Страница автора: Александр Мишин

Методический подход к оценке экономической эффективности цифровых проектов с применением платформ интернета вещей

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.134-142

Одна из ключевых и наиболее рентабельная с экономической точки зрения для реального сектора технология — интернет вещей (Internet of Things, IoT), поставляемая обычно в виде платформ интернета вещей (IoT-платформ), до сих не имеет собственного фреймворка оценки экономической эффективности. Автор предлагает методический подход на  основе сочетания классических методов инвестиционного анализа и архитектурного подхода. Информационной базой научной работы служат исследования экономической эффективности IoT-проектов, отечественные и зарубежные научные публикации, IТ-кейсы и исследования таксономии IoT-платформ. Предлагаемый подход может служить основой как для разработки финансовых бизнес-кейсов, так и для облегчения разработки инструментария объективной оценки привлекательности проектных инициатив в рамках реализации государственных программ цифрового развития в России.

Источники:

1. Цифровое десятилетие. В ногу со временем [Электронный ресурс] // PriceWaterhouseCoopers. 2017. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/global-digital-iq-survey-rus.pdf.

2. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] // McKinsey. 2017. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digital-russia-report.pdf.

3. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии» [Электронный ресурс] // Цифровая экономика. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Cifrovye_texnologii_pdf.

4. Internet of Things, IoT, M2M market in Russia [Электронный ресурс] // TADVISER. URL: https://tadviser.com/index.php/Article:Internet_of_Things%2C_IoT%2C_M2M_%28Russian_market%29#IDC:_The_Internet_of_Things_market_in_Russia_will_grow_to_.249_billion_in_2020.

5. Kaczorowska A., Sloniec J., Motyka S. Comprehensive methods of evaluation and project efficiency account // Proceedings of the 2016 Federated Conference on Computer Science and Information Systems. 2016. Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. P. 1159–1168.

6. The State of Today’s IT: Process Maturity, Business Alignment, and Digital Transformation [Электронный ресурс] // HDI. URL: https://www.thinkhdi.com/~/media/HDICorp/Files/Industry-Reports/state-of-todays-IT-2017.pdf.

Основные механизмы развития государственного стратегического планирования в Российской Федерации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.46-57

В современных условиях осуществление устойчивого  поступательного движения страны путем проведения масштабных структурных изменений может произойти только на базе централизованного определения направлений, целей, приоритетов социально-экономического развития, а также взаимоувязанных на всех уровнях управления народным хозяйством страны показателей (индикаторов) стратегий, программ и планов. Методологической основой работы является диалектический метод научного познания, а также системный и институциональный подходы. В качестве информационно-аналитической базы использовались научная периодика (монографии, научные статьи и др.) и официальные документы органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам государственного стратегического и  перспективного планирования в России и СССР. В статье решены следующие вопросы: 1) в результате анализа отечественных и зарубежных литературных источников, а также нормативно-методического обеспечения в области государственного стратегического планирования были выявлены

его основные недостатки. По мнению авторов, к таковым можно отнести: распространение методов программно-целевого управления не только на все сферы социально-экономического развития, но и на направления бюджетных ассигнований, отсутствие достаточной информационной базы расчетов; 2) предложен методический подход (этапы, последовательность выполнения работ, методы и процедуры) к разработке государственных программ экономического развития страны, отраслей и регионов; 3) обосновано использование в качестве основных методов разработки государственных программ методов анализа иерархий (МАИ) и сетевого моделирования (СПУ); 4) даны предложения по составу и структуре информационной базы расчетов показателей (индикаторов) государственных программ.