НПК — поиск нестандартных решений

Номер 2. Господин Цейтнот

Генеральный директор холдинга «НПК» убежден, что воссоздание традиций крепкой, здоровой семьи в заводском коллективе помогает работникам холдинга добиться успеха. «Сегодня управленцы не слишком интересуются социальными аспектами, а мы рассматриваем это направление как стратегически важное. Предприятия «НПК» уже сейчас задействованы в формировании среднего класса, который является основой демократии, свободного труда, частной инициативы и гражданской солидарности».

Борис Кузык
НПК – поиск нестандартных решений

"Экономические стратегии", 2003, №2, стр. 18-25.

Борис Кузык уже не раз высказывался в нашем журнале на различные темы. Богатый опыт этого человека, достаточно долго возглавлявшего военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами и создавшего одну из самых успешных корпораций российского ОПК, позволяет нетривиально взглянуть на многие аспекты государственного и корпоративного управления.
Сегодня Борис Кузык выступает на страницах "ЭС" как руководитель предприятия, которое в 2002 году стало лауреатом программы "Действующие лица" в номинации "Экономический прорыв".
2002 год был для холдинга "НПК" чрезвычайно насыщен событиями, хорошо известными по черному PR: попытка подмены подрядчика на строительство эсминцев для Китая и "захват" "Северо-западного пароходства", конфликт с центром "АСТ". Решив эти проблемы и усвоив уроки, руководство холдинга выстроило более дееспособную структуру и показало максимальную результативность в условиях борьбы.
Сегодня Борис Кузык, являясь гостем нашего журнала, делится своими мыслями по искусству "заплыва против течения".

Шведская машиностроительная компания Stora, основанная в 1288 году, успешно работает и сегодня. Скоро "НПК" отпразднует свое пятилетие и, судя по всему, Вы хотели бы, чтобы холдинг тоже пережил своего основателя и первого руководителя и вошел в историю. Как в "НПК" происходит "вживление долголетия на генном уровне"?

Не хотелось бы начинать разговор с того, что моих коллег или меня что-то переживет, пусть даже это любимая компания. Как говорится, все в руках Господних! Если Вы хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах. Когда иностранные фирмы стали продвигать в России продукцию с "пожизненной гарантией", они столкнулись с негативной реакцией наших сограждан на подобный термин. Мы были одними из первых в новейшей истории развития промышленности России, кто восстановил основу управления – планирование. Сейчас долгосрочные планы разрабатываются не только для наших предприятий, но и для системы производственной кооперации. Загрузка и финансирование обеспечиваются конструкторскому бюро, поставщикам вооружений и средств управления, материалов и комплектующих – всем, кто вовлечен в процесс кооперации.

Планирование, осуществляемое с учетом широкого спектра общенациональных проблем, имеет исторические корни, питающие и предприятия НПК, и управляющую компанию холдинга. Позволю себе привести пример. Судостроение всегда играло важную роль в истории нашего Отечества, знаменуя собой этапы развития науки, техники, государственного строительства. Постройка флота, закладка новой серии кораблей, по сути, была проверкой "на зрелость" не только для судостроительной и металлургической промышленности, но и для машиностроения, оружейного производства. Так повелось со времен Петра.

Однако "вживлением на генном уровне" мы не занимаемся, не интересуемся клонированием, "созданием нового человека", "нового поколения". Это нечто нежизнеспособное, чреватое отторжением, противоречащее российской традиции, что-то от фаустов и франкенштейнов. Сама по себе технология "вживления долголетия в организацию на генном уровне" характерна для нации и государства с короткой исторической памятью. Известны примеры того, как американцы пытаются искусственно "привязать" свою элиту к британской традиции или купить дворянские родословные в Италии, приобретают и перевозят в США средневековые замки или мосты. От русских они отличаются большим индивидуализмом, большей подвижностью (в среднем житель США меняет место жительства один раз в 7 лет). В этих условиях технологии "вживления" процветают.

Мы в России находим опору в аутентичных ценностях, в нашем богатом и славном прошлом. Предприятия, входящие в холдинг, существуют не один год. Недавно мы отметили 90-летие "Северной верфи", 80-летие "Северо-Западного пароходства", 50-летие "Ковровского механического завода". Нам ничего "вживлять" не требуется, мы не собираемся подменять их историю историей холдинга "НПК", но хотим возродить и развивать производство, сберечь чуть было не утраченную связь времен. Приступая к постройке большой серии судов, мы испросили благословения Патриарха, чтобы назвать их именами русских святых. Так восстанавливаются традиции каронимики, заложенные Петром Великим: по русским рекам поплывут "Апостол Андрей Первозванный", "Даниил Московский", "Святитель Алексий". И не корабли, а образы святых подвижников закрепятся в сознании народа. 10 кораблей – это своеобразный культурный проект, пробуждение исторической памяти. Бог даст, и наши труды станут прочно связывать с традицией, корни которой уходят глубоко в историю России.

Люди часто не хотят думать о нежелательном будущем; боязнь предстоящих невзгод заставляет их исключать из анализа некоторые сценарии. Что может сделать руководитель предприятия для преодоления этого синдрома?

Руководитель, как правило, не занимается синдромами, а приглашает специалиста соответствующего профиля – врача, психолога или экстрасенса.

Ваш вопрос, скорее, из области социологии, и здесь менеджмент "НПК" имеет определенные достижения. Социологи утверждают, что, даже убедившись в неадекватности прежних представлений, ценностей и норм поведения, люди далеко не сразу и не одновременно переходят к новым, более приемлемым в изменившейся социальной ситуации. Процесс такого перехода и есть кризис, предполагающий негативную окраску социального самочувствия. В подобной ситуации команда "НПК" делает многое, чтобы от неустойчивого социального самочувствия, ядром которого является неуверенность в ближайшем будущем, сотрудники предприятий холдинга перешли в состояние устойчивого равновесия. Для этого нужно научить людей делать оптимистические выводы из прошлого, давать оптимистический прогноз на будущее, опираться на реальные достижения.

Сегодня управленцы не слишком интересуются социальными аспектами, а мы рассматриваем это направление как стратегически важное. Воссоздание традиций крепкой, здоровой семьи в заводском коллективе помогает работникам холдинга добиться успеха, обрести уверенность в будущем. Оптимизм основывается на реальных достижениях. Спустя год-два после прихода команды управленцев "НПК" вырос уровень зарплаты по основным категориям, рейтинг предприятий в отрасли, конкурентоспособность производимой продукции; предприятия чаще стали участвовать в международных выставках.

Сотрудники "НПК" понимают свободу как самоконтроль. Самостоятельность – это поиск нестандартных решений, самосовершенствование и творчество; независимость – возможность самовыражения в конкурентной борьбе.

Сегодня в российском обществе образовались и отчетливо проявляются центры активности, воспроизводимые типы жизни, вполне адекватные современной социально-экономической ситуации. Предприятия "НПК" уже сейчас задействованы в формировании среднего класса, который является основой демократии, свободного труда, частной инициативы и гражданской солидарности. Наши сотрудники готовы по-новому смотреть на решение социальных проблем. Перемены разительные – достаточно вспомнить, например, исторически сложившийся имидж рабочего-путиловца как носителя революционных традиций. Если в 1970-80-х годах работники "Северной верфи" (бывшей Путиловской) пользовались профсоюзными дотациями и были привязаны к входившим в заводскую инфраструктуру клубам, профилакториям, лечебным учреждениям, лагерям и домам отдыха, то сегодня именно уровень зарплаты определяет степень их социальной защищенности и экономической свободы. А по уровню зарплаты предприятия холдинга лидируют – по городу, по региону, по отрасли.

Команде "НПК" удалось создать "поле притяжения" разнородных общественных сил и узловые точки роста новой социальной реальности. Эти точки формируют вполне определенные, измеряемые качества: характерные черты личности, мотивацию труда, поведенческие стереотипы, формы и образцы самоидентификации, восприятия и отношения к миру. Среди них – оптимизм, деловая активность, желание учиться и работать, предприимчивость, инициативность, коллективизм и сплоченность.

Задача развития корпоративного духа решается руководством холдинга во всей ее полноте. На начальном этапе процесс консолидации затрагивал только ядро "НПК" – сотрудников управляющей компании. Однако со временем он все более расширялся, охватывая отдельные предприятия, формируя чувство солидарности и принадлежности людей к данному объединению. Корпоративный дух развивается в ходе складывания товарищеских отношений и ассоциаций внутри корпорации: воссоздание заводской кооперации предприятий-смежников, образование Координационного совета машиностроительных предприятий, совместные действия на международных выставках, заказ пароходством холдинга судна на верфи холдинга.

Развитие корпоративного духа часто связано с осознанием внешней угрозы. В прошлом (до прихода менеджмента "НПК") наши предприятия пережили угрозу банкротства, а недавно – жесткую борьбу за экспортные заказы. Важное место занимает воспитание и развитие групповой воли и утверждение единой, устойчивой коллективной цели. Руководитель может и должен указать цель, показать средства ее достижения, объяснить методы, поставить задачи и доказать возможность их решения силами коллектива.

В 2002 году произошли хорошо известные события. Как Вы думаете, что бы написал аналитик из "конкурирующей конторы" для своего руководства о сильных и слабых сторонах Бориса Кузыка и "НПК" в целом?

"Конкурирующая контора" – это значит, работа против "НПК", на разрушение бизнес-культуры и бизнес-среды "НПК", его репутации, на перехват финансовых потоков и управления и т.д. Сегодня в России корпоративные войны ведутся по всем правилам военного искусства: десант, разведка, упреждающие удары, обход, прорыв, стеллс-технологии. Кроме этого, используются запрещенные приемы: диверсии, клевета, обман, подлог, подкуп, захват заложников и бизнеса. Почитайте криминальную хронику! Обратите внимание на путаницу в формулировках: "спор хозяйствующих субъектов" и "криминальные разборки".

Вы же не считаете, что представитель крупного бизнеса, связанный с миллиардными контрактами, межгосударственными соглашениями, будет на публике раздеваться и показывать свои незаживающие раны или литые бицепсы? Мы с Вами можем поговорить о том, что на самом деле аналитики из "конкурирующей конторы" сильно просчитались, рассматривая менеджмент "НПК" как случайное и временное объединение кабинетных теоретиков, интеллигентов, шахматистов, бухгалтеров, у которых можно из-под носа слона увести, и не заметят. Или щелкнуть по носу, напугать, сказав: вот сейчас прибегут и покажут вам!

Руководство "НПК" – это единая, сильная команда, обладающая хорошей реакцией, умеющая перестроиться и нанести контрудар, моментально сшибающий с ног, способная на тактическое отступление и перегруппировку, на жертвы ради главной цели. Конкуренты ошиблись и в оценке ресурсов холдинга, и в оценке степени его интегрированности в бизнес-среду – думали, что можно вырвать и раздавить. Да не просто раздавить, тут были задействованы серьезные финансовые институты, межправительственные связи, короче, много такого, что на бумагу не положить, – рынок деликатный. Ну, попробовали – не вышло, теперь приходится делать вид, что не очень-то и хотелось.

О какой слабости "НПК" можно говорить, если мы официально заявляем, что вполне в состоянии высадить десант менеджеров еще на ряд промышленных предприятий и вытащить их из болота! Да, есть направления, которые мы хотели бы развивать более интенсивно, но время для этого еще не пришло .

Каковы горизонты и механизмы долгосрочного прогнозирования и планирования в "НПК"? Как в процесс планирования интегрируется развитие технологий?

В основу стратегического планирования деятельности компании положен программно-целевой подход, который предполагает разработку долгосрочных (до 10 лет), среднесрочных (до 5 лет) и краткосрочных (на 1 год) программ, определение способов и методов их реализации.

Первое. Составлены, подписаны и утверждены программы сотрудничества предприятий холдинга с основными партнерами и заказчиками высокотехнологичной продукции. В их числе Министерство транспорта, Министерство обороны, "Рособоронэкспорт", ВМФ, государственные агентства по вооружениям и другие организации.

Второе. Руководство любой компании, функционирующей в России в сфере промышленного производства, понимает необходимость государственного подхода к работе с предприятиями, а также промышленной политики, промышленной стратегии. На это нацелены и отраслевые программы "НПК", возрождение производственной кооперации, планирование, а также заключение стратегических союзов на рынке. Кроме того, сформированы программы продвижения продуктов предприятий на внутренних и внешних рынках, включая закрепление в своем сегменте рынка каждого предприятия, каждого вида продукции и расширение этого сегмента.

Третье. Соотношение военных и гражданских, экспортных и внутренних заказов должно быть строго выверено. Чтобы построить большой военный корабль, потребуется много времени, при этом нельзя равномерно на 100% загрузить все мощности завода. Необходимо и гражданское судостроение. Сегодня мы строим эсминцы, корвет и другие военные суда, но у нас есть и программа сухогрузов, траулеров, ледоколов. Это дает возможность планировать, распределять нагрузку, снимать пики и провалы загрузки корпусного производства. Корабль будет достраиваться еще 3 года, а корпусное производство надо загружать. Вся технологическая цепочка должна постоянно работать.

Эта же схема используется в рамках программ "Машиностроение" и "Пароходство". Разница лишь в том, что устанавливается баланс между услугами и видами деятельности, между географическими направлениями. Например, срок окупаемости новых сухогрузов проекта "Валдай" – 6 лет, срок окупаемости инвестиций в маломерный флот (компания "Русские круизы", экскурсии по Петербургу) – один сезон.

Четвертое. Мы планируем и на 10, и на 5 лет, и на 3 года, и на год, и на месяц. Это не планы ради планов, а способ понять, каким образом можно достичь заданной точки в намеченный срок. Можно долго и много думать и говорить, но настоящее дело начинается, когда берешь карандаш и лист бумаги. Написал 3 пункта, добавил – и это надо, и то надо, в голове всего не удержишь. Планы нужны, чтобы выяснить, как и с кем можно сделать ту или иную работу: вот эту часть ты должен выполнить с Минобороны, эту – с "Россудостроением", эту – с наукой, а здесь нужно подключить смежников. Одному-то – никак, это дело общее.

Пятое. Успешное планирование опирается на уникальный кадровый состав холдинга: руководители компании долгое время работали в системе формирования военного бюджета СССР и России, в структурах Варшавского Договора. Принципиально важно планирование маркетинга, а также продвижения продукции на рынок, планирование в области финансового менеджмента. Руководителем последнего направления стал один из основателей "Росаудита". Из ведущего банка страны пришла команда талантливых финансистов. А программу маркетинга возглавил заместитель генерального директора компании, более 20 лет работавший в сфере военно-технического сотрудничества. Нам есть, на кого опереться.

Шестое. Работать в масштабах России и на внешнем рынке невозможно, не выстраивая функциональных, грамотных отношений с органами исполнительной власти. У холдинга "НПК" налажены связи с Правительством РФ на уровне премьер-министра, вице-премьеров, министерств, которые в той или иной степени связаны с компанией. Холдинг сотрудничает также с ВМФ, Комитетом по военно-техническому сотрудничеству, ГРАУ и целым рядом ведомственных и академических НИИ, слаженно работающих при подготовке перспективных экспортных контрактов и обеспечивающих прорыв на мировые высокотехнологичные рынки.

По ряду политических вопросов серьезную поддержку оказывает Президент РФ, Администрация Президента. В реализации планов и программ "НПК" неоценима помощь губернаторов Санкт-Петербурга, Владимирской, Астраханской, Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Московской и др. областей, позволяющая решать сложные, масштабные социальные проблемы. Предприятия ВТК в регионах нередко являются градообразующими, а это значит, что работа "НПК" отражается на социальной и культурной сферах жизни муниципальных образований. Если предприятие градообразующее, то местные власти могут пойти на снижение налогов. "НПК" предложил создать "Астраханское пароходство", что очень важно для Астрахани. В этой связи руководство области предприняло целый ряд мер экономического стимулирования проекта. Мы не пускаем эти отношения на самотек, но планируем их и реализуем.

Седьмое. Холдинг опирается на науку, привлекая на договорной основе ведомственные и академические НИИ. Финансовые ресурсы компании позволяют сотрудничать с лучшими из лучших, организовывать одновременное изучение проблем тремя независимыми группами экспертов, использовать наиболее современные методики и технологии.

Что самое важное для Вас в компании? Что Вы больше всего боитесь потерять ?

В организационном плане важно не потерять управления холдингом. До прихода управляющей компании "НПК" предприятия были либо на грани банкротства, либо остановлены, либо потихонечку разваливались. Менеджмент управляющей компании выполняет функции, которые предприятиям не под силу, – это не их задача, у них нет таких кадров, и взять их неоткуда. Речь идет о разработке стратегии, промышленной политики, маркетинге международных высокотехнологичных рынков, лоббировании, работе со структурами федерального уровня. Потеря управления – это как минимум потеря организационной гибкости.

В нематериальном плане для руководителя важно не потерять репутацию. Высокая деловая репутация холдинга "НПК" подкреплена реализованными крупными проектами в сфере высоких технологий. Потерять ее, значит лишиться союзников в лице руководителей местных органов управления. Труднее всего было завоевать репутацию эффективного собственника и рачительного хозяина среди десятков тысяч работников промышленных предприятий холдинга. Но сегодня эти предприятия занимают лидирующее положение в своих регионах по уровню зарплаты и первые места по темпам развития производства. Потеря такой репутации равносильна потере квалифицированных кадров, темпов роста производства, качества продукции.

Все эти годы холдинг имел и по сей день имеет высокую финансовую репутацию в мире международных и отечественных финансовых институтов. Это позволяет привлекать необходимые средства. Зарубежные фирмы открывают кредитные линии под гарантии "НПК", под гарантии других компаний для предприятий холдинга. В настоящее время мы сотрудничаем в этой сфере со Сбербанком России, большая и результативная работа ведется с другими отечественными банками. "НПК" установил отношения со многими компаниями, в том числе с такими, годовой оборот которых составляет 35-50 млрд долл., финансовыми институтами мирового уровня. Связи прямые – нам не нужны посредники. На западном рынке клиринговых валют наш холдинг считается одним из лидеров среди российских компаний. Известно, что "НПК" всегда выполняет свои обязательства и программы.
В физическом плане для руководителя холдинга важно не потерять сильную, единую, сплоченную команду профессионалов. Как писал Ли Якокка: "Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать". Можно лишиться всего, кроме команды, и начать сначала.

В конце концов, мы уже начинали с нуля: 5 лет назад, когда пришло время приступать к реализации нового проекта, люди уходили с высоких должностей крупнейшего банка страны, с руководящих постов известных государственных компаний в никому не известное ООО без копейки денег на счету. И совершили беспрецедентный прорыв.

"Аэрофлот", отказываясь от закупки российских авиалайнеров, мотивирует свои действия невысокой экономичностью отечественной авиатехники, низким уровнем послепродажного обслуживания и, по сути, нестабильностью на всех уровнях. С другой стороны, опыт бразильской фирмы Embraer показывает, что в развивающейся стране можно создать компанию мирового класса. Может быть, вся проблема в том, что мы – россияне – все еще "туземцы" в управлении крупными корпорациями?

С российскими авиалайнерами не все так просто. Авиакомпании для покупки самолетов используют кредиты и лизинговые схемы. Российскую же продукцию продают исключительно за живые деньги, да еще просят денег вперед, о лизинге говорить не приходится. Российские кредиты недоступны. За рубежом кредитные ставки существенно ниже. Иностранных производителей поддерживает государство, а наши этим похвастаться не могут. Иностранные производители активно предлагают гибкие схемы платежа, продвигают свою продукцию правдами и неправдами, начиная от местного политического лоббирования, кончая ограничениями на использование нашей техники в зарубежных аэропортах. На зарубежные поставки распространяется действие ряда программ различных организаций (международные фонды и банки), есть особенности в страховании и техническом обслуживании в зарубежных аэропортах и многое другое. Конечно, проще свести все к примитивным, ярким, запоминающимся ярлыкам: "поголовное русское пьянство", "полный беспредел" и увести разговор в сторону, а не проводить профессиональный анализ всех показателей.

О системе качества, стандартах, существовавших в отечественном ВПК, можно рассказывать долго, и сегодня уже никто не поверит, как это изумляло американцев, как они за гроши скупили в начале 1990-х наши стандарты на авиационно-космическую технику.

Давайте перейдем к проблемам управления крупными корпорациями, к нашей истории. В ХVIII-ХIХ веках заводы Демидовых определяли европейские цены на металл, по объемам производства опережая Англию и Швецию. При этом по техническим параметрам оборудование, используемое на уральских заводах, намного превосходило европейское, а выпускаемая продукция с клеймом "Старый соболь" по качеству не имела равных. По числу рабочих, по географическому охвату демидовское "заводское дело" занимало ведущие позиции в Европе. Управляли, и видимо, неплохо.

Россия была и остается не только потребителем, но и поставщиком, которому веками принадлежат твердые позиции на мировых отраслевых рынках. В конце ХIХ века Нижегородская ярмарка определяла европейские цены на зерно, в ХХ веке Россия прочно утвердилась на мировых рынках нефти, алмазов, никеля, алюминия, урана, минеральных удобрений, леса, пушнины, на рынке вооружений, морских и воздушных перевозок.

Исторических примеров можно привести много, но мы – другие. Среднестатистический выпускник японской средней школы различает на глаз 90 цветов и оттенков, при этом правильно называет 60 из них. Это факт культуры, когда бледно-розовый оттенок именуется "цветущая сакура", а бледно-желтый – "цветущий лотос". В России среднестатистический выпускник школы и близко не подходит к японским показателям. В ряде конкретных случаев можно говорить о сравнительной профессиональной непригодности, например – в различении оттенков химических соединений в фармакологии. Однако российские пилоты военных самолетов, использующие сегодня такие же цветные дисплеи, как японские пилоты, действуют намного быстрее, т.к. быстрее на какие-то доли секунды обрабатывают визуальную информацию. И эта невосприимчивость к тончайшим оттенкам обеспечивает победу в быстротечной схватке.
Говорить о нашей хронической туземной неспособности к управлению нет оснований еще и по той причине, что известны наши соотечественники с дипломами российских вузов на постах топ-менеджеров крупнейших зарубежных корпораций.

Я не уверен, что холдинг "НПК" что-то выиграл бы, пригласив на руководящую должность топ-менеджера из другой страны, будь то Япония, Англия или США. Все-таки есть в России нечто особенное. Историкам хорошо известно, что все кризисы в нашей стране были кризисами управления – соляной бунт, медный, революции и заговоры, войны и изменение престолонаследия.

Известен Ваш интерес к "Книге перемен". Скажите, есть ли в этой работе принципы, которые можно применять в управлении?

В России Китай всегда ассоциировался с загадкой. Вспомним устойчивые словосочетания: "китайская грамота" "китайская ничья"; "последнее китайское предупреждение". Каждое соприкосновение с великой и загадочной культурой вызывает многочисленные ассоциации, параллели, неоднозначные толкования (для примера, сравните российско-германские связи в историческом контексте).

Экономистам и специалистам по истории Китая хорошо известен термин "спящий Китай". В течение тысячелетий эта страна в области экономики воспроизводила сама себя. И это при том, что Китай совершил технологические прорывы: книгопечатание появилось там на несколько веков раньше, чем в Европе, китайцы изобрели и использовали порох и ракеты.

В конце 1980-х годов в Москве с докладом в академическом институте выступал вице-президент Китайской академии наук. В ходе сообщения, показав на экране гравюру из древней китайской книги, он прокомментировал ее: вот это первый космонавт в истории Земли. В древнем Китае при большом стечении народа и в присутствии императора известный и уважаемый конструктор фейерверков сел в кресло, к ножкам которого привязал десятки ракет собственного изготовления, и улетел. Докладчик улыбался глазами, лицом, всей своей фигурой, но было очевидно, что он и аудитория обдумывали разное.

Притягательно любое порождение китайской культуры – книга, философская система, предметы искусства. Прекрасное упражнение для ума! Но вряд ли "Книга перемен" может быть полезна в управлении. Ведь никто всерьез не собирается осуществлять долгосрочное планирование по Нострадамусу, финансовый консалтинг по системе цыганки Азы.

Два года назад Вам было присвоено звание "Заслуженный деятель науки России"; Вы доктор экономических наук, профессор. Однако такие незаурядные руководители, как Сталин и Билл Гейтс, вообще не имели высшего образования…

Давайте разберемся, вспомним родоначальников крупнейших промышленных предприятий, талантливых и образованных инженеров, оставивших след в науке, создателей технологий, методик, рецептур. Вспомним Симменса, Круппа, Бессемера, Дизеля, Лавале, Боша, Нобеля, Форда, получившего прекрасное образование Н.И. Путилова. Именно он смог реализовать передовую и совершенно новую для России идею: объединить силы многих предприятий, организовать кооперированные поставки, обеспечить бесперебойное снабжение, слаженную работу и добиться результата, недостижимого каждым из этих предприятий в отдельности.

Вспомним Морозова, Рябушинских – они закончили лучшие университеты Европы. Причем, получив образование в одной стране, стажировались в другой. Фундаментальный подход позволил впервые в России применить понятие энерговооруженности предприятий и перевести фабрики с дров и угля на мазут, обеспечить заметный рывок и отрыв от конкурентов.
Давайте вспомним и более близких нам Туполева, Королева, Сухого, Курчатова. Высокообразованные люди, основатели научных школ и направлений и талантливые управленцы, максимально использовавшие все возможности своего времени, руководившие проектами мирового уровня, они никогда не были персонажами анекдотов, подобно названным Вами героям.

Есть правила, а есть исключения из правил. Есть формальное образование и формально выполненные квалификационные работы, а есть подлинное обретение знаний. Следует различать образование и талант руководителя. Мир многообразен, многовариантен. Если человек признан профессиональным сообществом ученых, управленцев – это прекрасно! Успех, не основанный на кропотливой работе по приобретению знаний, сегодня опасен, как никогда.

Следить за новостями ИНЭС: