Хроники «Апостола Андрея»: 22 декабря – макушка лета

Номер 1. Пустыня внемлет Богу?

Продолжение публикации дневников Николая Литау, капитана яхты, пустившейся в плавание вокруг антарктического побережья.

Николай Литау
Хроники “Апостола Андрея”

“Экономические стратегии”, №1-2005, стр. 78-79

Знаменитая яхта “Апостол Андрей”, ведомая шкипером Николаем Литау, совершает рекордное кругосветное плавание, цель которого – обойти вокруг Антарктиды, прижимаясь, насколько возможно, к ее берегам. Организаторы экспедиции – Клуб “Приключение” Дмитрия Шпаро и журнал “Вокруг света”.

За 185 лет до “Апостола Андрея”, 28 (16) января 1820 г., к берегам континента подошли корабли его первооткрывателей – русские шлюпы “Восток” и “Мирный” под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Мы продолжаем публиковать дневники капитана яхты.

Не обижайте черепах

День 3 декабря 2004 г. запомнился крепким ветром и шестиметровыми волнами, которые набегали на корму, поднимая ее и занося в сторону. Рулевым потребовалось немало усилий и максимум внимания, чтобы удерживать яхту на курсе. С наступлением темноты, когда волн не стало видно, задача усложнилась. За два часа до полуночи с подветренного борта пришли один за другим два вала, накрывшие кокпит и стоявшего на руле Анатолия Семенова. Подхватив корму, они развернули яхту поперек ветра, ударившего в парус с обратной стороны. Грот перелетел на другой борт, разорвав 16-миллиметровую завал-таль.

В следующую секунду, не удерживаемый более ничем, гик грота ударился о натянутый наветренный бакштаг и оборвал его. На этот раз слабым звеном оказалась 12-миллиметровая стальная скоба, крепящая снасть к палубе яхты. Разорванную пополам деталь, словно из пращи, выстрелило в океан. Яхту накренило, и через неплотно задраенный иллюминатор и вентиляцию в кормовые каюты хлынула вода.

Первым наверх выскочил Киреев, ему удалось выровнять лодку. Через двадцать минут мы легли на прежний курс. Весь следующий день дул благоприятный ветер, в итоге за пять суток яхта прошла 800 миль. Еще одни такие сутки – и мы бы пришли в Монтевидео, но с рассветом наступил штиль. Часа через три сверху раздались возбужденные голоса. Поднявшись на палубу, я увидел, что яхта кружит возле крупной черепахи, пытающейся ухватить серебристую рыбину. И хотя мы явно нервировали тортиллу, она не хотела расставаться с добычей. Но разум победил! Отбив атаки хищницы, мы выловили страдалицу сачком.

Рыбина была совершенно плоская, больше метра длиной, без чешуи и плавников, с крупными глазами и большой, с мощными хищными зубами, пастью. Из четвертого тома “Жизни животных” мы узнали, что спасли “быстроплавающую” (интересно, как ее ловят черепахи?) рыбу-саблю из семейства волосохвостых, а также то, что рыба имеет важное промысловое значение, а ее мясо – хорошие вкусовые качества. Как же несовершенно устроен этот мир! Избавив рыбку от черепахи, мы передали ее Андрею Балымову, исполнявшему обязанности кока.

Дела в Монтевидео

На субботу 11 декабря было намечено встретить летевшего из Москвы доктора Александра Шмигельского, купить некоторые продукты, заправиться пресной водой и газом. За рубежом это всегда непростая задача – заполнить газом отечественные баллоны. На этом наше посещение Уругвая заканчивалось, но в планы вмешалась авиакомпания Air France, которая привезла нашего доктора, но потеряла его вещи… Проклиная французов, из-за разгильдяйства которых было потеряно почти трое суток, мы вечером 14 декабря вышли в море.

Макушка лета

Вот и наступил разгар лета в нашем, Южном полушарии. 22 декабря день летнего (для России – зимнего) солнцестояния. Самый продолжительный день и самая короткая ночь. За ночь оставили справа по борту четыре айсберга, ближайший был в двух милях от нас. Сразу после завтрака пересекли 50-ю параллель. “Ревущие сороковые” остались позади. “Штормовые пятидесятые” встретили яхту шестибалльным попутным ветром и нудным осенним дождем. В самый летний день температура воздуха поднялась до +4, воды – до +20С.

Южная Георгия

Ночью 24 декабря “Апостол Андрей” вошел в зону скопления айсбергов. На экране локатора их наблюдалось одновременно до полутора десятков в радиусе 12 миль. Дальше радар не брал, так как обломки были в основном некрупные, протяженностью не более километра. Всю ночь продолжался слалом меж ледяных островов. Плотный туман и моросящий дождь ограничивал видимость одним-двумя кабельтовыми, и рулевые обнаруживали препятствие, только когда оно вырастало из мглы чуть ли не перед штевнем яхты.

С рассветом дождь прекратился, туман рассеялся, и нашим взорам открылся остров Южная Георгия. Низкая облачность срезала вершины гор, но скалистые обрывы и сползающие к самому урезу воды ледники отлично просматривались. Ветер, несмотря на прогноз, скис совсем, мы запустили дизель и стали входить в бухту Камберленд-Ист. В ее западный берег врезается еще одна бухта – Кинг-Эдуард, на берегу которой расположено небольшое селение Грютвикен, являющееся единственным населенным пунктом на острове.

Кэн Пассфилд, представляющий на Южной Георгии сразу все власти: администрацию, таможню, иммиграционную службу, – встретил нас на причале и посоветовал нам переставить яхту к подветренному берегу. Про то, что в рождественскую ночь Южную Георгию накроет шторм, было известно из прогноза “Транзаса”. Под защитой неприступных утесов, окружающих бухту Короля Эдуарда, мы чувствовали себя в полной безопасности. Оставалось молиться за тех, кому эту ночь доведется встретить в открытом океане…

Для человека непривычного перемещение по Грютвикену в темноте сопряжено с нервными стрессами. На дорогах и тропинках, в самых неожиданных местах, валяются морские слоны и котики. Первые при приближении вскидывают верхнюю часть туловища и бесшумно разевают красную беззубую пасть. Если не делать резких движений, то животное можно погладить. Молоденький слоник терпеливо лежал, пока я чесал ему подбородок и гладил по голове. Удобнее всего это делать, улегшись рядом на траву. Котики не столь беззащитны: их челюсти вооружены хорошими зубами. Взрослые самцы по-настоящему опасны и дорогу не уступают, молодняк предпочитает ретироваться, но делает это, возмущенно вереща.

На второй день мы совершили прогулку по поселку. Осмотрели при свете дня церковь и китобойную базу. И то и другое – дело рук норвежских промысловиков. В ноябре 1904 г. капитан Ларсен прибыл сюда на паровом китобое “Фортуна” в сопровождении двух парусников. Сегодня остов одного из них – “Луизы” – можно наблюдать полузатопленным у берега напротив кладбища китобоев и моряков. Около полусотни могил, сориентированных, как и принято, на восток, и лишь одна обращена к югу. Это могила сэра Эрнста Шеклтона, человека, посвятившего свою жизнь Антарктиде. Он и после смерти захотел быть обращенным к ней лицом.

Следить за новостями ИНЭС: