Владимир Пименов
Модели преобразования российского ОПК в высокотехнологичный комплекс: механизмы
реализации
"Экономические
стратегии", №07-2007, стр. 14-21
Пименов Владимир Владимирович — д.э.н., профессор, академик Российской академии военных наук. |
Предпосылки реформирования
и развития ОПК на современном этапе экономических реформ
Вопросы состояния оборонно-промышленного
комплекса (ОПК), его места и роли в экономике и направлений его реформирования
занимают ведущее место при рассмотрении путей дальнейшего развития российской
экономики. И это не случайно. ОПК выполняет очень важную функцию по обеспечению
обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является аккумулятором
передовых технологий, средоточием интеллектуального потенциала и, как принято
считать, "локомотивом" развития промышленности. Эта "двойственность"
ОПК обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования
и развития на современном этапе экономических преобразований.
Военная составляющая ОПК
определяется его ориентацией на решение задач по реализации Государственной
программы вооружений (ГПВ-2015), планов военно-технического сотрудничества с
зарубежными странами (планов ВТС), созданием и поддержанием мобилизационного
потенциала страны. Эта составляющая диктуется военной доктриной РФ,
внешними угрозами и конфликтами и необходимостью обеспечения безопасности государства,
она определяется требованиями военно-технической политики, утверждаемой Президентом
РФ. Исходя из складывающейся в настоящее время геополитической обстановки, можно
сделать вывод, что масштабы созданного в советские годы ОПК оказались излишними,
а организационно-институциональная структура военного производства уже не отвечает
требованиям рыночной экономики. Поскольку в 1990-е гг. экономика страны находилась
в кризисном состоянии и "оборонка" практически не финансировалась,
ее производственно-технологическая база оказалась разрушенной, не только существенно
снизились объемы военного производства, но и сократились масштабы создания и
выпуска новых вооружений. Таким образом, основное производство ОПК должно развиваться,
исходя из необходимости укрепления оборонно-промышленного потенциала. С другой
стороны, не следует забывать, что в отечественном ОПК всегда концентрировался
высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал. И это характерно не
только для нашей страны. Любая страна, имеющая мощную военно-промышленную базу,
как правило, использует высокие военные технологии для выпуска наукоемкой гражданской
продукции. В свою очередь, в передовых странах Запада военная промышленность
широко использует высокие технологии гражданских отраслей, что позволяет снижать
затраты на военное производство и сокращать сроки создания военной техники.
В нашей стране такие примеры пока достаточно редки.
Вторая (научно-техническая
и интеллектуальная) составляющая ОПК также требует реформирования и развития,
но по иной схеме. Модель, которая использовалась в условиях административно-командной
системы управления и в период военного противостояния, когда основное внимание
уделялось военному производству, а гражданское машиностроение развивалось "по
остаточному принципу" на дополнительных площадях оборонных предприятий,
уже полностью не соответствует принципам "нового мышления" и рыночной
экономики.
Исходя из вышесказанного,
можно заключить, что стратегический путь развития ОПК связан с глубокой модернизацией
всей промышленно-технологической базы отечественной экономики, где оборонно-промышленный
комплекс должен выступать как высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики.
Конкретный механизм реализации
такого пути развития ОПК будет определяться состоянием и ходом реформирования
ОПК в рамках федеральных целевых программ, его местом и ролью в экономике страны
и тем ресурсным потенциалом, который может быть привлечен для реализации поставленной
задачи.
Выбор мер, связанных с развитием
оборонно-промышленного комплекса, требует уточнения самого понятия "ОПК"
как объекта развития и объекта управления в структуре отечественной промышленности
в условиях рыночной экономики.
Оборонно-промышленный
комплекс как объект реформирования и развития
Следует отметить, что в
России ни в законодательстве, ни в государственных стандартах не определены
такие понятия, как "комплекс", "промышленность", "отрасль".
Тем не менее промышленная сфера до последнего времени развивается в рамках данных
понятий.
Вместе с тем косвенное определение
ОПК дано в разделе I, п. 2 "Основ политики РФ в области развития оборонно-промышленного
комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденных
Президентом РФ 10 ноября 2001 г. Данное определение трактует ОПК как совокупность
производственных, научных, научно-производственных и иных организаций различных
организационно-правовых форм и форм собственности, "осуществляющих работы
по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа", и "федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих непосредственную координацию и
контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими".
При всей целостности такого определения ОПК как общехозяйственного промышленного
комплекса страны, включающего объекты управления (оборонные организации) и субъекты
управления (федеральные органы исполнительной власти), это определение не содержит
качественной характеристики ОПК и упоминаний о его целевой направленности как
единого объекта управления и развития. Более того, в самом определении "ОПК"
содержится ряд существенных недостатков.
Во-первых, ограничение входящих
в ОПК организаций только "выполнением ими работ по гособоронзаказу"
существенно сужает сферу деятельности ОПК, не соответствует пониманию ОПК как
высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики и тем самым сдерживает
его развитие в этом направлении. А именно таким видится перспективный облик
ОПК России к 2015 г.
Во-вторых, в определении
ОПК отсутствует такая крайне важная характеристика как организационная отраслевая
структура оборонной промышленности (авиационная, судостроительная, электронная
и т.п.), что объективно связано со спецификой целевого управления и развития
вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
В-третьих, наличие в составе
ОПК (исходя из его определения) множества федеральных органов исполнительной
власти, "уполномоченных осуществлять непосредственную координацию и контроль
деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими" не
только приводит к расплывчатости управления, но и не обеспечивает его эффективности.
Таким образом, определение
"ОПК", принятое, как отмечено выше, в 2001 г., во многом уже не соответствует
реалиям сегодняшнего дня, более того, сдерживает само развитие оборонно-промышленного
комплекса в направлении его преобразования в высокотехнологичный многопрофильный
сектор экономики.
Все вышеизложенное явилось
причиной того, что многие "реформаторы" выступают против отраслевого
управления, мотивируя это ведомственностью интересов. В результате в ходе административной
реформы были ликвидированы агентства оборонных отраслей промышленности. Непризнание
отраслевой структуры ОПК, по-видимому, является одной из причин того, что развитию
производственно-технологической базы оборонных отраслей до последнего времени
(когда стали формироваться и рассматриваться стратегии развития авиационной
промышленности, судостроения и т.п.) уделялось крайне мало внимания. При этом
узковедомственное понимание отрасли осложняет формирование единой межведомственной
информационно-аналитической системы, так необходимой для принятия стратегических
решений в области военно-технической политики страны. В то же время не следует
преувеличивать опасности "отраслевого" управления, которые, в частности,
усматриваются в наличии оборонных агентств. В условиях рыночных отношений у
агентств остается мало тех внутриведомственных интересов, которые были пагубными
в административно-командной системе. С созданием крупных корпоративных структур
именно к ним должны перейти функции и задачи отраслевого управления, которые,
по сути, станут задачами целевого управления. Однако для эффективного их использования
необходима единая государственная оборонно-промышленная политика, формируемая
и координируемая единым органом управления, которым и является в настоящее время
Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.
Рассматривая ОПК как объект
управления, можно сделать следующие выводы, определяющие дальнейшие направления
его реформирования и развития.
Вывод первый: оборонно-промышленный
комплекс в силу присущих ему имманентных свойств невозможно признать в полной
мере высокотехнологичным комплексом (ВТК) по целому ряду причин:
В меньшей степени развитие
ОПК ориентировано на преобразование в высокотехнологичный комплекс, призванный
создавать высокую добавленную стоимость инновационной продукции, обеспечивать
быстрые темпы технологического обновления производства и существенный рост производства
конкурентоспособной гражданской продукции.
Такое положение ОПК тем не менее не мешает отождествлять его, и не без оснований,
с высокотехнологичным комплексом. Справедливости ради отметим, что мнение Б.Н.
Кузыка (1), считающего ОПК лишь ядром ВТК, наиболее полно отражает истинное
положение и место ОПК в экономике страны.
Отсюда вывод второй:
(как следствие первого): существует объективная необходимость создания на
базе ОПК высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики за счет глубокой
модернизации всей промышленно-технологической базы отечественной экономики;
при этом методы и модели реализации данной задачи требуют отдельной проработки;
некоторые из подходов рассмотрены нами ниже.
Вывод третий: создание
высокотехнологичного комплекса не должно ограничиваться лишь конверсией и/или
диверсификацией оборонных предприятий; следует интегрировать действующий ОПК
в единую национальную инновационную систему. Именно такие задачи поставлены
Президентом РФ на период до 2010-2015 гг.
Генезис ОПК - от конверсии
к развитию: модели преобразования
Современное
состояние ОПК в определенной степени является следствием его реформирования,
которое было инициировано в начале 1990-х гг. На протяжении 10-15 лет, пока
шли эти преобразования, на каждом из этапов ставились и решались различные задачи
в увязке с состоянием и развитием экономики страны. Исходя из этого, разрабатывались
методы и модели, ориентированные на решение соответствующих целевых установок
(см. табл. 1).
Таблица 1. Основные этапы реформирования и развития ОПК в ходе экономических реформ в стране. Методы и модели структурных преобразований
Период
экономических реформ и его характеристика
|
Целевая
задача ОПК на данном этапе реформ
|
Методы
и модели преобразований
|
Основное
содержание методов реформирования и моделей структурных преобразований
|
|
1990-е
гг.
(1992–1998 гг.) Кризисное состояние ОПК. |
Выживание.
Вывод из кризисной ситуации |
Конверсия
военного производства |
Конверсионная
модель — модель выживания |
Конверсия
рассматривается как фактор замещения чисто военного производства выпуском
гражданской продукции (ГП).Основными факторами, побуждающими к реализации
конверсионной модели реформирования оборонной промышленности, были резкие
спады военного производства, доходившие в начале 1990-х гг. до 50–60%
ежегодного снижения государственных оборонных заказов, и связанная с такими
обвалами необходимость государственного регулирования организационных,
правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических
процессов, происходящих в ходе конверсии в оборонной промышленности (доплата
до среднего заработка выходных пособий при увольнении работников, выделение
средств на переподготовку кадров при переходе их с военного на
гражданское производство), а также выделение средств на перепрофилирование производственных мощностей, на ликвидацию оборудования и другие расходы. С этой целью в 1992 г. был принят первый в России Федеральный закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», а затем в 1998 г. принят второй Закон о конверсии с тем же названием. Этот период характеризуется как период крайне низкого и нерегулярного бюджетного финансирования гособоронзаказа и конверсионных программ, а также отсутствия средств государственной поддержки процессов реструктуризации; большинство поставленных в этих программах задач остались нереализованными |
1999–2001
гг.
Посткризисный период |
Положительная
динамика роста производства. Переход ОПК к экономическому росту |
Переход
от конверсионной модели к модели реформирования
|
Конверсия
как экономический метод перераспределения ресурсов, высвобождаемых на
оборонных предприятиях в результате сокращения государственных оборонных
заказов (ГОЗ), на этом этапе реформ практически себя исчерпала. На предприятиях
установился, хотя и весьма низкий (20–25%), уровень ГОЗ. Конверсионный
процесс военного производства (его дальнейший спад практически прекращен)
себя полностью исчерпал. Федеральный закон о конверсии не действует. Свыше
300 предприятий, с которых полностью снят ГОЗ и мобилизационные задания,
выведены из состава ОПК. На этом этапе реформ дальнейшая адаптация оборонных
предприятий к внешней среде связана с дальнейшим углублением военно-гражданской
интеграции и диверсификацией производства. Конверсия военного производства
должна быть дополнена конверсией хозяйственного механизма: полной или
частичной приватизацией предприятий, перестройкой менеджмента, переходом
к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной
основе, к широкому использованию
технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции.
Практически речь идет уже не о конверсии, а о реструктуризации ОПК как
«качественном скачке от одного состояния равновесия к другому» (4). В
этот период созданы и определенные предпосылки к переходу на интеграционные
формы |
|
2002–2006
гг. Реализация ФЦП «Реформирование и
развитие ОПК (2002–2006 гг.)». Устойчивое финансирование ГОЗ. Недостаточное инвестирование в развитие |
Модернизация
производственно-технологической базы и создание нового облика ОПК, отвечающего
все возрастающим требованиям внутреннего (ГОЗ) и мирового рынка вооружений.
Основным
инструментом решения этих задач является формирование ограниченного числа системообразующих интегрированных структур (ИС). Создание условий для устойчивого развития ОПК, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения |
Методы
военно-гражданской
интеграции (6). Модель реформирования ОПК на основе организационно-институциональных преобразований |
В
рамках ФЦП «Реформирование и развитие ОПК (2002–2006 гг.)» формируется
новый облик оборонно-промышленного комплекса в виде крупных интегрированных
структур, объединяющих на имущественной основе промышленные, научные и
конструкторские организации, что создает реальные предпосылки для эффективной
военно-гражданской интеграции, обеспечивающей достаточно быструю «диффузию»
новых научно-технических знаний и инновационных технологий из сферы военного
производства в гражданское при сравнительно низких производственных издержках.
В интегрированных структурах ОПК передача научно-технических достижений
из военного в гражданский сектор (или обратно) может осуществляться на
самых ранних стадиях создания продукции, что сокращает сроки освоения
инноваций и снижает затраты на их освоение. К сожалению, на этом этапе
реформ трансфертный механизм высоких технологий военного и двойного назначения
не получил должного развития и требует дальнейшего совершенствования в
рамках создания национальной инновационной
системы (7) |
|
2007–2015
гг. Реализация ФЦП «Развитие ОПК на
2007–2010 гг. и на период до 2015 г.». Реализация «Основ военно-технической политики РФ на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу» |
Целевая
задача «…сформировать военно-научный комплекс РФ к 2010 г., интегрированный
в научно-технический комплекс РФ…» и обеспечивающий развитие фундаментальных
и прикладных исследований, существенно влияющий на повышение эффективности
ВВСТ.
«…необходимо завершить в полном объеме оптимизацию ОПК и научно-технического комплекса путем создания ограниченного числа системообразующих (отраслеобразующих) структур». Предусмотрено до 2010 г. «завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики |
Стратегия
преобразования оборонно-промышленного комплекса в высокотехнологичный
комплекс страны. Стратегия инновационного развития ОПК. Реализация комплекса мероприятий по развитию промышленных критических технологий в рамках ФЦП «Развитие ОПК» и базовых технологий — в рамках ФЦП «Национальная технологическая база». Переход от модели реформирования к модели инновационного развития на основе широкого использования научно-технических достижений и высоких технологий двойного назначения ОПК в гражданском и военном секторах экономики |
В рамках программы развития ОПК и последовательного преобразования его в высокотехнологичный комплекс страны необходимо обеспечить, в первую очередь, слияние ОПК с гражданским сектором экономики. С целью сближения военной и гражданской промышленности необходимо сформировать механизм более эффективного перелива научно-технических достижений и таким образом переориентировать экономику страны на преимущественное производство высоких технологий, включая информационные и наукоемкие. Механизм коэволюционной стратегии интеграции ОПК в народное хозяйство следует рассматривать преимущественно не как перевод военных производств на выпуск гражданской продукции (по типу обычной конверсии), а как слияние с гражданской промышленностью базовых производств, выпускающих материалы, компоненты, элементную базу микроэлектроники, приборы, детали, узлы машин и т.п. Изготовители собственно вооружений и военной техники (ВВТ) должны представлять собой главным образом сборочные производства и носить узкоспециализированный характер и, по сути, быть ядром ОПК, ориентированным на задачи реализации программы вооружений. Технологической основой военно-гражданской интеграции должна стать передача научно-технических достижений (НТД) оборонного сектора экономики в гражданский через развитие технологий двойного назначения как фактора повышения научно-технического уровня гражданских производств и до создания единой национальной высокотехнологической базы, когда будет возможен и целесообразен процесс передачи высоких технологий из гражданского конкурентного сектора экономики в военный сектор.Процесс функциональной интеграции военного и гражданского секторов должен быть дополнен организационно-институциональными преобразованиями — формированием производственно-технологических кластеров и развитием стимулирующих инструментов обеспечения приоритетов промышленной политики — льготных кредитов, государственных гарантий, расширения механизма частно-государственного партнерства |
На начальных этапах реформирования
российского ОПК стояла первоочередная задача обеспечения его выживания в условиях
крайне тяжелого финансового положения. Первой была принята Государственная программа
конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции
на период до 1995 г. (утвержденная Постановлением СМ СССР №1278 от 15 декабря
1990 г.); затем - федеральные целевые программы Российской Федерации: Программа
конверсии оборонной промышленности (1995-1997 гг.) и Программа конверсии и реструктуризации
оборонной промышленности (1998-1999 гг.), основанные на конверсионной модели.
Все эти программы были, по сути, ориентированы на выживание оборонных предприятий
в кризисной экономике 1990-х гг. Поэтому функционально данная модель одновременно
выполняла роль модели выживания ОПК.
Конверсионная модель - модель
выживания ОПК решала задачи сохранения оборонно-промышленного потенциала в условиях
обвального спада гособоронзаказа, финансово-экономической неустойчивости страны,
необходимости восстановления разрушенных кооперационных связей. Целевой установкой
данной модели служила конверсия как наращивание производства гражданской продукции
в условиях обвального спада военных заказов государства. В условиях крайне низкого
и нерегулярного бюджетного финансирования гособоронзаказа и конверсионных программ
большинство поставленных в этих программах задач остались не реализованными.
Нормативной правовой базой конверсионной модели служил принятый в 1992 г. первый
в России Федеральный закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской
Федерации". В 1998 г. был принят второй Закон о конверсии под тем же названием.
Такая конверсия продолжалась до конца 1990-х гг. и практически прекратилась
после дефолта. Справедливости ради следует отметить, что в 1990-е гг. еще не
созрели ни экономические, ни институциональные условия для иных форм и моделей
реальной структурной перестройки основного звена оборонной промышленности. Начиная
с 1999 г. стабилизировался уровень гособоронзаказа. Хотя его доля в структуре
товарного производства оборонно-промышленного комплекса и невелика (она составляет
20-25%), с учетом экспортных заказов объем военного производства в ОПК в целом
в последние годы установился на уровне 50-55%. Однако такой уровень оборонных
заказов не снимает с повестки дня необходимости дальнейших и более глубоких
преобразований в оборонно-промышленном комплексе. В этих условиях концепция
конверсии себя полностью исчерпала как не отвечающая стратегическим задачам
развития ОПК. Конверсия военного производства требует глубокой конверсии всего
хозяйственного механизма: полной или частичной приватизации предприятий, перестройки
менеджмента, перехода к рыночным формам объединения и кооперации производств
на имущественной основе, широкого использования технологий двойного назначения
при создании конкурентной гражданской продукции.
Этим целям в наибольшей
степени соответствует модель реформирования ОПК, в рамках которой решаются задачи
формирования нового облика ОПК в условиях перехода к стабилизации финансово-экономического
положения: "свертывание" множества оборонных предприятий с их излишними
производственными мощностями, создание крупных корпораций, призванных обеспечить
повышение устойчивости ОПК как системы и закрепить экономический рост в оборонных
отраслях промышленности. В данной модели реформирование выступает как основная
целевая установка.
Уже в первой посткризисной
Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006
гг.)" перед ОПК были поставлены совершенно иные задачи: модернизация производственно-технологической
базы и создание нового облика ОПК, отвечающего все возрастающим требованиям
государственной программы вооружений и мирового рынка вооружений. Основным инструментом
решения этих задач стали глубокие организационно-институциональные преобразования
и в первую очередь формирование крупных системообразующих интегрированных структур
(ИС), устойчиво функционирующих в условиях рынка. И хотя создание таких интегрированных
структур идет с отставанием от их запланированного количества (в 2002-2006 гг.
создано 24 ИС (2) из запланированных 56), тем не менее в рамках данной программы
был сделан существенный шаг к формированию нового корпоративного облика ОПК
и реализован целый комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию избыточных
мощностей и нерентабельных производств в связи с сокращением военных программ;
на вывод из ОПК предприятий, не участвующих в реализации гособоронзаказа (43
таких предприятия выведено до конца 2006 г). За период реализации этой программы
(2002-2006 гг.) практически приостановлен рост такого показателя, как износ
основных производственных фондов, однако он остается еще достаточно высоким
(в среднем на конец 2005 г. по ОПК он составлял 49,2%, в 2002 г. - 50,26%. В
промышленности эти показатели соответственно равны 50,10% в 2005 г. и 51,10%
в 2002 г. В науке - 47,86% в 2005 г. и 48,07% в 2002 г.).
На этом фоне все отчетливей
проявляется разрыв в научно-технологическом развитии оборонного и гражданского
секторов экономики. Он проявляется в том, что высокие технологии оборонных предприятий,
высокий интеллектуальный потенциал ОПК крайне слабо используются в создании
конкурентной наукоемкой продукции, в реальном повышении технологического уровня
отечественной производственной базы, в усилении инновационной активности промышленных
предприятий.
Обращает на себя внимание
сохраняющаяся тенденция снижения численности кадров в обоих секторах ОПК (в
науке и в производстве) со среднегодовыми темпами 5-6%.
На начальном этапе программного периода прирост инвестиций осуществлялся более
низкими темпами (107,2%), чем прирост производства (117,1). Аналогичное соотношение,
но в меньших размерах (соответственно 3,5% и 4,5%) остается и на заключительном
этапе реформ. Это дает основание говорить о том, что рост производства происходит
пока без развития, без технологической модернизации производственной базы, без
качественных преобразований; не создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности
как на отечественных, так и на мировых рынках. На практике это приводит к тому,
что в последние годы в ОПК существенно замедлились темпы роста гражданской продукции
(с 11-13% в 2000-2002 гг. до 4-5% в 2003-2004 гг. и до 0,3-0,5% - в 2005 г.
и по итогам 9 месяцев 2006 г. - 0,4%). При высоких темпах роста военной техники
не лучшим образом складывается в ОПК и структура производства: доля гражданской
продукции (ГП) в структуре товарного выпуска в целом по ОПК увеличивается крайне
медленно: с 42,3% - в 2002 г. до 46% по итогам 2005 г.; на конец 2006 г. этот
показатель не превысит 50%. При этом наименьший уровень ГП в структуре товарного
выпуска - в судостроении: 37,6% (2002 г.) и 22,2% (2005 г.) и в радиопромышленности:
33,5% (2002 г.) и 34,7% (2005 г.). Наибольший уровень ГП - в производстве боеприпасов
и спецхимии: 73,8% (2002 г.) и 69,5% (2005 г.) и в производстве обычных вооружений:
54,7% (2002 г.) и 68,3% (2005 г.).
Такая структура производства
в условиях рыночной конкуренции и нестабильности мирового рынка вооружений,
во-первых, не обеспечивает финансовой устойчивости предприятий, и, во-вторых,
указывает на слабость трансфертов высоких технологий из оборонного в гражданские
производства. По сути ОПК генерирует высокие технологии, но они не превращаются
в инновации в гражданском производстве.
При таком среднем уровне
ГП в общем объеме ОПК (42-46%) в программный период реформирования ОПК (2002-2006
гг.) очень трудно решить стратегическую задачу, которую поставил перед ОПК вице-премьер,
министр обороны РФ С.Б. Иванов: к 2015 г. доля гражданской продукции по ОПК
должна превысить 70% общего объема производства. Ясно, что достижение этой цели
невозможно без инновационной стратегии развития ОПК и его реального превращения
в высокотехнологичный комплекс.
Залогом реализации этой
цели должна стать модель развития ОПК, основанная на инновационных факторах
и широком вовлечении в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.
В данной модели реформирование будет выступать в качестве реального инструмента
развития и обусловит создание качественно новой научно-технологической базы,
призванной стать основой экономического роста экономики страны.
Превращение ОПК в высокотехнологичный
комплекс должно происходить на базе военно-гражданской интеграции, определяющей
технологию слияния военного и гражданского производства в рамках как одного
предприятия или компании, так и различных организационных структур на основе
трансфертных соглашений. По сути, под военно-гражданской интеграцией (3) понимается
организационно-экономическое обеспечение взаимопроникновения военного и гражданского
секторов российской экономики.
ПЭС 28/13.02.2007
Окончание следует.
Примечания
1. "Развитие высокотехнологичного комплекса рассматривается нами в тесной
связи с развитием ОПК, который выступает ядром ВТК. Особое внимание нами уделяется
формированию в стране промышленного комплекса высоких технологий". См.:
Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.:
Экономика, 2004, с. 180.
2. Данное количество ИС исчислено по количеству Указов Президента РФ об утверждении
созданных ИС. Реальное функционирование ИС начинается, как правило, существенно
позже.
3. Толкачев С.А. Военно-гражданская интеграция - новая волна промышленной политики
США // Российский экономический журнал. 1994. № 6, с. 68-72.
4. Перевалов Ю. Реструктуризация оборонно-промышленного комплекса: региональный
подход // Общество и экономика. 1998. № 8-9.
5. Пименов В.В. Государственная оборонно-промышленная политика: объективная
необходимость и многоцелевая направленность // Проблемы внешней и оборонной
политики России. Сб. статей № 5. М.: Изд. РИСИ, 1999.
6. Лесных В.В., Попов Е.В. Коэволюционная стратегия интеграции ОПК в народное
хозяйство // Экономические стратегии. 2006. № 4, с. 44-51.
7. См. "Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период
до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденные Президентом РФ
30 марта 2002 г. № Пр-576.