Калибек Данияров
Альтернативная история Казахстана: еще раз о Чингисхане

"Экономические стратегии - Центральная Азия", №01-2007, стр. 40-45

Историк Калибек Данияров, автор восьми томов по истории Казахстана ("История гуннов", "История Алаш", "История Чингисхана", "История отечества", "История казахского государства", "О новой истории", "Аныракай и Джунгария (История гибели Джунгарии)", "История Сибирского ханства. О книге А. Тойнби "Цивилизация перед судом истории""), имеет свой взгляд на происхождение казахского народа. Исследуя первичные источники, он доказывает право казахов на родство с великим завоевателем Чингисханом. По его данным, существует тесная связь между современными казахами и государством Аттилы, Восточно-тюркским каганатом (Алаш) и Золотой Ордой.
В своем эссе-интервью журналу "Экономические стратегии" историк опровергает общепринятое мнение о монгольском происхождении Потрясателя Вселенной, предлагая неожиданные и новые для казахстанского общества выводы. Это серьезный вызов казахстанской исторической науке.

Об истории

Гении прошлых веков, чьи труды являются базой, на которой развивается человечество, считали, что любая нация, народ, государство прежде всего должны решать внутренние, национальные задачи и проблемы, в том числе проблему национального языка как основы нации, культуры, которая остается национальной в общем потоке чужих культур, и истории народа и государства.

Великая история поднимает национальный дух, уровень национального самосознания и мышления народа, знающего, кем он был и кем должен стать, а также формирует национальную идею.

Древний философ писал: "Какое мышление у народа, такое будущее у государства", - ставя будущее любого государства в зависимость от уровня мышления народа, создавшего это государство.

В своих книгах я раскрываю подлинную историю нашего государства, составленную на основе многочисленных первоисточников, но она, к сожалению, не преподается в казахстанских университетах, колледжах и школах. Я считаю, что история казахов начинается не с Казахского ханства, образованного, по мнению историков бывшего СССР и историков независимого Казахстана, в 1456 г., а с истории саков, являвшихся прямыми потомками гуннов.

То, что гунны - тюрки, известно еще из древнеримских хроник и из переписки Аттилы с Древним Римом. Все письма Аттилы написаны на тюркском языке. В древнеримских хрониках упоминается, что в составе гуннов были многие казахские роды, в том числе роды кпшак, найман, кадлы и др.
Связь саков с казахами тоже существует. Китайцы называют казахов не "казах", а "хасак". В китайском языке слово "ха" означает "настоящий". Разумеется, "сак" переводится и на русский, и на казахский языки как сак. Таким образом, "хасак" в переводе с китайского означает "настоящий сак". Китайцы считают казахов прямыми потомками саков!
Названия кочевых народов менялись в связи с изменением государственного устройства. За 2500 лет предки казахов назывались "сак", "гунн" (кун - стоимость, стоящий), "мынкол" (1) (трансформировавшийся в мынгол, монгол, могол), "ногайлы", "казах". Имя "монгол" появилось только в середине XIII в. Захир-ад-Дин Бабур созданную им империю назвал "государство Великих Моголов". На территории современного Кыргызстана и части Узбекистана в течение 150 лет существовало государство Моголистан.

Американский историк Томас Костейн, написавший книгу "Гунны" по древнеримским хроникам, отмечает, что боевым кличем гуннов было "толагатай" (2). Согласно шежире (родословной казахов), "толагатай" - это подрод крупного казахского рода "найман" (3). В качестве боевого клича Аттила использовал имя духа своего предка, основателя его рода, как это принято у казахов. Следовательно, Аттила мог быть выходцем из племени, позже известного как подрод казахского рода "найман", то есть он является предком казахов! Опровергнуть сообщение Томаса Костейна, взятое из римских хроник, невозможно.

Таким образом, история казахской государственности (а не история государства Казахстан) начиналась с сакского периода и включает следующие этапы:

1. Сакский период.
2. Гуннский период.
3. Период тюркского каганата.
4. Период государства Алаш (Восточно-тюркского каганата).
5. Период государства Чингисхана.
6. Период улуса Джучи (Жошы) - Золотая Орда.
7. Период Казахского ханства.
8. Колониальный период.
9. Период Республики Казахстан.

О моих источниках

Подтверждение изложенных фактов я искал прежде всего в первоисточниках, их около ста. Основными источниками явились следующие.

1. Героический эпос "Чингисхан" ("Шынгысхан"), издан в Пекине в 1240 г.
Мною установлено, что эпос написан младшим братом отца Чингисхана, Есикея-хана, Отшигыном. Китайцы перевели эпос без имеющихся в нем стихов и назвали его "Юань Чао Би Ши" (история государства Юань). Героический эпос "Чингисхан" написан древненайманским алфавитом (это установлено европейскими и российскими учеными), можно сказать, на древнеказахском языке. Европейские ученые переписали древненайманский текст латинскими буквами без перевода с языка на язык, что не позволяет его фальсифицировать.

По заданию Сталина эпос с большими искажениями (в пользу монгольского происхождения Чингисхана) перевел С.А. Козин, давший ему неверное название "Сокровенное сказание монголов". Однако из аутентичного текста видно, что более 60% слов эпоса имеется в современном казахском языке, а остальные 40% - это древнетюркские слова, которые достаточно легко переводятся на современный казахский язык.

Переводом Козина можно пользоваться, лишь сверяя его с текстом, написанным латинскими буквами. В своих книгах я достаточно подробно исследовал перевод Козина на русский язык и указал на все искажения. Монгольские же ученые перевели эпос "Чингисхан" с фальсифицированного перевода Козина, чем еще больше усложнили задачу поиска истины. Опираясь на до неузнаваемости измененный перевод эпоса, монгольские историки издали около 800 книг по истории Чингисхана.

2. Вторым особо важным первоисточником по истории Чингисхана и его государства является изданный в 1305 г. сборник "Джамигат-ат-Тауарах" Рашид-ад-Дина.
На русский язык название этого сборника переводится как "Сборник летописей", его также называют "Летопись тюрок". Как ни странно, сборник не использо­вался учеными, писавшими историю Казахстана, так же, как и многие другие первоисточники, включая "Героический эпос Чингисхана". Книги Рашид-ад-Дина не позволяют считать Чингисхана монголом или китайцем. Доказано, что кочевой род "?ият", из которого вышел Чингисхан, был тюркским родом.

3. Летопись Ибн-Аль-Асира, современника Чингисхана, видевшего войска великого завоевателя. В летописи упоминаются та­тары, найманы, жалаиры, но не монголы.

4. "Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды" В.Г. Тизенгаузена (4). В нем содержатся сообщения египетских послов в Золотой Орде и египетских и арабских путешественников, которые Тизенгаузен собрал во время путешествия в Египет, профинансированного графом Строгановым.
5. "Утемиш-хаджи. Чингис-наме", XV в. (русский перевод В.П. Юдина. Алма-Ата, 1992 г.) (5).

6. Абулгази (Эбілгазы). "Турiк шежiресi" ("Родословная тю­рок"). Хива, 1664 г. (перевод с древнетюркского Б. Абиль­касымова) (6).

7. Плано Карпини "Путешествие в восточные страны" (Лион, 1247 г.) .

8. Гильом де Ребрук "Путешествие в восточные страны в лето благос­ти в 1253 году" (Париж, 1255 г.) (7).

9. "Хроника человечества". Большая энциклопедия (всемирная история) (перевод на русский язык, 1996 г.).

Кроме того, в настоящее время открыт доступ к засекреченной переписке ханов Золотой Орды с Ватиканом (римскими папами), которая велась на тюркском языке.
В трудах по истории государства Чингисхана, издаваемых сегодня в Казахстане, многое списано из книг монголоведов - Котвича, Владимирцова, Хаара-Давана, Кычанова и др. В них мало исследуются первоисточники. Работы же зарубежных тюркологов и исследователей истории Казахстана в бывшей Казахской ССР не признавались.

О происхождении Чингисхана

Известно, что Чингисхан происходит из кочевого тюркского рода "кият". Об этом неоднократно говорится в эпосе "Чингисхан" и у Рашид-ад-Дина. Прямой потомок Чингисхана хивинский хан Абулгази (Эбілгазы) также пишет, что Чингисхан происходит из рода кият. Название рода Абулгази выводит из слова "киян", что на казахском языке означает "дальний". Рашид-ад-Дин упоминает, что "киятов называют "киян" (дальние) (8)". Слово "киян" имеется и в современном казахском языке.
Слово же "?ият" (?ияды) переводится с казахского как "режет". В монгольском языке, несмотря на все усилия монголоведов, слово "?ият" или хотя бы схожее с ним не было найдено.

На берегу реки Аму-Дарьи находится город ?ият, который основан за два тысячелетия до рождения Чингисхана. Там, где стоит этот город, Аму-Дарья размывает (режет) свой правый берег. В XX в. город был переименован в Бируни.

Немаловажным аргументом монголоведов в пользу монгольского происхождения Чингисхана является то, что род кият - это монгольский род боржигин. Во второй книге Рашид-ад-Дина (9) про род кият-боржигин написано следующее: "Третий сын был у Есугей-бахадура (отца Чингисхана). Племя кият-боржигин происходит из его потомства. Значит, "буржигин" - "синеокий" и, как это ни странно, те потомки от третьего сына Есугей-бахадура и его детей по большей части синеоки и рыжи" (10).
Чингисхан был первым, старшим сыном хана Киятского ханства Есугея-хана и по праву старшего сына наследовал ханский престол. Кият-боржигин является потомством от третьего сына Есугей-хана, это всего лишь небольшая часть рода кият, впоследствии исчезнувшего в общей массе казахов.

Рашид-ад-Дин в главе "О роде кият, из которого происходит Чингисхан и ханом которого был Чингисхан" сообщает: "Кабул (кабыл)-хан - третий предок Чингисхана, а моголы-тюрки предков в третьем колене назы­вают еленчик (11)… Его детей и внуков называют кият".

По Рашид-ад-Дину, кияты - тюркский род, идущий от Кабул-хана. Историк подробно описывает все поколения предков Чингисхана:

Эти же имена указаны в эпосе "Чингисхан", за исключением пятого предка, который в эпосе назван Байшингор (Байшы?ор). Все имена транскрибируются в казахские с учетом искажений - даже сегодня казахские имена в русском языке часто искажаются. Теперь о самом имени "Чингисхан", с которым легко ассоциировать казахский транскрипт "Шы?гысхан". Имя же, которое правитель получил при рождении, - "Темиршин". В китайском языке нет буквы "р", в связи с чем в китайских источниках его стали называть Темичин, в китайском происхождении - Темучин.

Шынгысхан состоит из трех казахских слов - "шы?" (высокий пик в горах), "?ыс" (солнечный луч), "хан" (глава государства). Таким образом, "шы? - ?ыс - хан" переводится с казахского языка как "высокий лучезарный хан".
Необходимо отметить, что у монголов никогда не было титула "хан" (?аган). Правитель у них всегда назывался "?онтайшы". Титул "хан" имелся только у тюркских народов.

Шынгысхан является не именем, а титулом, который был ему дан после избрания ханом государ­ства, образованного в апреле 1206 г. из четырех казах­ских родов - кият, найман, кереит и меркит.

В жизни народов большое место всегда занимает религия. В первой половине XIII в. казахские роды, кроме ?а?лы, ?ыпшак, алшын, которые приняли ислам, исповедовали тенгрианство. Его суть - в поклонении единому богу Тенгри (Танiру), который создал небо и землю и является единственным владыкой неба и земли, то есть тенгрианство - это единобожие.

У монголов же никогда не было единобожия, они поклонялись матери-оленихе и другим животным. Исторически доказано, что тенгрианство исповедывали предки единственного народа в мире - казахов.

В героическом эпосе "Чингисхан" и летописи Рашид-ад-Дина неоднократно упоминается о том, что Чингисхан фанатично верил в Тенгри. Об этом же говорится и у другого современника великого завоевателя, Джувейни, описание событий которым признано однобоким. Будучи фанатичным мусульманином, Джувейни чернил и проклинал врага ислама Чингисхана, завоевателя мусульманских земель (имеется в виду государство Хорезм-шаха Мухаммеда), и не оставил объективного описания событий, связанных с его жизнью и деятельностью.

Таким образом, имена, название титула "Чингисхан" и рода кият (большая часть представителей которого и сейчас проживает в Казахстане), религия, а также тот факт, что среди четырех жен Чингисхана не было ни одной монголки, подтверждают тесную родственную связь между казахами и их предком - Потрясателем Вселенной.
Многие наши ученые-историки почему-то покорно соглашаются с тем, что Чингисхан был монголом. Тем не менее мою точку зрения поддержали такие эксперты, как Кайрат Закирьянов, Мухтар Мухтар Магауин, Аким Тарази и ряд других.

О будущем

12-13 февраля 2007 г. в Казахстане были подведены итоги трехлетней государственной программы "Культурное наследие". На организованной в связи с этим выставке были представлены изделия, искусно выполненные древними мастерами. Одних только ювелирных изделий из золота высокой пробы было более тысячи.
Раскопки, проведенные казахстанскими археологами, убедительно доказали, что государственность на территории Казахстана существовала уже 25 веков назад. Казахстан имеет великую историю!

В работах "История гуннов", "О новой истории", "История Алаш" на основе исследования первоисточников был сделан вывод, что саки, большая часть которых проживала на территории Казахстана, были предками гуннов и еще 2,5 тыс. лет назад имели государственность.

В своих книгах я задал вопросы авторам "Истории Казахстана", которая переписана с "Истории Казахской ССР": "Вы пишете в учебниках по истории, что казахский народ и Казахское ханство образовались в 1456 году. Что было до 1456 года? Народ и государство не формируются в одно и то же время. Народ образуется на тысячелетия раньше".
Ответа нет. Учебники остаются в силе, по ним изучается история Казахстана.

С октября 2006 г., вероятно, из-за отсутствия полноценных учебников по истории Казахстана экзамены по этой дисциплине во всех университетах были отменены, что практически превращает ее в не обязательный для изучения предмет. Я предлагаю правительству рассмотреть возможность включения в учебные программы альтернативной концепции истории Казахстана.

Примечания
1. Мын - тысяча, кол - войско. Мынкол - тысяча войск.
2. Костейн Т. Гунны. - М., Армади, 1997. - С. 431.
3. Казахская советская энциклопедия. - Алма-Ата, 1976. - Том XVIII. - С. 261.
4. Санкт-Петербург, 1840 г.
5. Издано в Алматы, Ана Тілі, 1992 г.
6. Издано в Алматы, Гылым, 1993 г.
7. Издано в Алматы, Гылым, 1993 г.
8. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - Том I. - Книга II. - С. 46.
9. Там же - С. 48.
10. Рашид-ад-Дин. Сборник летопи­сей. - Том III. - Книга II. - С. 48.
11. Еленчик - слово, которое имеется во многих тюркских языках.
12. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - Том III. - Книга II. - С. 18-49.