Издания Издательского Центра ИНЭС

Новой России – 30 лет. Достижения и упущения (социально-экономический анализ)». Резюме

.

За 30-летний период в своем социально-экономическом развитии Россия прошла три этапа: период трансформационного кризиса (1991– 1998/1999 гг.), восстановительный подъем (1999–2008 гг.) и третий период кризисов и стагнации (2009 г., 2020–2021 гг.), продолжающийся до настоящего времени. Кризис новой России явился продолжением кризиса дефицита и внешнего долга последних двух лет существования Советского Союза. Он завершился двухлетним финансово-экономическим и социальным кризисом 1998–1999 гг. Восстановительный подъем начался благодаря четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару, что привело к сокращению импорта и подъему импортозамещающих отраслей. Дальнейший рост был подхвачен ежегодным значительным повышением цен на нефть и природный газ, составляющим 70% нашего экспорта. Валовый внутренний продукт России в этот период увеличился в 1,9 раза, а реальные располагаемые доходы населения — в 2,3 раза. В 2010–2012 гг. удалось восстановить основные докризисные социально-экономические показатели. С 2013 г. в России наступила семилетняя стагнация с рецессией по социальным показателям в 2015 г. Стагнация переросла в глубокий структурный кризис 2020–2021 гг., связанный с глобальной коронавирусной пандемией, а также с нефтегазовым кризисом. Начало нового, четвертого периода в развитии России возможно только в конце 2021 г., когда вакцинации подвергнутся 60-70 млн человек (оценка вирусологов). Но это предполагает резкое увеличение (в 2-3 раза) финансирования антикризисных мероприятий. Без него восстановление до уровня 2019 г., а тем более 2012-2013 гг., будет длиться не два года, а 4-5 лет или больше. Страну опять ждет стагнация, которая, в отличие от кризиса, не имеет внутреннего механизма «отскока» — послекризисного подъема. В России есть финансовые ресурсы для крупной антикризисной программы, обеспечивающей переход к ускоренному социально-экономическому росту. Во-первых, это активы банковской системы, которые возрастают на 12-14% (больше объема ВВП). Во-вторых, размеры золотовалютных резервов. В-третьих, возможности заинтересовать крупный бизнес, предприятия и организации в инвестировании в основной и человеческий капитал. В-четвертых, массовая приватизация предприятий и организаций, контролируемых государством. В-пятых, привлечение на взаимовыгодных для населения, бизнеса и государства условиях облигационный заем у граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретении легкового автомобиля или участка земли на льготных условиях. В-шестых, привлечение средств за счет наращивания государственного долга. Жизненно важной задачей — является повышение уровня жизни населения и сохранность народа России. Эта программа должна включать следующие меры:

а) увеличение минимальных размеров заработной платы и пособия по безработице уже в 2021 г.;

б) повышение размеров пенсий;

в) сокращение задолженности населения по банковским кредитам;

г)  создание условий для улучшения уровня жизни наиболее многочисленной группы относительно бедного населения, проживающего на селе и в малых городах;

д) реформирование подоходного налога.

Форсированное увеличение инвестиций в основной и человеческий капитал («экономику знаний») и подъем жилищного строительства позволит в короткий срок (в 2022 г.) преодолеть кризис, превысить показатели 2019 г. и возобновить 3-процентный социально-экономический рост с 2023 г. Чтобы снять препятствия на пути инвестирования и социально-экономического роста, создать здесь благоприятные условия, необходимо провести ряд структурных реформ, таких как реформа собственности (покончить с чрезмерным огосударствлением, осуществить массовую приватизацию, объявив частную собственность основой экономики страны) и реформу финансовой и налоговой системы.

Выход в переходе к народнохозяйственному планированию, к составлению первого пятилетнего плана России на 2021–2025 г. с ключевыми показателями на период до 2030 г.

Следить за новостями ИНЭС: