Свобода важна для всех

Журнал «Экономические стратегии»

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 2

Свобода важна для всехПисатель Захар Прилепин: «Свобода важна для всех»

Свою формулу успеха известный писатель Захар Прилепин излагает буквально в трех словах: «Терпение, смирение и последовательность». Лауреат премий «Национальный бестселлер» и «Русский Букер десятилетия» участвовал практически во всех митингах оппозиции. А в знаковый для русского литератора возраст – 37 лет – посчитал, что нуждается в жесткой перезагрузке. «Дантеса подходящего я не нашел, стрелять в себя самому не интересно, поэтому я совершил такое прилюдное самозаклание, надерзив литературному истеблишменту, который весь, конечно же, настроен строго антисоветски». Прилепин написал скандальное «Письмо товарищу Сталину»…

В интервью Евгении Басыгариной, специальному корреспонденту журнала «ЭС», один из самых ярких дебютантов 2000-х годов российский писатель, филолог, журналист Захар Прилепин рассказал о книгах и смысле писательской работы, о своем отношении к читателям и к современной России, а также поделился взглядами на традиционные ценности и сущность патриотизма.

Как пришла идея написать текст о Сталине?

Какие вы коварные… Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пересказать всю мою жизнь с самого начала или хотя бы с того момента, как я начал осмысливать действительность в качестве политически ангажированной единицы. Допустим, с середины 1990-х годов, когда меня крайне раздражала ситуация в России. Мне откровенно не нравились ельцинские реформы и все, что происходило в моей стране. Я был эдакий раздраженный молодой человек и до середины 1990-х годов пребывал в состоянии антилиберального психоза. Не скажу, что он прекратился, но с середины 2000-х годов какое-то время у меня сохранялись иллюзии, что мы, национально-патриотически консервативно ориентированные молодые и не очень молодые люди, политически ангажированные, можем найти общий язык с либеральной общественностью, с носителями несистемных, либеральных и ультралиберальных взглядов. На определенном этапе у меня были замечательные отношения с некоторыми  виднейшими представителями этой среды.

Все это время, оставаясь участником леворадикальной оппозиции, я полагал, что мы сможем договориться, потому что свобода важна для всех. Свобода и справедливость. Справедливость — это по нашей части, а свобода — по их. У меня была личная история — дружеские отношения с самыми разными людьми от Алика Коха до Авдотьи Смирновой, — и она наложилась на историю «Другой России», когда Лимонов искал контакты и пути объединения с Каспаровым и Касьяновым. Я тогда работал в «Новой газете», был частым гостем на «Эхо Москвы», посещал рублевские дачи, встречался с министрами ельцинского правительства, виднейшими представителями либеральной публицистики. И мне казалось, что мы можем многое простить друг другу, потому что прошло то время, когда жизнь измерялась понятиями «советский» и «антисоветский», — новая повестка дня на дворе.

Но вместе с этим я замечал, что мои либеральные коллеги ни на минуту не забывают о своей неприязни, если не ненависти, о советском строе, о коммунизме в целом, о левой идее, и меня это удивляло. За столом, за рюмкой водки мы периодически шутили по этому поводу. А Сталин тут, собственно, всего лишь фигура речи, квинтэссенция этой их неприязни ко всему левому. Но потом я понял, что это игра в одни ворота, потому что я, как мне казалось, соблюдаю некие правила приличия — не вспоминаю о 1990-х годах, приватизации и т.д. Ну было и было. А они отпустили себе все грехи и даже не сочли нужным принять их в качестве грехов. Это вызывало раздражение, которое нарастало, нарастало и прорвалось в истории с митингами на Болотной и на Сахарова, когда оппозиция была, так или иначе, приватизирована несколькими либеральными деятелями. Они присвоили себе народный протест, очень пестрый по составу, и в итоге своими неумелыми действиями слили его в ноль.

Вот тут я окончательно разочаровался и, прямо скажем, разозлился. Совершенно неожиданно для себя в августе 2012 года минут за 15 написал этот текст. Как-то вдруг мне пришла в голову вот эта строчка: «Мы обязаны тебе всем, будь ты проклят». Я ее тут же записал. Через некоторое время Сергей Шаргунов попросил меня дать что-нибудь для сайта «Свободная пресса», и я вспомнил про текст о Сталине. Мы сначала хотели приурочить его к какой-нибудь дате или ко дню рождения кого-то из вождей, но в итоге он вышел без привязки к чему-либо. И в этом все увидели намеренный замысел, мол, мы специально опубликовали его в августе, когда нет никаких скандалов…

Неделю после этого стояла тишина — думаю, что мои оппоненты по либеральному лагерю были ошарашены. Некоторые известные писатели либерально-консервативных взглядов в ранге живых классиков позвонили Сергею Шаргунову, который является главным редактором этого сайта, и сказали: «Мы никогда не будем у вас публиковаться». Потом Шендерович написал письмо, и грянула буря: в течение двух с половиной месяцев письма лились потоком. Обычно информационный скандал продолжается два-три дня, максимум неделю, а тут такое! Я думал, этому не будет конца.

 

 Полная версия интервью З. Прилепина «Свобода важна для всех», опубликованного в журнале «Экономические стратегии» № 2/2013.

 

Метки: , , , , , , , , , , ,

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: