Адаптация «экспортной» модели

Номер 5-6. Удар по мародерам?

Среди многочисленных программ MBA, существующих сегодня в мире, специалисты выделяют несколько моделей – американскую, британскую, немецкую и российскую. Одной из программ, предлагаемых Российско-немецкой высшей школой управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, является Российско-немецкая программа МВА, созданная на основе немецкой модели, адаптированной к условиям российского бизнес-пространства. Структуру данной модели представляет декан РНВШУ Владимир Константинович Фальцман.


Владимир Фальцман
Адаптация "экспортной" модели

"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 167

Среди многочисленных программ MBA, существующих сегодня в мире, специалисты выделяют несколько моделей – американскую, британскую, немецкую и российскую. Одной из программ, предлагаемых Российско-немецкой высшей школой управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, является Российско-немецкая программа МВА, созданная на основе немецкой модели, адаптированной к условиям российского бизнес-пространства. Структуру данной модели представляет декан РНВШУ Владимир Константинович Фальцман.

Из существующих зарубежных моделей немецкая, по моему мнению, наиболее близка российским бизнесменам и менеджерам. Во-первых, Германия имеет самые тесные внешнеэкономические связи с Россией. Во-вторых, эта страна – член Евросоюза. Следовательно, овладевая немецкой моделью управления, россиянин познает основы евроменеджмента. В-третьих, Германия – страна с социально ориентированной рыночной экономикой, "идеалы" которой наиболее близки России. В-четвертых, если сравнить американские и немецкие учебники по менеджменту, да и по другим экономическим дисциплинам, то, на мой взгляд, последние написаны менее "вальяжно" и более формализованы. Взять, к примеру, инвестиционный менеджмент. Вследствие особенностей рыночного хозяйства США больший удельный вес в этой стране имеют портфельные инвестиции, а в Германии – прямые. В России из-за недостаточного развития фондового рынка преобладают прямые инвестиции. Естественно, эта особенность отражается в учебных курсах по инвестиционному менеджменту.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов вековые традиции сотрудничества Германии и России в области образования, науки, промышленности и, конечно же, управления (как известно, во многих российских поместьях управляющими были "честные немцы"). Что же касается промышленности, то теория управления производством, фирмой, организацией (Betriebwirtschaftslehre) зародилась в Германии на рубеже XVIII и XIX столетий, и в процессе своего развития она широко использовалась всеми промышленно развитыми странами.

Однако любая "экспортная" модель образования нуждается в адаптации. Необходимость адаптации связана с особенностями слушателей российских бизнес-школ. Среди них преобладают люди с прекрасным первым высшим образованием. Они прошли суровую школу выживания в условиях общего экономического кризиса, приобрели значительный практический опыт в отдельных сферах управленческой деятельности. Мои немецкие коллеги, преподающие в Школе, высоко оценивают интеллектуальный потенциал ее слушателей. Но, в отличие от своих западных коллег, российские слушатели бизнес-школ не владеют системой современных экономических знаний. Вследствие этого в отечественных программах бизнес-образования следует уделять больше внимания ликвидации "экономической безграмотности".

Российская экономика не похожа на немецкую (не говоря уже об американской). И, ориентируя слушателей на практическое использование экономической теории, нельзя ограничиваться захватывающими примерами из истории развития фирм МакДональда, Форда, Сименса. Необходимы примеры и анализ реальных ситуаций отечественного бизнеса.

При этом не все элементы западной экономической теории можно использовать у нас. Например, в нестабильной экономике переходного периода неприменим расчет показателей эффективности прямых капиталовложений за полный цикл жизни объекта. В России этого не делают даже зарубежные консалтинговые фирмы.
Преподаватели Российско-немецкой высшей школы управления АНХ на протяжении 12 лет занимаются адаптацией немецкой теории управления. Например, издательство "Финансы и статистика" выпустило в 2005 г. второе издание учебника "Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebwirtschaftslehre, адаптированной для применения в России".

Следить за новостями ИНЭС: