Страница автора: Николай Ильин

Цифровой двойник (искусственное общество) социально-экономической системы России — платформа для экспериментов в сфере управления демографическими процессами

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.6-19

Одним из наиболее перспективных инструментов для мониторинга и прогнозирования социальных процессов являются агент-ориентированные модели, широко распространенные за рубежом. Их преимущество заключается в рассмотрении изучаемой системы на уровне ее отдельных индивидуумов, что повышает реалистичность этих компьютерных методов оценки. В России данное направление также развивается, хотя и не так активно. В статье   рассматривается динамика численности населения России, а также факторы повышения рождаемости, успешные примеры практической реализации агентных моделей для изучения социальных процессов, дается краткое описание разработанной авторами модели, включающей 146 млн агентов. С помощью этого инструмента были получены прогноз численности населения России и оценка влияния на этот показатель некоторых мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И. Моделирование и оценка национальной силы России // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19.

2. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

3. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза: 1922–1991. М.: Наука, 1993. 143 с.

4. Федеральная служба государственной статистики [Сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru.

5. Здравоохранение [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721.

6. Sobotka T., Matysiak A., Brzozowska Z. Policy responses to low fertility: How effective are they? // Working Paper. 2019. No. 1. May. URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/Policy_responses_low_fertility_UNFPA_WP_Final_corrections_7Feb2020_CLEAN.pdf.

7. The World Bank [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

Развитие системы стратегического управления в условиях цифровизации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.20-33

Внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на развитие всей системы государственного управления и ее важнейшего элемента — системы стратегического планирования. Современные цифровые интеллектуальные технологии и работа органов государственного управления на основе передовых достижений управленческой науки и единства методологических подходов позволяют поднять систему стратегического планирования на качественно новый уровень. Ключом к успеху является согласованное развитие как собственно системы государственного управления, так и общегосударственных информационно-управляющих систем. Авторами на основании анализа содержания деятельности по стратегическому управлению и используемой для этой деятельности информации сформулированы общие подходы к выбору информационных технологий для обеспечения выполнения этапов стратегического управления.

Источники:

1. Путин В.В. Заседание Совета Безопасности 27 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66777.

2. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 36–40.

4. Андреева З.К., Барышников П.Ю., Журенков Д.А. и др. Стратегическое целеполагание в ситуационных центрах развития / Под ред. В.Е. Лепского, А.Н. Райкова. М.: КогитоЦентр, 2018. 320 с.

5. Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О принципах датацентризма, сетецентризма и командноцентризма в контексте информатизации государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 76. 2019. Октябрь.

Национальная безопасность России

DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23

Статья продолжает исследование «Моделирование и оценка национальной силы России», посвященное расчету показателя национальной силы, который в настоящее время является наиболее информативным и популярным в мире индикатором, интегрально характеризующим совокупный потенциал конкретной страны и позволяющим одновременно сравнивать уровень ее мощи и социально-экономического развития с уровнем других стран. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Экономические стратегии» № 2 за 2020 г. [1]. Если национальная сила государства, по сути, определяет его потенциальные возможности и для расчета используются преимущественно валовые показатели, то индикаторы национальной безопасности рассчитываются на основе нормированных величин (как правило, на душу населения) и свидетельствуют об уровне развития той или иной

составляющей социоэкологоэкономической системы страны, а также об эффективности использования имеющегося потенциала. Напомним, что по интегральному показателю национальной силы, включающему множество компонентов, Россия занимает четвертое место в мире, немного уступая Индии. В этой статье с использованием методов многомерного статистического анализа мы рассчитаем показатели национальной безопасности стран — членов ООН, также определив позицию России, но помимо этого оценим пороговые значения для всех рассматриваемых в работе факторов национальной безопасности. В последней части работы дадим прогноз национальной безопасности на среднесрочный период

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И. Моделирование и оценка национальной силы России // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19.

Моделирование и оценка национальной силы России

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19

В статье анализируется мировой опыт оценки национальной силы, являющейся наиболее информативным и популярным индикатором, характеризующим совокупный потенциал конкретной страны, позволяющий сравнивать уровень ее военной мощи и социально-экономического развития с другими странами. Моделирование и оценка показателя национальной силы чрезвычайно важны для корректировки стратегических документов, связанных с долгосрочным развитием страны, а также ее внешней политикой. Во многих странах показатель национальной безопасности оценивается узким кругом экспертов или усредненными результатами опросов более широкого числа респондентов. Недостаток этого подхода заключается в субъективизме, в конечном счете в недостоверной оценке. Авторы приводят научно обоснованную методику моделирования и оценки национальной силы. При формировании компонент интегрального показателя национальной силы используют ключевые целевые индикаторы, установленные в документах стратегического планирования России. Результаты расчетов интегральных показателей национальной силы, полученные путем свертки с использованием факторного анализа групповых индексов, показывают, что на данный момент Россия является мировым лидером (на уровне 3–4-го места среди 193 стран — членов ООН)

Источники:

1. Merritt R.L., Zinnes D.A. Alternative Indexes of National Power // In Richard J. Stoll and Michael D. Ward (eds.). Power in World Politics. Boulder: Lynne Rienner, 1989. P. 11–28.

2. Merritt R.L., Zinnes D.A. Validity of power indices. International Interactions. N 14. P. 141–151. DOI: 10.1080/03050628808434697.

3. Marshall A.W. A Program to Improve Analytic Methods related to Strategic Forces [Электронный ресурс] // Policy Sciences. 1982. N 15(1). P. 47–50. URL: https://doi.org/10.1007/BF00143367.

4. Spykman N.J. America’s Strategy in World Politics: The United States and the Balance of Power. 1942; reprint, Hamden, CT: Archon Books, 1970.

5. Morgenthau H.J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, 1st edition. New York, Alfred A. Knopf, 1948.

6. Morgenthau H.J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, 2nd edition. New York, Alfred A. Knopf, 1954.

7. Waltz K.H. Theory of International Politics. Addison-Wesley Publishing Company, 1979.

8. Mearsheimer J.J. The Tragedy of Great Power Politics. New York, London: W.W. Norton & Company, 2001.

9. Singer J.D., Bremer S., Stuckey J. Capability Distribution, Uncertainty, and Major Power War, 1820–1965 // In: Russett, Bruce M. ed. Peace, War, and Numbers. Beverly Hills: Sage Publications, 1972. P. 19–48.

10. Muir R.E. Modern Political Geography. London: Macmillan, 1975.

11. Michalik D. Modelowanie mi dzynarodowego układu si z wykorzystaniem syntetycznych miar pot gi. PhD dissertation. Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 2010.

12. Айвазян С.А. Методы эконометрики. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010.

13. Statista [Сайт]. URL: https://www.statista.com.

14. United States Geological Survey [Сайт]. URL: https://www.usgs.gov.