Страница автора: Вильгельмина Глазунова

Рынок государственно-частного партнерства как фактор экономического роста в регионах

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.185.2022.12-21

Целью данной статьи является оценка регионов РФ по уровню развития ГЧП с позиции их инфраструктурного и социально-экономического развития и влияния ГЧП на ускорение их экономического роста. Для этого реализуются следующие задачи: оценка общих характеристик рынка ГЧП за период 2006–2021 гг., в частности, государственного и частного вклада в проекты ГЧП, распределение инвестиций по рассматриваемым сферам; анализ накопленных инвестиций на рынке ГЧП за период 2006–2021 гг., оценка их влияния на инвестиционную привлекательность и экономический рост регионов на основе распределения по федеральным округам и регионам РФ; анализ рынка крупных проектов ГЧП за период 2006–2021 гг. с позиции влияния на стратегическое развитие регионов, его распределение по федеральным округам и регионам РФ; на основе результатов исследования определение топ-10 наиболее развитых регионов по использованию механизмов ГЧП.

Методологию исследования составляет анализ распределения рынка классического ГЧП по регионам и округам на основе построения таблиц и диаграмм. Для характеристики общего экономического и инфраструктурного развития регионов были рассмотрены проекты ГЧП в сферах ЖКХ, социальной, транспортной и IT-сфере. Результаты исследования состоят в том, что дана оценка уровню экономического и инфраструктурного развития регионов; обоснована стратегическая важность проектов ГЧП для регионов (в особенности — крупных); определено, что успешная реализация проектов ГЧП является фактором экономического роста регионов. На основе проведенного анализа выделены 10 наиболее развитых регионов с позиции применения механизмов ГЧП. Перспектива исследования заключается в использовании его результатов для расширения рынка ГЧП, в частности, на территориях, нуждающихся в экономическом развитии. При этом для расширения территориального охвата рынка ГЧП необходимо создание условий для реализации таких проектов с целью обеспечения экономического роста регионов.
Государственно-частное партнерство, ускорение экономического роста, инвестиции, инфраструктурное развитие, регионы, социальная сфера, транспортная сфера, сфера жилищно-коммунального хозяйства, IT-сфера.

Обрабатывающие производства России: структура инноваций и стратегия экспорта и замещения импорта машин

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.78-89

Целью исследования является оценка динамики обрабатывающих производств России. По «структурной формуле» осуществляется оценка вклада инноваций в различных видах деятельности в общую динамику инноваций в обрабатывающих производствах, что позволяет выявить доминирующие по инновациям экономические секторы. Данный подход полезен для того, чтобы дифференцировать методы промышленной (отраслевой) политики, включая и национальные проекты как институциональный инструмент управления развитием российской экономики, поскольку выделяет те направления, которые требуют особого стимулирования инновационного процесса. Структура инноваций неоднородная, вклад по разным видам деятельности существенно изменяется, что говорит о неустойчивости процесса инновационного развития. Рассматриваются две стратегии функционирования обрабатывающих производства: экспорт машин и замещение импорта машин. Показано, что эти стратегии не могут сводиться одна к другой (за исключением отдельных частных случаев) и предполагают различные возможности. Параметр структурной независимости для российского машиностроения неуклонно снижался, его динамика стабилизирована в области низких значений, что продемонстрировано с помощью метода фазовых портретов изменения этого показателя. Это говорит о том, что сохраняется высокая зависимость отечественной экономики и машиностроения от импорта машин, оборудования и технологий. Можно сделать вывод о том, что, во-первых, политика замещения импорта не является достаточной, во-вторых, требуются структурные изменения, чтобы замещение импорта и развитие экспортных обрабатывающих производств дали положительный результат. На основе количественных оценок получен принципиальный вывод: политика замещения импорта заведомо не будет иметь высокой результативности, каковую она могла бы иметь, если бы внутренний поток ресурсов был направлен в обрабатывающие сектора