Глобальное государство на основе демократической цивилизации

Номер 1 - ЦА. Своя игра

В сознании многих евразийских народов прочно утвердилось тенгрианство — самая древняя религия на планете, ставшая матерью семитских, инодоиранских и других религий

Ербол Омаров
Глобальное государство на основе демократической цивилизации

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2006, стр. 18-21

Омаров Ербол — президент АЕН РК, профессор.

Современная, якобы демократическая цивилизация в начале XXI в. остается такой же воинственной и кровавой, как и в прошлые века. Конфликты и войны, разгоревшиеся после теракта 11 сентября 2001 г., умножают страх и ненависть, вызывая цепную реакцию мести в глобальном масштабе. Авторитет США в глазах всего мира, как никогда, низок. Возникает вопрос: как превратить воинственную цивилизацию в мирную? В поисках ответа на него имеет смысл обратиться к историческому опыту.

Первую в истории попытку создания всемирного правительства предприняли, видимо, шумеры в период правления касситских царей. Касситы – кочевники, пришедшие в Месопотамию, как и сами шумеры, из Центральной Азии. Сначала они осели в горных районах вокруг Сулеймании. Это произошло во времена преемников Хаммурапи. По одним сведениям, касситы проникли на эту территорию силой, по другим – их пригласили для военной поддержки правящего режима. Приблизительно в 1742 г. до н.э. касситский вождь Кандаш стал царем четырех сторон света, царем Шумера и Аккада, царем Вавилона. За понятием "царь четырех сторон света" в те времена скрывалось представление о всемирном государстве. Разгром, учиненный хеттам, способствовал окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне. Оказалось, что касситы со своей мощной армией являются единственной и реальной силой, которая может навести порядок и сохранить страну. Правители государства касситов заботились о преумножении и сохранении литературного наследия Вавилона. При них аккадский язык (государственный язык Вавилона) достиг своего расцвета. Несколько слов из касситского языка, дошедших до наших дней, позволяют сделать вывод, что они, скорее всего, принадлежали к алтайской группе.

Еще одну такую попытку во II тыс. до н.э. предприняли хетты. Завоевав территорию между Шумером и Египтом, они создали на ней могучую империю. Хеттские цари были искусными дипломатами. Они заключили первый в истории международный мирный договор (с Египтом), им принадлежит первенство в подписании договоров о мирном сосуществовании с соседями, а также с завоеванными странами.

Завоевательная политика хеттов решительно отличалась от традиционной для того времени. Чаще всего они стремились присоединить соседние страны не военным путем, а дипломатическим. Хетты, в отличие от пришедших им на смену ассирийцев, не требовали с покоренных земель непомерной дани. Чаще всего они не покушались даже на суверенитет захваченных стран. Договор предусматривал, что заключивший его царек по-прежнему может оставаться у власти и передать ее своим законным наследникам. Если вассал был предан Хеттской державе, ему дозволялось участвовать в управлении ею. Он был допущен хеттским царем к принятию важнейших решений, получая, так сказать, "совещательный голос" (1). Хеттское царство было устроено по федеративному принципу, столь популярному в наше время. Его можно назвать "Хеттской федерацией". Подобная "воля к децентрализации", как выразился Франк Штарке, была внове для Древнего Востока. Хеттская держава в некотором смысле являлась не царством, не империей, а "Соединенными Штатами Азии". Сложная система договорных отношений с соседями позволила хеттам создать вокруг своих границ сеть "буферных государств". Тем самым они обеспечили себе мирное существование в самой горячей точке древнего мира.

Становление китайской государственности шло с большими трудностями. В VIII-V вв. до н.э. в Китае из множества мелких княжеств образовалось 11 государств. В VI в. до н.э. вместо прежнего обычного права были введены новые государственно-правовые нормы. Свод законов Чжоули юридически закрепил основу организации китайского общества: государство возглавлял император, как посланник и сын Неба, управляло им дворянство; зависимые крестьяне жили патриархальными семьями и не допускались к общественным делам; социальные проблемы, вопросы войны и права решали министры. Однако эта идеальная структура власти была далека от реальности – чаще князья безраздельно правили в своих землях. В "эпоху воюющих царств" (481-221 до н.э.) на территории Китая возникло семь государств. Они продолжили борьбу за верховную власть над всей страной. Наконец правители западного царства Цинь подчинили все окрестные государства. Так Китай впервые объединился под властью одного правителя, и возникла великая цивилизация.

Китайская цивилизация довела до совершенства учение об идеальной организации общества – социальный органицизм – и соответствующую философию. Приведем два важнейших постулата китайской философии. Первый постулат: "Небо и человек едины. Небо и человек взаимно преодолеваются (влияют друг на друга)". Второй постулат: "Знания и поступки едины. Знания и поступки взаимообогащаются" (2).

С древних времен в Евразии предпринимались попытки объединения и создания единого государства. Первым такую попытку предпринял Александр Македонский под руководством своего учителя Аристотеля. Аристотель не питал симпатий к демократии, отдавая предпочтение аристократической форме правления. Демократия, по Аристотелю, – это господство черни. Между тем, считал философ, государством должны управлять лучшие, наиболее образованные его граждане. Первым шагом Александра стало завоевание Афин, а затем и всей Греции. Так был положен конец самой древней демократии – афинской. Армия Македонского дошла до берегов Сырдарьи и Индии. Он создал огромную империю, т.е., по сути дела, глобальное государство, которое было больше, чем империя Дария. Александр Македонский остался в памяти народов Центральной Азии. У великого казахского поэта Абая есть поэма "Александр", написанная в XIX в.
Позднее Европу пытался объединить царь гуннов Аттила, а затем Карл Великий. В новое время решил испытать удачу Наполеон, в XX в. – Гитлер, который стремился завоевать не только Европу, но и весь мир. Все эти попытка объединения закончились провалом, поскольку были насильственными, основывались на завоеваниях.

Создание Организации Объединенных Наций и системы ее специализированных учреждений явилось реакцией на Вторую мировую войну. 12 июня 1941 г. в Лондоне была подписана так называемая "Межсоюзническая декларация", в которой представители Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Бельгии, Чехословакии, Греции, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши и Югославии, а также представители генерала де Голля выразили "свое намерение работать вместе с другими свободными народами как во время войны, так и в мирное время".

14 августа 1941 г. руководители США и Соединенного Королевства президент Франклин Делано Рузвельт и премьер министр Уинстон Черчилль предложили общие принципы международного сотрудничества для поддержания мира и безопасности. Название "Объединенные Нации" появилось позднее. Его предложил Рузвельт (3). На первом этапе договаривающиеся страны пытались обойти СССР или строили планы против него.

Еще в первой половине XIX в. на Всемирном конгрессе сторонников мира, созванном по инициативе выдающегося французского писателя Виктора Гюго, была выдвинута идея создания Соединенных Штатов Европы (СШЕ; 4). Однако этой идее суждено было осуществиться только в середине XX столетия. В начале 1957 г. главы государств и правительств шести стран: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга – договорились встретиться в Риме и подписать договор, который получил название Римского договора. Его подписание состоялось 25 мая 1957 г. Римский договор учреждал руководящие органы Европейского экономического сообщества, а именно Совещание глав государств и правительств, входящих в Европейское сообщество, Европейский парламент, Совет министров, Комиссию и, наконец, Суд. В настоящее время ЕС является полнокровным коалиционным государственным образованием. Сегодня встает вопрос, нужна ли ему Конституция. Представляется, что она должна ответить на ряд вопросов, а именно: какие цели преследует Европейский союз; против кого или ради чего он создается; кто может быть гражданином ЕС, какими правами он обладает; какие наднациональные и надгосударственные органы управления должны действовать в ЕС; каковы значение и роль института президентства в ЕС, и т.д.

Какую роль должны играть МИД ЕС и МИД стран – членов ЕС в мире? Нужно ли министерствам стран – членов ЕС дублировать союзные министерства? Как должны приниматься решения в ЕС? Каково значение религии в новой Европе? Сегодня ответы на многие из этих вопросов уже даны. Укрепляется финансовое и политическое положение ЕС, который становится действительно демократическим сообществом. Может ли Евросоюз стать экспортером демократии во всем мире и примером для создания Всемирного коалиционного правительства? Думается, может. Если когда-нибудь мировое сообщество захочет реализовать идею ВКП, опыт ЕС окажется бесценным. Со своей стороны я полностью поддерживаю идею создания ВКП на основе добровольного вхождения государств-членов. Программа создания и функционирования ВКП, предложенная профессором Чжанг Шаохуа (5), представляется мне одним из лучших, если не единственным вариантом образования такого правительства.

Первый президент буддийского миротворческого общества Сока Гаккай Интернэшнл (SGI) Цунесабуро Макигучи в своем труде "География и жизнь человека" отмечает важность формирования у людей осознанного чувства "гражданина мира". Вместо соревнования по закону джунглей он предлагает гуманистическое соревнование во благо всего человечества для создания глобальной цивилизации, основанной на принципе всеобщего счастья (6). По словам Макигучи, соревнование за выживание осуществляется в четырех направлениях – военном, политическом, экономическом и гуманистическом. Он призывает выбрать последнее направление как единственно правильный путь развития человечества.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил создать Союз центральноазиатских государств. Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения. Наша дальнейшая интеграция – это путь к стабильности и прогрессу региона, экономической, военно-политической независимости. Только так мы обеспечим безопасность и сможем эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом. Народы региона имеют общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религию, экологические проблемы, подвергаются общим внешним угрозам. Архитекторы Европейского союза могли только мечтать о таких предпосылках (7).
Центральная Азия географически входит в Евразийское пространство. В сознании многих евразийских народов прочно утвердилось тенгрианство – самая древняя религия на планете, оформившаяся как философское учение уже в
IV тыс. до н.э. и ставшая матерью семитских, индоиранских и других религий.

Конфликты нового века с легкой руки США хотят свести к столкновению исламской и христианской цивилизаций. Однако слово "ислам" происходит от корня "сильм", что в переводе означает "перемирие, мир, спокойствие". Казахский ученый Б. Ташенов пишет: "…влияние мусульманской культуры на весь мир очевидно" (8). Исследователь А. Пиреи делает вывод: "Совершенно справедливо сказать, что Карл Великий был бы немыслим без Мухаммеда". Великий Гёте удивил всю Европу, сказав: "Человечество во многом обязано Мухаммеду". Ему же принадлежат слова: "Все мы рождаемся мусульманами и умираем мусульманами". Известный гуманист Бернард Шоу назвал ислам спасительной для человечества дорогой. Нечто подобное прозвучало и в докладе известного русского ученого Р.Г. Ланды на 37 конгрессе востоковедов в Москве (9). Все это доказывает, что религия не является предметом конфликтов.

Примечания
1. Волков А.В., Непомнящий Н.Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. М.: Вече, 2004, с. 188-190.
2. Титаренко М.Л. Китай – цивилизация и реформы. М.: Pecпублика, 1999, с. 24-25.
3. Казахстан в ООН: история и перспективы. Алматы: Дайк-Пресс, 2004, с. 26-27.
4. Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский союз во внешней политике Казахстана. Алматы: Домино, 2001, с. 10-11.
5. Zhang Shaohua. My ideals of World Coalition Government. V. 1. Global civilization. № 3. 10.2004.
6. Daisaku Ikeda. The Role of ‘Sutra Lotosa’ in Marking of Human Civilization. The Kazakh Civilization. Almaty 2004, № 3 (15). 2004.
7. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана //Казахстанская правда. 2005. 19 февраля.
8. Ташенов Б. Евразийство в этнокультурной истории Казахстана. Алматы: Арыс, 2000, с. 22-23.
9. Ланда Р.Г. Средиземноморье: общность истории и культуры: Тезисы международного конгресса востоковедов. М., 2004, с. 859.

Следить за новостями ИНЭС: