Центр рейтингов и сертификации ИНЭС
Телеком: инновационный дебют на старой сцене

Октябрь-2010

     

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий

В условиях стремительного развития телекоммуникационных технологий в мире Россия старается если не лидировать, то быть «в рынке». Программы развития средств связи и телекоммуникаций набирают обороты, при этом, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, рост финансирования отрасли (с 58,5 млрд руб. в 2008 г. до 84 млрд руб. в 2009 г.) сопровождается ростом доходов от нее (4,2% в 2009 г.). Увеличение доходов от услуг электросвязи (на 3,8% за год) пока заметно отстает от роста доходов традиционной почтовой связи (10% за аналогичный период). Одна из причин — стремительное повышение тарифов на последнюю (в среднем на 41% за 2009 г.).

Тем не менее сдвиг рынка в пользу новейших средств и технологий коммуникаций уже очевиден. Одно из самых значимых событий 2009 г. — запуск 4G-сетей на базе WiMAX. Главные и единственные игроки здесь — ОАО «Комстар-ОТС» и ООО «Скартел» (бренд Yota).

Дебют «Скартела» оказался многообещающим. Феноменальный успех — создание с «нуля» крупнейшей WiMAX сети  в мире (стартап Yota, в отличие от «Комстара», не использовал существующую технологическую базу). С другой стороны, Yota сделала упор на одну технологию, в то время как «Комстар-ОТС» диверсифицирует предоставляемые услуги, снижая риски. На сегодняшний день 4G  не  самая привлекательная ниша для инвесторов, но по мере развития сетей и захвата рынка ситуация будет меняться кардинально и технологии 4G потеснят более «древних» конкурентов.

Перевес рынка связи в сторону новейших беспроводных технологий стимулирует перераспределение сил между крупнейшими холдингами. «Связьинвест», объединявший 7 крупнейших межрегиональных компаний связи, подвергся реорганизации, и передаст все свои активы «Ростелекому». Главное организационное изменение для МРК — переход на налаженную систему функционирования. При этом за межрегиональными компаниями связи сохраняется относительная самостоятельность развития и принятия решений.

В любой отрасли традиционно существуют факторы, мешающие инновационному процессу и вносящие необходимые коррективы. Эти проблемные зоны необходимо идентифицировать и устранить. Многие подобные задачи в 2009 г. остались без эффективного решения. Так, развитие национальной инфраструктуры связи сдерживается крайним дефицитом радиочастотного спектра. Большая доля радиочастот используется аналоговыми средствами связи правительственного и военного назначения. Эта проблема носит исторический характер, ее причина кроется в особенностях отрасли связи советского периода, когда распределение и использование частот осуществлялось в основном с целью удовлетворения государственных нужд. Важный шаг навстречу новым технологиям в данном секторе уже сделан: приняты «Основные направления работы по конверсии радиочастотного спектра». По конверсионной проблематике ведется научная работа. Проблема осознана, но пока остается нерешенной.

Организационные трудности усугубляются финансовыми ограничениями, которые в период кризиса тормозили развитие телекоммуникаций. Федеральные целевые программы, предусматривающие создание коммуникационной инфраструктуры в ряде регионов России, не финансировались государственным бюджетом в срок. Многие ассигнования с 2009 г. были перенесены на 2013 г. Важно, чтобы запланированные мероприятия не потеряли к этому времени своей актуальности, и действительно были реализованы, а не пали жертвой новых экономических потрясений.

Сложный рынок, столкнувшийся в 2009 г. со множеством структурных и технологических изменений, не может обойтись без постоянного мониторинга уровня стратегического потенциала, традиционно проводимого Институтом экономических стратегий Отделения общественных наук РАН. На основе программного комплекса «Стратегическая матрица компании» ежегодно проводится рейтингование игроков рынка телекоммуникаций. К анализу принимается несколько десятков качественных и количественных показателей, в том числе качество управления, ресурсный потенциал, качество продукции, эффективность мотивирования и корпоративная культура. Профиль рынка с его основными игроками, построенный на базе главных стратегических показателей, дает полное представление о важнейших событиях и тенденциях в отрасли.


Рейтинг «50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги связи на территории России»
(по состоянию на 1 октября 2010 года)

Положение в 2010 г.

Компания

Место
расположения

Рейтинговый статус

Индекс стратегичности

1

«Мобильные ТелеСистемы»

Москва

A

А

A

71,1

2

«ВымпелКом»

Москва

A

A

A

70,7

3

«МегаФон»

Москва

A

А

А

70,1

4

«Ростелеком»

Москва

A

B

А

69,4

5

«Гарс Телеком»

Москва

А

B

A

69,1

6

«Комстар — Объединенные Телесистемы»

Москва

A

В

A

68,8

7

«Акадо»

Москва

А

В

А

68,2

8

«Космическая связь»

Москва

А

B

B

67,6

9

«Таттелеком»

Казань

А

В

В

67,1

10

«Северо-Западный Телеком»

Санкт-Петербург

B

B

B

66,5

11

«МГТС»

Москва

A

B

B

66,0

12

«Межрегиональный ТранзитТелеком»

Москва

В

В

В

65,3

13

«Волга Телеком»

Нижний Новгород

B

B

A

64,8

14

«Транстелеком»

Москва

В

А

В

64,2

15

«СМАРТС»

Самара

В

В

А

63,7

16

«Синтерра»

Москва

В

А

А

62,9

17

«Арктел»

Москва

B

B

B

62,1

18

«Tele2 Россия»

Москва

В

В

А

61,7

19

«Эр-Телеком»

Пермь

В

В

А

61,2

20

Orange Business Services

Москва

В

А

В

60,7

21

«РТКомм.ру»

Москва

В

В

В

60,1

22

«Газпром космические системы»

Московская обл.

В

А

А

59,5

23

«Акадо-Телеком»

Москва

В

В

А

58,9

24

«Скай-Линк»

Москва

В

В

А

58,3

25

«Скартел»

Москва

В

В

А

57,9

26

«Центральный Телеграф»

Москва

В

В

В

57,3

27

«Метроком»

Санкт-Петербург

В

В

В

56,8

28

«Уралсвязьинформ»

Екатеринбург

В

В

В

56,3

29

«Тетрасвязь»

Санкт-Петербург

В

В

В

55,6

30

«Башинформсвязь»

Уфа

В

В

В

55,2

31

«ЦентрТелеком»

Москва

В

В

В

54,7

32

«Мотив»

Екатеринбург

В

В

В

53,9

33

«Норильск-Телеком»

Норильск

В

С

В

53,2

34

«Макомнет»

Москва

B

B

В

52,8

35

«ЮТК»

Краснодар

В

С

В

51,4

36

«Старт-Телеком»

Москва

В

В

В

50,9

37

«Национальные кабельные сети»

Москва

В

В

В

50,5

38

«Сибирьтелеком»

Новосибирск

С

В

В

49,7

39

«Мультирегион»

Москва

В

С

В

49,3

40

«Обит»

Санкт-Петербург

В

С

В

48,6

41

«ВестКолл»

Москва

В

С

В

47,9

42

«Северен Телеком»

Санкт-Петербург

В

С

В

47,1

43

«Глобус-Телеком»

Москва

С

В

В

46,4

44

«Телепорт-Сервис»

Москва

В

С

В

45,9

45

«Дальсвязь»

Владивосток

В

С

В

45,3

46

«РуСат»

Москва

С

В

В

44,8

47

«АСВТ»

Москва

В

С

В

44,2

48

«Энфорта»

Москва

В

С

В

43,7

49

«Сумма Телеком»

Санкт-Петербург

В

С

В

42,6

50

«Сахателеком»

Якутск

С

С

В

41,4

Индикаторы успеха на телекоммуникационном рынке ярких игроков отрасли — участников рейтинга

Пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» Анна Айбашева:
«ВымпелКом» крайне заинтересован во внедрении эволюционного стандарта LTE — по этому пути движется весь мир. Запуск LTE в России позволит более эффективно и с большей скоростью доставлять Интернет и мобильную голосовую связь в регионы. В России, где географические и демографические особенности определили специфику рынка как мобильной, так и фиксированной связи, потребность в LTE особенно велика. Значительная часть сельских районов и регионов с низкой плотностью населения в очень небольшой степени охвачена фиксированной связью, то же самое можно сказать и о скоростном доступе в Интернет.

В силу своих технологических особенностей LTE, особенно в спектре 700-800 МГц, предоставляет прекрасную возможность для интернетизации страны, в том числе и малонаселенных регионов, так как для строительства полномасштабной федеральной сети потребуется сравнительно небольшой объем инвестиций. Однако на данном этапе дать точный прогноз относительно внедрения этой технологии достаточно сложно, поскольку очевидно, что вариантов решения «частотной проблемы» много: есть вопросы и по срокам, и по формату, и по собственно частотному диапазону. Сейчас мы продолжаем активно развивать сети 3G и это проект, который имеет для нас стратегическое значение.

Опираясь на финансовые итоги 2009 г., можно перечислить следующие направления деятельности «ВымпелКом»:

  1. В области В2С — это безлимитные тарифы для USB-модемов и мобильных телефонов «Есть контакт», «Будь в курсе +», новые дополнительные функции; услуга «Привет» (RBT), которой пользуются более 6,6 млн пользователей; роуминг «Билайн»: покрыто 99,8% суши; «Билайн» начал продажу услуги BlackBerry на массовом рынке; запуск в Москве мобильного телевидения «Билайн» в стандарте DVB-H.
  2. В области В2В — национальная акция «Большая скидка малому бизнесу»; национальная акция «Полгода в Вашу пользу»; запуск услуги «Офис за 5 минут», доступная в 27 городах России; запуск виртуальной конвергентной АТС; уже 10 лет функционирует аутсорсинговый call-центр «Билайн»; по итогам 2009 г. лучшим антикризисным предложением «Билайн» является «Моя компания».
  3. Проводной интернет: запущен сайт локальных ресурсов local.beeline.ru для пользователей домашнего интернета; внедрены новейшие версии продуктов по защите компьютеров от вредоносного программного обеспечения, вирусных и хакерских атак; с 1 декабря все пользователи домашнего интернета «Корбины Телеком» и «Голден Телеком» объединяются под брендом «Билайн».
  4. Бренд «Билайн» вошел в «ТОП-100 самых дорогих мировых брендов» и признан одним из десяти самых дорогих мировых брендов на рынке телекоммуникаций по версии «Milward Brown»;по результатам опроса «Гильдии маркетологов»компания «ВымпелКом» продемонстрировала лучший маркетинг в России в 2009 г.; бренд «Билайн» вошел в ТОП-50 самых дорогих европейских брендов рейтинга и признан самым дорогим российским брендом со стоимостью 7,928 млрд евро по версии«Eurobrand 2009».

Генеральный директор компании «ОБИТ» Андрей Гук:

Компания «ОБИТ» входит в десятку крупнейших универсальных операторов Петербурга, в 2009 г. компания заняла 30-е место в рейтинге крупнейших телекоммуникационных операторов России.

За прошедший год более чем в 2 раза были расширены магистральные каналы из Петербурга в Европу, общая протяженность волоконно-оптической сети увеличилась на 29%. Все районные узлы связи компании в Петербурге переведены на кольца 10G Ethernet + STM-16, установлен центральный коммутатор Ericsson AXE-10. В коммерческую эксплуатацию были запущены 10 тыс. телефонных номеров в индексе «677». В итоге на данный момент общая монтированная номерная емкость оператора составляет 27 000 тыс. номеров.

В конце 2009 г. «ОБИТ» запустил в эксплуатацию сеть беспроводного WiFi-доступа в Интернет на территории аэропортов «Пулково-1» и «Пулково-2». К маю 2010 г. «ОБИТ» развернул собственную WiFi-сеть на территории государственного музея-заповедника «Петергоф» с предоставлением бесплатного и неограниченного по времени доступа к сети Интернет. Окончание строительства WiFi-сети запланировано на конец 2010 г., что обеспечит полное покрытие территории музейного комплекса. Также оператор организовал круглосуточную онлайн-трансляцию с территории ГМЗ «Петергоф», что позволило интернет-пользователям во всем мире наблюдать работу фонтана «Самсон» и Большого каскада в реальном времени.

Региональное развитие ООО «ОБИТ» в 2009 г. шло постепенно и планомерно: были открыты узлы связи и подключен ряд корпоративных клиентов в разных городах Ленинградской области и других регионах Северо-Запада. На данный момент компания работает в Выборге, Тихвине, Кировске, Великом Новгороде, Петрозаводске. Завершается организация узлов во Всеволожске, Гатчине и пригородах Петербурга — Пушкине и Петродворце.

По итогам 2009 г. объем консолидированной выручки компании составил 548 млн руб., что на 33% больше аналогичного показателя прошлого года. В текущем году оператор планирует сохранить такие же темпы роста.

Пресс-служба ОАО «ЦентрТелеком»:

ОАО «ЦентрТелеком» предоставляет населению и организациям широкий спектр телекоммуникационных услуг — местная и внутризональная телефонная связь, высокоскоростной доступ в Интернет с использованием технологии xDSL, передача данных, проводное и эфирное радиовещание, кабельное телевидение, а также оказывает услуги по присоединению и услуги другим операторам связи по пропуску трафика.
По итогам 2009 г. объем рынка услуг электросвязи ЦФО (за исключением Москвы) составил 157,4 млрд руб., превысив прогнозный показатель на 2,4%. Это связано с устойчивым спросом на услуги телефонии и Интернет, который сохранится и в будущем, поскольку в условиях формирования информационного общества связь между людьми играет первостепенную роль.

За первое полугодие 2010 г. чистая прибыль «ЦентрТелекома» составила 3 422 млн рублей — на 36,93% больше, чем за аналогичный период 2009 г. (2 499 млн руб.). Доходы компании за 6 месяцев 2010 г. выросли на 10,22% по сравнению с 2009 г. Залогом таких результатов является постоянное развитие финансового и производственного менеджмента.

Предварительные оценки результатов 2010 г. позволяют сделать вывод о стабильной работе ОАО «ЦентрТелеком». Независимо от периода времени, наша основная задача — совершенствование бизнеса компании. Для нас сохраняют свое первоочередное значение повышение качества обслуживания клиентов и изыскание новых возможностей по предоставлению самых современных услуг связи на территории ЦФО.

Что касается конкретных направлений развития, то здесь упор будет сделан на выстраивании отношений с бизнес-клиентами, проработке и внедрении новых видов услуг, в том числе пакетных предложений для крупных коммерческих и государственных структур.

В сегменте физических лиц мы планируем значительное увеличение количества абонентов широкополосного доступа по технологии FTTx, а также активное продвижение сервиса IPTV во всех регионах ЦФО.

Уже обозначен ряд конкретных задач, которые нам предстоит решить в ближайшее время, и сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что обладаем всеми ресурсами и возможностями для их успешной реализации.