Анастасия Боровская
Региональная конкретика и московский динамизм
"Экономические
стратегии", №02-2007, стр. 172-175
|
Анастасия Николаевна Боровская, исполнительный директор Русской Школы Управления, в беседе с заместителем главного редактора "ЭС" Ольгой Бардовой знакомит читателей нашего издания с динамикой развития рынка бизнес-образования в России и с ключевыми принципами работы собственного учреждения. |
Расскажите, пожалуйста,
об истории создания Русской Школы Управления.
Осенью 2004 г. Школа вошла
в состав консалтинговой группы "Лекс". До этого она называлась Русской
Школой Маркетинга. Началась деятельность компании - и мы стали думать, как ее
развивать. Маркетинг - это современно и востребованно, но мы поняли, что способны
решать и более широкие задачи. У группы к тому времени имелся уже большой опыт
управления проектами, и это, в частности, позволило значительно расширить спектр
образовательных программ.
Если сравнить 2005 и
2007 гг., наблюдается ли развитие рынка бизнес-образования? Если да, то какова
его динамика?
Развитие этого рынка идет
по нарастающей. Все больше желающих учиться. Правда, регион от региона очень
отличается. Новосибирск, Екатеринбург, Москва - самые развитые регионы. А кое-где
не только не знают, что такое МВА, но и о тренингах, да и вообще о бизнес-образовании
имеют смутное представление.
В Тюмени в свое время мы вышли с таким рекламным слоганом: "Mini-MBA -
формат будущего". И совершенно запутали наших потенциальных клиентов. Поэтому
сейчас везде мы пишем: "Mini-MBA - это бизнес-образование".
Одно время была мода
на дипломы, а Mini-МВА - это мода на образование?
Если уж говорить такими
категориями, то это скорее желание соответствовать современным тенденциям быть
компетентным и профессиональным. Развиваться самому как личности и двигаться
вперед. И зачастую не только самому, но и вместе с командой единомышленников.
Ведь заканчивая курс обучения по Mini-MBA, выпускник создает проект, который
он готов реализовать либо в своей настоящей деятельности, либо в предстоящей.
Нередки случаи, когда, придя к нам, человек уже в процессе обучения выстраивает
четкую структуру видения бизнеса и на выходе осуществляет эту модель. Ну как
здесь говорить о моде? Это осознанный выбор взрослых людей, которые понимают,
что им требуется от обучения.
У Вас есть лицензия на
образовательную деятельность?
Да, конечно, это обязательное
условие деятельности такого рода предприятий, и мы не являемся здесь исключением.
Так что же для людей
важнее - знания или диплом?
Тем, кто учится у нас, важна
практика - то, что может дать реальную отдачу от знаний. На этом мы и делаем
упор. Наши консультанты и преподаватели подсказывают слушателям, как правильно
вести бизнес. К нам приходят в основном собственники небольшого бизнеса или
те, кто хочет создать свой бизнес, им диплом как таковой не нужен. Понимаете,
его некому предъявлять. Диплом МВА - это статус. А нашим выпускникам нужная
быстрая реализация полученных инструментов управления.
Бизнес-образование всегда пользовалось спросом: с 2003 г. по-стоянно наблюдался
рост рынка. Но и предложение в этой сфере очень широкое. Если люди предпочли
нашу школу другим, значит, дело не только в моде. В 2006 г. мы создали сеть
из 15 региональных партнеров и за счет этого очень быстро росли.
Вы выходили в регионы
с программой Mini-МВА?
Да. Эта программа быстро
завоевала популярность. В тот момент в регионах не было ни одной школы, которая
проводила бы пролонгированные программы с московскими преподавателями. Существовал
Международный институт менеджмента ЛИНК, местные бизнес-школы или тренинговые
компании, которые приглашали то московских, то питерских, а то и местных преподавателей.
От этого страдало качество образования. Мы гарантировали стандартный формат,
т.е. за одни и те же деньги можно учиться в Москве, а можно - дома. При этом
знания даются одинаковые. У нас уже был подобный опыт. В свое время мы в Тюмени
обучали семерых сотрудников одной крупной производственной компании - они приезжали
к нам с Севера. На третьем модуле обучения эти люди отказались учиться, потому
что накладные расходы очень сильно увеличили стоимость обучения. Они предложили:
"Лучше привезите преподавателей к нам, и мы за те же деньги направим к
Вам на обучение не семь, а 27 человек". К
этому мы в конце концов и пришли.
Как я понимаю, регионы
делают заказ на каких-то конкретных преподавателей?
Они полностью доверяют Школе,
нашему бренду и нашим продуктам. У нас на сегодняшний день имеется семь модулей
обучения, и на каждом модуле работает два преподавателя. Сейчас наша основная
задача - не увеличивать количество региональных партнеров, а повышать качество
обучения и наращивать численность преподавателей: мы хотим создать три состава
преподавателей, чтобы существовала взаимозаменяемость. Преподаватели у нас по
большей части работают на договоре подряда, и это правильно. Мы можем обеспечить
им полноценную нагрузку.
А как Вы решаете проблему
командировок? Не каждый преподаватель, сотрудничающий с Вами и имеющий основную
работу, может позволить себе поехать на Дальний Восток.
Действительно, есть преподаватели,
которые с удовольствием ездят по стране, но есть и такие, у кого возникают трудности
с командировками. С другой стороны, мы стараемся по возможности равномерно распределять
преподавателей по регионам, чтобы все были удовлетворены - и учащиеся, и их
наставники.
Как Вы контролируете
качество преподавания?
У нас достаточно жесткий
контроль. В Школе есть методический отдел, который этим занимается. Существует
многоступенчатая система входа в состав преподавателей. Сначала знакомство и
презентация для программного директора Школы или руководителя направления, затем
1,5 часа в аудитории в качестве гостя. Только после этого мы отводим ему день
преподавания на тематических программах. После этого и принимаем решение о включении
в состав преподавателей на Директорские программы
И, конечно же, самым важным критерием качества является мнение аудитории: понравилось
- не понравилось.
По каким критериям Вы
отбираете преподавателей?
Мы выбираем лучших. Некоторые
наши преподаватели работают с момента основания школы. У нас есть стандартная
программа Mini-МВА, за которую Школа несет ответственность. Это полностью наша
разработка. От первого до последнего модуля программа обеспечена преподавателями,
которые также участвуют в консалтинговых проектах, постоянно обмениваются новыми
идеями и практическими разработками и делают все это достоянием слушателей Русской
Школы Управления.
Существует ли стандарт
Русской Школы Управления?
Мы к этому стремимся. Я
надеюсь, что Русская Школа Управления действительно станет сильной бизнес-школой
и войдет в международное сообщество с собственным евразийским стандартом.
Довольны ли владельцы
Школы результатами работы в 2006 г.?
Довольство и успокоенность
- это предвестники застоя. А мы должны развиваться дальше. У нас достаточно
широкая региональная сеть, которую в 2007 г. мы планируем укрепить и развить
вглубь. Этап экстенсивного роста для нас закончился. В планах руководства Школы
- создание четырех полноценных филиалов в регионах.
Где, на Ваш взгляд, легче
делать бизнес, в Москве или в регионах? И различается ли менталитет столичных
и региональных бизнесменов?
И менталитет, и условия
ведения бизнеса очень отличаются в зависимости от региона. В Москве все нужно
делать очень быстро. Здесь я могу заниматься несколькими делами сразу, у меня
сейчас ряд проектов, которые нельзя остановить. А в Тюмени - размеренная жизнь.
Там мне не хватает московского динамизма. В регионах слушатели задают очень
конкретные вопросы и хотят получить на них конкретные ответы. Это люди, которые
шаг за шагом идут по намеченному пути.
Кого больше среди Ваших
слушателей - женщин или мужчин?
Никогда не думали об этом, но когда начали анализировать, оказалось, что у нас примерно равная аудитория: пятьдесят на пятьдесят. Однако точных данных у нас нет. Женщины сегодня становятся все активнее. Они открыты новому, много и с удовольствием учатся.
Не всем это нравится. Некоторые считают, что женщины забывают о своих основных функциях, занимаются мужским делом. Потому, мол, и мужчины феминизируются.
Как Вы думаете, может
ли женщина занимать руководящий пост и одновременно иметь полноценную личную
жизнь?
Думаю, что это вполне возможно.
В Латвии, например, президент - женщина. Однако у президента нет пола - не важно,
мужчина это или женщина.
Но это в Европе, а как
у нас?
И в России у должности нет
пола. Идеально, когда мужчина и женщина вместе работают на общее дело. Ведь
не зря же Бог создал Адама и Еву. Кто-то совершенно правильно сравнил женщину
с шеей, а мужчину с головой. Одно без другого не бывает.
А теперь традиционный
вопрос: у Вас есть любимая поговорка, пословица, притча, девиз, отражающий Ваше
отношение к жизни и к работе?
Расскажу притчу: в одной консалтинговой фирме все работают допоздна, а один встает в восемь часов и собирается уходить. Его спрашивают: "Ты куда?" Он отвечает: "Так я третий день в отпуске". Разделить жизнь и работу очень сложно, по крайней мере, я этого не умею.