Взаимодействие с Россией

Номер 1. Зов истории

Вторая часть статьи, характеризующей глобальные процессы и связанные с ними противоречия, существующие в современной России. Авторы стараются определить возможные пути развития российской экономики, внутренней и внешней политики.

Родерик ЛАЙН, Строуб ТЭЛБОТТ, Коджи ВАТАНАБЭ
Взаимодействие с Россией

"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 26-32

Лайн Родерик – бывший посол Великобритании в РФ.
Тэлботт Строуб – бывший заместитель госсекретаря США.
Ватанабэ Коджи – бывший посол Японии в РФ.
Статья подготовлена на основе доклада Трехсторонней комиссии. В "ЭС" печатается с согласия авторов, подтвержденного лично сэром Родериком Лайном. Перевод с английского. Окончание. Начало см. в № 8/2006.

Часть II
Развитие России: по магистральному пути развития человечества?

В 1975 г. наши предшественники в докладе Трехсторонней комиссии писали, что в предстоящие десять, двадцать или пятьдесят лет Россию, скорее всего, ожидают беспорядки различного масштаба. Они утверждали, что "экономика будет стабилизирована, если страну не постигнет экономический крах в пучине гиперинфляции. Социальная и политическая стабилизация возможна лишь в том случае, если недовольство населения не примет огромных масштабов". По их мнению, в случае экономической стабилизации перед Россией открылись бы перспективы построения жизнеспособных и прочных демократических институтов. Наиболее вероятной альтернативой представлялось движение к "мягкому авторитаризму" – некоей версии политики Аугусто Пиночета. Согласно менее оптимистичным сценариям, стране грозила несогласованность действий центральной и местных властей, разросшаяся коррумпированность государственных и коммерческих структур. Не исключались и крайне негативные варианты – хаос и жесткий авторитаризм.

Эти варианты развития событий не потеряли своей актуальности и сегодня. Но именно сегодня, по прошествии 10 лет, страна и ее экономика стабильны, и самые пессимистические прогнозы пока не оправдались, хотя и остаются вполне возможными.

В этой главе мы попытаемся сделать некоторые выводы о возможных направлениях развития России. В первую очередь проанализируем внутреннее развитие страны и препятствия, которые мешают ей следовать по магистральному пути развития человечества. Встанет ли Россия на этот путь? Каковы будут действия мирового сообщества, если Россия вступит в длительный период стабильности и устойчивого экономического развития? Далее будет рассмотрена внешняя политика России.

Возможные направления внутреннего развития

Слова Георга Кенана актуальны и сейчас: "Дайте им время; дайте им быть русскими; дайте им самим решать свои внутренние проблемы по их усмотрению". Или, как недавно написал заместитель директора Московского центра Карнеги Д.В. Тренин, Россия, как и Западная Европа, должна двигаться вперед в экономическом, социальном и политическом направлениях самостоятельно и поэтапно. Прозападный, либерально настроенный российский бизнесмен выразился прямо: "Самое лучшее, что может сейчас предпринять Запад в отношении России, – это дать нам самим решать наши проблемы".

Для Запада стало привычным заявлять, что Россия идет "неверным" путем. Но русские не обязаны идти тем путем, который удобен Западу, они устали от постоянных наставлений, как и в каком направлении им развиваться.

30 мая 2006 г. М.С. Горбачев заявил, что, являясь ярым сторонником развития отношений с Западом, он считает неверным то, что Запад рассматривает избранный Россией путь развития как "неправильный". Россия не обязана заимствовать западную модель управления государством, или "ограничивать Китай в его разногласиях с США", или строить энергетическую политику с учетом "энергетической безопасности США". Русские, как и другие народы, желают действовать в собственных интересах.

Начнем с ответа на вопрос, совпадает ли выбранное Правительством России направление развития с интересами населения и государства в целом. Основываясь на проведенных исследованиях, мы можем констатировать, что население России желает стабильности, процветания, хочет жить в "нормальной, цивилизованной стране", пользоваться уважением в мире, и особ
енно уважением своих соседей. Под нормальной и цивилизованной страной люди понимают современные условия существования европейских стран, имея в виду законность, социальную справедливость, демократические институты, уважение прав человека. Но при этом для них важно сохранение российских традиций и свободы действий.

Население России не отрицает, что эти цели уже в какой-то мере достигнуты и что процесс модернизации требует длительного времени с учетом ошибок и бремени прошлых лет. Для русских также важен вопрос направления развития страны. Будучи избранным Президентом России, В.В. Путин действовал в соответствии с интересами избравших его граждан. Он избавил страну от страха быть разрушенной и предпринял необходимые шаги к строительству управляемого государства. Быстрые темпы развития российской экономики, в том числе и приток иностранных инвестиций, говорят сами за себя. Необычайно вырос уровень жизни. По многим позициям для рядовых граждан жизнь в стране стала лучше, чем на рубеже тысячелетий. Россияне уверены в завтрашнем дне, вместе с ними эту уверенность разделяют работающие в стране представители иностранных деловых кругов. Любой анализ состояния дел в России следует начинать с признания реальных достижений последних шести лет.

Однако как в России, так и за ее пределами растет беспокойство по поводу путей ее дальнейшего развития. Мы имеем в виду не только мнение интеллигенции и образованной элиты общества. Проводимые опросы показывают преобладание мнения граждан о том, что управление страной становится неэффективным; надежды, возлагаемые на руководство страны и связанные с улучшением и упрочением ситуации в различных сферах жизни, сменились разочарованием; доверие Правительству в связи с решением чеченской проблемы резко упало (менее 20% населения). Можно утверждать, что поддержка нынешнего Президента основана на том, что население не видит ему лучшей альтернативы. Возникающее недовольство можно сконцентрировать вокруг трех проблем: люди, находящиеся у власти, преследуют личные интересы; власть "зашла слишком далеко" в деле усиления контроля; события разного уровня значимости показывают некомпетентность и неэффективность процесса руководства страной.

Оппортунизм и жесткий контроль в четырех основополагающих сферах – свобода, институциональное строительство, реструктуризация и экономические и социальные реформы, ситуация на Северном Кавказе – мешают продвижению России по пути, который Президент Путин назвал "магистральным" для "развития человечества", и усиливают обеспокоенность в отношении среднесрочных и долгосрочных перспектив России. Граждане России – и никто иной извне – должны определить, каковы же долгосрочные задачи в обозначенных четырех ключевых внутриполитических сферах.

Свобода

Свобода – термин, который должен употребляться очень аккуратно. Свобода может принимать различные формы. Свобода должна существовать в рамках закона; абсолютная свобода приводит к социальным потрясениям. Часто свобода и демократия ставятся в один ряд, но это не одно и то же. Свобода есть необходимое, но не достаточное условие демократии.

О личной свободе заговорили во времена правления М.С. Горбачева, рамки ее были значительно расширены при Б.Н. Ельцине. Прекращение деятельности Коммунистической партии Советского Союза и дискредитация КГБ, последовавшие за путчем 1991 г., придали сильный импульс развитию личных свобод в стране. В период, когда ею руководил Ельцин, всплеск различных форм свободы при слабости закона повлек за собой множество нежелательных проявлений, например криминальных.

Мы считаем, что по большому счету личные свободы не были урезаны во времена президентского правления Путина. Было бы неправильным называть Россию "несвободной" страной. Большинство населения России живет очень свободно, пользуясь свободой слова, информации, вероисповедания, права собственности, свободой перемещения.

Но наша обеспокоенность вызвана двумя фактами, о которых упоминали многие россияне. Во-первых, ограничение политических свобод граждан. Неприглядны действия администрации, направленные против потенциальных претендентов на места во власти. Препятствия, ко
торые нынешняя власть чинит не вызывающим одобрения Кремля политикам и партиям обоих толков – левого и правого – лишают граждан возможности услышать все существующие в политике точки зрения и сделать свой выбор. Во-вторых, растет активность ФСБ и других агентств – преемников КГБ, иногда действующих за рамками закона и отчетности. Из разных источников известно, что во многих случаях, которые не могут быть квалифицированы как терроризм или преступление, представители органов безопасности внедряются на рабочие места, места обучения и т.д., преследуя свои цели. Те, кто стал объектом пристального внимания органов безопасности, говорят о возвращении "фактора страха". Немалое число российских граждан выражает согласие с этим мнением.

Реструктуризация, экономические и социальные реформы

Одной из причин падения Советского Союза является развал его экономики. Основа могущества США – их экономика, одна из самых развитых в мире. Рост могущества Китая также основывается на быстром подъеме экономики.

С первых дней пребывания у власти Президент Путин подчеркивал, что место России в мировом содружестве, а также ее способность к решению внутренних проблем развития общества зависят в основном от модернизации экономики и ее позиций на мировом рынке. Путь модернизации – не единственный возможный, но альтернатива оставаться державой – поставщиком сырья с постоянным сокращением численности населения, импортом научно-исследовательских достижений и утечкой мозгов не прельщает думающую, передовую часть общества. Этот путь развития приведет к дальнейшему ослаблению позиций России на мировой арене, потере влияния на соседние государства, а со временем – и способности обеспечивать территориальную безопасность.

Модернизация экономики – центральная задача России. Анализ состояния российской экономики и стоящих перед ней проблем позволил сделать следующие заключения:

  • Национальное богатство явилось причиной чрезмерной уверенности, злоупотреблений и самоуспокоенности. Провал структурного реформирования 2003 г. отрицательно повлиял на ВВП, снизив темпы его роста. Ограничение производственных мощностей становится все более актуальной проблемой. За сегодняшним экономическим бумом кроются глубокие структурные недостатки, которые дадут о себе знать в будущем.
  • Опасно пренебрежение макроэкономической политикой. Проводимая администрацией макроэкономическая политика имела большое значение для роста экономики. Недостаточное внимание к ней в настоящий период, обусловленное притоком денег от продажи нефти и укреплением рубля, может привести к новому инфляционному всплеску.
  • Растущая роль государства снижает экономическую эффективность. Рост численности бюрократического аппарата не приводит к повышению качества его работы и не делает его неподкупным в деле регулирования и администрирования, и это становится еще одним препятствием для экономического развития. Значительно выросла доля государственной собственности в ВВП.

О развитии российской экономики можно будет судить по будущему положению "Газпрома". На сегодняшний день отмечается отрицательная корреляция между увеличением доли государственной собственности и процессом экономической модернизации.

  • Необходимы эффективные меры для борьбы с коррупцией. Коррупция существует в каждой стране. Это глобальная проблема. Особенно высок ее уровень в условиях переходной или стагнирующей экономики, хотя и не только. Коррупцией была охвачена вся советская система. Коррупция держалась на привилегиях и дефиците товаров. Своего пика она достигла в 1990-е гг. Как показали наши исследования, в настоящее время уровень коррупции сравним с 1990-ми гг. Она разрушительно действует абсолютно на все слои общества. Развернута новая кампания по борьбе с коррупцией. Ее результаты находятся в прямой зависимости от того, насколько последовательно меры будут применяться ко всем лицам, вне зависимости от их положения, а также от полноты соблюдения закона.

Одним из важнейших шагов должно стать запрещение чиновникам всех уровней заниматься бизнесом, что должно предотвратить конфли
кты, возникающие в силу прямого или опосредованного (через родственников или друзей) участия в частном бизнесе. Недопустимо участие министров и других высших чиновников в работе советов и управлений корпораций. Существование коррупции обусловлено слабостью таких институтов, как система судопроизводства, милиция, парламент, аудит, регулирующие органы, средства массовой информации.

  • Для реализации возможностей российской экономики необходимо дальнейшее структурное реформирование. Таково мнение как российских, так и зарубежных экономистов. По всей вероятности, именно это имел в виду Президент, отмечая в Ежегодном послании к нации 2006 г., что невозможно достичь намеченных целей в области экономики без активных действий по структурному реформированию. Продолжается реформирование в некоторых сферах, например банковской и таможенной. Обещают дать положительные результаты и объявленные первоочередными программы в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и сельского хозяйства. Но этого недостаточно, необходимы фундаментальные изменения. Затягивание решительных шагов – таких, например, как реформа административной системы, демонополизация, создание нормальных условий для развития бизнеса, реформа образования и здравоохранения, социальной безопасности, может дорого обойтись России. Пессимисты полагают, что возобновление реформ начнется лишь тогда, когда спад экономики достигнет критического уровня. Было бы оптимальным возобновить проведение реформ структур экономики прямо сейчас. В предшествующие парламентским выборам год-полтора вряд ли можно ожидать существенных изменений. Остается надеяться, что новая администрация продолжит взятый ранее курс на реформирование экономической структуры. В 2008 г. перед вновь избранным Президентом России встанет необходимость принятия жизненно важного стратегического решения по вопросу о возобновлении реформ экономической системы страны.

Перспективы, которые откроются после 2008 г.

Россия переживает сложные и глубокие перемены. Нынешнее положение России, как и во времена ельцинской администрации 1990-х гг., является лишь одним из этапов этих преобразований, а не их результатом. Нельзя сказать, как долго будет сохраняться эта ситуация. До тех пор, пока не изменится проводимый властью курс, положение будет усугубляться. Отсутствие организаций и прочных институтов для выражения различных взглядов и мнений будет препятствовать процессу стабилизации. Без утверждения многообразия форм предпринимательства и честной конкуренции не может быть и речи о высокоразвитой экономике, являющейся основой развития государства. Отсрочка проведения структурных реформ в социальной сфере в сочетании с растущей дифференциацией доходов не приведет общество к социальной гармонии. Состояние эйфории небольшой части населения от несметного богатства должно смениться отрезвлением.

