американские ценные бумаги и за счет золотовалютного резерва страны.)

"Россия сидит на сундуке с золотом, который в последние годы уже переполняется благодаря экспорту важнейших ресурсов страны – нефти и газа. Недавний скачок цен на энергоносители позволил России настолько увеличить свои золотовалютные резервы, что эта бывшая коммунистическая страна может жить вполне сносно, даже богато. Аналитики считают, что для того, чтобы избавиться наконец от практически полной зависимости от экспорта нефти и газа с помощью диверсификации – от совершенствования транспортной системы до поддержки малого бизнеса, – у России сейчас идеальное время, поскольку после обвала рубля, вызвавшего финансовый кризис в 1998 г., экономика уже значительно продвинулась вперед" (4).

"В условиях рекордных нефтяных доходов Президент Путин упускает благоприятную возможность диверсифицировать экономику и провести столь необходимые стране структурные реформы. Позиции Путина очень прочны, поэтому тот факт, что он не осуществляет реформы, позволяющие увеличить потенциал роста в стране, вызывает грусть и разочарование" (5).

В зарубежных и частично в российских СМИ говорят и пишут о России как о государстве с не-эффективной и некомпетентной властью, заведшей страну в тупик. Часть публикаций и выступлений прямо указывает на системный кризис власти: идеологический, интеллектуальный, кадровый, организационный и т.д. Однако необходимо вернуться к публикуемым Госкомстатом РФ цифрам, свидетельствующим об экономическом развитии государства за последние 16 лет (см. табл. 1).

Таблица 1. Некоторые итоги экономических реформ в промышленности России за 1991–2006 гг.

Как видно из таблицы, многие отрасли народного хозяйства за годы "реформ" прекратили свое существование. Разумеется, представленная таблица является только маленькой иллюстрацией положения дел в экономике. Спектр выпускаемых товаров, конечно, значительно шире и их перечисление займет не один десяток страниц, но о некоторых отраслях необходимо сказать особо. Так, можно вкратце изложить положение дел в авиастроении.

В середине 2006 г. на одном из заседаний Правительства РФ прозвучало мнение: "Российского авиапрома больше не существует". Конечно, это был крик души специалиста в надежде, что его услышат. Но тем не менее положение в авиапроме действительно катастрофическое. В сентябре 2006 г., выступая на заседании Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи, заместитель министра транспорта РФ С.А. Аристов сделал заявление, которое лишь отчасти можно считать сенсационным. Он сообщил, что в настоящее время существует реальная угроза обвального сокращения авиаперевозок, поскольку из эксплуатации вот-вот начнут выводиться воздушные суда, выработавшие свой ресурс. А таких лайнеров, по словам замминистра, около 70%.

По данным высокопоставленного чиновника Правительства, за истекшие 15 лет в российские авиакомпании поступило только 36 отечественных самолетов I-III классов. Именно по этой причине компании эксплуатируют зарубежные машины вторичного рынка. Впрочем, не только из-за этого. Тот же новый ТУ-154 имеет одну цену, а купленный где-нибудь в Китае – совершенно другую. Китай благоразумно избавляется от морально устаревших самолетов, которые уже не пускают в Европу из-за грохочущих двигателей. Но и импортные машины далеко не панацея: иностранные самолеты мало адаптированы к нашим условиям. Так, например, при сертификации одной из моделей "Боинга" ресурс по посадкам из-за наших "великолепных" взлетно-посадочных полос уменьшен. О полосах говорил и заместитель министра. По его словам, износ взлетно-посадочных полос сейчас составляет до 80%. И денег на ремонт выделяется крайне мало. Аристов сообщил, что за период с 2002 по 2006 г. на ремонт взлетно-посадочных полос поступило 20,9 млрд руб., в то время как ежегодно требуется от 25 до 30 млрд в течение 5-7 лет.

Из книги "Авиация в России": "В 1914-1918 гг. Россия произвела 5565 самолетов. Уже на тот момент в России было 12 авиастроительных предприятий" (6). До 1989 г. в СССР выпускалось ежегодно свыше 1500 крылатых машин. Из выступления на заседании коллегии ФАВТ 6 марта с.г. тогдашнего главы Росавиации А.А. Юрчика: в 2005 г. со стапелей всех авиастроительных предприятий России сошло 17 воздушных судов. Жуткий рост по сравнению с 2004 г. – 6 самолетов. Примерно такая же ситуация в российском судостроении. В России 3/4 границ – морские. Чем для нас является отечественное судостроение, понятно без слов.

На судостроительных заводах СССР было построено свыше 50% тоннажа морского транспортного флота страны, занимавшего шестое место в мире, 60% флота рыбопромысловых судов, являвшегося крупнейшим в мире, а также 80% речного флота. Строились научно-исследовательские суда, плавучие и стационарные платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе, а также разнообразные суда для их обслуживания. По большинству направлений морской техники наша страна была на уровне ведущих морских держав, а по ряду направлений опережала их. Мы имели ряд признанных в мире приоритетных достижений. Это атомные ледоколы, корабли и суда на подводных крыльях и воздушной подушке, корабли-экранопланы и т.п. За последние годы в судостроении, гражданском и Военно-морском флоте России произошли большие изменения. Объем государственного оборонного заказа сократился в 20 раз, а гражданского судостроения – более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25%. Из-за резкого сокращения объемов строительства гражданских судов в России не обеспечивается восполнение естественного старения отечественного флота. Так, в 2002 г. было построено всего 4 морских транспортных судна (ранее – 35-40 морских судов ежегодно).

Аналогичное положение со строительством судов смешанного и речного плавания. Количество грузовых судов в речном флоте сократилось за последние восемь лет на одну треть. Средний возраст судов превысил 20 лет. В 2002 г. было построено всего 8 судов смешанного и речного плавания (ранее – примерно 25 судов ежегодно).

Еще хуже обстоит дело с пополнением промыслового флота. В рыбопромысловом флоте России резко сократилось количество судов, уменьшились годовые объемы вылова рыбы с 7 до 4,5 млн т в год. Свыше половины судов этого флота из-за превышения сроков эксплуатации требует замены.

В 2002 г. было построено всего 9 промысловых судов. В годы, предшествовавшие распаду СССР, их ежегодно строилось свыше 100. Утвержденные ранее Правительством Российской Федерации долгосрочные программы по развитию торгового и промыслового флотов не выполнены. Так, программой "Возрождение торгового флота России" предусматривалась поставка морскому флоту в 1993-2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс. т. Пополнение же составило всего около 25% по количеству судов и 5% по дедвейту от намеченного в программе. Программой развития рыбного хозяйства намечалось строительство рыбопромысловых судов на предприятиях Российской Федерации в 1996-2000 гг. в количестве 301 единицы. Фактически поставлено только 14.

Весь мир строит суда в кредит, который составляет примерно 80% от цены судна, т.е. дается рассрочка платежа на 10-12 лет под 5-6% годовых, а 20% вносит будущий судовладелец. В России этого нет. Отечественные судостроители проигрывают в конкурентной борьбе с зарубежными производителями судов, поскольку находятся с ними в неравных условиях. Наши высокие налоги, в том числе НДС, таможенные пошлины и др. повышают стоимость строящихся судов на 20-25%. Но главная угроза конкурентоспособности отечественного судостроения другая. Все без исключения судостроительные предприятия страны уступают в два-три раза ведущим компаниям Европы и Азии по продолжительности и трудоемкости постройки кораблей всех классов и назначений. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, износ оборудования механических цехов судостроительных заводов составляет 85%, литейных – 73-75%, комплексных доковых – 65%. Из-за устаревшей материально-технической базы российские судостроители строят дорого и медленно. Например, строительство танкера дедвейтом 47 тыс. т на "Адмиралтейских верфях" занимает в среднем 19 месяцев. Затраты на обработку 1 т металла составляют 105 человеко-часов. По международным стандартам длительность строительства такого судна – 7-8 месяцев, а затраты на обработку 1 т металла – 29 человеко-часов. Если в ближайшие два-три года не провести техническое перевооружение, то в обозримой перспективе выдержать конкуренцию с зарубежными предприятиями, оснащенными передовым технологическим оборудованием, будет невозможно. Необходимо привести хотя бы один пример отношения государства к проблеме судостроения. В 1993 г. по инициативе администрации Клинтона, в США принимается Закон "Национальная судостроительная инициатива". Этот документ дает возможность американским судовладельцам получить при постройке судов на верфях США правительственные гарантии кредита в размере 87,5% от стоимости судна с рассрочкой на 25 лет.
Именно масштабная государственная поддержка лежит в основе и южнокорейского, и китайского чуда.

Ни для кого не секрет, что автомобилестроение, как и авиастроение, и судостроение, является локомотивом развития экономики страны, в том числе металлургических переделов, машиностроительной базы, резинотехнической и стекольной промышленности, электроники и многого другого. Никто не отрицает необходимости привлечения западных инвесторов для строительства в России (в основном сборочных) автопредприятий. Но по большому счету мы отдаем свой рынок американскому, южнокорейскому, итальянскому бизнесу (а скоро к ним присоединится и китайский), которые, поставляя нам как готовые машины, так и комплектующие на сборочные заводы, развивают свою экономику, создают тысячи рабочих мест у себя на родине, вывозят полученную прибыль и т.д.

Китай недавно принял решение о строительстве у себя 100 отечественных автозаводов. Эта страна в течение ближайших 10 лет намерена значительно увеличить объем экспорта автомобильной продукции на мировые рынки, в стоимостном выражении экспорт достигнет в год уровня 120 млрд долл. Почему Россия, имея на сегодня значительные финансовые ресурсы, мощнейшую сырьевую базу, человеческий потенциал, не может создать свои автопредприятия, выпуская для населения дешевые "народные" автомобили?
Объектом пристального внимания в данной статье является деятельность строительного комплекса страны, и в том числе производство строительных материалов. Фактическое производство строительных материалов в 2006 г. к уровню производства 1990 г. составляет: цемент – 66%, кирпич строительный – 46,9%, материалы строительные нерудные – 41,5%, сборные железобетонные изделия – 30,9%, материалы мягкие, кровельные и изоляционные – 50,1%. Соответственно, происходит и значительное сокращение объемов строительства во всех сферах экономической деятельности.

Почти на каждой девятой стройке, предусмотренной инвестиционной программой, в 2006 г. строительство не велось. Из 1234 строек, запланированных к вводу в 2006 г. за счет федерального бюджета, введено полностью только 317, т.е. 25,7% и частично – 145 строек. Причем по объектам социального комплекса должна быть введена в эксплуатацию 771 стройка, а фактически построено только 174 объекта, т.е. 22,6%. И такое положение повторяется из года в год. Если рассматривать удельный вес убыточных предприятий и организаций в РФ по основным отраслям экономики в процентах, то получим еще более безрадостную картину. Так, если в 1990 г. в промышленности страны было 7% убыточных предприятий, то в 2006 г. – около 40%; в сельском хозяйстве было 2,8%, в 2006 г. – 38,2%; в строительстве было 7,2%, в 2006 г. – 31%; в жилищно-коммунальном хозяйстве было 22,5%, в 2006 г. – 58% и т.д.

Заслуживает внимания динамика в финансовой сфере, особенно за последние 7 лет.

При незначительном увеличении объемов производства кредиторская задолженность увеличилась за 7 лет в 2,6 раза, а дебиторская задолженность – в 3,9 раза, что свидетельствует о явном ухудшении финансового состояния всех отраслей народного хозяйства и конкретных предприятий со всеми вытекающими последствиями.

Таблица 2. Некоторые итоги экономических реформ в промышленности России за 1991–2006 гг.

Таблица 3. Кредиторская и дебиторская задолженности предприятий и организаций РФ (млрд руб.)

Таблица 4. Суммарная задолженность предприятий и организаций РФ

Табл. 4 показывает реальную ситуацию в экономике Российской Федерации. Суммарная задолженность за 7 лет возросла в 4 раза, хотя реальное производство возросло не столь значительно. Кредиты банков и займы для предприятий страны возросли в 9,7 раза, что при годовой процентной ставке в 15-20% повлекло очень большое удорожание выпускаемой продукции и снижение ее рентабельности.

Импорт не просто вырос с 45 млрд долл. до 140 млрд. Главное, не в лучшую сторону изменилась его структура. Она становится все более и более потребительской. Резко выросли закупки за рубежом товаров ширпотреба, бытовой техники и автомобилей. Импорт продовольствия ежегодно растет, а отечественные предприятия тем временем приходят в упадок и не выдерживают конкуренции с наплывом дешевых зарубежных товаров.

Если долги государства худо-бедно сокращаются, то коммерческие обязательства российских компаний растут. И в этом – главная проблема. В принципе, нет ничего страшного в том, что частные компании берут в долг на международном рынке. Они взяли – им и расплачиваться. Беда в том, что основные заемщики нашего как бы коммерческого сектора – компании, которые либо принадлежат государству полностью, либо – контрольным пакетом. А раз так, то по их обязательствам, в конце концов, опять будет отвечать государство.
Если в 2000 г. наши "коммерческие" структуры были должны иностранцам 31,4 млрд долл., то к началу нынешнего – уже более 180 млрд. Получается, что за последние 5 лет долги российских корпораций западным кредиторам выросли более чем в 6 раз.

В счет будущих поставок нефти и газа кредиты берутся на строительство различных объектов, газо- и нефтепроводов, на покупку других компаний, рекламу и т.д. Вдумайтесь в эти цифры: за последние 6 лет задолженность российских банков перед иностранцами выросла на 41,2 млрд долл., а долги корпораций – на 103,6 млрд! Только за 2005 г. внешние заимствования предприятий, в основном принадлежащих государству, составили почти 50 млрд долл. Получается, что за прошедшие шесть лет (без 2006 г.) долговая нагрузка на каждого россиянина увеличилась с 1000 долл. до 1800, а совокупный внешний долг государства – со 160 млрд до 260 млрд долл. Делая анализ социально-экономического положения в стране, невозможно не сказать о ценах. За все 16 лет "реформ" цены буквально на все стремительно растут. Уже сегодня цены на продукты питания и товары повседневного спроса сравнялись, а иногда и превышают цены в Европе и США.

Зарубежный опыт в решении проблем ценообразования, в частности в сельском хозяйстве, достаточно богат и эффективен. Так в США для государственной поддержки агропрома принят ряд специальных законов, которые предусматривают прямые выплаты и уменьшенные проценты по кредитам, льготное налогообложение и страхование сельхозкультур, ограничение роста тарифов на электроэнергию и другие меры. В результате на 1га пашни в США приходится 800 долл. субсидий; в Европейском союзе – 900 долл. различных субсидий и льгот. А у нас в России – от 12,5 до 15 долл. за 1 га.

В той же Малайзии существует схема предоставления субсидий мелким фермерам, но ее целью является не борьба с бедностью, а поддержание цен на основные продукты питания на низком уровне, чтобы население страны не страдало от постоянного роста цен на продовольствие. Рыбаки также получают подобные субсидии, целью которых является контроль цен на рыбу.

Особую тревогу вызывает систематический рост цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населению. Табл. 5 показывает этот рост только за последние 7 лет.

Таблица 5. Индексы цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населению в РФ в 2000–2006 гг.


Заключение

С 1991 г. в России начались "реформы", результаты которых можно было проследить по таблицам, представленным в данной статье. Преступная деятельность первого Президента России Б.Н. Ельцина в течение 9 лет ничему не научила политиков, депутатов, общественных деятелей страны. В декабре 1999 г. полномочия Президента были переданы преемнику В.В. Путину, который немедленно заявил, что он продолжит курс "реформ", начатых его предшественником и даже наградил его в 2001 г. вторым высшим орденом Российской Федерации – орденом "За заслуги перед Отечеством I степени" и пакетом льгот как для него лично, так и для членов его семьи. За последние 7 лет ситуация в стране не претерпела серьезных изменений. Курс "реформ" продолжился. Хуже стало со свободой слова, с правами человека, с преступностью. В обществе стремительно растет расслоение на сверхбогатых, богатых, бедных и нищих.

Одновременно за эти 16 лет были разрушены государственное управление, фундаментальная наука, системы здравоохранения и образования, в том числе профтехобразования, служба лесного хозяйства, геологоразведка, практически ликвидирована некогда мощная и эффективная структура водного хозяйства и мелиорации и многое-многое другое.
Президент страны ежегодно обращается к парламенту и обществу вроде бы с вполне разумными предложениями. Телеканалы практически ежедневно показывают высших должностных лиц государства, говорящих об успехах в экономике и грандиозных национальных проектах. Правящая партия "Единая Россия" считает выбранный курс абсолютно правильным. Т.е. в стране все развивается нормально, Правительство справляется с поставленными задачами, хотя иногда есть упоминания о некоторых недостатках.

Однако цифры и фактическое положение дел в социально-экономической сфере говорят совсем о другом. В небольшой статье невозможно осветить все проблемы, накопившиеся за последние 16 лет. Ясно одно: Россия не может слепо копировать методы рыночной экономики, систему здравоохранения, образования, работу топливно-энергетического комплекса, транспорта и систему управления в том виде, в каком они существуют в странах Европы и особенно в США. Тем не менее в мире есть у кого поучиться, да и сами мы имеем немалый опыт, испробовали все. Предложений по коренному изменению положения дел в лучшую сторону множество. К сожалению, все 16 лет, и особенно последние 7 лет, они полностью игнорируются властью. Но надежда всегда остается. Миллионы россиян верят, что в конце концов здравый смысл восторжествует.

ПЭС 84/20.04.2007

Примечания
1. Сидоров В. Куда идет Россия? Аргументы и факты. 2005. № 40.
2. Дмитриева О. Россия спонсирует развитые страны. Российская Федерация сегодня. 2005. № 7.
3. Dr Mahathir bin Mohamad. The Way Forward. Wiedenfeld & Nicolson, London, UK, 1998.
4. J. Dempsey. And what now, Mr. Putin? The International Herald Tribune. August, 8, 2005.
5. The Times. September, 2, 2005.
6. Авиация в России. М.: Машиностроение, 1988.

Следить за новостями ИНЭС: