Страница автора: Александра Осипова

Управление результативным потенциалом студентов в условиях постоянных изменений

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.126-133

В университете студенты и аспиранты не только развивают творческие способности, осваивают профессию, учатся сотрудничать, но и соприкасаются с вечными ценностями, идеалами и находят смысл жизни. Как помочь раскрыть потенциал, найти призвание в условиях постоянных изменений? Настоящее исследование предлагает вариант изучения и построения университетской среды, формирования духа университета, где бы личность обучающегося, его способности, мотивация становились основанием для разработки новых образовательных траекторий. При помощи методологии case-study были получены данные о соотношении удовлетворенности обучением и смысложизненных ориентаций студентов бакалавриата. Результаты говорят о необходимости уделять пристальное внимание студентам первого курса, так как именно на этом этапе (гораздо раньше, чем в прежние годы) формируются установки и глубинная мотивация развития. Авторы предлагают использовать раннюю дифференциацию образовательных траекторий, которая поможет сохранить и приумножить потенциал университета

Источники:

1. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. Выступления. М.: Прогресс, 1985.

2. Шлейермахер Ф. Нечаянные мысли о духе немецких университетов (приложением об одном из них — недавно учрежденном) / Вступ. ст. и пер. с нем. яз. А.Ю. Антоновского. М.: Канон, 2018. С. 90.

3. Маслин М.А. С.Н. Трубецкой как русский философ // Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. С. 3–14.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

5. Граттон Л. Точки кипения. Как организации, группы и команды создают энергию для развития и инноваций. М.: Бест Бизнес Букс, 2008. 283 с.

6. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 55–61.

7. Олескин А.В., Курдюмов В.С. Децентрализованные сетевые структуры в научном сообществе, системе образования, гражданском обществе и бизнесе: модель хирамы // Экономические стратегии. 2018. № 2. С. 104–122.

8. Грановеттер М. Сила слабых связей. Классика новой экономической социологии. М.: ВШЭ, 2016. С. 71–96.

9. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. М., 2017.

10. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.

11. Леонтьев Д.А., Сучков Д.Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. № 44. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/300-leontiev44.html.

12. Андреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 4. C. 27–45.

13. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. 2010. № 4–5.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

15. Леонтьев Д.А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 c.

16. Козина И.М. Сase study: Некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10–11. С. 177–189.