Сауле Каликова, Жанар
Рахимжанова
Дополнительные частные уроки (репетиторство). Казахстанский контекст
"Экономические
стратегии - Центральная Азия",
№2-2007, стр. 70-79
Каликова Сауле Аманжоловна – директор Центра анализа образовательной политики (ЦАОП) Образовательного центра «Бiлiм – Центральная Азия». Рахимжанова Жанар Болатбековна – координатор программ ЦАОП. Настоящая статья является фрагментом аналитического отчета, подготовленного на основе результатов мониторингового исследования частного репетиторства в Республике Казахстан. Исследование было выполнено в рамках международного проекта, инициированного Программой поддержки образования Института открытого общества (Будапешт). Проект имел две фазы, первая из которых стартовала в 2004 г. в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, а также в Монголии. На основе единой методологии в девяти странах - Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Литве, Монголии, Польше, Словакии, Украине и Хорватии - были проведены исследования с целью выявления масштабов, причин и последствий частного репетиторства. Международный сравнительный отчет по результатам этих исследований был опубликован в 2006 г. (1). В 2006 г. аналогичное исследование в партнерстве с Центральноазиатской сетью сотрудничества в образовании было проведено в странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Результаты центральноазиатского сопоставительного исследования будут опубликованы в конце 2007 г. Полная версия казахстанского отчета будет опубликована в ближайшее время. |
Дополнительные частные уроки
(репетиторство) - явление не новое для нашей действительности, оно существовало
и во времена советской школы. Однако в последние годы это явление, значительно
усложнившись, приобретает все большее распространение, о реальных масштабах
которого трудно судить, поскольку статистика не предлагает каких-либо данных.
Вместе с тем частное репетиторство,
будучи в определенном смысле теневым феноменом, влияет на многие аспекты образования,
включая такие, как неравный доступ к образованию, коррупция, вопросы этики в
образовании и др. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что репетиторство
является тем каналом, по которому деньги из семейных бюджетов "перекачиваются"
в сектор теневой экономики.
Феномен частного репетиторства
носит международный характер и, как свидетельствуют некоторые исследования в
этой области, во многих странах мира имеет ясно выраженную тенденцию к расширению
(2). Аналогичная ситуация характерна и для постсоциалистических стран. Однако,
несмотря на общее признание того факта, что масштабы репетиторства значительно
возросли в Центральной и Юго-Восточной Европе, постсоветских странах и Монголии,
существует незначительное число исследований, характеризующих динамику репетиторства,
факторы, определяющие спрос на него, последствия, влияющие на качество и равный
доступ к образованию в этих странах.
Для Казахстана потребность
в такого рода мониторинге весьма актуальна. Это связано и с отсутствием достоверной
информации об услугах репетиторов, и с несовершенством законодательной базы
в этой области, и с теми изменениями в экономике, политике и образовании, на
которые чутко реагирует рынок репетиторских услуг. Явление частного репетиторства
крайне неоднозначно: с одной стороны, что плохого в том, что дети заинтересованы
в повышении качества своих знаний, а учителя имеют возможность получить дополнительный
источник дохода? С другой стороны, репетиторство - это почва для возникновения
неравенства в образовании, поскольку услуги репетиторов доступны не всем; для
нарушения в отдельных случаях законодательно закрепленного принципа бесплатности
среднего образования, создания условий для коррупции и пренебрежения вопросами
педагогической этики.
На позитивные и негативные
моменты частного репетиторства обращается внимание и в международном отчете
в рамках первой фазы исследования. Так, в качестве позитивной составляющей было
отмечено то, что рынок репетиторских услуг в отличие от жесткой системы школьного
обучения эффективно, гибко и быстро реагирует на возникающие потребности учащихся.
В то же время в отчете были названы такие негативные явления, как усиление социального
неравенства, искажение учебного плана, разрастание коррупции и снижение государственных
доходов, получаемых от налогообложения (3) .
Общая характеристика
частных уроков и подготовительных курсов
Масштаб
Из 1004 студентов первых
курсов, опрошенных в ходе исследования, 89,6%, то есть подавляющее большинство,
брали частные уроки или посещали подготовительные курсы. При этом половина всех
опрошенных (49,8%) пользовались услугами репетиторов, а 39,8% посещали подготовительные
курсы. При этом большинство студентов, посещавших подготовительные курсы (62%),
занимались еще и с репетитором. Респондентам также были заданы вопросы об их
одноклассниках. По оценкам 99,4% респондентов, в среднем 37% их одноклассников
пользовались помощью какого-либо репетитора.
Предметы
В Казахстане чаще всего
респонденты обращались к репетиторам по математике (67%), на втором месте -
история и физика (по 36%), на третьем месте - родной язык и литература (18%).
Аналогичные данные по Кыргызстану и Таджикистану выявили несколько иную картину:
в обеих странах наиболее популярный предмет, по которому обращаются к услугам
репетиторов, - это иностранный язык, на втором месте математика, далее идут
история и русский язык в Кыргызстане, в Таджикистане - русский и таджикский
языки (рис. 1)
Рисунок 1. Предметы, по которым опрошенные в ходе исследования занимались с репетиторами (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), в %
Эти различия напрямую связаны
с разными системами выпускных и вступительных экзаменов в упомянутых странах.
В Таджикистане сохранилась традиционная система выпускных экзаменов, которые
учащиеся сдают непосредственно в своей школе и которая не связана со вступительными
экзаменами в вузы. В Кыргызстане также сохранены выпускные экзамены в школах,
а для желающих получить государственные гранты на обучение в вузах введены унифицированные
тесты. В Казахстане же с 2004 г. действует ЕНТ (единый национальный тест), который
является унифицированным тестом, и его результаты признаются школами в качестве
результатов итоговой государственной аттестации, а колледжами и вузами - в качестве
результатов приемных экзаменов. Наибольшим спросом в Казахстане пользуются репетиторы
по математике, истории и родному языку, поскольку эти предметы включены в качестве
обязательных в ЕНТ. Что касается физики, то ее популярность можно объяснить
тем, что государство осуществляет политику поддержки и повышения престижа технических
специальностей (треть государственных грантов выделена на технические специальности),
а физика является тем четвертым предметом по выбору, который дает право поступать
на многие технические специальности.
Таким образом, в Казахстане выбор предметов, по которым нанимают репетиторов,
определяется в первую очередь требованиями ЕНТ. Это понятно, если принять во
внимание, что результаты ЕНТ прямо связаны с возможностью получения государственного
образовательного гранта и определяют шансы абитуриентов на поступление в вуз.
В Кыргызстане и Таджикистане на выбор предметов для дополнительной подготовки
при помощи репетитора больше влияет конъюнктура рынка труда: наиболее популярная
дисциплина - иностранный язык, затем идет математика. В Таджикистане наряду
с математикой значительным спросом пользуются репетиторы по русскому языку.
Это обстоятельство связано с тем, что за годы независимости Таджикистан практически
стал мононациональным государством и большинство населения, особенно в сельских
регионах, уже не владеет или слабо владеет русским языком. В то же время в связи
с масштабной трудовой миграцией и выездом граждан этой страны на учебу в Россию
и страны СНГ потребность в знании русского языка остается высокой.
Стоимость
В ходе исследования респондентам
было задано несколько вопросов о финансовой стороне их отношений с репетиторами.
Сравнивая финансовые затраты респондентов на частных репетиторов и подготовительные
курсы, можно сказать, что подготовительные курсы стоили значительно дешевле,
чем частные уроки. Так, 53,5% респондентов, посещавших курсы, ответили, что
в среднем обучение по одному предмету за год стоит 135 долл., тогда как частные
уроки в среднем обходятся примерно в 220 долл. Что касается стоимости обучения
по всем предметам, то 57,7% респондентов ответили, что в среднем за год потратили
на подготовительные курсы по всем предметам 315 долл., тогда как на оплату занятий
с частными репетиторами в среднем требуется 390 долл.
Исследования в странах Центральной и Восточной Европы, странах - членах СНГ и в Монголии (4) показали, что стоимость частных уроков и подготовительных курсов варьирует в довольно широком диапазоне. Стоимость частных уроков за год во всех странах оказалась выше, чем стоимость подготовительных курсов. Меньше всего (от 36 до 136долл.) на обучение тратят в Монголии, Словакии и в балканских странах; больше всего (от 180 до 320 долл.) - в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Польше (рис. 2)
Рисунок 2. Стоимость подготовки по одному предмету за год, в долл.
Казахстанские преподаватели,
принимавшие участие в опросе, ответили, что в среднем стоимость одного часа
занятий с репетитором стоит 5 долл. А те из них, кто сам занимается репетиторством,
считают, что для того, чтобы гарантированно подготовить абитуриента к поступлению
в вуз по его (преподавателя) предмету, необходимо потратить около 400 долл.
Таким образом, ответы студентов и преподавателей относительно затрат на частные
уроки совпадают.
Образовательные, этические
и социальные аспекты репетиторства
Качество образования
Подавляющее большинство
учащихся связывает частные уроки с поступлением в вуз. Так, 56,9% опрошенных
студентов в Казахстане, 73,1% в Кыргызстане и 69,1% в Таджикистане основным
мотивом получения частных уроков считают увеличение шансов на поступление в
вуз. 50,2% в Казахстане, 65,6% в Кыргызстане и 60,4% в Таджикистане полагают,
что школьная программа не охватывает всего, что требуется для вступительных
экзаменов. Почти половина студентов во всех трех странах убеждена в том, что
частное репетиторство - единственный путь, обеспечивающий успешную сдачу вступительных
экзаменов.
Из этих ответов можно сделать
вывод о том, что существует разрыв между требованиями при поступлении в вуз
и знаниями выпускника. Иначе говоря, школа не дает тех знаний и навыков, которые
необходимы для поступления в вуз. И студентам, и их преподавателям был задан
вопрос: "Достаточны ли знания и навыки, приобретенные в средней школе,
для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз?" Отвечая на него, и те
и другие проявили редкое единодушие: 46% считают, что школьных знаний достаточно
для поступления в вуз, 37% студентов и 38% преподавателей уверены, что их недостаточно,
17% студентов и 16% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос.
Вопросы этики и коррупции
Признавая тот факт, что
низкое качество преподавания в школе является главной причиной, обусловливающей
принятие решения о найме частного репетитора (так считает более половины опрошенных),
студенты тем не менее сохраняют лояльность по отношению к школьным учителям,
занимающимся частным репетиторством (рис. 3).
Рисунок 3. Отношение студентов к репетиторам – школьным учителям (Казахстан, в %)
Как студенты относятся к
тому, что репетиторами часто становятся школьные учителя? Более половины опрошенных
студентов (56,9%) считает одной из главных причин возникновения частного репетиторства
и участия в этом школьных учителей их желание получить дополнительный заработок.
Более того, 81,9% казахстанских студентов согласились с предположением, что
учителя намеренно не объясняют суть своего предмета, чтобы иметь возможность
давать частные уроки (для сравнения: в Кыргызстане и Таджикистане с таким утверждением
согласились 42% опрошенных). Далеко не все респонденты согласны с тем, что школьный
учитель является лучшим репетитором (46,2% студентов не согласны и 6,2% совершенно
не согласны с этим утверждением).
Как правило, школьный учитель
становится репетитором своего ученика по обоюдному согласию. Причем в большинстве
случаев - это инициатива ученика: 78,5% респондентов отметили, что ученики обычно
сами просят школьного учителя давать ему/ей частные уроки. В то же время две
трети студентов считают, что учителя поощряют своих учеников, имеющих проблемы
по предмету, к получению частных уроков. Тем не менее, по мнению респондентов,
их отношения как частного репетитора и частного ученика в большинстве случаев
не отражаются на их взаимоотношениях как школьного учителя и ученика. Отсюда,
83,2% казахстанских студентов не согласны (18,4% не согласны и 64,8% совершенно
не согласны) с тем утверждением, что необходимо запретить школьным учителям
давать частные уроки своим ученикам; только 16,7% респондентов считают, что
учителям не следует позволять давать частные уроки своим ученикам. В Кыргызстане
же, например, треть студентов высказались за то, чтобы запретить учителям давать
частные уроки своим ученикам, а в Таджикистане с таким подходом согласны 28%
опрошенных. Несмотря на всю лояльность по отношению к учителям, 85,2% студентов
Казахстана, 76% студентов Кыргызстана и 73,4% студентов Таджикистана считают,
что образовательная система должна быть такой, чтобы никто не нуждался в частном
репетиторстве.
Что касается преподавателей
вузов, то среди 37 опрошенных преподавателей не было никого, кто отрицательно
относился бы к частному репетиторству. 34 респондента, или 92%, относятся к
этому феномену положительно и 3 человека - нейтрально. Примерно такая же ситуация
и с подготовительными курсами: большинство респондентов относятся к ним положительно;
только по два человека отметили, что относятся к подготовительным курсам отрицательно
и нейтрально.
Таким образом, ответы респондентов
свидетельствуют о том, что частное репетиторство широко распространено и в обществе
относятся к нему как к некой данности, обыденному явлению. Никого не шокирует
тот факт, что учителя часто поощряют своих учеников брать у них дополнительные
уроки; многие согласны с тем, что основная причина репетиторства - это дополнительный
заработок для учителя. Более того, большинство студентов считают эту практику
нормальной; они высказались против того, чтобы учителям запрещали давать частные
уроки своим ученикам.
Проблема равного доступа
к частным урокам
На рис. 4 приведены данные
об оценке студентами некоторых высказываний, касающихся проблемы равного доступа
к частным урокам для школьников из семей с разным уровнем достатка. Студенты
в основном согласны с тем, что частные уроки стоят дорого: с этим согласились
47,6% казахстанских, 71,3% кыргызских и 61,5% таджикских респондентов. С мнением
о том, что дети состоятельных родителей могут нанять лучших репетиторов, согласилась
лишь треть казахстанских студентов и две трети кыргызских и таджикских. В то
же время больше половины респондентов во всех трех странах не согласны с тем
утверждением, что услуги репетиторов доступны только детям из обеспеченных семей.
Рисунок 4. Проблема равного доступа к частным урокам (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), в %
84,6% казахстанских респондентов
согласились с утверждением о том, что ученики, занимающиеся у репетитора, с
большей вероятностью поступят в вуз, чем ученики с теми же способностями, не
занимающиеся у репетитора. В Кыргызстане с этим мнением согласилось около половины
опрошенных (49,7%), в Таджикистане - 40,4% . Около 36% респондентов во всех
странах согласилось с утверждением о том, что трудно быть успевающим учеником
без использования частного репетиторства.
Финансовое положение в своих семьях студенты, посещавшие частные уроки и подготовительные
курсы, субъективно оценивают как довольно благополучное: 50,7% респондентов
считают благосостояние своей семьи средним, 36,7% - хорошим, а 10,8% - очень
хорошим. Лишь 1,4% опрошенных студентов называют благосостояние своей семьи
плохим и 0,4% - очень плохим (рис. 5)
Рисунок 5. Благосостояние семей, дети из которых посещали частные уроки и подготовительные курсы (Казахстан)
Исследование выявило, что больше половины опрошенных алматинских студентов (55%)
пользуется услугами репетиторов; в Шымкенте же доля таких студентов составляет
только 30%. Из 14 студентов, которые оценили благосостояние своей семьи как
плохое, только двое занимались с репетиторами, остальные, вероятно, не могли
себе этого позволить.
Подтверждением зависимости между благосостоянием семьи и наймом репетиторов может служить факт прямой зависимости между среднедушевыми доходами в регионах и средним баллом ЕНТ (рис. 6).
Рисунок 6. Соотношение среднего балла ЕНТ и среднедушевых доходов по регионам Казахстана, 2005 г.
Левый нижний и верхний правый
квадранты рисунка подтверждают факт прямой зависимости между уровнем доходов
населения и результатами ЕНТ - чем выше уровень доходов населения в регионе,
тем лучше результаты, и наоборот. Это можно объяснить тем, что в высокодоходных
регионах люди могут себе позволить оплачивать услуги репетиторов, следствием
чего являются более высокие баллы при сдаче ЕНТ. Исключение составляют Атырауская
и Мангистауская области, где высокий показатель среднедушевых доходов населения
формируется за счет сосредоточения в этих регионах предприятий нефтедобывающей
промышленности. Вместе с тем в этих же регионах доля бедного населения остается
наиболее высокой: в 2004 г. в Атырау бедных в общем составе населения области
было 29%, в Мангистау - 21% (среднереспубликанское значение - 16%) (5).
Таким образом, исследование
подтвердило тот факт, что услуги частных репетиторов достаточно дороги и доступны
не всем - многие родители не могут позволить себе оплачивать частные уроки.
Так, 19% студентов, которые не пользовались услугами репетиторов, отметили,
что причина, по которой они так поступили, - дороговизна частных уроков. Такой
ответ - третий по частоте упоминаний после таких причин, как хорошая успеваемость
и уверенность в своих силах при поступлении в вуз. По той же причине 7% студентов
не ходили на подготовительные курсы. Частные уроки более доступны для жителей
крупных городов, так как уровень жизни там более высокий, чем в сельской местности,
а население более платежеспособное. Две трети студентов, бравших частные уроки
и посещавших подготовительные курсы, - жители крупных городов и областных центров,
одна треть - жители сел. Это также подтверждают и данные других исследований.
Так, исследование Всемирного банка выявило, что в наиболее богатой трети населения
17% семей имеют детей, обучающихся в вузах, в то время как в трети населения
со средним доходом - всего 5%, а в беднейшей трети населения их всего 4% (6).
* * *
Репетиторство как часть
рынка образовательных услуг, конечно же, имеет право на существование. Однако
надо ясно понимать, что движет этим рынком, каков его масштаб, каковы образовательные,
социально-экономические, этические последствия этого явления, кто является
получателем благ и какая часть населения остается ущемленной в своих правах
на доступ к качественным образовательным услугам. Результаты проведенного исследования
дают нам основания сделать некоторые выводы.
1. Репетиторство в Казахстане
- активно развивающийся сегмент рынка образовательных услуг. При этом средства,
вкладываемые населением в этот вид услуг, не облагаются налогом и аккумулируются
в теневом секторе экономики. Результаты исследования показали, что объем этих
средств можно примерно оценить в 20 млн долл. (7). Мы можем интерпретировать
этот факт как скрытую стоимость образования для значительной части населения
страны.
2. Факторы, влияющие на
рост рынка репетиторских услуг в Казахстане, прямо связаны с теми проблемами,
которые существуют сегодня в системе образования страны. Это низкое качество
массового образования, не отвечающее ни потребностям отдельных людей, ни требованиям
современного рынка труда; устаревшие методы преподавания, не поддерживающие
индивидуальный подход к обучению; неэффективная система обеспечения качества
образования; социально-экономическое положение учителей, низкий уровень заработной
платы которых заставляет их искать дополнительные источники дохода (как показало
исследование, 70% репетиторов и 56% преподавателей подготовительных курсов являются
школьными учителями). Наряду с образовательными факторами репетиторство как
гибкую форму предоставления образовательных услуг "на дому" поддерживает
растущий спрос со стороны семей с высокими и стабильно-средними доходами, заинтересованных
во вкладе в развитие своих детей.
3. Масштаб распространения
репетиторства и явно присутствующая тенденция расширения этого сегмента на рынке
образовательных услуг не может не вызывать озабоченности, сигнализируя о кризисных
явлениях в системе образования Республики Казахстан. Как свидетельствует международная
практика, существует определенный пороговый уровень распространения этого явления,
который считается приемлемым и который, как правило, не превышает черты в 25%
тех, кто пользуется услугами репетиторов.
Как показало наше исследование,
каждый второй, поступающий в высшее учебное заведение, прибегал к услугам репетиторов,
полагая, что полученные в рамках школьной программы знания недостаточны для
успешной сдачи экзамена в вуз. При этом 68% лиц, пользовавшихся услугами репетиторов,
занимались регулярно в течение последнего года обучения в школе; 70% посвящало
этому от 2 до 4 часов в неделю, занимаясь по одному или двум предметам; 28%
занимались по трем и более предметам; 62% абитуриентов, посещавших подготовительные
курсы, параллельно занимались еще и с репетитором. Иначе говоря, масштаб и интенсивность
занятий с репетиторами таковы, что практически мы можем говорить о том, что
в последний год обучения в школе формируется параллельный (теневой) учебный
класс.
4. Существующие правовые
рамки для предоставления платных образовательных услуг в стенах школы, формально
имеющаяся легитимная основа для проведения дополнительных занятий с отстающими
учащимися не обеспечены прозрачными и эффективными механизмами реализации.
5. Репетиторство как многоаспектное
явление имеет свои последствия. И если мы зададимся вопросом, кто является получателем
благ и насколько критичны те негативные последствия, которые несет с собой это
явление в условиях Казахстана, то должны будем констатировать следующее.
5.1. Услуги репетиторов
доступны не всем семьям. Исследование подтвердило тот факт, что частные уроки
довольно дороги и многие родители не могут позволить себе оплачивать их; услуги
репетиторов более доступны жителям крупных городов и областных центров - две
трети студентов, из тех, кто брал частные уроки и посещал подготовительные курсы,
проживают в городах и только треть таких студентов - выходцы из сел. В условиях,
когда конкуренция на рынке труда приобретает все более жесткий характер, а система
государственного образования не предоставляет требуемого качества, отсутствие
доступа к дополнительным образовательным услугам, включая репетиторство, становится
почвой для социального неравенства, углубления социальной стратификации общества
по признаку бедный - богатый. Неравный старт, причиной которого являются не
индивидуальные способности ребенка или молодого человека, а экономическое положение
семьи, есть форма посягательства на законное право граждан Казахстана: ведь
принцип обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обозначен
как базовый во всех стратегически значимых документах, определяющих средне-
и долгосрочную образовательную политику Республики Казахстан, включая ее Конституцию
и Закон об образовании.
5.2. Те формы предоставления
репетиторских услуг, которые широко распространены на практике (82% респондентов
согласились с предположением, что учителя намеренно не объясняют суть своего
предмета глубоко, чтобы иметь возможность делать это за дополнительную плату),
прямо связаны с вопросами педагогической этики. Трудно объяснить это сложным
экономическим положением учителя. Налицо падение этической планки, подрывающее
авторитет школы и учителя в глазах учащихся, родителей и общества в целом.
Международные исследования
показывают, что в мировой практике существует несколько подходов к разработке
и осуществлению политики в отношении частного репетиторства. Условно их можно
разделить на 4 типа: а) игнорирование; б) признание и регулирование; в) активное
поощрение; г) запрещение (см. Приложение "Политика по отношению к частному
репетиторству: международная практика").
В Казахстане, как и во многих
других странах, частное репетиторство на уровне политики сегодня предпочитают
игнорировать. Однако выводы настоящего исследования недвусмысленно свидетельствуют
о том, что весь комплекс вопросов, связанных с репетиторством, требует специального
внимания и разработки адекватной политики, учитывающей природу этого явления:
репетиторство как часть развивающегося рынка образовательных услуг и репетиторство
как феномен в системе образования.
Примечания
1. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest:
Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
2. Bray, M. The Shadow Education System: Private Tutoring and its Implications
for Planners. Paris: UNESCO International Institute for Educational Planning,
1999.
3. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest:
Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
4. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest:
Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
5. Уровень жизни населения. Статистический сборник. - Алматы: Агентство по статистике,
2005.
6. Казахстан: системы управления и предоставления услуг. Отчет о диагностическом
исследовании. - Алматы, Всемирный банк, 2002
7. Средняя стоимость занятий с репетитором в течение одного академического часа
- 5 долл. В течение года в среднем на репетиторов по всем предметам респонденты
тратят около 390 долл.; на подготовительные курсы - около 315 долл. Можно примерно
оценить объем средств, вращающихся в секторе репетиторских услуг: в 2004/05
учебном году на дневное отделение вузов было принято более 107 тыс. студентов;
если половина из них брала частные уроки (в среднем это стоило около 390 долл.),
то в сфере частного репетиторства вращается более 20 млн долл., которые не легализованы
и не облагаются налогами. Причем это только средства, вкладываемые в рынок репетиторских
услуг учащимися выпускных классов. Если принять во внимание то обстоятельство,
что потребителями услуг репетиторов являются также и ученики других классов,
то полученную цифру можно значительно увеличить.
Приложение
Политика по отношению
к частному репетиторству: международная практика
Краткое резюме существующих
в международной практике подходов к разработке и реализации политики по отношению
к частному репетиторству взято из международного сравнительного отчета Education
in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education
Support Program (ESP) of the Open Society Institute. 2006, р. 100.
Международные исследования
показывают, что в мировой практике существует несколько подходов к разработке
и осуществлению политики по отношению к частному репетиторству. Условно их можно
разделить на 4 типа: а) игнорирование; б) признание и регулирование; в) активное
поощрение; г) запрещение.