Проблемы международной аккредитации и сертификации | Институт экономических стратегий

Проблемы международной аккредитации и сертификации

Номер 1 - ЦА. Своя игра

Международная практика свидетельствует, что роль государства на рынках стран, присоединившихся к ВТО, при строгом соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции, снижается, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации возрастает

Валерий ОВЧИННИКОВ, Валерий БОЧАРОВ, Борис ПЕТРОВ
Проблемы международной аккредитации и сертификации. От концепции до признания
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2006, стр. 102-109

Овчинников Валерий Валентинович — д.т.н., д.э.н., профессор Цюрихского университета, координатор Всемирного экономического форума в Давосе, независимый член Наблюдательного совета Национальной лиги субъ­ектов оценочной деятельности. Бочаров Валерий Евгеньевич — к.т.н., генеральный директор Национальной лиги субъ­ектов оценочной деятельности, эксперт международной категории А1. Петров Борис Иванович — к.т.н., заместитель генерального директора Национальной лиги субъектов оценочной деятельности, эксперт международной категории А1.

Учитывая то, что большая часть предпринимательского сообщества и государственных чиновников имеют слабое представление о Всемирной торговой организации, мы позволим себе дать краткую информацию об особенностях этой организации и некоторых механизмах, действующих в ее рамках.

Всемирная торговая организация (ВТО) осуществляет свою деятельность в едином международном правовом и экономическом пространстве с целью защиты бизнеса от любых недобросовестных действий – как со стороны суверенных государств, так и со стороны частных корпораций, – ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран. Большинство положений и стандартов ВТО не делает различий между частными и государственными компаниями.

Главный принцип ВТО заключается в том, что ограничение конкурентоспособности производителей продукции и услуг на внешних и внутренних рынках должно быть обосновано в соответствии с принятыми генеральными соглашениями, договорами и протоколами ВТО. Тем самым в обмен на присоединение к ВТО каждая страна делегирует ей часть своих суверенных полномочий и поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей из стран – членов ВТО.

Главное достижение ВТО – это обширный арсенал инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего рыночного характера. К таким инструментам относятся международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.

Любая страна добровольно и осознанно присоединяется к ВТО в целях глобальной интеграции в мировую экономику, основанную на рыночном регулировании и максимальной свободе перемещения капитала, специалистов, товаров и услуг. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров (МТП) и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества для российских предпринимателей и России в целом от присоединения к ВТО заключаются в том, что:

  • создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами – членами ВТО;
  • предоставляется доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, таким образом, устраняется дискриминация;
  • обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны – члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС).

С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Этот контракт предписывает каждому государству, присоединившемуся к ВТО, вести себя как беспристрастный регулятор рынка по отношению к частным и государственным компаниям. При этом бизнес приобретает новые возможности по международной правовой защите не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств.

Каждое государство, присоединяясь к ВТО, обязуется под надзором соответствующих независимых международных комиссий ВТО проводить политику повышения качества судебной системы, защиты прав собственности и технического регулирования рыночными методами, снижения бюрократического давления чиновников на бизнес и обеспечения прозрачности регулирования, совершенствования налоговой и таможенной системы. Если государство этого не делает, то оно подвергается экономическим санкциям со стороны других государств – членов ВТО. То есть ВТО требует, чтобы государственные органы, работая с бизнесом, исходили из единых стандартов судебных, административных, налоговых, таможенных и иных процедур, совместимых с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой. Кроме того, российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения предпринимателей других стран в случае нарушения последними справедливой тарифной политики, например при установлении высоких импортных и сертификационных пошлин на определенные виды продукции.

Помимо обязательств, касающихся правил использования и защиты институтов инвестиционной, коммерческой и интеллектуальной собственности, международной юридической практики по защите институтов собственности, экспортеров и импортеров продукции (первая группа обязательств), применения налоговых, таможенных и иных пошлин (вторая группа обязательств), в ВТО существует еще одна важная составляющая защиты российских предпринимателей от давления импорта товаров и услуг иностранных конкурентов, одновременно облегчающая им доступ на рынки других стран – членов ВТО. Это третья группа обязательств государств, которая должна стать главной; она базируется на мерах по снижению сертификационных пошлин, не менее эффективно закрывающих свои рынки от "чужих". К сожалению, данной группой обязательств российские переговорщики практически не занимаются. Для реализации этих мер Правительство РФ должно проводить политику создания сети конкурентоспособных национальных и региональных органов сертификации качества менеджмента, товаров и услуг отечественных производителей, не уступающих по своим возможностям лучшим зарубежным международным органам сертификации, и финансировать их развитие.

Международная практика свидетельствует, что роль государства на рынках стран, присоединившихся к ВТО, при строгом соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции, снижается, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации (ОС) возрастает.

Рассмотрим две тенденции развития ВТО, которые имеют прямое отношение к теме данной статьи. Это, во-первых, освоение новых и более совершенных технологий технического регулирования свободного обращения товаров и услуг в общеевропейском, а в скором будущем и в общемировом экономическом пространстве на основе международной сертификации качества менеджмента и продукции и, во-вторых, переход мировой банковской и финансовой системы на стандарты БАЗЕЛЬ-2. Первая тенденция ставит конкретные задачи подготовки квалифицированных кадров и технического регулирования свободного обращения на мировых рынках российских товаров и услуг с помощью сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям самых лучших стандартов, что значительно эффективнее подобного регулирования с применением административных мер в области таможенной и налоговой политики, прописанных в соглашениях Всемирной торговой организации. Это более эффективный способ защиты своих рынков и позиций в ВТО от конкуренции иностранных производителей, чем административные, налоговые и таможенные меры, предпринимаемые правительством страны. Вторая тенденция развития ВТО предусматривает внедрение в практику финансовых институтов более совершенных методов управления кредитными, рыночными и операционными рисками, банковским надзором за достаточностью капитала и прозрачностью системы управления капиталом, обеспечивающей выработку объективного мнения о качестве банковских и финансовых услуг со стороны их потребителей. Это позволяет постоянно повышать конкурентоспособность экономики страны за счет полноценного финансирования инновационных проектов.
Стремление России интегрироваться в глобальную экономику ставит на повестку дня проблему создания на ее территории организованного множества взаимосвязанных между собой органов сертификации (ОС) как центров встраивания российского малого и среднего бизнеса в действующую глобальную экономику. Такое встраивание должно осуществляться путем снижения затрат на сертификацию в тех отраслях экономики, где российские предприниматели намерены бороться за мировые рынки сбыта своей продукции и услуг и готовы к добросовестной конкуренции в условиях ВТО.

Подобные центры, как показывает практика Китая, обеспечивают национальным производителям масштабы и технологические возможности производства продукции, достаточные для того, чтобы удовлетворять растущий спрос населения собственной страны на качественный товар и одновременно повышать экспортные возможности своей экономики. Большое значение в глобальной конкуренции ОС с иностранными компаниями имеют специализированные технологии учета. Политика на рынке сертификационных услуг, проводимая ОС на основе таких технологий, должна быть направлена на сдерживание наступления на российский рынок товаров и услуг транснациональных компаний в промышленности, торговле и добыче полезных ископаемых, а также транснациональных операторов в области услуг, в том числе оценочных.

Одним из главных требований к хозяйствующим субъектам со стороны ВТО является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков. Предприятия, удовлетворяющие таким требованиям, обладают высокой конкурентоспособностью, как локальной, так и глобальной.

Далее следуют не менее важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно рост качества и снижение цены продукции (услуги) независимо от того, где эта продукция (услуга) продается – на отечественном или внешнем рынке. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.

Кроме этого, конкурентоспособность менеджмента и продукции компании должна базироваться на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала. А для успешной деятельности по привлечению сторонних финансовых ресурсов нужно научиться работать с типовыми программами управления активами – от недвижимости до интеллектуальной собственности, – прошедшими соответствующую международную аккредитацию и получивших международный рэнкинг в одной из авторитетных международных организаций. Особое внимание следует уделять изучению глобальных стандартов, регламентов, процессов сертификации и международной аккредитации, лицензионных соглашений. Без изучения и освоения этих документов невозможно успешно конкурировать в ВТО.

Повышение безопасности и качества продукции и услуг может быть обеспечено на основе всеобщей стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Как показала практика стран, входящих в ВТО, чем больше предприятий сертифицировано на соответствие стандарту ISO 9001:2000, тем выше конкурентоспособность и качество товаров и услуг в стране, тем меньше нужно применять мер для защиты рынков товаров и услуг от иностранных производителей. Стандарт ISO 9001:2000 распространяет свое действие на все виды услуг, в том числе на оценочные, аудиторские, банковские, страховые, инвестиционные и другие услуги. Системы менеджмента качества (СМК), функционирующие в соответствии с данным стандартом, являются той основой, на которой можно и нужно выстраивать конкурентоспособность российских предприятий в условиях ВТО.

Здесь достаточно напомнить о том, что Китай до вступления в ВТО обучил в Европе и США, аттестовал десятки тысяч госслужащих и специалистов по стандартам ISO, провел широкомасштабную инвентаризацию и оценку своих активов, пассивов и пр. Работа в указанных направлениях много лет идет в странах Восточной Европы, в том числе на Украине. Освоение этих стандартов и технологий позволили Польше и Чехии снизить риски и себестоимость привлечения импортных ресурсов почти в два раза.
К настоящему времени в России также немало сделано в области технического регулирования и освоения СМК производства продукции или услуг. Принят Федеральный закон РФ "О техническом регулировании". Однако в него нужно внести поправки, соответствующие требованиям соглашений о присоединении к ВТО, а также распространить сферу его действия на такие области, как рынок ценных бумаг, финансовый аудит и образовательные услуги. Оценочная деятельность уже подпадает под действие данного закона.

Большая часть российского крупного бизнеса прошла международную сертификацию СМК и подтверждает свои сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2000 успешным экспортом собственной продукции. К сожалению, такие СМК, как правило, относятся ко второму поколению, в то время как большинство западных компаний уже осваивает СМК третьего поколения. У российского малого и среднего бизнеса немало проблем в этой сфере, поэтому он имеет невысокие показатели конкурентоспособности.

Следует иметь в виду, что более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение о переходе на МСФО одновременно с освоением СМК, а многие из них уже приступили к его реализации. Иными словами, весь мир условился: МСФО вместе с СМК – это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятий, способных конкурировать в ВТО. Фактически это путь к глобальной финансовой отчетности, в рамках которой нивелируются различия между англо-американскими и европейскими стандартами финансовой отчетности.

Основная стратегическая цель бухгалтерского учета и аудита здесь заключается в том, чтобы представить активы предприятия в отчетности по МСФО как результат процессов СМК, в виде реальных экономических выгод, полученных в процессе их функционирования, что дает возможность судить о конкурентоспособности предприятия. Для достижения этой цели юристам, бухгалтерам, аудиторам, оценщикам, менеджерам и аналитикам нужно научиться решать задачи верификации и валидации финансовой отчетности в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 и с учетом традиций и права бухгалтерского учета и аудита в европейских и англосаксонских странах.

Следует заметить, что с присоединением России к ВТО национальное техническое законодательство столкнется с международным законодательством и соответствующим нормативным регулированием во многих областях деятельности, в том числе и в оценке. Намерение некоторых профессиональных объединений России использовать в оценочной деятельности международные (МСО) или европейские (ЕСО) стандарты оценки (как "наиболее совершенные"), применяя так называемый "метод обложки", мягко говоря, вызывает удивление. Профессиональные оценщики должны адаптировать международные стандарты оценки к российской действительности, обогатив тем самым используемые в настоящее время национальные стандарты. Овладение международными стандартами должно подтверждаться соответствующей аттестацией (сертификацией) персонала на международном уровне.

В настоящее время в России сохраняется предельно устаревшая система стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования. Новый Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" радикально меняет эту ситуацию, выводя стандарты на общефедеральный уровень интеллектуальной собственности в виде технических и административных регламентов. Но большинство предприятий в РФ еще не готовы к применению данного закона, и это чревато тем, что отечественной экономике некоторое время придется прибегать к сертификационным услугам западных компаний. В связи с этим правомочность оказания сертификационных услуг определяется в России по договоренности с "дочками" иностранных компаний. Российские чиновники не могут дать четкого толкования правомочности действий иностранных компаний на территории РФ. Вследствие этого не выполняется главное требование ВТО, имеющее отношение к торговле без сертификационной дискриминации со стороны иностранных компаний, основанное на принципе роста компетентности. Это означает, что орган сертификации должен выполнять свои прямые функции только тогда, когда способен подтвердить собственную компетентность национальным органам аккредитации. Последние должны подтверждать свою более высокую компетентность по сравнению с органами сертификации, специально созданным для этого международным экспертным советам, состоящим из независимых и авторитетных экспертов по каждому профилю производства и торговли продукцией и услугами.

Пока на российском рынке международной сертификации присутствуют многочисленные частные российские "дочки" иностранных международных компаний. К ним относятся французская BVQI, британские NQA и Lloid’s, швейцарская SGS, норвежская DNV, германская TUV, американская ABS и т.д., аккредитованные при своих национальных органах аккредитации. Делают они это с большой выгодой для себя, поскольку, получая хорошие прибыли, не несут (да и не могут нести в рамках российских законов) прямой финансовой ответственности по коммерческим и финансовым рискам качества услуг или товаров своих клиентов. Эти услуги предоставляются российским предприятиям дороже в 8-12 раз, чем в странах с рыночной экономикой, к которым они принадлежат, и оказываются недостаточно обеспеченными с позиции финансовой ответственности. Но самое главное, иностранные "дочки" стремятся не допустить на этот рынок российских предпринимателей и, к сожалению, делают это весьма успешно. В этом им помогают государственные органы РФ, мешающие созданию полноценной национальной сети сертификации и аккредитации. Такое положение дел вполне устраивает российский крупный бизнес, торгующий сырьем. Дороговизна услуг его не заботит и в то же время позволяет занять исключительное положение на российском рынке и приобретать новую собственность как в России (без конкурентов), так и за рубежом. Другое дело – малый и средний бизнес, который не может позволить себе такие же расходы на сертификацию и в результате этого теряет многие выгодные заказы, прибегая к услугам отечественных сертификационных компаний, не признаваемых за рубежом и не отвечающих за понесенный ущерб.

Причиной такого положения является затянувшийся процесс формирования четко выстроенной концепции создания национальной системы аккредитации в России. Именно поэтому Россия существенно отстает от других стран -членов ВТО в аккредитации своих органов сертификации и учебных программ подготовки и сертификации специалистов. Можно назвать одну аккредитованную на достаточно высоком международном уровне программу подготовки экспертов по 10 типовым программам с применением СМК и организации на их основе финансовой деятельности по МСФО предприятий на базе швейцарских стандартов FT146/SR02-А1-10. Эти же программы образуют платформу для применения банками стандарта БАЗЕЛЬ-2.

Международная аккредитация дает право аккредитованным органам производить международную сертификацию персонала и компаний, признаваемую в нескольких странах, а глобальная аккредитация дает право сертифицировать предприятия любой страны, присоединившейся к ВТО. Существуют декларативная, рабочая и квотная аккредитации. Виды аккредитации отличаются друг от друга различными механизмами отношений сертифицирующего органа с органом аккредитации и механизмами финансовой ответственности. Выход на тот или иной уровень аккредитации возможен только с участием квалифицированного независимого международного консультанта.

В большинстве сфер предпринимательской деятельности в качестве таких консультантов могут выступать специалисты в своей области знаний, прошедшие подготовку и сертификацию по категории не ниже А1 и подтвердившие необходимый уровень компетентности. Поэтому все подготовленные специалисты (аудиторы, оценщики, менеджеры, бухгалтеры, производственные работники), имеющие сертификат международного образца категории А1, могут оказывать консультационные услуги, как своей, так и сторонним организациям. Одновременно они могут проводить внутренний аудит предприятия в процессе разработки и внедрения СМК или являться руководителями управленческих, производственных и вспомогательных процессов.

Учитывая тенденции развития мировой экономики, группа российских, швейцарских, германских специалистов практически без государственной поддержки начала работу по подготовке к достойному, равноправному вхождению РФ в инфраструктуру глобальной финансовой системы частного капитала (Global Custody). Для подготовки специалистов в России и сертификации их за рубежом были адаптированы, переведены на русский язык и сертифицированы более десяти программ международных семинаров. Первая группа специалистов – представителей и сотрудников НП "Национальная лига субъектов оценочной деятельности" (НЛСОД) – подготовлена в России и сертифицирована в Швейцарии в 1999 г. по международной категории А1. Завершается работа по подготовке к сертификации ряда компаний, предприятий, коммерческих структур. С 2003 г. начата подготовка к международной сертификации систем менеджмента качества шести оценочных компаний – членов НЛСОД.
Начало созданию должной национальной инфраструктуры сетевого бизнеса в России и странах СНГ положено в 2002 г., когда был организован Консорциум "Независимый инвестиционно-стратегический центр" (НИСЦ). Он изначально выстраивался как прототип сетевой организации, кооперации профессиональных участников (субъектов) рынка различного профиля и направлений деятельности.

НЛСОД совместно с АО "Солид Консалтинг", Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по оценочной деятельности около трех лет вела подготовительную работу и с 2002 г., приняв на себя функции головной компании Консорциума, комплектует группы специалистов (банкиров, страховщиков, аудиторов, оценщиков, экспертов, бухгалтеров и др.) в России и странах СНГ для обучения и сертификации их по категории А1.

При этом для удобства освоения программ FT146/SR02-А1-10 и МСФО предлагаются три типа продуктов, аккредитованных по предложению швейцарских предпринимателей, банкиров и промышленных ассоциаций Всемирным экономическим форумом в Давосе как ведущие международные программы с высоким рэнкингом. Первый продукт состоит из 13 модулей (кейсов) СМК и рассчитан на 148 часов; второй – из 13 модулей МСФО и СМК и рассчитан также на 148 часов. Третий продукт содержит 21 модуль, в том числе МСФО разных традиций, СМК, а также глобальной социальной и экологической отчетности и рассчитан на 260 часов. Все продукты позволяют встраивать дополнительно три модуля по оценочной деятельности, обеспечивающие подготовку и оценку компетентности специалистов по специализации "профессиональный оценщик имущества". Аккредитованные продукты предполагают передачу знаний, необходимых менеджеру и аналитику любого уровня, оценщику, бухгалтеру, юристу и аудитору в работе с разными активами – от недвижимости до интеллектуальной собственности. Умение работать с этими активами проверяется на устном или письменном квалификационном экзамене, на который слушатель представляет работу, выполненную в соответствии с требованиями МСФО и/или МСО и стандарта ISO 9001:2000. В ней должны быть решены задачи использования правовых основ, стандартов и технологий бухгалтерского учета, оценки и СМК в сфере международной торговли и международного разделения труда, применяемых в ВТО, а также задачи, решение которых влияет на рост рыночной стоимости активов.

Слушатели семинаров осваивают навыки работы с социальными, экологическими и инновационными активами в соответствии с требованиями стандарта АА1000, который постепенно вводится в практику бухгалтерского учета и аудита предприятий стран – членов ВТО.

АО "Солид Консалтинг" получило право сертифицировать персонал предприятий по категории А1 с использованием квотных механизмов. АО "Солид Консалтинг" в соответствии с генеральным соглашением с НЛСОД и в рамках выделенных квот Центра глобальных индустрий при Всемирном экономическом форуме в Давосе проводит периодические семинары и аттестует персонал в России и странах СНГ в соответствии с требованиями стандарта ISO 17024. По категории А2 подготовка и аттестация производится при условии свободного владения английским (или немецким) языком в Швейцарии на базе Цюрихского университета или одной из известных бизнес-школ. Категория А2 дает право осуществлять самостоятельный аудит компаний по договору с одним из известных международных органов по сертификации. Реестр специалистов, сертифицированных по категории А1, находится в Центре глобальных индустрий (Global Industrial Center – GIC) Всемирного экономического форума в Давосе, что позволяет легализовать инструменты регулирования рисков (сертификаты, лицензии, гарантии и декларации) в более чем 140 странах – членах ВТО.

Начиная с 2005 г. Национальная лига субъектов оценочной деятельности (НЛСОД) является национальным регистратором специалистов по категории А1, официально признанным Центром глобальных индустрий. С 2003 г. с участием АО "Солид Консалтинг", ТПП РФ, НИСЦ и НЛСОД идет работа по формированию российской национальной инфраструктуры – создание национального органа по аккредитации и международного органа по сертификации с привлечением заинтересованных сторон в России и за рубежом.

Международный рынок функционирует на основе стандартов предпринимательской деятельности, механизмов и процедур аккредитации и сертификации товаров и услуг, которые необходимо изучать, хотя бы для того, чтобы не нести дополнительных издержек от уже подписанных, но неверно истолкованных международных контрактов или соглашений. Это касается в первую очередь международных стандартов ISO серии 9000 и 14 000, позволяющих адаптировать к российской действительности другие европейские и международные стандарты.

Внедрение в экономику систем менеджмента качества (СМК) и их международная сертификация заставляет учиться говорить с иностранным инвестором на одном языке. Имеется в виду овладение понятными для инвесторов, реально работающими инструментами, механизмами, процедурами, форматами и стандартами ведения бизнеса. Необходимо знать их и использовать в повседневной бизнес-практике. Также необходимо изучать современные механизмы глобальной и международной аккредитации, инструменты и технологии международной сертификации товаров и услуг, встраивание которых в национальную инфраструктуру требует специальной поддержки Правительства РФ. Продвижение в данном направлении позволит в относительно короткие сроки сдвинуть с мертвой точки решение целого ряда задач, стоящих перед Россией: повышение инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и капитализации субъектов рынка, снижение коррупции, издержек и рисков, безболезненный и легальный возврат в экономику России сотен миллиардов долларов, "покинувших" ее в годы реформ и др.

Литература
1. Овчинников В.В. Основы глобализации инвестиционного бизнеса. — М.: АО «Солид Консалтинг». — 2002.
2. Овчинников В.В., Райнш А. Международная сертификация систем менеджмента качества. — Москва — Берлин.: ИКФ «Каталог». — 2004.
3. Андрияшин Ю.Н. Международная сертификация в рамках реализации промышленной политики России в условиях глобализации и сетевой рыночной экономики. (Доклад на V Международном форуме «Высокие технологии XXI века»). — М. — 2004.
4. Бочаров В.Е., Петров Б.И. Международная сертификация как основа повышения конкурентоспособности российских компаний. // Сборник материалов научно-практической конференции «Текущая и перспективная конкурентоспособность экономики России». — М. — 2004.

Следить за новостями ИНЭС: