Региональная конкретика и московский динамизм

Номер 2. Стартовый импульс

Анастасия Николаевна Боровская, исполнительный директор Русской Школы Управления, в беседе с заместителем главного редактора «ЭС» Ольгой Бардовой знакомит читателей нашего издания с динамикой развития рынка бизнес-образования в России и с ключевыми принципами работы собственного учреждения.

Анастасия Боровская
Региональная конкретика и московский динамизм

"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 172-175

Анастасия Николаевна Боровская, исполнительный директор Русской Школы Управления, в беседе с заместителем главного редактора "ЭС" Ольгой Бардовой знакомит читателей нашего издания с динамикой развития рынка бизнес-образования в России и с ключевыми принципами работы собственного учреждения.

Расскажите, пожалуйста, об истории создания Русской Школы Управления.

Осенью 2004 г. Школа вошла в состав консалтинговой группы "Лекс". До этого она называлась Русской Школой Маркетинга. Началась деятельность компании – и мы стали думать, как ее развивать. Маркетинг – это современно и востребованно, но мы поняли, что способны решать и более широкие задачи. У группы к тому времени имелся уже большой опыт управления проектами, и это, в частности, позволило значительно расширить спектр образовательных программ.

Если сравнить 2005 и 2007 гг., наблюдается ли развитие рынка бизнес-образования? Если да, то какова его динамика?

Развитие этого рынка идет по нарастающей. Все больше желающих учиться. Правда, регион от региона очень отличается. Новосибирск, Екатеринбург, Москва – самые развитые регионы. А кое-где не только не знают, что такое МВА, но и о тренингах, да и вообще о бизнес-образовании имеют смутное представление.
В Тюмени в свое время мы вышли с таким рекламным слоганом: "Mini-MBA – формат будущего". И совершенно запутали наших потенциальных клиентов. Поэтому сейчас везде мы пишем: "Mini-MBA – это бизнес-образование".

Одно время была мода на дипломы, а Mini-МВА – это мода на образование?

Если уж говорить такими категориями, то это скорее желание соответствовать современным тенденциям быть компетентным и профессиональным. Развиваться самому как личности и двигаться вперед. И зачастую не только самому, но и вместе с командой единомышленников. Ведь заканчивая курс обучения по Mini-MBA, выпускник создает проект, который он готов реализовать либо в своей настоящей деятельности, либо в предстоящей. Нередки случаи, когда, придя к нам, человек уже в процессе обучения выстраивает четкую структуру видения бизнеса и на выходе осуществляет эту модель. Ну как здесь говорить о моде? Это осознанный выбор взрослых людей, которые понимают, что им требуется от обучения.

У Вас есть лицензия на образовательную деятельность?

Да, конечно, это обязательное условие деятельности такого рода предприятий, и мы не являемся здесь исключением.

Так что же для людей важнее – знания или диплом?

Тем, кто учится у нас, важна практика – то, что может дать реальную отдачу от знаний. На этом мы и делаем упор. Наши консультанты и преподаватели подсказывают слушателям, как правильно вести бизнес. К нам приходят в основном собственники небольшого бизнеса или те, кто хочет создать свой бизнес, им диплом как таковой не нужен. Понимаете, его некому предъявлять. Диплом МВА – это статус. А нашим выпускникам нужная быстрая реализация полученных инструментов управления.
Бизнес-образование всегда пользовалось спросом: с 2003 г. по-стоянно наблюдался рост рынка. Но и предложение в этой сфере очень широкое. Если люди предпочли нашу школу другим, значит, дело не только в моде. В 2006 г. мы создали сеть из 15 региональных партнеров и за счет этого очень быстро росли.

Вы выходили в регионы с программой Mini-МВА?

Да. Эта программа быстро завоевала популярность. В тот момент в регионах не было ни одной школы, которая проводила бы пролонгированные программы с московскими преподавателями. Существовал Международный институт менеджмента ЛИНК, местные бизнес-школы или тренинговые компании, которые приглашали то московских, то питерских, а то и местных преподавателей. От этого страдало качество образования. Мы гарантировали стандартный формат, т.е. за одни и те же деньги можно учиться в Москве, а можно – дома. При этом знания даются одинаковые. У нас уже был подобный опыт. В свое время мы в Тюмени обучали семерых сотрудников одной крупной производственной компании – они приезжали к нам с Севера. На третьем модуле обучения эти люди отказались учиться, потому что накладные расходы очень сильно увеличили стоимость обучения. Они предложили: "Лучше привезите преподавателей к нам, и мы за те же деньги направим к Вам на обучение не семь, а 27 человек". К этому мы в конце концов и пришли.

Как я понимаю, регионы делают заказ на каких-то конкретных преподавателей?

Они полностью доверяют Школе, нашему бренду и нашим продуктам. У нас на сегодняшний день имеется семь модулей обучения, и на каждом модуле работает два преподавателя. Сейчас наша основная задача – не увеличивать количество региональных партнеров, а повышать качество обучения и наращивать численность преподавателей: мы хотим создать три состава преподавателей, чтобы существовала взаимозаменяемость. Преподаватели у нас по большей части работают на договоре подряда, и это правильно. Мы можем обеспечить им полноценную нагрузку.

А как Вы решаете проблему командировок? Не каждый преподаватель, сотрудничающий с Вами и имеющий основную работу, может позволить себе поехать на Дальний Восток.

Действительно, есть преподаватели, которые с удовольствием ездят по стране, но есть и такие, у кого возникают трудности с командировками. С другой стороны, мы стараемся по возможности равномерно распределять преподавателей по регионам, чтобы все были удовлетворены – и учащиеся, и их наставники.

Как Вы контролируете качество преподавания?

У нас достаточно жесткий контроль. В Школе есть методический отдел, который этим занимается. Существует многоступенчатая система входа в состав преподавателей. Сначала знакомство и презентация для программного директора Школы или руководителя направления, затем 1,5 часа в аудитории в качестве гостя. Только после этого мы отводим ему день преподавания на тематических программах. После этого и принимаем решение о включении в состав преподавателей на Директорские программы
И, конечно же, самым важным критерием качества является мнение аудитории: понравилось – не понравилось.

По каким критериям Вы отбираете преподавателей?

Мы выбираем лучших. Некоторые наши преподаватели работают с момента основания школы. У нас есть стандартная программа Mini-МВА, за которую Школа несет ответственность. Это полностью наша разработка. От первого до последнего модуля программа обеспечена преподавателями, которые также участвуют в консалтинговых проектах, постоянно обмениваются новыми идеями и практическими разработками и делают все это достоянием слушателей Русской Школы Управления.

Существует ли стандарт Русской Школы Управления?

Мы к этому стремимся. Я надеюсь, что Русская Школа Управления действительно станет сильной бизнес-школой и войдет в международное сообщество с собственным евразийским стандартом.

Довольны ли владельцы Школы результатами работы в 2006 г.?

Довольство и успокоенность – это предвестники застоя. А мы должны развиваться дальше. У нас достаточно широкая региональная сеть, которую в 2007 г. мы планируем укрепить и развить вглубь. Этап экстенсивного роста для нас закончился. В планах руководства Школы – создание четырех полноценных филиалов в регионах.

Где, на Ваш взгляд, легче делать бизнес, в Москве или в регионах? И различается ли менталитет столичных и региональных бизнесменов?

И менталитет, и условия ведения бизнеса очень отличаются в зависимости от региона. В Москве все нужно делать очень быстро. Здесь я могу заниматься несколькими делами сразу, у меня сейчас ряд проектов, которые нельзя остановить. А в Тюмени – размеренная жизнь. Там мне не хватает московского динамизма. В регионах слушатели задают очень конкретные вопросы и хотят получить на них конкретные ответы. Это люди, которые шаг за шагом идут по намеченному пути.

Кого больше среди Ваших слушателей – женщин или мужчин?

Никогда не думали об этом, но когда начали анализировать, оказалось, что у нас примерно равная аудитория: пятьдесят на пятьдесят. Однако точных данных у нас нет. Женщины сегодня становятся все активнее. Они открыты новому, много и с удовольствием учатся.

Не всем это нравится. Некоторые считают, что женщины забывают о своих основных функциях, занимаются мужским делом. Потому, мол, и мужчины феминизируются.

Как Вы думаете, может ли женщина занимать руководящий пост и одновременно иметь полноценную личную жизнь?

Думаю, что это вполне возможно. В Латвии, например, президент – женщина. Однако у президента нет пола – не важно, мужчина это или женщина.

Но это в Европе, а как у нас?

И в России у должности нет пола. Идеально, когда мужчина и женщина вместе работают на общее дело. Ведь не зря же Бог создал Адама и Еву. Кто-то совершенно правильно сравнил женщину с шеей, а мужчину с головой. Одно без другого не бывает.

А теперь традиционный вопрос: у Вас есть любимая поговорка, пословица, притча, девиз, отражающий Ваше отношение к жизни и к работе?

Расскажу притчу: в одной консалтинговой фирме все работают допоздна, а один встает в восемь часов и собирается уходить. Его спрашивают: "Ты куда?" Он отвечает: "Так я третий день в отпуске". Разделить жизнь и работу очень сложно, по крайней мере, я этого не умею.

Следить за новостями ИНЭС: