Польза, проверенная в металле

Номер 8. Культурный слой

В наступающем году одно из ведущих авиадвигателестроительных предприятий России, ОАО «Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева», отмечает свой 75-летний юбилей. Ныне предприятие реализует программу  широкомасштабного  технического перевооружения. В первую очередь предполагается перейти к использованию самых современных принципов организации производства. Речь идет о создании единой информационной среды, переходе на электронную модель двигателя и использовании ее для решения задач конструирования, разработки технологий и подготовки производства. В этом контексте особое значение приобретает интервью нашему изданию генерального директора предприятия Александра Сергеевича Новикова, который поднимает, в частности, вопрос развития двух наиболее актуальных для российской экономики механизмов — взаимодействия науки и промышленности и переориентации  на наукоемкое производство.

Александр Новиков
Польза, проверенная "в металле"

"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 112-115

В наступающем году одно из ведущих авиадвигателестроительных предприятий России, ОАО "Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева", отмечает свой 75-летний юбилей. Ныне предприятие реализует программу широкомасштабного технического перевооружения. В первую очередь предполагается перейти к использованию самых современных принципов организации производства. Речь идет о создании единой информационной среды, переходе на электронную модель двигателя и использовании ее для решения задач конструирования, разработки технологий и подготовки производства. В этом контексте особое значение приобретает интервью нашему изданию генерального директора предприятия Александра Сергеевича Новикова, который поднимает, в частности, вопрос развития двух наиболее актуальных для российской экономики механизмов – взаимодействия науки и промышленности и переориентации на наукоемкое производство.

Успех таких стран, как США и Великобритания, часто расценивают как результат тесной взаимосвязи науки и промышленности. Как нужно развивать механизмы взаимодействия науки, высшей школы, промышленности и Правительства?

Экономическое и научно-техническое взаимодействие науки и промышленности является важнейшей задачей и механизмом реализации стратегии развития любого современного предприятия и особенно такой наукоемкой и высокотехнологичной подотрасли, как двигателестроение. Об этом, кстати, говорится в принятых недавно Правительством документах: "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" и "Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.".

Важная роль в инновационном развитии авиадвигателестроения отводится государству, которое должно обеспечить высокий научно-технический потенциал, развитие научной, производственной базы, подготовку высококвалифицированных специалистов, а также наличие экспериментально отработанных технических решений. Кроме того, государство выстраивает систему частно-государственного партнерства, включая содействие бизнесу в организации инфраструктуры рынка авиационных двигателей, развитии международных кооперационных связей и продвижении продукции на мировой рынок. В рамках преобразования организационной системы важное место отводится сектору авиационной науки в лице государственных научных центров Российской Федерации (ГНЦ РФ), в которых уже 58 организаций, занято более 81 тыс. человек, в том числе около 1,8 тыс. докторов и 8,5 тыс. кандидатов наук, и на которые возлагаются функции ведущих организаций по важнейшим направлениям развития технологий и техники. Они должны обеспечивать:

  • разработку прогноза и основных направлений развития авиадвигателестроения с учетом достижений и тенденций развития мировой науки и техники;
  • разработку совместно с другими НИИ и предприятиями подотрасли проектов федеральных целевых программ развития двигателестроения на базе перспективных научных исследований, предложений и требований Минпромэнерго РФ, Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ;
  • создание научно-технического задела в сфере разработки двигателей нового поколения и модернизации серийных двигателей;
  • разработку нормативно-технической документации;
  • экспертизу совместно с другими НИИ проектов создания новых двигателей и оценку их технического уровня.

Особенно важна роль ГНЦ РФ в обеспечении инновационного пути развития подотрасли и технологической готовности к созданию конкурентоспособной продукции, так как только ГНЦ РФ в настоящее время обладают высоким научным потенциалом, научными школами и уникальной экспериментальной базой. Государственный сектор науки в тесном взаимодействии с предприятиями подотрасли должен обеспечить разработку и экспериментальное подтверждение критических технологий и новых технических решений для создания двигателей нового поколения.

В современных условиях для решения проблем повышения конкурентоспособности национальной экономики новое поколение инновационных программ в зонах традиционной ответственности государства должно быть основано на системном подходе, обеспечивающем развитие инициативы снизу и корреляцию целей и задач даже таких программ, как программы разработки новых систем вооружений, с целями и задачами государственной инновационной и технологической политики.
И хотелось бы подчеркнуть, что польза от взаимодействия науки и промышленности выражается не только в финансовой выгоде, но прежде всего в том, что промышленная практика – лучший источник идей и стимулов в проведении фундаментальных исследований. Ученые экспериментально, "в металле" проверяют результаты теоретических исследований.

Сегодня много говорят о необходимости переориентации экономики на наукоемкое производство. Но как этого достичь, если высокую заработную плату предлагают только предприятия российского ТЭК или иностранные компании, а инвестиции в высокотехнологичное производство отсутствуют? Каковы реальные механизмы переориентации экономики на наукоемкое производство?

Наукоемкие производства – это группа производств с высокими абсолютными и относительными (по отношению к общим издержкам производства) затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: производство электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры, авиационные, ракетные, космические отрасли промышленности, приборостроение, микробиологическая промышленность, индустрия информатики и др. Деятельность наукоемкой отрасли неразрывно связана с использованием высоких технологий, вклад которых в общую стоимость производимой продукции обычно весьма велик. Можно сказать, что наукоемкие отрасли выпускают главным образом высокотехнологичную продукцию. В настоящее время в состав наукоемких отраслей обязательно включают аэрокосмическую промышленность, производство вычислительных машин, производство электроники и средств автоматизации, а также фармацевтическую промышленность. Резкий спад наукоемких производств, наблюдающийся на протяжении последнего десятилетия, в значительной мере вызван недостаточной эффективностью как рыночных механизмов, находящихся в стадии становления, так и государственного регулирования сложной хозяйственной деятельностью, а также слабыми адаптационными свойствами предприятий. Кроме того, необходимо учитывать и тот очевидный факт, что наукоемкий сектор российской промышленности был в основном оборонно-ориентированным, а потому его менеджеры не были готовы к принятию самостоятельных хозяйственных решений в соответствии с условиями и требованиями рынка. Организация и обеспечение специфического производства строго регламентировались, регулировались и контролировались государством.

Исходя из этого, считаю, что комплекс мер, направленных на сохранение и развитие высокотехнологичного потенциала промышленности должен обеспечивать выполнение следующих задач:

  • определение приоритетных направлений технологического развития, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны;
  • выделение высокотехнологичного промышленного ядра предприятий, действительно способных производить конкурентоспособную продукцию;
  • обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных финансовых ресурсов;
  • обеспечение финансирования государственного заказа предприятий;
  • создание конкурентной среды при распределении государственного заказа и его финансировании, в том числе и путем организации конкурсов на размещение заказов;
  • налоговые преференции;

При этом следует исходить из того, что наличие перечисленных мер не может автоматически привести к широкому распространению в экономике России наукоемкого производства и высоких технологий. Для того чтобы это произошло, необходимы создание и всемерная поддержка механизма научно-технологического развития как системы взаимоотношений между государством, научно-технической сферой и рыночными силами – системы, призванной обеспечивать постоянное совершенствование и обновление технологической вооруженности производства.

Среди основных проблем регионов можно выделить отсутствие квалифицированных кадров. Предположим, что одним из самых эффективных шагов по усилению экономики, хотя, вероятно, и нереальным, было бы привлечение в российскую экономику десяти тысяч управленцев такого уровня подготовки, который соответствовал бы квалификации выпускников ведущих западных бизнес школ. Что необходимо и что можно сделать для повышения культуры российского организационного управления?
Сегодня существует ряд программ, имеющих отношение к этой проблеме, но наиболее приемлемой, в частности для ОПК России, представляется программа "Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса", выдвинутая О.В. Николаевым. Я полностью разделяю его точку зрения. Для решения названной Вами проблемы необходима система мер, направленная на восстановление кадрового ядра, определяющего успешное развитие в первую очередь наукоемкой промышленности. Эта система стратегических мер даст результаты только в том случае, если будет учитываться ситуация в мировой экономике, а продвижение в инновационную экономику произойдет с ускорением. Сохранение современных темпов научно-технического развития не позволит России занять достойное место в группе промышленно развитых стран.

В этой связи на первый план выдвигается как наиболее острая проблема соответствие уровня развития человеческого ресурса – главной производительной силы, – его квалификационным, профессиональным и психологическим возможностям, готовности к решению задач всесторонней модернизации экономики и созданию экономической основы для устойчивого развития на долгосрочную перспективу. Конечно, единых рекомендаций и единой системы мер по развитию кадрового потенциала разработать невозможно ввиду специфики отраслей экономики, ее многоукладности, а также тех условий, при которых создаются различные формы собственности. Общими могут быть цели, критерии и индикаторы развития человеческих ресурсов, конкретизированные в соответствии с региональной и отраслевой спецификой.

Необходим ускоренный научно-технологический прогресс, зависящий в первую очередь от кадрового ресурса. За прошедшее десятилетие численность работающих в отечественной науке и в сфере высоких технологий сократилась в несколько раз, а качество работающих и приходящих научно-инженерных кадров оставляет желать лучшего. Имеющийся кадровый потенциал, безусловно, важно сохранить, но это задача-минимум, так как его старение и естественная убыль не дают возможности сделать его основой мощного научно-технического и социального прогресса. Как уже отмечалось, отставание России от передовых стран продолжает сохраняться, а по ряду направлений увеличивается. Принимаемые государством меры не дают результатов.

Поэтому главной проблемой следует считать разработку и быструю реализацию проекта создания нового научно-технологического потенциала страны. Это подразумевает:

  • форсированную подготовку специалистов самой высокой квалификации, прежде всего для реализации государственных научных приоритетов федерального уровня и развития наиболее важных для нашего общества критических технологий;
  • концентрацию финансовых средств для сохранения молодых энергичных и хорошо подготовленных кадров в стране и создания условий для предотвращения эмиграции наиболее ценных специалистов, необходимых для отечественной экономики, социальной сферы и системы государственного и корпоративного управления;
  • создание системы условий, включая психологические, социально-бытовые, коммуникационные и информационные аспекты, для того чтобы работа в отечественных НИИ, КБ и высокотехнологичных предприятиях, выпускающих конкурентоспособную продукцию, была привлекательной, пользовалась поддержкой общества, открывала перспективы для карьеры, творческого удовлетворения и достижения личного благополучия ученых и специалистов;
  • принятие законодательных мер, направленных на увеличение инвестиций в научно-техническую сферу и контроль над их выполнением.

Все это подтверждает актуальность решения проблемы качественного кадрового обеспечения научно-технической сферы в целом, ее структурного развития и трансформации в новых социально-экономических условиях. Качественные отличия кадров оборонных отраслей промышленности были обусловлены специфическими условиями их формирования – от подготовки, отбора специалистов к созданию высокоэффективных и дееспособных коллективов с высоким уровнем мотивации.


Справка

Открытое акционерное общество "Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева"

Предприятие входит в число ведущих авиадвигателестроительных предприятий России. История предприятия началась в 1932 г. с производства поршневых звездообразных двигателей для легкомоторной авиации.

На сегодня различные модификации двигателя РД-33 остаются основной продукцией ММП им. В.В. Чернышева, в то же время в интересах обеспечения экономической стабильности и поступательного развития предприятия в последние годы предпринимаются активные шаги по диверсификации производства. При этом главными направлением является освоение выпуска новых перспективных типов авиационных двигателей малой размерности. Текущее производство ММП им. В.В. Чернышева включает три модификации турбореактивного двигателя РД-33 (серии 2 и серии 3), РД-33МК для различных модификаций истребителей МиГ-29, турбореактивный двигатель РД-93 для легких одномоторных истребителей и турбовинтовой двигатель ТВ7-117СМ для ближнемагистрального самолета Ил-114. Планами на ближайшее будущее предусматривается начало серийного выпуска двигателей РД-1700 – для учебно-тренировочных самолетов; новой модификации двигателя ТВ7-117С – для легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Прорабатывается перспектива серийного выпуска двигателя ВК-2500, предназначенного для замены двигателей ТВ3-117 на вертолетах КБ Н.И. Камова и М.Л. Миля.

ММП им. В.В.Чернышева активно сотрудничает с конструкторскими бюро в интересах разработки новых двигателей и их модификаций. Продукция, выпускаемая предприятием, эксплуатируется более чем в 40 странах мира.

Контакты:
125362, Москва, ул. Вишневая, д. 7
Тел./факс: (495) 491 5544; (495) 491 3922

 

Следить за новостями ИНЭС: