История казахстанско-китайского сотрудничества в энергетической сфере

Номер 5 - ЦА. Вчера… Сегодня! Завтра?.. (приложение)

История казахстанско-китайского сотрудничества в энергетической сфере
Каламкас Есимова

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №5-2007, стр. 56-61

Есимова Каламкас Саурбаевна – старший преподаватель Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Принято считать, что современные казахстанско-китайские отношения берут начало в 1991 г., когда (16 июля 1991 г.) были подписаны и вступили в силу три соглашения между Казахской ССР и СУАР КНР. В том же году, после распада СССР, Казахстан провозгласил независимость. КНР была одной из первых стран, признавших независимость Казахстана. 3 января 1992 г. между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений. На протяжении шестнадцати лет лидеры государств поддерживают постоянный политический диалог, что способствовало созданию внушительной договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества. Казахстан и Китай также сотрудничают в многостороннем формате в рамках ШОС и СВМДА.

На данном этапе важной составляющей казахстанско-китайских отношений является сотрудничество в энергетической сфере. Энергетика является ключевым фактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю стратегию как Китая, так и Казахстана. Для КНР энергетика из экономического фактора превратилась в политический. Проблема обладания любыми энергоресурсами является одним из главных условий успешной реализации стратегии реформ и выживания. Поэтому Китай активизировал поиск энергоисточников по всему миру. Энергетическая дипломатия стала одним из важных направлений внешнеполитической деятельности КНР. Для Казахстана же важна диверсификация экспорта энергоресурсов на внешние рынки. В этом году казахстанско-китайскому энергетическому сотрудничеству, начавшемуся в сентябре 1997 г., когда правительства Республики Казахстан и Китайской Народной Республики подписали Соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа, исполнилось 10 лет. Тогда же Министерство энергетики и природных ресурсов РК и китайская компания CNPC заключили Генеральное соглашение о проектах разработки месторождений в Казахстане и строительстве нефтепровода из Казахстана в Китай. Хотя Китай пришел на энергетический рынок Казахстана сравнительно поздно, за 10 лет он сумел превратиться в одного из крупных его участников.

На данном этапе Казахстан и Китай сотрудничают не только в нефтегазовой, но и в атомной и электроэнергетической сферах.

С 1997 по 2003 г. китайская компания CNPC на принадлежащих ей актюбинских месторождениях создала добывающие, производственные и инфраструктурные активы. С 2001 г. CNPC стала ежегодно увеличивать добычу. Одновременно велась работа по проекту, предусматривающему строительство нефтепровода Западный Казахстан – Западный Китай. Несмотря на скептические прогнозы экспертов, руководители двух стран неизменно заявляли о политической поддержке трубопроводного проекта. В декабре 2001 г. было создано казахстанско-китайское СП "Мунайтас", главной задачей которого стало строительство ветки Атырау – Кенкияк, являющейся частью трубопровода Западный Казахстан – Западный Китай. В 2002 г. CNPC выполнила пятилетнюю программу инвестиционных обязательств. Кроме того, компания CNPC совместно с компанией "КазТрансОйл" разрабатывала ТЭО и тщательно изучала условия строительства нефтепровода Западный Казахстан – Западный Китай. В апреле 2002 г. помощник генерального директора ОАО "CNPC -Актобемунайгаз" господин Чжан Чэну сообщил об утверждении ТЭО нефтепровода. В мае 2002 г. в ходе визита министра иностранных дел Казахстана господина К. Токаева в КНР обсуждались перспективы создания трубопроводной системы для транспортировки нефти из Западного Казахстана в Западный Китай. Казахстанская сторона подтвердила свою заинтересованность в поставках нефти на рынок Китая.

2003 г. стал поворотным годом в истории казахстанско-китайского энергетического сотрудничества. Военная кампания США в Ираке явилась ощутимой угрозой энергетической безопасности КНР. Поэтому КНР активизировала энергетическую дипломатию по всему миру, и Казахстан не стал исключением. В мае 2003 г. CNPC купила госпакет акций (20,12%) "Актобемунайгаза ", и сегодня ей принадлежит более 80% акций данного предприятия. В том же году CNPC совместно с "Нельсон ресорсиз лимитед" стала владелицей па кета акций месторождения "Северные Бузачи" в Мангистауской области. В этом же году был запущен трубопровод Атырау – Кенкияк, который является начальным отрезком трубопровода Западный Казахстан – Западный Китай.

В июне 2003 г. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев и Председатель КНР Ху Цзиньтао подписали ряд важных документов, которые включали и сотрудничество в энергетической отрасли: о проекте нефтепровода, о проектах освоения нефтяных месторождений, о возможности строительства газопровода из Казахстана в Китай.

Казахстанская сторона также поддержала участие китайской стороны в разведке и освоении нефтяных месторождений на казахстанском шельфе Каспийского моря. На межведомственном уровне были подписаны Протокол о совместном исследовании и поэтапном строительстве нефтепровода из Казахстана в КНР и Соглашение о дальнейшем расширении инвестирования в нефтегазовую сферу Казахстана. В июне же 2003 г. национальная компания "КазМунайГаз " и CNPC заключили Соглашение о совместных исследованиях по обоснованию инвестиций, необходимых для реализации проекта поэтапного строительства участка Атасу – Алашанькоу нефтепровода на Китай, включая корректировку ТЭО проекта нефтепровода Западный Казахстан – Западный Китай. В августе 2003 г. обе стороны подписали Меморандум об ускорении строительства этого участка нефтепровода и возможности строительства газопровода в сторону КНР. В сентябре 2003 г. в ходе встречи с премьер-министром РК Д. Ахметовым председатель совета директоров ОАО "CNPC – Актобемунайгаз" У Яовень проинформировал о готовности китайской корпорации завершить начатые совместные проекты.

Апрель 2004 г. ознаменовался не только началом строительства нефтепровода Атасу – Алашанькоу – Душанцзы, но и приходом на нефтегазовый рынок Казахстана крупной китайской компании "Синопек". Она выкупила головную компанию американской группы ФИОК. Дочерним фирмам этой компании принадлежит несколько месторождений на Прикаспии. В ходе визита президента Н. Назарбаева в КНР 17 июня 2004 г. был подписан ряд важных документов о сотрудничестве, в том числе Рамочное соглашение между правительствами РК и КНР о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа и Соглашение об основных принципах строительства нефтепровода Атасу – Алашанькоу.

В 2005 г. в сфере казахстанско-китайского энергетического сотрудничества произошли два важных события: торжественный запуск нефтепровода Атасу – Алашанькоу и приобретение CNPC International Ltd канадской компании PetroKazakhstan Inc., которая занималась приобретением, разведкой, разработкой и добычей нефти и газа, а также переработкой нефти и продажей нефти и нефтепродуктов. Компания разрабатывала ряд месторождений в ЮжноТургайском бассейне с общими запасами более 100 млн тонн нефти и возможностью приращения запасов, а также владела Шымкентским НПЗ (Южно-Казахстанская область). и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании, регулирующий вопросы участия "КазМунайГаза" в приобретении акций компании PetroKazakhstan Inc. Согласно меморандуму, "КазМунайГаз" получил в собственность пакет акций компании PetroKazakhstan Inc., необходимый для сохранения стратегического контроля Казахстана за деятельностью недропользователей, а также право на совместное управление Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом и сбыт нефтепродуктов на паритетных условиях (в равных долях). А неделей раньше CNPC подписала обязывающее соглашение о продаже 33% акций PetroKazakhstan Inc. "КазМунайГазу".

В 2005 г. также было положено начало казахстанско-китайскому сотрудничеству в сфере электроэнергетики. Таким образом, энергетическое сотрудничество перестало ограничиваться нефтегазовым направлением. В ходе визита Ху Цзиньтао в Казахстан в июле 2005 г. стороны подписали соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между АО KEGOC и китайской государственной электросетевой корпорацией State GRID Corporation of Chinа. Также были подписаны соглашения между Казахстаном и КНР о сотрудничестве в области геологии и использовании недр. В рамках этого соглашения Казахстан и Китай договорились о реализации совместного проекта в сфере электроэнергетики стоимостью порядка 9,5-10 млрд долл. Глава национальной компании пояснил, что это будет самая большая станция такого типа в мире и самая мощная длинная линия электропередачи. Проект планируется реализовать в Экибастузе [1] . Наряду с этим стороны продолжили сотрудничество в сфере атомной энергетики, начало которому было положено в 2004 г. Как известно, 6 ноября в Пекине НАК "Казатомпром" и Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) заключили соглашение со сроком действия до 2020 г. на добычу и переработку урана. Также казахстанская и китайская стороны подписали соглашение о стратегическом партнерстве, направленное на "упрочение связей между атомными отраслями двух стран". "Для Казахстана китайский рынок является не просто интересным, но и весьма важным. Руководствуясь в первую очередь стратегией расширения географии u1101 экспорта казахстанского урана, "Казатомпром " намерен поставлять его на атомные электростанции КНР, обеспечивая гарантии реализации своей продукции", – сообщается на сайте НАК "Казатомпром " [2].

В совместном коммюнике, подписанном 10 января 2006 г. после инаугурации Президента РК, Казахстан и Китай подтвердили намерения о дальнейшем углублении и расширении энергетического сотрудничества.

12 июля 2006 г., в 18.45 по местному времени началась коммерческая эксплуатация нефтепровода Атасу – Алашанькоу. Как передало агентство Синьхуа, топливо было доставлено в Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-востоке Китая. А 29 июля был подписан Акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию транснационального нефтепровода Атасу – Алашанькоу.

В декабре 2006 г. президент Нурсултан Назарбаев совершил государственный визит в Китай. В Пекине была достигнута договоренность о строительстве нефтепровода Кенкияк – Кумколь на западе Казахстана, который позволит соединить шельф Каспийского моря с Западным Китаем. Кенкияк – Кумколь является очередным отрезком транснационального нефтепровода Западный Казахстан – Западный Китай. Строительство планируется начать в 2011 г. В конце декабря того же 2006 г. китайская компания China International Trust and Investment Corporation (CITIC) завершила сделку по приобретению права на разработку Каражанбасского нефтегазового месторождения, доказанные запасы нефти которого составляют 40 млн тонн. Таким образом, это второй китайский проект в Мангистауской области. Однако год спустя, 8 ноября 2007 г., CITIC Group продала 50% акций данного предприятия АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз"" [3]. Все произошло по известному сценарию, как и в случаях с компаниями "Северные Бузачи оперейтинг " и PetroKazakhstan Inc.: китайская компания приобрела полный пакет акций, а затем продала половину пакета казахстанской стороне. Можно сказать, что для руководства обеих стран не характерен конфронтационный стиль в решении проблем энергетического сотрудничества.

В текущем 2007 г. глава "КазМунайГаза " Узакбай Карабалин сообщил, что совместно с китайской стороной ведутся работы по изучению проекта газопровода Казахстан – Китай. Первую очередь газопровода из Казахстана в Китай мощностью 10 млрд кубометров в год планируется ввести в эксплуатацию в 2009 г., а вторую очередь мощностью 30 млрд кубометров – в 2012 г. [4].

В октябре 2007 г. стало известно, что АО "Национальная атомная компания "Казатомпром" " и Китайская Гуандунская ядерноэнергетическая корпорация (China Guangdong Nuclear Power Holding, CGNPC), специализирующаяся на строительстве и эксплуатации АЭС, и Китайская национальная атомная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC), крупнейшая государственная компания, обладающая полным ядерно-топливным циклом, подписали ряд соглашений, которые касаются дальнейшего развития отношений в области атомной энергетики [5].

Сотрудничество между Казахстаном и Китаем в энергетической сфере, вероятно, продолжится и в рамках ШОС. Страны – участницы ШОС в последнее время активно продвигают идею Энергетического клуба. Однако этот проект не имеет четких контуров, так как каждая из сторон видит его по-разному.

Стал традиционным ежегодным мероприятием Российско-китайско-казахстанский нефтяной форум. В декабре 2006 г. форум состоялся в Шанхае, на этот раз он проводился при поддержке Секретариата Шанхайской организации сотрудничества и Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. В мероприятии участвовало более двухсот представителей крупнейших игроков мирового энергетического рынка.

Вышеизложенные факты свидетельствуют об интенсивном наращивании китайской доли в энергетическом секторе Казахстана. Планомерное и массированное наращивание Китаем нефтегазовых, электроэнергетических и атомных активов в Казахстане оказывает значительное влияние на политическую конъюнктуру региона. Существует опасность того, что внушительное экономическое присутствие может стать инструментом политического давления Китая на Казахстан. Однако, учитывая долю США и РФ в энергетическом секторе Казахстана, можно сказать, что само казахстанско-китайское энергетическое сотрудничество немало зависит от политической конъюнктуры в регионе. Негативными аспектами энергетической политики КНР в Казахстане можно считать потенциальное демографическое давление и угрозу экологии. Что касается первого аспекта, принимая во внимание уровень коррупции в казахстанских акиматах, нельзя исключить случаи увеличения квот на ввоз китайских рабочих из КНР. Относительно второго аспекта: китайские нефтегазовые компании уже не раз были замечены в нарушении экологических норм в Казахстане. Пренебрежение экологическими нормами со стороны китайцев уже приводило к экологическим катастрофам как в КНР, так и на Дальнем Востоке России.

Необходимо отметить, что Казахстан не занимает первых мест в списке поставщиков энергетических ресурсов в Китай. Основными поставщиками нефти в КНР по-прежнему являются страны Среднего Востока и Африки. Китай также имеет крупные нефтяные активы в Венесуэле и Перу. Учитывая этот факт, можно предположить, что присутствие Китая на энергетическом рынке Казахстана продиктовано не только экономическими, но и политическими соображениями. К ним можно отнести желание руководства КНР не допустить чрезмерного доминирования США и РФ в Центральной Азии.

Примечания
1. www.kegoc.kz
2. www.kazatomprom.kz
3. Казинформ, 8 ноября 2007 г.
4. "Панорама", 2 марта 2007 г.
5. Казинформ, 16 октября 2007

Следить за новостями ИНЭС: