Различение качеств личности и классификация этих качеств в управленческой традиции Китая. По трактату Лю Шао «Жэнь у чжи»

Номер 7. … + дороги …

В статье рассматриваются девять разных типов характеристик облика человека, которые соотносятся с исходной классификацией людей, основанной на традиционных классификационных подходах китайской организмики. Эти подходы связаны со схемой пяти движений и девяти полей.

Бронислав Виногродский
Различение качеств личности и классификация этих качеств в управленческой традиции Китая

"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 110-117

По трактату Лю Шао "Жэнь у чжи"

Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры», руководитель российско-китайской лаборатории «Идеология управленческих стратегий».

Одной из основных характеристик, позволяющих управленцу стать художником своего дела, является способность к различению качеств людей, с которыми ему приходится взаимодействовать в решении управленческих задач. В Китае с древних времен данному вопросу уделялось огромное внимание. Одним из очень интересных трактатов на эту тему является текст, созданный Лю Шао во время Троецарствия (II-III вв. н.э.). Я сделал выборочный перевод этого текста, присовокупив уместный комментарий, и комментарий этот встроен в текст оригинала, который набран жирным шрифтом. Мои же рассуждения даны обычным шрифтом.

Первая глава называется Цзю чжэн, что можно перевести как "Девять подходов" или "Девять признаков". В ней рассматриваются девять разных типов характеристик облика человека, которые соотносятся с исходной классификацией людей, основанной на традиционных классификационных подходах китайской организмики. Эти подходы связаны со схемой пяти движений и девяти полей. Об этих схемах можно подробнее узнать в моих статьях, посвященных традиционному китайскому искусству мысли.

Основа человеческой личности происходит из состояний и характера. Состояния и характер – это категории, которые следует рассматривать в контексте традиционного китайского подхода к личности. Состояния выражаются как отличительные настроения человека, они имеют определенную последовательность проявлений. А характер проявляется в способах реагирования человека на реальность и также в значительной степени связан с его психофизическим устройством, а не с его мыслями по поводу того, чем данный человек является для самого себя.

Закономерности проявления состояний и характера – это дело очень тонкое и неявное. И если ты не обладаешь мудростью в подходах к рассмотрению и изучению людей, то как ты сможешь исследовать эти стороны личности?

Автор подразумевает под мудростью определенное состояние сознания, которое дает возможность сосредоточенно и спокойно всматриваться в объект внимания, позволяя ему развертывать свои свойства во времени. Обычное сознание старается как можно быстрее ухватить объект и привязать его к одной из существующих сопоставительных классификационных схем личностной программы. Потому обычно люди столь часто ошибаются в оценке партнеров, сотрудников и личностей других классов, с которыми им приходится взаимодействовать.

Но все, что состоит из крови и дыхания, не может не содержать в себе проявления во внешнем веществе характеристик своих изначальных особенностей.

Это именно то, что делает человека личностью, и если человек дышит и в нем движется кровь с каждым биением сердца, то характеристики его настроений и состояний, природы и вещества, т.е. способов реагирования на мир, оценочной деятельности, принятия решений, обязательно проявляются во внешнем облике.

Характер человека определяется тем, как в нем взаимодействуют исходные принципы пассивности и активности. Т.е. каким образом чередуются активная и пассивная фазы функционирования сознания и тела во временных циклах, а временные циклы – это день и ночь, времена года, фазы луны, смена активности тех или иных каналов, по которым энергия и кровь текут в человеке, согласно традиционным китайским теориям устройства организма.

В каждом человеке воплощены пять движений, которые обязательно проявляются в устройстве его физического организма.

Пять движений – это пять фаз любого процесса, которые всегда присутствуют там, где есть распределение сил во времени, а так как весь этот мир является таким распределением сил во времени, то и пять движений, дерево, огонь, почва, металл и вода, являются основной классификационной схемой, подходящей для описания любых процессов. Человек с его состояниями и настроениями не является исключением из этого правила.

И коли обладает человек внешним обликом, проявленным в веществе, то на основании вышесказанного можно разобраться в его тонком устройстве.

Т.е. на основании характеристик проявления дыхания, цвета, запаха, звучания человеческого аппарата можно отнести его к одной из существующих классификационных категорий, что позволит в дальнейшем давать более точные прогнозы его поведения в процессе решения им тех или иных задач.

Что касается качеств человека, то из всех качеств наиболее ценными в нем являются уравновешенность и слаженность.

Характеристики, которые выражаются в русском языке как уравновешенность и слаженность, являются универсальными категориями китайского традиционного подхода к описанию мира.

В частности, в других контекстах их можно выражать понятиями "центрированность", "срединность", "гармоничность", "сбалансированность". Первый знак (чжун) обозначает понятие средины как способа удержания центра, вокруг которого происходят все остальные движения мира. Категория середины в Китае является основополагающей для построения личностных стратегий жизни, и не зря китайцы именуют свою страну Срединным государством – в этом названии подчеркивается постоянное усилие по достижению равновесности, сбалансированности и вытекающей отсюда гармонии.

Внешнее вещественное выражение качеств уравновешенности и лада проявляется как состояние ровное, спокойное беспристрастное и невовлеченное.

Т.е. если человек способен сохранять спокойные, не окрашенные страстями состояния и настроения, тогда все пять вкусовых пристрастий в нем достигают состояния лада, и потому можно сказать, что такое состояние является безвкусным. В древние времена в традиции китайской мудрости состояние безвкусности не рассматривалось как противоположность вкусному и не имело отрицательного оттенка. Наоборот, безвкусность или вкус чистой воды – это основа гармонии всех вкусов.

Потому если человек способен привести в состояние совершенного лада все пять материальных составляющих его устройства, то во всех своих изменениях он будет соответствовать вселенским ритмам, ни в чем не теряя чувства меры.

Следовательно, когда рассматриваешь человека, вглядываешься в его устройство, в первую очередь нужно изучать его способность сохранять ровное и спокойное бесстрастное состояние. Потом уже можно посмотреть на качество его ума.

Качества ума в китайском языке выражаются двумя иероглифами, указывающими на ясность зрения и чуткость слуха, т.е. ум здесь рассматривается как природная способность быстро и четко реагировать на происходящее, правильно его оценивая с помощью качества восприятия. Однако ум – это хорошо, но значительно более ценной является способность человека контролировать свое состояние, что достигается только с помощью контроля дыхания и духа.

Ум как чуткость и ясность реакций являет собой самую тонкую составляющую выражения Инь и Ян. Но если только Инь и Ян являются чистыми и слаженными во взаимодействии, тогда вовне может быть проявлена внутренняя мудрость.

Имеется в виду, что уравновешенность взаимодействия активной и пассивной фаз работы человеческого сознания достигается только в результате внутренней работы, направленной на осознание самого себя в процессе познания. А эта работа приводит к достижению настоящей мудрости, что проявляется вовне, как способность делать правильные суждения с учетом сложной системности процессов.

Человек, обладающий мудростью, характеризуется внутренней простотой и внешней ясностью выражения. В нем внутреннее и внешнее одинаково прекрасны. Он умеет действовать и тонкостью внутренних процессов, и четкостью внешнего проявления.

Часто бывает, что человек очень тонко чувствует реальность, но не умеет правильно выражать свои ощущения, а бывает и наоборот: прекрасные внешние построения никак не отражаются во внутренних ощущениях и переживаниях человека. И только тот, кто обладает мудростью, способен уравновесить внутреннюю тонкость ощущений с внешней четкостью выражения.

И если человек не обладает статусом состояния высокой мудрости, он не умеет гармонично соединить эти два качества.

Потому бывает так, что конкретный деятель прекрасно разбирается в непосредственно происходящем, но от взора его ускользают тонкие рассмотрения и проявления, имеющие далекие последствия. А бывает, что человек, хорошо понимающий тончайшую механику сложных и продолжительных процессов, не умеет быстро и точно реагировать на происходящее.

Т.е. не всегда ярко выраженная способность понимать и быстро реагировать является преимуществом, точно так же и умение вдумчиво подходить ко всему, что нужно делать, не обязательно позволяет легко и быстро решать простые задачи повседневного характера. Руководитель должен уметь различать эти склонности, направляя подчиненных на такие участки работы, которые подходят к их качествам.

К примеру, свет огня и солнца способен освещать внешние характеристики облика вещей, но он не позволяет увидеть их внутреннего устройства. А полированная поверхность металла или воды отражает внешний облик предметов, но не способна излучать свет, направленный вовне.

Каждый человек обладает своим характером, у каждого предмета есть свои свойства, и только мудрый человек учитывает все личностные особенности проявления людей в ситуациях.

Характеристики огня и металла определяются распределением в них равновесия Инь и Ян. Для того чтобы правильно оценить качества и свойства личности отдельного человека, нужно соотнести их с классификационными категориями пяти сущностных признаков. Имеются в виду характеристики дерева, огня, почвы, металла и воды. Признаки и свойства пяти сущностных характеристик обязательно проявляются в данном конкретном устройстве личности.

Таким образом, при взгляде на человека необходимо установить, с каким из пяти движений соотносится его устройство. Это позволит более точно прогнозировать его поведенческие стереотипы.

В теле пять движений соотносятся со следующими составляющими. Дерево – это кости. Металл – это жилы. Огонь – это сила дыхания. Почва – это мышцы. Вода – это кровь. Таковы образы пяти сущностей.

Пять видов характера соотносятся с преобладанием в плоти того или иного движения. Т.е. каждое из движений имеет конкретные проявления в облике, на основании чего можно судить о характерных реакциях человека на мир в процессе взаимодействия с оным.

Различие в наполнении каждого из пяти движений уравновешивается в общем поведенческом рисунке.

Т.е. существует пять исходных типов характера, имеющих специфические отличия, и если в характере преобладает одно из качеств, то можно наблюдать искажения в рисунке взаимодействия остальных проявлений.

И если ты видишь у человека устройство костей четкое и ровное, но при этом присутствует мягкость, то это указывает на наличие у него такого качества, как сильная и твердая воля.

Движение дерева можно видеть в его проявлении через кости, а в характере оно выражается в мягкости и прямоте, умении следовать, быть гибким при наличии твердой и сильной личностной воли. Сильная воля проявляется в широте духа. В тексте оригинала человек движения дерева описывается как человек с широкой душой.

Широта души в проявлениях воли есть отражение доброты и человеколюбия.

Пять движений проявляются в пяти моральных качествах. Дереву как таковому соответствует доброта и любовь к ближним. Кроме того, нужно рассматривать еще качества веры, верности, разумности и храбрости. О соотнесении их с конкретными движениями и проявлении характера будет сказано ниже.

Чистота духа и души называется порядочностью и вежливостью. Порядочность и вежливость являются основой приверженности точным поведенческим нормам.

Это проявления движения огня, т.е. человек такого характера отличается порядочностью, желанием всегда соблюдать нормы вежливости и порядок человеческих отношений.

Когда человек прям, крепок, плотного телосложения, это называется приверженностью правде, и такой характер основан на вере.

Это описываются характеристики движения почвы. Почва соотносится с верой, она является центральной осью пяти движений. Через нее осуществляются все трансформации и переходы.

Если человек жилист и крепок, энергичен в своих проявлениях, то это определяется как храбрость и смелость. А храбрость и смелость основываются на решительности, вытекающей из приверженности чувству долга и справедливости.

Это описываются характеристики движения металла. Чувство справедливости, чувство долга, совесть суть разные стороны морального проявления движения металла.

Когда человек в своих движениях духа ровный и бесстрастный, то эта черта определяется как "сообщение с тончайшим". Сообщение с тончайшим является проявлением разумности.

Это характеристика движения воды. Когда человек спокоен, текуч, гибок в своих проявлениях, это указывает на его водную основу. Вода соотносится с разумностью как качеством личности, однако такой человек будет тонок в своих подходах, чувствителен и потому бесстрастен.

Пять веществ, составляющих плоть человека, имеют неизменную природу, потому качества характера и моральные основы определяются как пять постоянных качеств.

Выше были изложены классификационные схемы, описывающие базовые подходы к определению качеств личности. Необходимо понять, что следует работать над способностью создавать матрицу видения. Это позволяет оценивать человека в подобных категориях. Надо сказать, что это совсем не просто, и потому, как говорилось выше, только человек, обладающий мудростью, способен правильно вглядываться в других людей и оценивать их в соответствии с высшими законами, а не личностными пристрастиями, симпатиями и антипатиями.

Различия в распределении пяти постоянств в отдельной личности выражаются в пяти качествах силы духа, проявляющихся в характере конкретной личности.

Сила духа подразумевает определенное качество души, которое позволяет человеку держаться определенных принципов, сохранять приверженность идеалам и ориентироваться на моральные и духовные ценности, а не на выгоду и прибыль в его поведенческих стереотипах.

Мягкость в сочетании с прямотой и гибкость в сочетании с сильной волей – характеристика силы духа, присущей природе дерева.

Сочетание твердости и упорства, широты взглядов и сильной воли – проявление характеристик силы духа, присущей природе металла.

Основные характеристики описываются парами, т.е. сочетание прямоты и гибкости создает рисунок, оказывающийся знаком проявления конкретной черты. Таковы же сочетания твердости и упорства. Воля подразумевает способность добиваться поставленных целей, однако эта способность тоже является качеством или умением, которому можно обучаться.

Внутренняя почтительность и разумность в проявлениях вежливости являются характеристиками силы духа, присущей природе воды.

Щедрость в сочетании с внутренней строгостью и мягкость в сочетании с устойчивостью во взглядах являются характеристиками силы духа, присущей природе почвы.

Простота в проявлениях в сочетании с гибкостью и ясность видения в сочетании с решительностью в действиях являются характеристиками силы духа, присущей природе огня.

И хотя существует огромное количество вариантов распределения сил в конкретной личности, тем не менее характер строится на обязательном преобладании одной из пяти характеристик. Не следует думать, что отдельные сведения позволяют тебе правильно оценивать. Рассматривая классификационные схемы в применении к конкретным личностным ситуациям, ты постепенно вырабатываешь в себе свойства видения и оценки, которые позволяют тебе в сложных хитросплетениях тонких качеств и черт вычленять главное.

Таким образом, такие черты, как твердость и мягкость, ясность и гибкость, верность и настойчивость обязательно проявляются во внешнем облике человека, в формах и очертаниях его тела, в голосе и стилистической окраске поведенческих характеристик. Они проявляются в его настроениях и состояниях, пристрастиях и склонностях. И каждое из проявлений имеет свои образные и классификационные соответствия.

Потому если сознание и тело у человека ясные и прямые, то в своих поведенческих проявлениях такой человек будет энергичным и твердым.

Если ум и плоть демонстрируют простоту и решительность, то такой человек в поведенческих характеристиках будет напористым и резким.

Если в проявлениях духа и тела наблюдается ровность и упорядоченность, то такой человек в поведенческих характеристиках будет спокойным и раскованным.

Движения поведенческих характеристик формируют и облик человека. У каждого есть определенные проявления в отношениях и мерах поведенческих схем.

Т.е. характеристики человека представляют собой не набор случайных чисел, они подчинены определенным закономерностям, и в каждом человеке есть целостная основа, которая проявляется в устройстве его тела, облике, поведенческих стереотипах, оттенках голоса, привычных позах и жестах. Нужно уметь видеть основу устройства человека именно через эти черты, чтобы опять от общего идти к частному и правильно прогнозировать реакции человека на те или иные управленческие ситуации.

Человек с прямым характером и поведенческими проявлениями в своих действиях будет энергичным и сильным.

Человек, в силу характера ориентированный на красоту и добро, в своих поведенческих проявлениях будет внимательным и собранным, имеющим чувство меры.

Человек, в силу характера ориентированный на высшие идеалы, в своих поведенческих проявлениях всегда будет необычен, что вызовет восхищение и почтение у окружающих его людей.

Описываются черты характера, которые проявляются в поведенческих линиях тех или иных людей и непосредственно вытекают из соотнесения личности с той или иной стихией. Таким образом, устанавливается связь между наблюдаемыми явлениями и непосредственно не ощутимыми, но направляющими эти явления схемами мыследействий.

Следует помнить, что движения и действия, проявляемые в облике и внешнем виде, проистекают из силы дыхания сердца.

Сердце рассматривается как источник сознания и работы разума в организме или сфере проявления личности. Сила дыхания – это основная направляющая энергетическая субстанция, которая соотносится и с процессами внешнего дыхания атмосферным воздухом, и с внутренними циклическими процессами циркуляции газовых и жидкостных субстанций в организме.

Признаки силы дыхания сердца проявляются в изменении звучания голоса.

Имеется в виду, что следующим аспектом после облика, на который необходимо обратить внимание, является голос. Голос нужно внимательно слушать, выделяя его характерные особенности, которые также подчиняются своим направляющим образцам.

Именно соединение сил дыхания организма создает звучание голоса.

Т.е. голос – это не просто вибрации голосовых связок, но и выражение конфигураций всех резонансных полостей организма, которые у каждой личности устроены особым образом.

Голос соотносится с системой звучаний и вибраций мира.

Имеется в виду система вибраций, которая подробно описывается в китайской музыкальной теории и которая лежит в основе по-
строения календарной математики традиционного Китая. Система звучаний мира подразделяется на янские люй и иньские люй. Звучание янских люй описывается как чистое и звонкое, а звучание иньских люй – как ладное и ровное.

Голос бывает ладный и ровный, голос бывает чистый и открытый, голос бывает звучный и протяжный.

Так как отличаются качества силы дыхания сердца, то именно поэтому и голоса у людей звучат по-разному.

Итак, в голосе раскрывается качество силы дыхания, а сам он соотносится с цветовыми оттенками облика.

Имеется в виду, что модуляции и обертоны звучания голоса обязательно соотносятся с тонкими проявлениями внешнего облика человека, основными из которых являются цветовые оттенки кожи лица.

Потому у человека искреннего и доброго в цвете лица обязательно будут присутствовать теплота и мягкость.

Под цветом подразумеваются именно светотеневые и оттеночные характеристики распределения цвета в облике, в первую очередь на лице. Не нужно судить примитивно, но следует видеть тонкую схему, лежащую в основании распределения движения крови и других субстанций в соотнесении с кожным покровом, что является выражением определенных качеств характера личности.

Истинная доблесть характера выражается в оттенках энергичных и богатых. Настоящая разумность обязательно соотносится с ясностью и выраженностью оттенков цвета лица.

Ибо цвета, которые проявляются во внешнем облике, определяются как признаки духа.

И если признаки свойств духа (т.е. характеристик сознания и ума) проявляются в облике, то состояния духа (настроения) проявляются в глазах.

Таким образом, человеколюбие проявляется в глазах как открытый и прямой взгляд.

Здесь нужно отметить, что человеколюбие как таковое является качеством, соответствующим движению дерева, и его основное проявление соотносится с глазами как таковыми. В системе китайской медицины глаза являются отверстием, в котором проявляется энергия печени, а печень – это орган, соответствующий движению дерева.

Доблесть, которая соотносится в организме с желчным пузырем, проявляется во взгляде ясном (наполненном светом, светлом взоре) и сильном.

Однако люди, исходные свойства которых проявлены в теле в крайней степени, находятся под влиянием строения плоти, диктующей им определенный тип поведения.

Человек имеет ценность в первую очередь тогда, когда он способен контролировать и уравновешивать отдельные свойства и качества своей природы, т.е. хорошо, если человек способен проявлять качество силы, но при этом не излучать угрозу или если строгость внутреннего состояния не выражается в гневливости.

Так что если нет одухотворенности, тонкой субстанции, контролирующей исходные свойства плоти, то такой человек не сможет ровно и успешно делать дела.

Это выражается в том, что храбрый человек начисто лишен способности соблюдать осторожность, и в этом случае храбрость обязательно приведет к раскаянию и сожалению.

Если свойства плоти не поддаются влиянию духа и только материальные субстанции управляют человеком, то такой человек не способен точно и правильно совершать действия и, следовательно, не сможет успешно выполнять поручения и делать дела.

Так что если человек в своей прямоте не имеет мягкости, это значит, что в нем преобладает движение дерева.

Если человек энергичен, но не обладает тонкостью чувствования, то такое поведение выражается в проявлениях неконтролируемой грубой силы.

Если человек крепок и упорен в силе духа, но в нем нет правильности ума, то это выражается как глупость в поведении.

Если человек одухотворен, но в нем недостаточно чистоты и ясности ума, это выражается в чрезмерности его поведенческих проявлений.

Если человек обладает открытым и сильным умом, но в нем нет ровности или уравновешенности характера, то это может выражаться в распущенности или неконтролируемости поведения.

Человек же, обладающий свойствами уравновешенности и бесстрастности в поведении, отличается от вышеописанных проявлений.

Если в характере присутствуют все пять постоянств (доброта, осознанность, правильность поведения, разумность и вера), то такой человек не управляется пристрастностью вкусов.

Если все пять качеств материи уравновешены в личности, тогда вовне ощутимые проявления человека создают гармоничный узор.

Во взоре и облике такого человека слаженно проявляются все пять цветов, оставляя ощущение правильности и лада.

Потому считается, что все рожденное обладает проявленными формами, а в проявленных формах выражаются способности осознавать и ощущать этот мир.

И одаренный, и нерадивый человек – оба получают определенные свойства распределения ясности и мутности, света и тьмы в качествах плоти и духа, однако разум проявляется в человеке как утонченный и чувствительный или как грубый и упрощенный, и это выражается во внешнем облике.

Если ты можешь овладеть и управлять своими способностями ощущать и осознавать, тогда ты сумеешь до конца познать законы своего устройства и полностью постичь свою природу.

Вся глубина человеческой природы исчерпывающе описывается девятью признаками особенностей его вещественного состава.

Т.е. человек проводит дух и разум через свое тело, и вещественные составляющие этого тела, устройство тонких и грубых материй обязательно отражаются в его природе, а природа проявляется в поведенческих стереотипах, пристрастиях и привычках. Другими словами, классификация внешних составляющих поведения по девяти признакам позволяет исчерпывающе описать все особенности проявлений вовне внутренней человеческой природы.

Разум или вещество сознания является хозяином человеческой личности, и его свойства могут быть описаны как способность сохранять ровность и импульсивность, непостоянство подъемов и спусков духа.

Т.е. воплощения уравновешенности и импульсивности в поведенческих проявлениях человека коренятся в свойствах вещества его разума.

В ясности мышления или замутненности ума находит свое выражение способность к ощущениям, определяемая качеством вещества ощущения мира в человеке.

Это способность слышать тонкие звучания, различать тонкие оттенки цветов и изгибов линий этого мира. Все эти способности являются выражением качеств вещества ощущения, действующего во плоти данного индивида. Т.е. человек – это сложнейшая система, действующая одновременно на многих уровнях проявления, но необходимо выделять основные составляющие, связывающие общие проявления функционирования системы с ощутимыми характеристиками личности, ибо изменение поведенческих стереотипов вытекает из возможности апеллировать к ощутимым образам и давать схемы изменения образных связей в понятийном аппарате личности.

Силовые выражения доблести и трусости следует искать в качествах жил и сухожилий.

Сила или слабость организма выражается в строении его костной системы, которая, в свою очередь, выражается в облике.

Характер беспокойный или спокойный определяется качеством силы дыхания.

Жизнерадостность или, наоборот, подавленность характера находит выражение в оттенках
внешнего облика на лице.

Правильность положения или неспособность держать внешнюю форму выражается в осанке и позе.

Характеристики движения внутренних отношений, связанных с состояниями, проявляются в выражении лица.

Качество плавности или резкости переходов состояний находит выражение в характеристиках речи.

Выше приведены эти самые девять признаков вещественного устройства, выражающиеся во внешних проявлениях поведенческой структуры. Их можно определить как:

1. Дух, или качество разума. Дух есть вещество, определяющее осознанность личности, способность к управлению всеми остальными процессами. В настоящее время часто говорят о свойствах или качествах ума и мышления, указывая на глубинные составляющие этого явления. Т.е. дух – это то, что делает человека разумным существом, одухотворяя все его действия.

2. Дальше идет вещество ощущения, способность человека правильно или неправильно, тонко или грубо оперировать своими ощущениями. В нашей привычной классификации мира возможен термин "чувствительность", однако на уровне обыденного восприятия он имеет некоторые отрицательные оттенки значения. Потому в разных контекстах мы будем употреблять разные описательные обороты для выражения данного термина, но при необходимости будем указывать, что речь идет о понятии ? (цин), или субстанции ощущений.
Т.е. в техническом аспекте первую составляющую мы можем называть веществом духа, вторую составляющую в этом контексте уместно именовать веществом ощущений.

3. Следующей в иерархии будет система жил или сухожилий, которая в традиционной медицине соотносится с печенью.

4. Потом идут кости, которые соотносятся с движением воды. Им соответствуют почки.

5. После идет сила дыхания.

6. На шестом месте находится цвет.

7. На седьмом месте располагается осанка.

8. На восьмом месте – облик.

9. И последней в иерархии признаков идет речь.

В последовательности перечисленных категорий производится оценка личности, которая проявляется именно в этих категориях.

ПЭС 233/07.11.2007

Продолжение следует.

Следить за новостями ИНЭС: