Три источника китайского чуда

Номер 3. Капитал в бегах

Объяснение неуклонного возрастания совокупной мощи Китая — «китайского чуда» — с позиций небополитики. По мнению автора, Китай не выбросил марксизм на свалку истории, но обогатил концептуальную основу марксисткой диалектики даосско-конфуцианской философией троичного и набрал таким образом темп перемен

Петр ГВАСЬКОВ
Три источника китайского чуда

"Экономические стратегии", №3-2006, стр. 24-25

Гваськов Петр Адольфович — исполнительный третий секретарь Союза военных китаеведов, полковник запаса.

Люди с европейским образованием расписались в полном неумении объяснить неуклонное возрастание совокупной мощи Китая, и в массовом сознании это неумение и непонимание стало именоваться "китайским чудом". Лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 г. Дуглас Норт прямо заявляет: "Ни одна из стандартных моделей экономического развития не может объяснить происходящее в Китае". В арсенале разведки имеется отсутствующий у науки и уже упоминавшийся нами метод различения признаков – "ушей сущности", торчащих над маскировочными сетями фальсификации сознания стройной логикой суждений лишь о знаках формы.

Теперь о феномене Китая. Не вызывает сомнения, что рывок прогресса в период борьбы труда и капитала в индустриальном обществе начала ХХ в. питался из источников марксизма. В конце XX в. марксистский источник иссяк. СССР как страна реального воплощения идей марксизма-ленинизма рухнул. Социалистический лагерь, сложившийся вокруг советской сверхдержавы, распался. Китай же, не выбросивший марксизм на свалку истории, но обогативший концептуальную основу марксисткой диалектики даосско-конфуцианской философией троичного, лишь набрал темп перемен.

По издревле известному китайцам универсальному Закону перемен, "единое раздваивается, но перемены следуют в связке не двух, а трех сил". Троичное же выскальзывает из логики анализа. При сопоставлении с противоположным здесь всякий раз остается иррациональный остаток, не умещающийся в рациональных рамках материалистической диалектики. Однако то, что невозможно понять логически через сопоставление частей, можно представить как целое. А любое целое только тогда целое, когда оно воспринимается как идеальный образ.

Подходящим образом, охватывающим модель западного прогресса, выступает паровая машина и двигатель внутреннего сгорания. Подходящим образом, охватывающим "китайское чудо" в целом и объясняющим происхождение "тяги перемен", выступает реактивный двигатель и трехфазный электрический двигатель. Можно сказать, что движение Запада и Китая обеспечивают двигатели, работающие по разным принципам: Запад "едет" на принципах возвратно-поступательного движения, а Китай – на принципах реактивной тяги и вращательного движения.

Проследим путь от теории познания к практике перемен в Китае. Ленин учит: "Политика не может не главенствовать над экономикой, рассуждать иначе – значит забывать азбуку марксизма". Дэн Сяопин объявил: "Теория председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части – величайший вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма". По Мао, балансы и противовесы из формулы "кто не с нами – тот против нас" переведены в троичную формулу "мы сами, наши союзники и наши враги". Цзян Цзэминь к "теории деления мира на три части" добавил "теорию тройного представительства" внутри страны, где народ выступает демпфером поглощения активности богатых и умных. А Ху Цзиньтао провозгласил курс на "гармонию мира", где гармония есть слаженная соразмерность неравновеликих частей, которых по крайней мере три. Вот это добавление (вклад) троичности в сокровищницу диалектики марксизма и есть первый источник "китайского чуда" в реальной политике. Источник "китайского чуда" в экономике – это согласованная с мировой финансовой олигархией и независимая от доллара США собственная эмиссия "народных юаней" (по формуле "мы сами, наш союзник Фининтерн и наш враг доллар США").

А главное – перевод эмиссии в кредитование экономики страны без ожидания возврата кредитов.

По состоянию на начало 2006 г. сумма совокупного безнадежного долга китайских предприятий четырем государственным банкам КНР оценивается в 450 млрд долл. Для банков "свободного мира" такая грандиозность безвозвратных кредитов абсолютно разорительна, они так работать не могут.В то же время один из крупнейших инвестиционных банков Фининтерна "Голдмэн & Сакс" считает, что "китайская экономика в ближайшие несколько лет вступит в золотой период развития и ежегодные темпы прироста ВВП до 2010 г. составят примерно 9%" (1). В чем же дело? А дело в том, что в соответствии с договором о присоединении Китая к ВТО с 2007 г. денежные институты Фининтерна получат в Китае одинаковые права с китайскими банками. Такое уравнивание в правах потребует от КНР реформы финансовой системы и обменного курса "народного юаня". Реформа заложена в десятый пятилетний план экономического развития КНР (2006-2010) и предусматривает "абсолютный холдинг государства" в новой финансовой системе разгосударствленных акционерных банков. Весьма вероятно, что в рамках реформы в Китае и его "специальном расчетно-кассовом центре Гонконг" как мера стоимости будет введен металлический стандарт в лянах (50 г) золота и серебра; а в части обменного курса, обращения и платежа станет широко применяться принцип "одна страна – две валюты": бумажный RMB с товарным покрытием / "золотой" HK$ с металлическим покрытием.

Для китайских предприятий и китайского народа в целом такая реформа банков и денежного обращения с отвязыванием от "нулей" доллара США и привязыванием к граммам золота выльется в "обнуление учетных записей". То есть в списание старых долгов. А освобождение от бремени долга обеспечит китайской экономике очередной рывок, о котором и говорит "Голдмэн & Сакс". Реформа открытости внешнему миру перейдет в стадию ШТУРМА.

Третий и главный источник "китайского чуда" – это компенсационная роль и духовный иммунитет их 5000-летней культуры. Штрих-код перемен (ба гуа), восходящий к 64 числовым характеристическим символам для первопринципа, заключает в себе порядок всякого рода знания и подлинной мудрости в простой и универсальной гармонии. Это древнейший памятник на Земле, обретенный ранее "откровений Моисея". Понимание циклов перемен, происходящих в природе и обществе непрерывно и последовательно при посредстве движения небесных тел, возникло в Китае в II в. до Р.Х. Мудрец Дун Чжуншу вычленил периодичность в жизнедеятельности страны: "хаос" раздробленности; "малое процветание" единого государства; "великое единение" центра и периферии – канун нового хаоса. В VI в. в Китае появились модели "перспектив прошлого" и "истории будущего". Расчет циклов перемен сохранен до наших дней!
В 1986 г. в КНР был принят тайный "план 863", предусматривающий "исправление имен и наведение порядка в знаках и символах". План имеет перспективу в два поколения (40 лет – до 2027 г.). Он призван обеспечить переход в сознании китайцев от марксизма, через ограниченную "вестернизацию" к национальной идентичности "духа великих предков".

Седьмая пятилетка (1986-1991) была уже этапом "малого процветания". После "усмирения контрреволюционного мятежа 1989 г." произошел возврат к конфуцианским нормам управления страной при одновременном раскрепощении сознания масс для всасывания западных инноваций. Развитие Китая шло по модели затягивания иностранных идей, капитала, технологий. На расчете циклов перемен основана и принятая в 1993 г. тайная доктрина "три севера, четыре моря", предусматривающая мирное одоление CША, НАТО и России с превращением Китая к 2012 г. в "глобальную державу первого разряда". Одиннадцатая пятилетка (2006-2010) названа "ключевым периодом достижения малого процветания". В эти годы будет "обновлена модель развития страны". КНР своевременно перейдет к "стратегии активного выхода во внешний мир".

По признакам, в 2015 г. после завершения двенадцатого пятилетнего плана экономического и социального развития (2010-2015) в Китае будет объявлено о "построении общества среднего достатка" (о конце восьмого периода "малого процветания"). Следующие 12 лет (2015-2027) в "перспективах прошлого и истории будущего" будут широким мазком повторять период правления цинского императора Юнчжэна (1723-1735), который в самом начале последнего (седьмого) периода "великого единения" осуществил чистку самосознания китайцев от иностранного влияния, на новых принципах установил порядок и поднял экономику империи. Этими принципами были: единое, духовное, зажиточное, экономное и слаженное четкой иерархией "общество социальной гармонии".

Примечание
1. Синьхуа. 2006. 12 апреля.

Следить за новостями ИНЭС: