Размерный ряд бизнес-образования

Номер 4. Ученье — свет?

Лиза Джиананжели — помощник директора по приему на программу MBA Стэнфордской бизнес-школы последипломного образования, ответственная за европейский рынок — сама является выпускницей этой школы по программе MBA, а также имеет степень магистра педагогики Стэнфордского педагогического университета. Отвечая на вопросы нашего издания, она дает сравнительную характеристику различных форм бизнес-образования.

Лиза Джиананжели
Размерный ряд бизнес-образования

"Экономические стратегии", №04-2007, стр. 106-107

Лиза Джиананжели – помощник директора по приему на программу MBA Стэнфордской бизнес-школы последипломного образования, ответственная за европейский рынок – сама является выпускницей этой школы по программе MBA, а также имеет степень магистра педагогики Стэнфордского педагогического университета. Отвечая на вопросы нашего издания, она дает сравнительную характеристику различных форм бизнес-образования.

Как Вы оцениваете потенциальную емкость рынка бизнес-образования? Каков его объем на сегодня и какие главные тенденции наблюдаются на рынке?

Потенциальная емкость рынка бизнес-образования очень значительна и все время растет, так как существует огромная потребность в навыках управления и руководства во всех секторах, включая коммерческие и некоммерческие сферы деятельности. Совет по вступительным экзаменам для выпускников высших учебных заведений (GMAC), который проводит экзамен GMAT, провел серьезное исследование рынка и анализ его основных тенденций.

Одним из показателей количества абитуриентов является число сдавших экзамен GMAT. На данном этапе (по 30 июня 2007 г. включительно) количество экзаменующихся по GMAT по всему миру составляет 107 959 человек (увеличение на 12,47% по сравнению с тем же периодом прошлого года).
Существует много разных программ MBA – от традиционных двухгодичных, с занятиями, проходящими в течение целого дня, до ускоренных программ, программ, рассчитанных на неполный день, или программ для руководителей высшего звена. Кроме того, в мире увеличилось количество программ, освоение которых позволяет получить степень. Например, с 1999 г. в США количество бизнес-школ выросло на 10%, а в Индии – на целых 53%! Растущее разнообразие и количество программ создали высококонкурентный рынок для многих бизнес-школ.

Одной из главных тенденций на рынке бизнес-образования стал отход от формулы "один размер подходит всем" в отношении к учебным планам, которые все более адаптируются к потребностям студентов. Стэнфордская программа МВА, лидирующая в инновациях, в очередной раз произвела коренную ломку образования в области управления, введя новый учебный план, позволяющий студентам планировать обучение в течение первого года обучения согласно академическому и профессиональному опыту и их будущим карьерным устремлениям. Мы понимаем, что наши студенты приходят с очень разным опытом, и наш новый учебный план обеспечивает им возможность реализовать самый высокий потенциал. Каждым из слушателей программы МВА занимается команда, в которую входят преподаватель-куратор, руководитель в области обучения лидерству, консультант по написанию работ и консультант по карьерному росту. Наши студенты имеют возможность посещать семинары (в некоторых из них занимается не более 14 студентов), с ними работают преподаватели, использующие экспериментальные методы обучения. В рамках нового учебного плана Стэнфордской школы программа МВА стала еще более привлекательный для слушателей.

Какие формы бизнес-образования могут быть наиболее привлекательны для менеджеров среднего и высшего звена?

С ростом количества программ MBA и их разнообразия повышается вероятность того, что люди, находящиеся на разных этапах своей жизни и карьеры, смогут получить диплом, который подходит именно им. Стэнфордская программа МВА разработана с учетом того факта, что к нам приходят люди с разным профессиональным опытом, – она позволяет строить работу на курсе таким образом, чтобы каждый смог реализовать весь свой потенциал. Стэнфордская школа постдипломного бизнес-образования также предлагает 10-месячную программу Sloan для получения степени магистра (обучение в течение целого дня) для руководителей, повышающих квалификацию, и несколько курсов (от 1 до 6 недель) для управленцев высшего звена.

Какие перспективы у кратко-срочных программ бизнес-обучения по сравнению с программами MBA?

Существует огромная разница между краткосрочными образовательными бизнес-программами и программами MBA. Первые – это "тренинги", а вторые – "полноценное образование". Краткосрочные программы могут заполнить определенный пробел в знаниях или дать поверхностное представление о бизнесе. Но сравнивать их с МВА нельзя, так как последняя дает глубокие знания и перспективы карьерного роста, формирует крепкие межличностные и профессиональные связи.

Каковы основные источники финансирования бизнес-образования в Европе и как Вы оцениваете среднюю окупаемость инвестиций?

Обучение в бизнес-школе является существенной инвестицией в личностное развитие и профессиональный рост. Стэнфордская школа считает своим долгом удовлетворить все финансовые потребности студентов. Я имею в виду получение стипендий и кредитов – они доступны студентам не только из США, но и из других стран.

Выпускники Стэнфордской школы по программе МВА получают самые высокие компенсации. Их средняя базовая заработная плата составляет 110 000 долл., поощрительная премия при устройстве на работу – 20 000 долл., другие гарантированные компенсации (ежегодный бонус) – 30 000 долл. Кроме того, возможно частичное списание долга по кредиту Стэнфорд GSB (для слушателей программы МВА из развивающихся стран). Эта мера имеет целью поддержку выпускников Стэнфордской программы МВА, поступающих на работу в некоммерческие организации и государственный сектор.

Не важно, где будет строить свою карьеру выпускник Стэнфордской программы МВА – в коммерческом или некоммерческом секторе. Все, кто получил степень МВА в Стэнфорде, единодушны во мнении: их образование дает самую высокую окупаемость инвестиций.

Дополнительная статистика от Совета по вступительным экзаменам GMAC

  • С точки зрения результатов экзаменов, принятых Советом GMAT, лидируют граждане пяти европейских стран – Франции, Германии, Греции, Великобритании и России.
  • Хотя 2002 г. был рекордным для Совета по вступительным экзаменам по числу сдававших экзамен, в 7 из 20 ведущих европейских стран в 2006 г. увеличилось число сдающих экзамен GMAT по сравнению с 2002 г. и в 10 количество экзаменующихся увеличилось по сравнению с 2005 г.
  • 5 ведущих стран, куда граждане Европы послали свои аттестационные баллы по GMAT в 2006 г.: США (46%), Великобритания (13,5%), Франция (11,7%), Греция (6,7%) и Испания (4,5%).
  • 5 ведущих стран, куда граждане России послали свои аттестационные баллы по GMAT в 2006 г.: США (69%), Великобритания (9,7%), Франция (5,6%), Канада (5%), Испания (3,1%).
  • Из 10 школ, куда российские граждане посылали аттестационные баллы по GMAT в 2006 г., 8 – это школы США.
Следить за новостями ИНЭС: