Алексей Кузин
Корпоратизация как фактор инновационного развития предприятия ОПК

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 156-159

Кузин Алексей Геннадьевич — специалист управления финансирования недвижимости ЗАО «Международный Московский Банк».

Одним из важнейших процессов инновационного развития ОПК следует считать корпоратизацию оборонных предприятий, связанную с формированием нового облика ОПК. Главные выгоды укрупнения в промышленности связаны с экономией на дорогостоящих работах по созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новые технологии. Дополнительная выгода получается и от сокращения административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата. Кроме того, надо учитывать сокращение затрат за счет больших масштабов производства (снижение текущих издержек производства).

Вместе с тем задачи развития отрасли должны быть дополнены решением проблемы производственно-технологической реструктуризации предприятий, связанной с выводом большинства предприятий из кризисного состояния, и созданием условий для их технологического, инновационного и финансового оздоровления. Среди мер такого рода реструктуризации необходимо предусмотреть улучшение платежной системы предприятий, внедрение системы эффективного управленческого учета, совершенствование бухгалтерского учета и ведение отчетности в соответствии с международными стандартами, постановку системы управления качеством, оптимизацию затрат, совершенствование маркетинговой деятельности и реорганизацию сбыта, улучшение управления инвестициями, создание действенной системы привлечения кадров и др.

Современным инструментом управления развитием того или иного объединения является стратегическое управление, подразумевающее направленное на достижение вполне определенных целей взаимодействие всех составляющих объединение предприятий.

Основой для разработки предложений по реформированию комплекса предприятий ОПК является взаимоувязанная система мер в сферах:

При этом реализация предлагаемой системы мер должна привести к возникновению на базе группы реформируемых предприятий единого жизнеспособного инновационно-производственного комплекса с органичной системой.

Стратегия маркетинга. Стратегия нацелена на достижение положительной динамики этих обобщенных показателей. В качестве средств достижения положительной динамики естественно принять:

Производственно-технологическая стратегия направлена на увеличение производственных возможностей предприятий, снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечение конкурентоспособности всей выпускаемой продукции. Средствами достижения целей и динамичного развития производственно-технологического потенциала комплекса являются:

Инновационно-инвестиционная стратегия строится на обеспечении возможностей предприятий комплекса конкурировать на товарных рынках наукоемкой продукции с постоянным наращиванием объемов продаж.

Для достижения устойчивой положительной динамики необходимо сформировать работоспособную группу специалистов, владеющих инновационными, правовыми, финансовыми и маркетинговыми навыками работы на рынках наукоемкой продукции, которая должна:

Финансово-экономическая стратегия. Система управления материально-финансовыми потоками комплекса не может не быть теснейшим образом связана со сбытом продукции. Возможности сбыта продукции являются определяющими при разработке планов материально-финансовых потоков внутри комплекса. В связи с этим одной из основных задач является организация регламентированного вполне определенными процедурами взаимодействия системы управления материально-финансовыми потоками комплекса с системой централизованного сбыта и снабжения комплекса, службами сбыта, снабжения и оперативного управления предприятий. Эффективным инструментом такого взаимодействия может служить система гибкого, скоординированного планирования деятельности предприятий комплекса и комплекса в целом.

Второй задачей в процессе реформирования комплекса является разработка и внедрение взвешенной системы привлечения необходимых денежных средств и организации материально-финансовых потоков внутри комплекса. Одной из основных причин, препятствующих функционированию и активному развитию предприятий ОПК, является острая нехватка оборотных средств. По этой причине не выпускается, в частности, ликвидная продукция невоенного характера. Существует естественный способ преодоления этой ситуации путем обеспечения предприятиям возможности получения гарантированной оплаты производимой продукции по факту ее производства и поставки управляющему предприятию комплекса:

Предлагаемая развязка ситуации, связанной с дефицитом оборотных средств у предприятий ОПК, является вполне приемлемой и для государства. Действительно, в сложившейся ситуации правительство не может пойти на необеспеченную эмиссию денежных средств для пополнения оборотных средств предприятий, справедливо опасаясь раскручивания инфляционной спирали. Интеграция предприятий ОПК с созданием чисто государственных головных предприятий подкомплексов ОПК, обладающих мощной и эффективной системой сбыта, существенно изменит положение дел. Головным предприятиям могут предоставляться обеспеченные ликвидной продукцией беспроцентные или низкопроцентные кредиты. Подтвержденная авторитетом головных предприятий ликвидность продукции и развитая система сбыта этих предприятий гарантируют своевременный возврат таких кредитов.

Базовая схема организации материально-финансовых потоков между головным и другими предприятиями комплекса при предложенном подходе примет следующий вид:
oперед началом каждого года головное предприятие, анализируя предложения предприятий по выпуску в предстоящем году продукции, подлежащей централизованному сбыту, формирует заказ предприятиям и план-график поставок этой продукции в предстоящем году;

В плане финансово-экономического управления комплексом необходимо создать использующую современные информационные и финансовые технологии и укомплектованную кадрами соответствующей квалификации систему, гибко и эффективно управляющую учетом, анализом, планированием, определением условий взаимодействия со стратегическими партнерами реформируемого комплекса предприятий. Систему стратегического планирования скоординированной деятельности предприятий и объединения в целом. Ключевую роль в создании и последующей работе системы стратегического планирования призваны играть дирекция стратегического развития объединения и службы стратегического развития предприятий. Главной задачей этих образований на любом этапе развития объединения является всесторонняя взвешенная оценка состояния объединения и выработка текущих целевых установок общего характера, разворачиваемых другими службами предприятий в совокупность плановых показателей реформирования и развития объединения.

Стратегия управления персоналом. Обеспечение устойчивого роста потенциала коллектива объединения требует высокого уровня организации работ по направлениям:

Основная задача руководства комплекса и предприятий - стать во главе процесса реформирования. Именно это определит в значительной степени успех интеграции.

Для этого руководством должны быть предприняты следующие действия:

Процесс интеграции предприятий может быть продуктивен только в случае получения синергетического эффекта. Такое состояние достигается за счет использования новых возможностей, являющихся прямым следствием этой интеграции, а именно:

Следует отметить, что наличие положительного эффекта от интеграции является необходимым, но не достаточным условием успешности объединения. Объединение должно быть выгодно каждому предприятию, т.е. должно улучшать его положение. Это условие предъявляет требования к процессам планирования и управления в корпорации, которые должны включать в себя механизмы согласования интересов.

ПЭС 139/20.07.2007