Сауле Каликова, Жанар Рахимжанова
Дополнительные частные уроки (репетиторство). Казахстанский контекст

"Экономические стратегии - Центральная Азия", №2-2007, стр. 70-79

Каликова Сауле Аманжоловна – директор Центра анализа образовательной политики (ЦАОП) Образовательного центра «Бiлiм – Центральная Азия». Рахимжанова Жанар Болатбековна – координатор программ ЦАОП.

Настоящая статья является фрагментом аналитического отчета, подготовленного на основе результатов мониторингового исследования частного репетиторства в Республике Казахстан. Исследование было выполнено в рамках международного проекта, инициированного Программой поддержки образования Института открытого общества (Будапешт). Проект имел две фазы, первая из которых стартовала в 2004 г. в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, а также в Монголии. На основе единой методологии в девяти странах - Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Литве, Монголии, Польше, Словакии, Украине и Хорватии - были проведены исследования с целью выявления масштабов, причин и последствий частного репетиторства. Международный сравнительный отчет по результатам этих исследований был опубликован в 2006 г. (1). В 2006 г. аналогичное исследование в партнерстве с Центральноазиатской сетью сотрудничества в образовании было проведено в странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Результаты центральноазиатского сопоставительного исследования будут опубликованы в конце 2007 г. Полная версия казахстанского отчета будет опубликована в ближайшее время.

Дополнительные частные уроки (репетиторство) - явление не новое для нашей действительности, оно существовало и во времена совет­ской школы. Однако в последние годы это явление, значительно усложнившись, приобретает все большее распространение, о реальных масштабах которого трудно судить, поскольку статистика не предлагает каких-либо данных.

Вместе с тем частное репетиторство, будучи в определенном смысле теневым феноменом, влияет на многие аспекты образования, включая такие, как неравный доступ к образованию, коррупция, вопросы этики в образовании и др. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что репетиторство является тем каналом, по которому деньги из семейных бюджетов "перекачиваются" в сектор теневой экономики.

Феномен частного репетиторства носит международный характер и, как свидетельствуют некоторые исследования в этой области, во многих странах мира имеет ясно выраженную тенденцию к расширению (2). Аналогичная ситуация характерна и для постсоциалистических стран. Однако, несмотря на общее признание того факта, что масштабы репетиторства значительно возросли в Центральной и Юго-Восточной Европе, постсовет­ских странах и Монголии, существует незначительное число исследований, характеризующих динамику репетиторства, факторы, определяющие спрос на него, последствия, влияющие на качество и равный доступ к образованию в этих странах.

Для Казахстана потребность в такого рода мониторинге весьма актуальна. Это связано и с отсутствием достоверной информации об услугах репетиторов, и с несовершенством законодательной базы в этой области, и с теми изменениями в экономике, политике и образовании, на которые чутко реагирует рынок репетиторских услуг. Явление частного репетиторства крайне неоднозначно: с одной стороны, что плохого в том, что дети заинтересованы в повышении качества своих знаний, а учителя имеют возможность получить дополнительный источник дохода? С другой стороны, репетиторство - это почва для возникновения неравенства в образовании, поскольку услуги репетиторов доступны не всем; для нарушения в отдельных случаях законодательно закрепленного принципа бесплатности среднего образования, создания условий для коррупции и пренебрежения вопросами педагогической этики.

На позитивные и негативные моменты частного репетиторства обращается внимание и в международном отчете в рамках первой фазы исследования. Так, в качестве позитивной составляющей было отмечено то, что рынок репетиторских услуг в отличие от жесткой системы школьного обучения эффективно, гибко и быстро реагирует на возникающие потребности учащихся. В то же время в отчете были названы такие негативные явления, как усиление социального неравенства, искажение учебного плана, разрастание коррупции и снижение государственных доходов, получаемых от налогообложения (3) .

