Леонтий Милинский
Чукотка разведана только на штык лопаты

"Экономические стратегии", №07-2009, стр. 110-115

В истории Чукотки есть люди, составляющие ее гордость. Один из них - Леонтий Илларионович Милинский. Артель старателей "Чукотка", которой он бессменно руководит вот уже 33 года, - одна из самых первых и самых крупных на Чукотке. Именно Милинскому было доверено строительство "Золотого кольца" - дороги, соединяющей Западную и Восточную Чукотку. Артель "Чукотка" уже давно стала своеобразной визитной карточкой автономного округа, а ее председатель - гарантом надежности, стабильности и житейской мудрости. Леонтий Илларионович - удивительной души человек, от природы талантливый во всем: в производстве, экономике, горном деле. В тяжелейших условиях, преодолев неимоверные экономические трудности недавних лет, Милинский построил и запустил огромную золотоизвлекательную фабрику в диких горах Чукотки, наращивает добычу драгоценного металла и мечтает освоить еще более крупные месторождения золота… Леонтий Илларионович Милинский, председатель ООО "Артель старателей "Чукотка"", член правления Союза старателей России, отвечая на вопросы нашего издания, говорит об актуальных задачах развития горной, и в частности золотодобывающей промышленности в России.

Леонтий Илларионович, с чего началась Ваша трудовая биография?

Я родился в 1930 г. в Одессе, в большой семье потомственного шахтера. С детских лет знаю, что такое тяжкий труд. В ремесленном училище получил специальность "кузнец свободной ковки шестого разряда", был назначен бригадиром, а затем помощником мастера. Без отрыва от производства окончил школу-десятилетку рабочей молодежи, поступил в строительный техникум. После службы в армии работал в шахтоуправлении машинистом, а в 1955 г. был послан на Чукотку, где трудился в строительном управлении "Дальстрой". Вскоре был направлен в качестве заместителя начальника в Гыргычанскую геологоразведочную экспедицию, а в 1958 г. меня назначили директором оленеводческого совхоза имени В.И. Ленина в Биллингсе. Через год я был переведен в дорожное управление в Певеке, а в 1966 г. возглавил старательскую артель "Чукотка".

Назовите самые запоминающиеся для Вас достижения артели "Чукотка".

В 1967 г. 48 старателей добыли 383 кг золота. Работали на четырех старых тросовых бульдозерах, доставали и ремонтировали списанную технику, с каждым годом наращивали машинный парк, улучшали ремонтную базу. Пройдя через все испытания, добившиеся определенных положительных результатов руководство и работники артели сплотились в настоящую семью. В 1976 г. на общем собрании шести артелей старателей было принято единогласное решение объединить все артели в одну. В первый же год старатели "Чукотки" добыли 754 кг золота.

Как начинается разработка нового месторождения?

Я сам просчитываю предварительные технико-экономические обоснования и только после этого даю задание экономистам. За два года на месторождении "Валунистое" была сдана обогатительная фабрика - гордость артели, построен мост через р. Паляваам. Совершенствуются условия труда и жизни золотодобытчиков. С высоты прожитых лет я оглядываюсь на пройденный путь и убеждаюсь в его правильности. Это были годы, наполненные интересным, созидательным трудом.

В годы перехода страны к рыночной экономике многие золотодобывающие предприятия столкнулись с серьезными экономическими и организационными проблемами. Что пережила Ваша компания?

В начале 1990-х гг. многие государственные предприятия развалились по очень простой причине: их руководство вовремя не научилось самостоятельно работать. Хотя золотодобывающими комбинатами руководили прекрасные специалисты, многие вопросы за них раньше решало государство. После распада СССР, когда прекратилась централизованная поставка нефтепродуктов, угля, технических грузов, продовольствия, мы остались один на один с неожиданно возникшими проблемами и самостоятельно справлялись со сложностями. Ведь еще в советское время артелям отводились отдаленные нерентабельные участки, финансовые и технические вопросы они всегда решали собственными силами. Поэтому, когда начались экономические преобразования, мы продолжали бесперебойно работать.

Что помогало справляться с трудностями?

Может быть, то, что при советской власти все время приходилось приспосабливаться. На 35% плана старатели получали балансовые запасы, а все остальное приходилось искать самим. Сейчас другие проблемы. Раньше все золото, которое добывали, сдавали государству через Гохран по 80 коп. за 1 г, зато государство авансировало производство: золотодобытчики получали дизельное топливо, технику, продовольствие еще до того, как расплатятся с поставщиками. Теперь артели обязаны продавать драгоценный металл через уполномоченные коммерческие банки по цене Лондонской биржи. На этом золотодобытчики теряют в общей сложности около 1,5-2%, или около 14 руб. с 1 г, но кредиты у банков брать не выгодно, т.к. слишком высока процентная ставка.

Свободные деньги нужны на топливо, продовольствие, технику и запчасти. Кроме того, чтобы добыча не остановилась, надо готовить новые месторождения на 2-3 года вперед, на это тоже требуются средства. И все усугубляется северным завозом. Нам на промывочный сезон нужно около 7 т дизельного топлива. Минимальный груз, который везет судно, - 15 т, поэтому нам приходится ждать, когда округ будет завозить топливо для своих нужд. Ситуация усугубляется, когда цены на золото начинают падать. Так произошло летом 1998 г., когда за тройскую унцию на Лондонской бирже давали 292 долл. Многие крупные компании, в том числе в Южной Африке, Австралии, приостановили добычу. Тяжело пришлось и "Чукотке", тем более что официальный курс в России был тогда 6,2 руб. за 1 долл. Выкарабкались - благо, цены на золото поползли вверх и достигли 320-360 долл. за тройскую унцию.

Чем объясняется тот факт, что за последнее десятилетие добыча золота на Чукотке сократилась в два с половиной раза?

Добыча золота на Чукотке и в других регионах сократилась прежде всего потому, что многие горно-обогатительные комбинаты не смогли избежать банкротства. Это связано с тем, что золотодобывающая промышленность перестала получать от государства предоплату на добычу золота. Кредиты выдаются под большие проценты, причем положение усугубляется тяжелым налоговым бременем. Да и цены на золото на мировом рынке в 1990-е гг. резко снизились. Себестоимость добычи 1 г золота на предприятиях и в артелях старателей зачастую превышала мировую цену. Постоянный рост стоимости товарно-материальных ценностей, в первую очередь на ГСМ и электроэнергию, уже в 2002 г. вынудил нас сократить добычу золота на 600 кг, на многих участках добыча стала убыточной. Но это вовсе не означает, что золотодобыча - неперспективная отрасль.

Рентабельна ли добыча золота на Чукотке?

На Чукотке создана мощная горнодобывающая промышленность, сотни тысяч людей посвятили этому всю жизнь. И хотя многое изменилось, нельзя превращать Чукотку в необитаемый край. Во все времена богатство и мощь России прирастали Сибирью, Дальним Востоком, Камчаткой, Сахалином, Чукоткой. К тому же Чукотка - не просто отдаленный и суровый край, это форпост России на Северо-Востоке. Нет России дальше Чукотки, и богата наша земля неимоверно.

За годы советской власти были построены крупные предприятия, которые не только позволяли государству получать прямую экономическую пользу, но и создавали рабочие места, служили продвижению науки, техники, технологий. В одночасье нельзя отказываться от достигнутого. Поэтому сейчас особенно нужен разумный, дифференцированный и взвешенный подход к проблемам северных территорий. Важен именно государственный дифференцированный подход, а не сиюминутные решения, рассчитанные на извлечение быстрой выгоды. Когда-то лишь артель "Чукотка" могла рискнуть строить протяженные дороги, тянуть ЛЭП. Они работали на перспективу. Находили золото, строили дорогу и выбирали его. Причем, как правило, выбирали всегда намного больше, чем предполагали, потому что подход был деловой.

Сегодня Чукотка кроме золота и серебра может дать стране платину, вольфрам, молибден, ртуть, олово, другие редкоземы. При нынешних ценах на все это добыча опять становится рентабельной. А если и дороги имеются, то рентабельность еще повышается. Новейшие технологии позволяют вторично добывать золото из уже отработанных отвалов. Словом, будут дороги - будет производство, будет развитие. Надо делать все возможное и невозможное, чтобы возродить на этих холодных просторах поиск и добычу так необходимых ныне России природных богатств. Чукотка разведана только на штык лопаты, и это вселяет надежду на ее будущее. Здесь работы непочатый край. Было время, когда по нашим дорогам лишь мы и ездили. Сегодня же кого только не встретишь. По самым скромным подсчетам, за 10 дней по трассе Эгвекинот - Певек проходят 120 большегрузных машин, не считая легковых.

А это как минимум 120 т груза, возможно, того же продовольствия для города. Для сегодняшней Чукотки это необычайно оживленная трасса.

Так что добывать драгоценный металл выгодно, потому что если есть в нашей жизни хотя бы что-то стабильное, то это золото.

Вы несколько лет входите в состав совета Союза старателей России и правления Союза золотопромышленников России. Что, по-Вашему, главное в управлении людьми?

Надо чутко прислушиваться к мнению тех, с кем ты работаешь. Не важно, чье это мнение, подчиненного или чиновника, от которого зависит решение вопроса. Главное, чтобы предлагалось нечто полезное. А кто предлагает - не имеет значения. Но вместе с тем нужно быть дипломатом…

Чтобы добыча обходилась дешевле, необходимы дороги. Сегодня в увязке с проектом Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2008-2013 гг." разработана и находится на рассмотрении в правительстве ЧАО региональная целевая программа "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Чукотского автономного округа на 2008-2013 гг.". Когда дорогу строят дорожники - понятно, но вот когда этим занимаются горняки, ситуация требует комментариев.

В настоящее время ООО "Артель старателей "Чукотка"" ведет строительство зимника Билибино - Анюйск с продленным сроком эксплуатации. НПО "Спецмост Чукотка" строит на нем стометровый мост через р. Мачваваам. Анадырский филиал "Планум Кипр" ЛТД приступил к строительству мостового перехода через р. Лоринка на автодороге Лаврентия - Лорино. Иультинское ДРСУ занято реконструкцией моста на автодороге Эгвекинот - мыс Шмидта. ООО "Артель старателей "Чукотка"" среди тех, кто преуспел в таком вроде бы не свойственном этому предприятию деле. Практика показала, что дешевле один раз построить дорогу, чем ежедневно гробить технику на перевалах сопок и по бездорожью болотистой тундры.

Практически с первых дней работы артели мы сами стали строить дороги. Для начала закупили три скрепера. В артели всегда было много участков, в иные года доходило до 15 и больше. И прежде, чем начать на каждом из них работу, к ним подводили дорогу. Она, как правило, представляла собой обычную насыпь, толщины которой хватало, чтобы выдерживать большегрузы с рудой, а ширины - чтобы разъехались встречные машины. У нас никогда не было ни одного участка, куда бы нельзя было добраться на легковушке. Поначалу это делалось на основе взаимопомощи, но времена менялись, и в дальнейшем мы стали заключать договоры. А раз договор - значит, обязательства.

При этом росло и мастерство?

Да, достаточно сказать, что дорогу длиной свыше 200 км для любого типа автомобилей мастера артели строили всего за полтора года. Поскольку дороги, которые проводились до участков, строились за свой счет, хитрые артельщики учитывали все тонкости местности: если по технологии надо насыпать 2 м, а основание слабое, болотистое, то делали насыпь на 20-30 см выше.

А если основание было твердым, каменистым - и в полуметровую высоту укладывались. Как показали десятилетия эксплуатации таких дорог, строители ни разу не просчитались. Кстати, росла и кадровая база, приходили работать на строительство дорог грамотные специалисты. Пошли крупные заказы.

Мы научились делать мосты на своих дорогах. Счет им идет уже на десятки. Как правило, строили мосты капитальные, из бетона, поскольку весной с местными речками шутки плохи - враз снесут все, что плохо сделано. Гордостью горняков является единственный в своем роде мост через р. Паляваам, длина полотна которого составляет порядка 225 м. Он напрямую связал центральный стан артели с месторождением "Валунистое". Дороги, построенные артельщиками, соединили два океана - Тихий и Северный Ледовитый, прошли через город атомщиков. Они готовы строить дороги и дальше.

И все же главный успех - это золотодобыча?

Артель шесть раз первенствовала в соревновании объединения "Северо-Восток-Золото", дважды была лучшей во всесоюзном соревновании. И главным здесь было даже не то, что за это давались премии, знамена, а то, что выделялась внеплановая техника. Едва ли не первыми на Чукотке старатели артели стали планомерно переходить на добычу рудного золота. Своими силами построили собственную обогатительную фабрику на рудном месторождении "Валунистое".

В очередной раз проявилась традиционная смекалка руководителя артели. Он заранее понял, что добыча россыпного золота постепенно становится убыточной, россыпные месторождения уже практически отработаны, нужно переходить на рудные. Построили фабрику в рекордно короткие сроки, всего за два года. Помогли как раз свои дороги. В совершенно безлюдные, необжитые места по ним завезли тысячи тонн металлоконструкций, построили огромное промышленное предприятие. Для сравнения - такая же фабрика в Билибино возводилась 15 лет.

11 сентября 2002 г. произошло историческое для предприятия и всего региона событие: прошла первая плавка металла, был получен первый слиток рудного золота.

В последние годы все свободные средства артель вкладывает в строительство огромной обогатительной фабрики на рудном месторождении "Валунистое", коллективу артели пришлось "затянуть пояса"?

Но никто не ропщет, потому что все верят в будущее и доверяют своему председателю. Верят в рудное золото, всеми силами стараются быстрее закончить строительство.

Тут уж не в зарплате дело, а в едином устремлении вперед. Старатели гордятся своей артелью и тем размахом, с которым они работают на пространствах неласковой, но дорогой их сердцам Чукотки. Мы живем единой семьей, едиными помыслами, общим делом. Золотом вписала артель свое имя в историю нашего великого народа, продемонстрировав чудеса трудового героизма.

Текучести кадров в "Чукотке" практически не было. К нам в артель попасть всегда было непросто - и тогда, когда зарплата старателей казалась запредельной (от 600 до 1000 руб., если разбить деньги за промывочный сезон по месяцам), и сейчас, когда совсем так не кажется. Теперь в среднем они получают от 5 до 8 тыс. руб., а билет до Певека стоит 7 тыс., т.е. получается, что два месяца приходится работать только на то, чтобы оплатить проезд.

И тем не менее некоторые работают уже больше 20 лет, образовались даже целые династии.

С годами, несмотря на проблемы, количество людей не уменьшилось. Как было 800, так и осталось. И теплицы общей площадью 2000 га не сократились, и молочная ферма, и 500 поросят по тундре летом бродят. Артель живет, невзирая ни на что.

Какой должна быть стратегия государства по использованию потенциала северных территорий?

Строительство дорог - работа на перспективу, на развитие региона в целом. Сюда пошли иностранцы. Строй дороги, они тебе сами привезут инвесторов и инвестиции. На Чукотке помимо уже упомянутых значительных запасов цветных металлов есть нефть, газ, уголь. Для освоения новых рудных месторождений золота ("Майское", "Клен", "Купол" и др.), а в конечном счете для увеличения добычи золота необходимо прежде всего восстановить государственную финансовую поддержку геологоразведочных экспедиций. Государство отказалось от геологоразведки, и, по сути, сейчас "проедается" то, что было изучено, разведано, накоплено за годы пристального интереса к недрам Чукотки и к самому краю. Много российских заводов и фабрик в постперестроечный период оказалось на грани развала только из-за отсутствия заказов на продукцию.

Таким образом, получается ясная и логичная цепочка: есть тот, кто готов, умеет и может добывать драгоценные металлы, есть потребность в продукции производственного и научного назначения, соответственно есть платежеспособный спрос на эту продукцию, а значит, есть работа и рабочие места на "материке", есть надежда и уверенность в завтрашнем дне.

Необходимо менять государственный подход к проблемам Севера в целом. Мы не просим никаких дотаций, но для сохранения и развития горной промышленности в Чукотском АО надо пересмотреть систему налогообложения, поскольку несправедливо, экономически и политически не оправдано существование одинакового налогообложения для предприятий Москвы, Хабаровска и Чукотки. Равенство должно заключаться в создании выгодных условий для всех. Для этого нужен взвешенный подход, рассчитанный на долгую перспективу. Наконец-то руководство страны после длительного и губительного для России периода преклонения перед Западом обращает свой взор на отечественного производителя. Чем больше будет подниматься сельское хозяйство, тем больше потребуется для него олова. И не только сельскому хозяйству, но и Вооруженным силам, радиотехнике и другим отраслям народного хозяйства. Кроме того, возрождение оловодобычи - это новые рабочие места, что немаловажно для Чаунского района...

ПЭС 9240/15.10.2009