В силу абсолютно других условий Россия не может развивать экономику по китайскому или индийскому варианту. Большие запасы природных ресурсов и малонаселенность – то, что отличает Россию от ее соседей. Китай и Индия переживают сегодня подъем экономики, развиваются новые отрасли, вкладываются средства в исследования (в Китае – 25% ежегодно), предпринимательство развивается на основе конкуренции, растет участие населения в государственном управлении. Совершенно другая ситуация в России, нуждающейся в оживлении значимых в прошлом (но ориентированных на военные нужды) научных и технологических разработок, которые в данный момент не финансируются; в модернизации экономики, базирующейся на добыче природных ресурсов; в утверждении в ней принципов честной конкуренции. В этих условиях Россия пытается вернуть себе утраченные позиции великой державы. Если Россия хочет быть не только экспортером природных ресурсов, если со временем она захочет стать полноправным членом Евросоюза, то все это будет напрямую зависеть от ее способности и возможности возродить былые силу и славу в образовании, научных исследованиях и направить результаты достижений в этих областях на развитие наукоемких отраслей в условиях рыночной экономики. Россия рискует потерять свое место в быстро развивающемся мире, если срочно и всерьез не займется модернизацией экономической системы. Грядущему поколению придется столкнуться с конфликтом культур (ментальностей).

Пути сотрудничества

Необходимо укреплять взаимовыгодное сотрудничество. Попытки изолировать или наказывать Россию, а также свернуть сотрудничество с ней не станут полезными с точки зрения интересов стран Трехсторонней комиссии. Они сыграют на руку консервативно настроенным изоляционистским элементам внутри самой России. Нам нужно снять с рассмотрения этот непродуктивный путь развития отношений с Россией и, насколько возможно, укреплять и развивать те пути и средства, которые будут способствовать взаимовыгодному сотрудничеству. Особенно важны следующие шесть аспектов:

  • Бизнес. В условиях инертности политического развития, о чем мы говорили в предыдущей главе, бизнес стал наиболее динамичной силой российских перемен. Он привлекает молодую элиту и взаимодействует с внешним миром. Растет число компаний, им необходимо соответствовать международным юридическим, бухгалтерским и управленческим стандартам. Расширение взаимодействия – деловые партнерские отношения, вхождение России в иностранные рынки – будет выгодно всем вовлеченным в него сторонам. Правительства и деловые круги стран Трехсторонней комиссии должны активно содействовать этому процессу на условиях соблюдения всеми участниками правил честной конкуренции. Правительствам стран Трехсторонней комиссии следует предпринять все усилия для содействия открытым рынкам, обучению молодых российских бизнесменов и обмену между членами деловых кругов на всех уровнях. Все это послужит расширению взаимовыгодного сотрудничества на деловой основе. Свобода торговли станет движущей силой изменений.
  • Средства информации. Эта сфера должна в основном регулироваться на рыночной основе с участием частных владельцев. При этом небольшая доля участия принадлежит Правительству, например в форме финансирования вещания. В экономике мирового хозяйства чрезвычайно важна роль быстро распространяющейся информации, поэтому любые попытки российского Правительства ограничить доступ к ней и ее распространение будут не только непопулярны, но и разрушительны для экономики государства. И тем не менее правительствам стран Трехсторонней комиссии надлежит внимательно отслеживать информацию, поступающую в Россию и из нее, а также очень серьезно относиться к случаям искажения информации.
  • Туризм. Начнем с того, что Россия стала одной из главных стран – экспортеров туризма в мире. Российские граждане также совершают множество деловых поездок за рубеж. Их выезд за границу беспрепятствен, но процедура получения въездных виз в страны Запада не всегда прозрачна и честна, особенно для простых граждан. Консульства одних стран дают отказ в получении визы на половину поданных заявлений, других – в 5% случаев, а для посещения третьих российским гражданам вообще не нужна въездная виза. Постоянный пересмотр процедуры выдачи виз усугубляет положение. Облегчение российским гражданам оформления выезда за рубеж – один из самых простых путей к осознанию преимуществ современного демократического общества.
  • Образование. Сотрудничество в образовательной сфере, как и сотрудничество в сфере предпринимательства, является одним из значимых способов достижения согласия между будущими поколениями граждан разных стран. Наиболее эффективным представляется оказание поддержки и дальнейшее расширение обменов в рамках образовательных программ между Россией и странами Трехсторонней комиссии. Обмены могут осуществляться на разных уровнях – для школьников, аспирантов и молодых специалистов – и различными способами, включая обучение в международных организациях, расположенных в России. Некоторые страны, и не только США, вкладывают огромные средства в организацию обменов в рамках образовательных программ. Правительство России также вносит свой вклад, предоставляя гранты и осуществляя специально разработанную президентскую программу. Результатом можно считать профессиональный успех российской молодежи, прошедшей обучение за рубежом. Если мы заинтересованы в будущем России, усилия в этой сфере должны быть удвоены.
  • Лица, формирующие мнение, и политики. Интерес к России на международной арене значительно упал. Вследстви
    е этого уменьшилось число контактов, сократился обмен мнениями между людьми, их инициирующими – членами парламентов, журналистами и работниками средств массовой информации, учеными и работниками высшей школы. Поэтому и уровень взаимопонимания снизился. При подготовке этого доклада в процессе консультаций члены Трехсторонней комиссии пришли к выводу о значительном сужении круга экспертов, принимавших участие в международных встречах и обмене мнениями по вопросам современности. Специалисты из Соединенных Штатов Америки на сегодняшний день наиболее компетентны в вопросах, связанных с современным развитием России и ее положением на международной арене; в Азии уровень такой компетентности слаб, на удивление низок он и в большинстве европейских стран. Исходя из места и значимости отношений между Россией и странами Евросоюза, можно утверждать, что Европа заинтересована в улучшении системы обмена мнениями, в том числе в связях с Соединенными Штатами и любыми другими странами, а также в расширении контактов с различными группами и представителями России.
  • Неправительственные организации. Предположительно, в России более 300 000 неправительственных организаций. Большинство из них малые, преимущественно местного значения, но есть и крупные, достаточно известные и влиятельные, имеющие широкие связи с похожими организациями в других странах. Это результат приобретения Россией демократического опыта. Международные контакты не менее важны для социальной сферы, например в решении таких проблем, как инвалидность, бездомность, алкоголизм, насилие и большого круга медицинских проблем. Новым для России стало решение названных социальных проблем силами независимых групп и ассоциаций: во времена Советского Союза все находилось под исключительным контролем Коммунистической партии. Как было отмечено ранее, в руководстве России вновь появилось стремление поставить под контроль институты гражданского общества и неправительственные организации. Приходится говорить о вновь появившейся подозрительности к международным контактам. Мы должны приложить все усилия для предотвращения необоснованно возникающих подозрений по отношению к людям, работающим на благо своей страны.

Заключение

Возможно, даже мыслящим рациональными категориями людям Запада необходимо осознать, что судить о России надо с позиции не только разума, но и доверия.
Доверие, толика надежды, понимание доброжелателей – то, чего зачастую лишены отношения представителей внешнего мира с русскими.
Родерик Брейтуейт, "По Москве-реке", 2002 г.

2006 г. стал непростым с точки зрения развития сотрудничества с Россией, хотя оно, сотрудничество, было основано на взаимовыгодных интересах, на четком соблюдении принципов и стандартов, понимании дальнейшего направления российского развития, отличалось минимумом не относящейся к делу риторики и нереализуемых амбиций.

В конце 2007 г. – начале 2008 г. Россия вступает в напряженный и трудный период парламентских и президентских выборов.

В 2008 г. состоятся и выборы президента США, что накладывает особый отпечаток на современные события. Смена лидеров произойдет также в Японии, Великобритании и Франции. Пристальное внимание международной общественности приковано к конфликтам в Ираке и Афганистане, а также к стремлению Ирана стать обладателем ядерного оружия. Высокая цена на нефть накладывает отпечаток на состояние международных отношений. Все это значительно осложняет процесс выстраивания отношений с Россией.

Вопреки перечисленным обстоятельствам и тому негативному тону, который в последнее время появился в связи с проблемой взаимоотношений с Россией, соавторы данной работы, представляющие три континента, придерживаются общего мнения, что наилучшим образом интересы представляемых ими стран и регионов будут учтены в том случае, если отношения с Россией станут строиться на основе терпеливой, долгосрочной, всеобъемлющей, конструктивной политики сотрудничества. Как уже отмечалось в докладе, это задача не одного поколения и нельзя отклоняться от ее решения. Более того, сотрудничество с Россией не следует ограничивать рамками взаимодействия с членами Правительства и руководителями страны. Самый эфф
ективный вклад в позитивное развитие России, который могут внести иностранные государства, заключен в максимальном использовании возможных форм сотрудничества с широким кругом людей, групп и организаций.

Следить за новостями ИНЭС: