Страница автора: Максим Аверьянов

Стратегическое планирование в условиях вызовов цифровой трансформации

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.54-61

Высокая динамика геополитических изменений, усиленная расширением спектра вызовов, стоящих перед страной, выставила новые требования к управлению государством и экономикой. Скорость, с которой надо эти требования реализовать, ставит вопрос о необходимости технологического прорыва в сфере управления. А масштабы сдвигов в мировой экономике требуют с особым вниманием отнестись к стратегическому планированию, подняв его роль в системе госуправления на уровень, который обеспечит ориентирование всех органов управления на достижение формируемых прямо сейчас целей развития общества.

Рассматриваются вопросы технологизации стратегического планирования, вызовы, на которые новая система стратпланирования должна отвечать, некоторые риски цифровой трансформации сферы госуправления и возможные направления их преодоления.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 166–175.

2. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Путин призвал расширить национальные цели развития [Электронный ресурс]. РИА Новости. 2023. 21 декабря. URL: https://ria.ru/20231221/putin-1917226925.html?in=l

Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.60-69

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за пять месяцев 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

 

Источники:

 

1. Китанина Т.М. Проблема мобилизации промышленности и позиция предпринимателей в годы Первой мировой войны // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М.: Изд-во МГУ, 2005.

2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/

3. Военное время // Военный энциклопедический словарь: В 2 т. / Под ред. А.П. Горкина, В.А. Золотарева, В.М. Карева и др. М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. Т. 1. С. 305.

4. Marton P. Evolution in military affairs in the battlespace of Syria and Iraq // Corvinus Journal of International Affairs. 2018. Vol. 2. Iss. 2–3. P. 30–41.

5. Новая эра конфликтов и насилия [Электронный ресурс] // UN75. URL: https://www.un.org/ru/un75/new-era-conflictand-violence.

6. Алексей Фененко. Какими будут войны будущего? [Электронный ресурс] // РСМД. 2017. 19 июля. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakimi-budutvoyny-budushchego/

7. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Пять гипотез о будущем мире [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2020. № 8. C. 14–23. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2380.

8. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Глобальный кризис как «запал» геоэкономических трансформаций: вызовы для России [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2019. № 12. C. 96–109. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2289.

9. Ильницкий А.М. Новая стратегия сдерживания России // Красная звезда. 2020. 22 июня.

10. Виталий Поляков. «Власти знали о случившемся»: почему в ситуации с разливом топлива в Норильске появились нестыковки [Электронный ресурс] // ТВК6. 2020. 4 июня. URL: https://tvk6.ru/publications/news/50604/

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.