России нужен адекватный закон

Номер 2. Стартовый импульс

Председатель Счетной палаты РФ считает, что новый масштаб реально оцененной экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.

Степашин Сергей Вадимович
Не в интересах страны

"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 90

Степашин Сергей Вадимович – председатель Счетной палаты Российской Федерации

Россия завершила фазу восстановительного роста. Правительством начата разработка стратегии и механизмов перехода к экономическому росту инвестиционного типа и взят курс на капитализацию глобальных конкурентных преимуществ страны – энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Россия развивает в этих областях инвестиционные программы с привлечением крупнейших стратегических партнеров. Таким образом накапливаются рентные доходы, которые будут использованы для модернизации инфраструктуры и стимулирования инновационного роста российской экономики. Решение этих задач невозможно без максимально эффективного использования природных и пространственных ресурсов, государственных активов. Система их реальной оценки – одно из важнейших условий формирования и практической реализации успешной государственной и корпоративной инвестиционной политики. Ничего подобного в России пока не создано. На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимальное число российских граждан, чьими руками было создано национальное богатство нашей страны. Однако в середине 1990-х гг. власти фактически отказались от этой цели. Вместо этого были созданы гигантские холдинги (прежде всего в сырьевых отраслях), а собственность была передана в руки горстки лиц. Из-за сверхконцентрации собственности у нас до сих пор не развиты фондовый рынок, банковская система, нарастают разрывы в доходах, и общество пока еще не принимает частной собственности. Большая часть реальных активов, составляющих национальное богатство страны, либо не вовлечена в хозяйственный оборот, либо не отражается в легальном финансовом обороте.

Сложившаяся институциональная недооценка российских активов становится мощным препятствием на пути экономического прогресса страны. Одна из причин, по которой значительная часть нашего национального богатства оказалась вне экономического оборота, – отсутствие современной системы оценки объектов собственности, системы управления стоимостью национального богатства страны.

Рекапитализация экономики позволит вернуть ей истинные масштабы, а вследствие этого – и надлежащее место в мире. Новый масштаб реально оцененной ("проявленной") экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.

Необходимость переоценки национального богатства России совпадает во времени с формированием новой глобальной экономики, интернационализацией бизнеса, беспрецедентным трансграничным перемещением финансовых ресурсов. Вызов современности – создание сильного общенационального института оценки, адекватного масштабам стоящих перед страной задач и условиям жесткой международной конкуренции. Закон об оценочной деятельности призван служить надежной правовой базой высокотехнологичного и инновационного развития института оценки в России.

С сожалением констатирую, что Закон об оценочной деятельности с поправками, принятыми летом 2006 г., концептуально не создает должной правовой базы. Полагаю, что установление субъектом оценочной деятельности частных оценщиков – физических лиц вместо оценочных организаций не отвечает задачам создания адекватного интересам страны, конкурентоспособного российского института оценки. Считаю необходимым установить субъектом деятельности оценочные организации и усовершенствовать ее регулирование в целях реализации национальной стратегии ускоренного развития России на основе фундаментального роста стоимости активов.

Следить за новостями ИНЭС: