Об архитектуре как системном подходе к развитию предприятия при цифровой трансформации бизнеса

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.106-117

В статье архитектура предприятия характеризуется как «система систем», охватывающая бизнес-стратегию компании, IT-архитектуру и IT-стратегию и представляющая собой некую многомерную систему взаимосвязей и взаимодействий, управляемых архитектурным процессом и обеспечивающих в совокупности реализацию стратегических целей компании. Показано, что в условиях цифровой трансформации скорость технических и структурных изменений предприятий должна быть крайне высока, иначе организации не смогут осуществить свои стратегии и трансформировать свою структуру и новые конкуренты получат шанс на завоевание определенных позиций. Особого внимания в цифровой среде заслуживают процессы технологических изменений, которые требуют новых организационных возможностей. Раскрыт подход к развитию инновационной бизнес-модели как целенаправленной системы организационных изменений, основанной не столько на инновационных продуктах или процессах, сколько на системном технологическом базисе, характерном для высокотехнологичных предприятий. Показано, что роль и место стратегии в деятельности цифрового предприятия в отличие от предприятий, действующих на технологиях третьего и четвертого поколений, существенно изменяется в силу иной организационной структуры современных компаний, где стратегия неразрывно связана с архитектурой. В этих условиях стратегия выступает как инструмент развития предприятия и реализации его целей. Раскрытие системной концепции АП в целом и является целью настоящей статьи

Источники:

1. Блуммарт Т., Брук С., ван ден. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 204 с.

2. Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер / Пер. с англ. В.Н. Егорова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 456 с.

3. Пименов В.В., Кудрявцев Г.И. «Архитектура предприятия» — понятийный аппарат: практика использования и перспективы развития в современных условиях // Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 146–163.

4. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: переход от проектирования IT-инфраструктуры к трансформации бизнеса» // Российский журнал менедж мента —Russian Management Journal. 2017. № 2. С. 193–224.

5. Кудрявцев Г.И., Пименов В.В. Диверсификация промышленности на основе ключевых компетенций предприятий ОПК: Сб. докладов Третьей конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса». 24–25 октября 2017 г., Москва. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2017.

6. Михненко П.А. Теория организации: Учеб. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 336 с.

7. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. М.: Интернет-университет информационных технологий, 2013. С. 140.

8. Цифровой бизнес: Учеб. / Под науч. ред. О.В. Китовой. М.: ИНФРА-М, 2018. 418 с.

9. Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 496 с.

10. Кожевина О.В. Управление изменениями: Учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2013. 286 с.

11. Ханнан М.Т., Фриман Дж. Структурная инерция и организационные изменения // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2010. С. 2–37.

12. Барнетт У.П., Кэрролл Г.Р. Моделирование внутриорганизационных изменений // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2010. С. 38–63.

13. Beer S. Brain of the Firm [Электронный ресурс] // Псевдология. URL: http://www.pseudology.org/Reklama/Beer_S_Mozg_firmy2.pdf.

14. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017. 432 с.

15. Квинт В. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес-Атлас, 2012. С. 626.

16. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. М.: Гардарики, 2002. 296 с.

17. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. проф. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 2003.

18. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. С. 341.

19. Перерва А., Еранов С., Иванов В., Сергеев С. Путь IT-менеджера. Управление проектной средой и IT-проектами. СПб.: Питер, 2016. 320 с.

 

>> Скачать (PDF, 269KB)

Следить за новостями ИНЭС: