От возрастания конкуренции — к повышению качества

Номер 2. Неоцененные активы

Директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Иван Валерьевич Осколков в интервью специальному корреспонденту «ЭС» Ларисе Полковниковой анализирует современное состояние законодательной базы в сфере оценки и консалтинга.

Иван Осколков
От возрастания конкуренции – к повышению качества

"Экономические стратегии", №02-2009, стр. 148-149

Директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Иван Валерьевич Осколков в интервью специальному корреспонденту "ЭС" Ларисе Полковниковой анализирует современное состояние законодательной базы в сфере оценки и консалтинга.

11 марта 2009 г. на заседании круглого стола Комитета ТПП РФ по оценке и экономике недвижимости был рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"". Каковы, на Ваш взгляд, социальные последствия принятия данного законопроекта? Кому определена основная доля социальной ответственности в рамках принятия этих поправок? Как Вы оцениваете значимость предложенных законопроектом норм?

Проектом закона предполагается установление общих принципов проведения кадастровой оценки и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке. Также вводится порядок утверждения результатов кадастровой оценки и порядок урегулирования споров о результатах ее определения. Законом предусмотрено создание фонда данных государственной кадастровой оценки.

Очень важно, что процедура урегулирования споров о результатах законопроектом определяется как часть государственной кадастровой оценки. Процедура урегулирования споров возможна в течение 6 месяцев с даты их публикации и позволит:

  • уточнять результаты;
  • получать информацию о рыночной стоимости объектов недвижимости и уточнять их характеристики, поскольку одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости будет являться установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В итоге повысится достоверность получаемых результатов, а количество обращений об обжаловании сократится в связи с повышением точности информации, используемой для проведения кадастровой оценки. Результаты кадастровой оценки применяются, в частности, в целях определения налогооблагаемой базы и затрагивают интересы неограниченного круга лиц. В связи с этим немаловажно, что законопроектом предполагается обязанность исполнителя работ по определению кадастровой стоимости обеспечить проведение экспертизы отчета об оценке кадастровой стоимости в своей саморегулируемой организации.

Предусмотренный законопроектом фонд данных государственной кадастровой оценки будет состоять из сведений, образованных в результате проведения государственной кадастровой оценки, включая характеристики объектов недвижимости и их стоимость. Такой фонд позволит систематизировать и собрать вместе актуальные сведения, необходимые для оценки.

Предполагается ли совершенствование нормативной базы в области кадастровой оценки? Каковы ближайшие планы министерства в этом контексте?

Сейчас мы работаем над совершенствованием кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов. Будем вносить изменения в методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

С количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка возникает объективная потребность в развитии функций саморегулирования. Насколько эффективно сегодня взаимодействие саморегулируемых организаций оценщиков и государственных органов?

Мы исходим из того, что саморегулирование – это гражданско-правовой институт, обеспечивающий закрепление добросовестных практик ведения бизнеса.
Законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" введена определенная структура саморегулирования в сфере оценки.

Существенным событием в развитии саморегулирования стало создание Национального совета по оценочной деятельности, в состав которого вошли все семь СРО оценщиков, зарегистрированных в соответствии с требованием действующего законодательства. Национальный совет по оценочной деятельности призван обеспечивать общественные интересы, сформировать единые подходы к осуществлению оценочной деятельности, выработать единую позицию оценщиков по вопросам регулирования их деятельности и скоординировать деятельность саморегулируемых организаций оценщиков.

Сегодня хотелось бы видеть более активное сотрудничество министерства и Национального совета, например в сфере стандартизации оценочной деятельности. Предполагается, что Совет будет разрабатывать стандарты и направлять их в министерство на утверждение. Отмечу, что государственные органы всегда открыты для диалога.

Следует ли стимулировать саморегулируемые организации оценщиков к установлению более жестких требований к профессиональным участникам рынка оценки?

Профессия оценщика основана на добросовестности, а поскольку главный продукт оценочной деятельности – суждение о стоимости, то важнейшую роль играет уровень компетентности оценщика. И если профессиональные навыки и квалификация могут проверяться формально, то добросовестность и объективность оценщика мы можем только стимулировать и поощрять. На наш взгляд, это прямая обязанность саморегулируемых организаций и, возможно, основное их предназначение. Только СРО могут пропагандировать кодекс этики оценщика и в ряде случаев контролировать своих членов на предмет нарушения свода этических норм.

Кроме того, саморегулируемые организации осуществляют контроль над оценщиками посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Также законодательно закреплены дисциплинарные взыскания, которые саморегулируемые организации при необходимости могут расширить самостоятельно. Мы будем внимательно следить за практикой дисциплинарного воздействия СРО на своих членов, поскольку в эпоху саморегулирования СРО – главный инструмент обеспечения качества оценочных услуг. Система саморегулирования молода, и, чтобы судить об эффективности такого регулирования, нужно накопить определенный опыт. При необходимости будем предлагать СРО усилить контроль и повысить требования к участникам рынка.

Вместе с тем следует напомнить, что с целью предупреждения злоупотреблений Федеральным законом "Об оценочной деятельности" установлена имущественная ответственность оценщика, которая позволяет защитить заказчика оценки и весь круг пользователей результатов оценки от ошибок оценщика и преднамеренного завышения или занижения стоимости объекта оценки.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах аудиторов. Современный кризис крайне болезненно отразился на рынке аудиторско-консалтинговых (в частности, оценочных) услуг. Что, на Ваш взгляд, станет главным трендом на рынке оценочных услуг в 2009 г.?

Реалии рынка таковы, что спрос на оценочные услуги падает. Многие предприятия и организации сворачивают свою деятельность, замораживаются инвестиционные проекты, на рынке практически не происходит крупных сделок, требующих независимой оценки. Спрос и предложение на кредитном рынке снизились, в связи с чем в несколько раз сократился объем оценки залогов.

Однако в ближайшее время мы, очевидно, будем наблюдать увеличение количества банкротств предприятий. В соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве)" оценщики привлекаются при процедурах внешнего управления и конкурсного производства.

К тому же оценка обязательна при вовлечении в сделки активов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Думаю, что поток организаций, участвующих в конкурсах с целью заключения государственного контракта на проведение оценки, заметно вырастет. Хотелось бы, чтобы возрастание конкуренции на рынке привело к повышению качества оценочных услуг.

Кризис оценщикам следует использовать для совершенствования методологии и оттачивания внутренней технологии. Многие оценочные компании занимались и занимаются помимо проведения оценки предоставлением услуг в сфере управленческого и финансового консалтинга.

Мы, безусловно, будем в ближайшее время наблюдать так называемый "естественный отбор". Надеюсь, что лучшие из лучших дадут импульс дальнейшему развитию как оценочной профессии, так и консалтинга.

ПЭС 9128/17.04.2009

Следить за новостями ИНЭС: