Центр сертификации и рейтингов ИНЭС
Телеком жил, жив и будет жить?

Октябрь-2009

     

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии С.Г. Кудешовой, Л.В. Полковниковой и А.В. Трофимчук.

По мнению аналитиков, телекоммуникационный сектор подвержен влиянию кризиса меньше, чем другие отрасли. Связь вошла в нашу жизнь всерьез и надолго. По опросам, связь - это последнее, на чем будут экономить потребители. Люди скорее откажутся от ресторанов и турпоездок, нежели от телефона и Интернета, являющегося, по последним данным, одним из самых дешевых развлечений.
Аскар Туганбаев, заместитель директора телеканала "Вести", заметил: "Мы на взлете и не чувствуем спада интереса. Пользователи стали больше времени проводить в Интернете и заинтересованы в актуальном потреблении информации".

Несмотря на это, снижение темпов роста наблюдается и здесь. По данным Росстата, рынок связи сжимается, его объем в России в июле 2009 г. снизился по сравнению с июлем 2008 г. на 4%, до 105,2 млрд руб. По прогнозам Министерства экономического развития, объем услуг связи в 2009 г. составит 1358 млрд руб., темпы роста замедлятся до 102% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. Наибольшая доля в структуре рынка принадлежит мобильной связи - 44,3%.

Таблица 1. Структура услуг связи, %

Виды услуг связи

2008 г.

Прогноз на 2012 г.

Объем услуг связи

100

100

в том числе:

междугородная и международная телефонная связь

10,3

6,3

местная телефонная связь

11,3

9,1

документальная электросвязь

9

13,1

подвижная электросвязь

44,6

41,9

почтовая связь

7

7,6

Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг., опубликованный Минэкономразвития 1 октября 2009 г.

Дальнейшему развитию сектора будет способствовать реализация проектов, обеспечивающих внедрение наиболее современных видов услуг, в том числе: модернизация магистральных сетей, создание условий для пропуска по этим сетям международного трафика. Сюда также относится развитие сетей широкополосного доступа, обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения, модернизация наземной инфраструктуры, развитие цифрового телерадиовещания. Кроме того, государственную поддержку в отрасли получат федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.", региональные программы, вузы. Будут также субсидироваться почтовая связь, спецобъекты, операторы, оказывающие универсальные услуги, и закупка космических аппаратов.

Заместитель руководителя группы сопровождения сделок слияний и поглощений PricewaterhouseCoopers в России Вильфред Поточниг отмечает: "В условиях продолжающегося экономического кризиса ситуация на рынке будет способствовать продаже активов, слияниям и поглощениям. Масштаб необходимости рефинансирования долгов будет определять ситуацию на рынке слияний и поглощений в 2009 г. и в последующие годы. В сложившейся обстановке выживет сильнейший".

Действительно, за I квартал текущего года телекоммуникационная отрасль стала лидером по количеству слияний и поглощений (25 сделок). На втором месте по этому показателю сфера услуг и торговля (23 сделки). Некоторые компании за счет слияния и реорганизации занялись работой сразу по нескольким направлениям: они предлагают высокоскоростной Интернет, телевидение, мобильную связь. Однако наметившаяся тенденция не продержится долго. Перестраивать бизнес скоро станет невыгодно, и количество слияний и поглощений пойдет на спад. Связано это будет, в первую очередь, с дефицитом ликвидности и потребностью в капиталовложениях.

Российский телеком является одним из самых чувствительных индикаторов состояния экономики страны. Он "ощутил" надвигающийся кризис еще до его проявления, среагировав заметным снижением доли иностранных инвестиций. Теперь же инвесторы просто бегут с рынка. По итогам 2008 г. объем иностранных инвестиций упал в 2,5 раза.

По данным исследования приоритетных направлений деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний в период экономической нестабильности, проведенного компанией KPMG, главной мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ. В данном исследовании приняли участие основные игроки рынка телекоммуникаций, предоставляющие услуги мобильной связи и фиксированной телефонии. 58% опрошенных отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а 17% респондентов констатировали их уменьшение в размере от 30 до 60%.

В сложившихся условиях 34% опрошенных считают приоритетной задачей повышение доходов. По 25% респондентов во главу угла ставят снижение капитальных затрат и привлечение внешнего финансирования. По 8% высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов и повышение кредитных рейтингов.

Как будет идти дальнейшее развитие телекоммуникаций - покажет время. Но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что ожидать повышения тарифов не следует, а новые идеи и технологии не заставят себя долго ждать.

Итак, рынок упал в первом квартале, и падение продолжается. Как пережить кризис?

Пресс-служба "КОМСТАР-ОТС":

Благодаря своей специфике связь не так сильно подвержена влиянию кризиса, она относительно хорошо защищена от негативной конъюнктуры, что дает шанс повысить ее вес в экономике и делает отрасль привлекательной для инвесторов. Результаты деятельности Группы компаний "КОМСТАР-ОТС" неоднократно демонстрировали устойчивость нашего бизнеса в кризис. Стратегия группы остается неизменной, хотя в связи со сложной макроэкономической ситуацией в начале года мы изменили приоритеты развития на 2009 г. Ключевой целью является максимизация денежных потоков и оптимизация инвестиций для повышения эффективности бизнеса и обслуживания задолженности. В течение первого полугодия мы существенно увеличили прибыльность Группы компаний "КОМСТАР-ОТС" в результате реализации комплекса мер по сокращению затрат. Несмотря на снижение уровня затрат на маркетинг, мы сохранили и даже увеличили нашу абонентскую базу. Наш бизнес продолжает расти, несмотря на общее снижение темпов развития экономики, о чем свидетельствует не только увеличение абонентской базы, но и рост ARPU.

Евгений Олейник, директор по развитию ГАРС ТЕЛЕКОМ:

Расхожее мнение, что связь - как воздух - всегда нужна и всегда в цене, работает только для розничного сектора. Действительно, социологические исследования показывают, что в наше время от услуг Интернета и сотовой связи человек откажется в последнюю очередь. Но если говорить о секторе корпоративных клиентов, то здесь правят, прежде всего, законы экономики. Поэтому осенью прошлого года компания "Гарс Телеком" оказалась в эпицентре кризиса и на себе почувствовала "схлопывание" рынка и массовые увольнения персонала у клиентов, доходившие до 80% в компаниях финансового сектора.

Компания отреагировала на коррекцию рынка в самом начале прошлого года, радикально поменяв стратегию. Мы перестали ориентироваться на зарабатывание денег и повышение прибыли и нацелились на захват доли рынка. Логика тут проста - клиенты мигрируют в офисные центры классом пониже (приводя "своего" оператора с собой); эксклюзивное присутствие операторов связи на объектах офисной недвижимости на глазах перестало быть нормой, начать обслуживание практически любого бизнес-центра стало проще. Кроме того в начале весны мы запустили акцию "Перевезем бесплатно", предлагая компаниям, меняющим офис, бесплатный перенос коммуникаций и телеком-услуг. Итог - только за первую половину 2009 г. мы добавили в сеть обслуживания более 60 офисных объектов и подключили более 400 новых клиентов.

Пресс-служба ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком":

В глобальном масштабе кризис не отразился на деятельности нашей компании, но до августа 2009 года имело место некоторое снижение доходов компании от корпоративного сектора. В настоящее время ситуация возвращается к докризисным показателям, то есть наметилась позитивная тенденция.

ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" работает на рынке дальней связи с 1994 года. В 2009 году мы вышли на новые рынки, начали развивать новые стратегические направления:

Ежемесячный прирост абонентской базы МТТ в сегменте конечных пользователей в первом полугодии 2009 года составлял около 10%. Поэтому мы активно развиваем систему обслуживания наших абонентов, совместно с представителями нашей компании продумываем и внедряем систему лояльности, работающую на удержание существующих клиентов. Поддерживаем высокий уровень обслуживания при помощи современных информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Сейчас контакт-центр обрабатывает более 40 тыс. обращений в месяц, а с появлением новых проектов, ориентированных на массовый рынок, мы прогнозируем существенный рост обращений от наших партнеров и клиентов.

Андрей Гук, генеральный директор ООО "ОБИТ":

Одна из главных проблем сейчас - увеличение размера задолженности, неплатежей абонентов. Для того чтобы справиться с этим, мы ужесточили контроль за дебиторской задолженностью, разработали индивидуальные предложения по тарифам и схемы рассрочки для клиентов, оказавшихся в сложной ситуации. Кроме того, мы сократили наши собственные издержки, не относящиеся к основному виду деятельности.

В целом же, кризис для нас - это далеко не только отрицательное явление, даже наоборот. Есть и положительные моменты в кризисе: это новые, дополнительные возможности для развития бизнеса, которые мы стараемся использовать. Так, сейчас многие компании стремятся сократить затраты на связь, меняют оператора - и мы приобретаем новых абонентов, предлагая им наиболее выгодные тарифы, оптимальное сочетание цены и качества. Также сейчас компании, являющиеся нашими клиентами, все чаще переезжают в другие офисы. Мы следуем за ними и благодаря этому попадаем в новые бизнес-центры.


Рейтинг «50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги связи на территории России (по итогам 2008 года)»

Положение в 2009 г.

Компания

Место
расположения

Рейтинговый статус

Индекс стратегичности

1

«Мобильные ТелеСистемы» [1]

Москва

A

А

A

70,6

2

«ВымпелКом» [2]

Москва

A

A

A

69,9

3

«МегаФон» [2]

Москва

A

B

А

69,4

4

«Комстар - Объединенные Телесистемы» [1]

Москва

A

В

A

69,0

5

«Ростелеком» 3

Москва

A

B

B

68,8

6

«Гарс Телеком»

Москва

B

B

A

68,0

7

«Межрегиональный ТранзитТелеком»

Москва

В

В

А

67,9

8

«Космическая связь»

Москва

B

B

B

67,3

9

Huawei Technologies

Москва

B

B

B

66,8

10

«Корбина Телеком»[2]

Москва

B

B

A

66,2

11

«Транстелеком»

Москва

В

А

В

65,9

12

«МГТС» [1]

Москва

A

B

B

65,1

13

«Волга Телеком»[3]

Нижний Новгород

B

B

A

64,5

14

“Арктел”

Москва

B

B

B

64,0

15

«Голден Телеком» [2]

Москва

B

B

B

63,7

16

Siemens Communications

Москва

В

В

В

63,2

17

«Северо-Западный Телеком» [3]

Санкт-Петербург

B

B

B

63,0

18

Alcatel-Lucent

Москва

В

А

В

62,3

19

«РТКомм.ру»

Москва

В

В

В

61,7

20

«КОМСТАР-Директ» [1]

Москва

В

В

В

61,0

21

«Зебра Телеком»

Москва

B

B

B

60,5

22

Orange Business Services

Москва

В

А

В

60,1

23

«Сибирьтелеком» [3]

Новосибирск

В

В

В

59,3

24

«Центральный Телеграф»[3]

Москва

В

В

В

58,6

25

«РадиоТел»

Санкт-Петербург

В

В

В

57,9

26

«Макомнет»

Москва

B

B

A

57,4

27

«ЮТК» [3]

Краснодар

В

В

В

56,8

28

«Акадо-Телеком»

Москва

В

В

В

56,6

29

«Газком»

Московская обл.

В

В

А

56,0

30

«Дальсвязь» [3]

Владивосток

В

В

В

55,7

31

«Синтерра»[4]

Москва

В

В

В

55,3

32

«Скай-Линк» [1]

Москва

В

В

В

52,9

33

«Мотив»

Екатеринбург

В

В

В

52,1

34

«СМАРТС»

Самара

С

В

В

52,0

35

«Tele2 Россия»

Москва

В

В

В

51,6

36

«Матрикс Телеком»

Москва

С

В

В

50,4

37

«Башинформсвязь»

Уфа

С

В

В

49,7

38

«Метроком»

Санкт-Петербург

С

В

В

49,1

39

«Старт-Телеком»

Москва

В

В

В

48,0

40

«Уралсвязьинформ»[3]

Екатеринбург

С

В

В

47,8

41

«РуСат»

Москва

С

В

В

46,5

42

«Обит»

Санкт-Петербург

С

В

В

46,0

43

«АСВТ»

Москва

В

С

В

45,1

44

«Глобус-Телеком»

Москва

С

В

В

44,6

45

«Сумма Телеком»

Санкт-Петербург

В

С

В

44,2

46

«Телепорт-Сервис»

Москва

В

С

В

43,7

47

«ЦентрТелеком» [3]

Москва

В

С

В

43,3

48

«Эр-Телеком»

Пермь

С

С

В

42,4

49

«Сахателеком»

Якутск

С

С

В

41,9

50

«Норильск-Телеком»

Норильск

С

С

В

41,3


[1] АФК «Система»

[2] Консорциум «Альфа-Групп»

[3] ОАО «Связьинвест»

[4] Группа компаний «Синтерра»