Общая характеристика частных уроков и подготовительных курсов

Масштаб

Из 1004 студентов первых курсов, опрошенных в ходе исследования, 89,6%, то есть подавляющее большинство, брали частные уроки или посещали подготовительные курсы. При этом половина всех опрошенных (49,8%) пользовались услугами репетиторов, а 39,8% посещали подготовительные курсы. При этом большинство студентов, посещавших подготовительные курсы (62%), занимались еще и с репетитором. Респондентам также были заданы вопросы об их одноклассниках. По оценкам 99,4% респондентов, в среднем 37% их одноклассников пользовались помощью какого-либо репетитора.

Предметы

В Казахстане чаще всего респонденты обращались к репетиторам по математике (67%), на втором месте - история и физика (по 36%), на третьем месте - родной язык и литература (18%). Аналогичные данные по Кыргызстану и Таджикистану выявили несколько иную картину: в обеих странах наиболее популярный предмет, по которому обращаются к услугам репетиторов, - это иностранный язык, на втором месте математика, далее идут история и русский язык в Кыргызстане, в Таджикистане - русский и таджикский языки (рис. 1)

Рисунок 1. Предметы, по которым опрошенные в ходе исследования занимались с репетиторами (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), в %

Эти различия напрямую связаны с разными системами выпускных и вступительных экзаменов в упомянутых странах. В Таджикистане сохранилась традиционная система выпускных экзаменов, которые учащиеся сдают непосредственно в своей школе и которая не связана со вступительными экзаменами в вузы. В Кыргызстане также сохранены выпускные экзамены в школах, а для желающих получить государственные гранты на обучение в вузах введены унифицированные тесты. В Казахстане же с 2004 г. действует ЕНТ (единый национальный тест), который является унифицированным тестом, и его результаты признаются школами в качестве результатов итоговой государственной аттестации, а колледжами и вузами - в качестве результатов приемных экзаменов. Наибольшим спросом в Казахстане пользуются репетиторы по математике, истории и родному языку, поскольку эти предметы включены в качестве обязательных в ЕНТ. Что касается физики, то ее популярность можно объяснить тем, что государство осуществляет политику поддержки и повышения престижа технических специальностей (треть государственных грантов выделена на технические специальности), а физика является тем четвертым предметом по выбору, который дает право поступать на многие технические специальности.
Таким образом, в Казахстане выбор предметов, по которым нанимают репетиторов, определяется в первую очередь требованиями ЕНТ. Это понятно, если принять во внимание, что результаты ЕНТ прямо связаны с возможностью получения государственного образовательного гранта и определяют шансы абитуриентов на поступление в вуз. В Кыргызстане и Таджикистане на выбор предметов для дополнительной подготовки при помощи репетитора больше влияет конъюнктура рынка труда: наиболее популярная дисциплина - иностранный язык, затем идет математика. В Таджикистане наряду с математикой значительным спросом пользуются репетиторы по русскому языку. Это обстоятельство связано с тем, что за годы независимости Таджикистан практически стал мононациональным государством и большинство населения, особенно в сельских регионах, уже не владеет или слабо владеет русским языком. В то же время в связи с масштабной трудовой миграцией и выездом граждан этой страны на учебу в Россию и страны СНГ потребность в знании русского языка остается высокой.

Стоимость

В ходе исследования респондентам было задано несколько вопросов о финансовой стороне их отношений с репетиторами. Сравнивая финансовые затраты респондентов на частных репетиторов и подготовительные курсы, можно сказать, что подготовительные курсы стоили значительно дешевле, чем частные уроки. Так, 53,5% респондентов, посещавших курсы, ответили, что в среднем обучение по одному предмету за год стоит 135 долл., тогда как частные уроки в среднем обходятся примерно в 220 долл. Что касается стоимости обучения по всем предметам, то 57,7% респондентов ответили, что в среднем за год потратили на подготовительные курсы по всем предметам 315 долл., тогда как на оплату занятий с частными репетиторами в среднем требуется 390 долл.

Исследования в странах Центральной и Восточной Европы, странах - членах СНГ и в Монголии (4) показали, что стоимость частных уроков и подготовительных курсов варьирует в довольно широком диапазоне. Стоимость частных уроков за год во всех странах оказалась выше, чем стоимость подготовительных курсов. Меньше всего (от 36 до 136долл.) на обучение тратят в Монголии, Словакии и в балканских странах; больше всего (от 180 до 320 долл.) - в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Польше (рис. 2)

Рисунок 2. Стоимость подготовки по одному предмету за год, в долл.

Казахстанские преподаватели, принимавшие участие в опросе, ответили, что в среднем стоимость одного часа занятий с репетитором стоит 5 долл. А те из них, кто сам занимается репетиторством, считают, что для того, чтобы гарантированно подготовить абитуриента к поступлению в вуз по его (преподавателя) предмету, необходимо потратить около 400 долл. Таким образом, ответы студентов и преподавателей относительно затрат на частные уроки совпадают.

Образовательные, этические и социальные аспекты репетиторства

Качество образования

Подавляющее большинство учащихся связывает частные уроки с поступлением в вуз. Так, 56,9% опрошенных студентов в Казахстане, 73,1% в Кыргызстане и 69,1% в Таджикистане основным мотивом получения частных уроков считают увеличение шансов на поступление в вуз. 50,2% в Казахстане, 65,6% в Кыргызстане и 60,4% в Таджикистане полагают, что школьная программа не охватывает всего, что требуется для вступительных экзаменов. Почти половина студентов во всех трех странах убеждена в том, что част­ное репетиторство - единственный путь, обеспечивающий успешную сдачу вступительных экзаменов.

Из этих ответов можно сделать вывод о том, что существует разрыв между требованиями при поступлении в вуз и знаниями выпускника. Иначе говоря, школа не дает тех знаний и навыков, которые необходимы для поступления в вуз. И студентам, и их преподавателям был задан вопрос: "Достаточны ли знания и навыки, приобретенные в средней школе, для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз?" Отвечая на него, и те и другие проявили редкое единодушие: 46% считают, что школьных знаний достаточно для поступления в вуз, 37% студентов и 38% преподавателей уверены, что их недостаточно, 17% студентов и 16% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос.

Вопросы этики и коррупции

Признавая тот факт, что низкое качество преподавания в школе является главной причиной, обусловливающей принятие решения о найме частного репетитора (так считает более половины опрошенных), студенты тем не менее сохраняют лояльность по отношению к школьным учителям, занимающимся частным репетиторством (рис. 3).

Рисунок 3. Отношение студентов к репетиторам – школьным учителям (Казахстан, в %)

Как студенты относятся к тому, что репетиторами часто становятся школьные учителя? Более половины опрошенных студентов (56,9%) считает одной из главных причин возникновения частного репетиторства и участия в этом школьных учителей их желание получить дополнительный заработок. Более того, 81,9% казахстанских студентов согласились с предположением, что учителя намеренно не объясняют суть своего предмета, чтобы иметь возможность давать частные уроки (для сравнения: в Кыргызстане и Таджикистане с таким утверждением согласились 42% опрошенных). Далеко не все респонденты согласны с тем, что школьный учитель является лучшим репетитором (46,2% студентов не согласны и 6,2% совершенно не согласны с этим утверждением).

Как правило, школьный учитель становится репетитором своего ученика по обоюдному согласию. Причем в большинстве случаев - это инициатива ученика: 78,5% респондентов отметили, что ученики обычно сами просят школьного учителя давать ему/ей частные уроки. В то же время две трети студентов считают, что учителя поощряют своих учеников, имеющих проблемы по предмету, к получению частных уроков. Тем не менее, по мнению респондентов, их отношения как частного репетитора и частного ученика в большинстве случаев не отражаются на их взаимоотношениях как школьного учителя и ученика. Отсюда, 83,2% казахстанских студентов не согласны (18,4% не согласны и 64,8% совершенно не согласны) с тем утверждением, что необходимо запретить школьным учителям давать частные уроки своим ученикам; только 16,7% респондентов считают, что учителям не следует позволять давать частные уроки своим ученикам. В Кыргызстане же, например, треть студентов высказались за то, чтобы запретить учителям давать частные уроки своим ученикам, а в Таджикистане с таким подходом согласны 28% опрошенных. Несмотря на всю лояльность по отношению к учителям, 85,2% студентов Казахстана, 76% студентов Кыргызстана и 73,4% студентов Таджикистана считают, что образовательная система должна быть такой, чтобы никто не нуждался в частном репетиторстве.

Что касается преподавателей вузов, то среди 37 опрошенных преподавателей не было никого, кто отрицательно относился бы к частному репетиторству. 34 респондента, или 92%, относятся к этому феномену положительно и 3 человека - нейтрально. Примерно такая же ситуация и с подготовительными курсами: большинство респондентов относятся к ним положительно; только по два человека отметили, что относятся к подготовительным курсам отрицательно и нейтрально.

Таким образом, ответы респондентов свидетельствуют о том, что частное репетиторство широко распространено и в обществе относятся к нему как к некой данности, обыденному явлению. Никого не шокирует тот факт, что учителя часто поощряют своих учеников брать у них дополнительные уроки; многие согласны с тем, что основная причина репетиторства - это дополнительный заработок для учителя. Более того, большинство студентов считают эту практику нормальной; они высказались против того, чтобы учителям запрещали давать частные уроки своим ученикам.

Проблема равного доступа к частным урокам

На рис. 4 приведены данные об оценке студентами некоторых высказываний, касающихся проблемы равного доступа к частным урокам для школьников из семей с разным уровнем достатка. Студенты в основном согласны с тем, что частные уроки стоят дорого: с этим согласились 47,6% казахстанских, 71,3% кыргызских и 61,5% таджикских респондентов. С мнением о том, что дети состоятельных родителей могут нанять лучших репетиторов, согласилась лишь треть казахстанских студентов и две трети кыргызских и таджикских. В то же время больше половины респондентов во всех трех странах не согласны с тем утверждением, что услуги репетиторов доступны только детям из обеспеченных семей.

Рисунок 4. Проблема равного доступа к частным урокам (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), в %

84,6% казахстанских респондентов согласились с утверждением о том, что ученики, занимающиеся у репетитора, с большей вероятностью поступят в вуз, чем ученики с теми же способностями, не занимающиеся у репетитора. В Кыргызстане с этим мнением согласилось около половины опрошенных (49,7%), в Таджикистане - 40,4% . Около 36% респондентов во всех странах согласилось с утверждением о том, что трудно быть успевающим учеником без использования частного репетиторства.
Финансовое положение в своих семьях студенты, посещавшие частные уроки и подготовительные курсы, субъективно оценивают как довольно благополучное: 50,7% респондентов считают благосостояние своей семьи средним, 36,7% - хорошим, а 10,8% - очень хорошим. Лишь 1,4% опрошенных студентов называют благосостояние своей семьи плохим и 0,4% - очень плохим (рис. 5)

Рисунок 5. Благосостояние семей, дети из которых посещали частные уроки и подготовительные курсы (Казахстан)


Исследование выявило, что больше половины опрошенных алматинских студентов (55%) пользуется услугами репетиторов; в Шымкенте же доля таких студентов составляет только 30%. Из 14 студентов, которые оценили благосостояние своей семьи как плохое, только двое занимались с репетиторами, остальные, вероятно, не могли себе этого позволить.

Подтверждением зависимости между благосостоянием семьи и наймом репетиторов может служить факт прямой зависимости между среднедушевыми доходами в регионах и средним баллом ЕНТ (рис. 6).

Рисунок 6. Соотношение среднего балла ЕНТ и среднедушевых доходов по регионам Казахстана, 2005 г.

Левый нижний и верхний правый квадранты рисунка подтверждают факт прямой зависимости между уровнем доходов населения и результатами ЕНТ - чем выше уровень доходов населения в регионе, тем лучше результаты, и наоборот. Это можно объяснить тем, что в высокодоходных регионах люди могут себе позволить оплачивать услуги репетиторов, следствием чего являются более высокие баллы при сдаче ЕНТ. Исключение составляют Атырауская и Мангистауская области, где высокий показатель среднедушевых доходов населения формируется за счет сосредоточения в этих регионах предприятий нефтедобывающей промышленности. Вместе с тем в этих же регионах доля бедного населения остается наиболее высокой: в 2004 г. в Атырау бедных в общем составе населения области было 29%, в Мангистау - 21% (среднереспубликанское значение - 16%) (5).

Таким образом, исследование подтвердило тот факт, что услуги частных репетиторов достаточно дороги и доступны не всем - многие родители не могут позволить себе оплачивать частные уроки. Так, 19% студентов, которые не пользовались услугами репетиторов, отметили, что причина, по которой они так поступили, - дороговизна частных уроков. Такой ответ - третий по частоте упоминаний после таких причин, как хорошая успеваемость и уверенность в своих силах при поступлении в вуз. По той же причине 7% студентов не ходили на подготовительные курсы. Частные уроки более доступны для жителей крупных городов, так как уровень жизни там более высокий, чем в сельской местности, а население более платежеспособное. Две трети студентов, бравших частные уроки и посещавших подготовительные курсы, - жители крупных городов и областных центров, одна треть - жители сел. Это также подтверждают и данные других исследований. Так, исследование Всемирного банка выявило, что в наиболее богатой трети населения 17% семей имеют детей, обучающихся в вузах, в то время как в трети населения со средним доходом - всего 5%, а в беднейшей трети населения их всего 4% (6).

* * *

Репетиторство как часть рынка образовательных услуг, конечно же, имеет право на существование. Однако надо ясно понимать, что движет этим рынком, каков его масштаб, каковы образовательные, социально-экономические, этические по­следствия этого явления, кто является получателем благ и какая часть населения остается ущемленной в своих правах на доступ к качественным образовательным услугам. Результаты проведенного исследования дают нам основания сделать некоторые выводы.

1. Репетиторство в Казахстане - активно развивающийся сегмент рынка образовательных услуг. При этом средства, вкладываемые населением в этот вид услуг, не облагаются налогом и аккумулируются в теневом секторе экономики. Результаты исследования показали, что объем этих средств можно примерно оценить в 20 млн долл. (7). Мы можем интерпретировать этот факт как скрытую стоимость образования для значительной части населения страны.

2. Факторы, влияющие на рост рынка репетиторских услуг в Казахстане, прямо связаны с теми проблемами, которые существуют сегодня в системе образования страны. Это низкое качество массового образования, не отвечающее ни потребностям отдельных людей, ни требованиям современного рынка труда; устаревшие методы преподавания, не поддерживающие индивидуальный подход к обучению; неэффективная система обеспечения качества образования; социально-экономическое положение учителей, низкий уровень заработной платы которых заставляет их искать дополнительные источники дохода (как показало исследование, 70% репетиторов и 56% преподавателей подготовительных курсов являются школьными учителями). Наряду с образовательными факторами репетиторство как гибкую форму предоставления образовательных услуг "на дому" поддерживает растущий спрос со стороны семей с высокими и стабильно-средними доходами, заинтересованных во вкладе в развитие своих детей.

3. Масштаб распространения репетиторства и явно присутствующая тенденция расширения этого сегмента на рынке образовательных услуг не может не вызывать озабоченности, сигнализируя о кризисных явлениях в системе образования Республики Казах­стан. Как свидетельствует международная практика, существует определенный пороговый уровень распространения этого явления, который считается приемлемым и который, как правило, не превышает черты в 25% тех, кто пользуется услугами репетиторов.

Как показало наше исследование, каждый второй, поступающий в высшее учебное заведение, прибегал к услугам репетиторов, полагая, что полученные в рамках школьной программы знания недостаточны для успешной сдачи экзамена в вуз. При этом 68% лиц, пользовавшихся услугами репетиторов, занимались регулярно в течение последнего года обучения в школе; 70% посвящало этому от 2 до 4 часов в неделю, занимаясь по одному или двум предметам; 28% занимались по трем и более предметам; 62% абитуриентов, посещавших подготовительные курсы, параллельно занимались еще и с репетитором. Иначе говоря, масштаб и интенсивность занятий с репетиторами таковы, что практически мы можем говорить о том, что в последний год обучения в школе формируется параллельный (теневой) учебный класс.

4. Существующие правовые рамки для предоставления платных образовательных услуг в стенах школы, формально имеющаяся легитимная основа для проведения дополнительных занятий с отстающими учащимися не обеспечены прозрачными и эффективными механизмами реализации.

5. Репетиторство как многоаспектное явление имеет свои последствия. И если мы зададимся вопросом, кто является получателем благ и насколько критичны те негативные последствия, которые несет с собой это явление в условиях Казахстана, то должны будем констатировать следующее.

5.1. Услуги репетиторов доступны не всем семьям. Исследование подтвердило тот факт, что частные уроки довольно дороги и многие родители не могут позволить себе оплачивать их; услуги репетиторов более доступны жителям крупных городов и областных центров - две трети студентов, из тех, кто брал частные уроки и посещал подготовительные курсы, проживают в городах и только треть таких студентов - выходцы из сел. В условиях, когда конкуренция на рынке труда приобретает все более жесткий характер, а система государственного образования не предоставляет требуемого качества, отсутствие доступа к дополнительным образовательным услугам, включая репетиторство, становится почвой для социального неравенства, углубления социальной стратификации общества по признаку бедный - богатый. Неравный старт, причиной которого являются не индивидуальные способности ребенка или молодого человека, а экономическое положение семьи, есть форма посягательства на законное право граждан Казахстана: ведь принцип обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обозначен как базовый во всех стратегически значимых документах, определяющих средне- и долгосрочную образовательную политику Республики Казахстан, включая ее Конституцию и Закон об образовании.

5.2. Те формы предоставления репетиторских услуг, которые широко распространены на практике (82% респондентов согласились с предположением, что учителя намеренно не объясняют суть своего предмета глубоко, чтобы иметь возможность делать это за дополнительную плату), прямо связаны с вопросами педагогической этики. Трудно объяснить это сложным экономическим положением учителя. Налицо падение этической планки, подрывающее авторитет школы и учителя в глазах учащихся, родителей и общества в целом.

Международные исследования показывают, что в мировой практике существует несколько подходов к разработке и осуществлению политики в отношении частного репетиторства. Условно их можно разделить на 4 типа: а) игнорирование; б) признание и регулирование; в) активное поощрение; г) запрещение (см. Приложение "Политика по отношению к частному репетиторству: международная практика").

В Казахстане, как и во многих других странах, частное репетиторство на уровне политики сегодня предпочитают игнорировать. Однако выводы настоящего исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что весь комплекс вопросов, связанных с репетиторством, требует специального внимания и разработки адекватной политики, учитывающей природу этого явления: репетиторство как часть развивающегося рынка образовательных услуг и репетиторство как феномен в системе образования.

Примечания
1. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
2. Bray, M. The Shadow Education System: Private Tutoring and its Implications for Planners. Paris: UNESCO International Institute for Educational Planning, 1999.
3. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
4. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
5. Уровень жизни населения. Статистический сборник. - Алматы: Агентство по статистике, 2005.
6. Казахстан: системы управления и предоставления услуг. Отчет о диагностическом исследовании. - Алматы, Всемирный банк, 2002
7. Средняя стоимость занятий с репетитором в течение одного академического часа - 5 долл. В течение года в среднем на репетиторов по всем предметам респонденты тратят около 390 долл.; на подготовительные курсы - около 315 долл. Можно примерно оценить объем средств, вращающихся в секторе репетиторских услуг: в 2004/05 учебном году на дневное отделение вузов было принято более 107 тыс. студентов; если половина из них брала частные уроки (в среднем это стоило около 390 долл.), то в сфере частного репетиторства вращается более 20 млн долл., которые не легализованы и не облагаются налогами. Причем это только средства, вкладываемые в рынок репетиторских услуг учащимися выпускных классов. Если принять во внимание то обстоятельство, что потребителями услуг репетиторов являются также и ученики других классов, то полученную цифру можно значительно увеличить.


Приложение

Политика по отношению к частному репетиторству: международная практика

Краткое резюме существующих в международной практике подходов к разработке и реализации политики по отношению к частному репетиторству взято из международного сравнительного отчета Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute. 2006, р. 100.

Международные исследования показывают, что в мировой практике существует несколько подходов к разработке и осуществлению политики по отношению к частному репетиторству. Условно их можно разделить на 4 типа: а) игнорирование; б) признание и регулирование; в) активное поощрение; г) запрещение.