Светлана Дружинина
Мне всегда хотелось большего
"Экономические
стратегии", №1-2006, стр. 78-83
Тот, кто захочет
проследить творческий путь Светланы Дружининой, обязательно задаст себе
вопрос: как могло случиться, что красавица актриса, которой еще далеко
было до "возрастных" ролей, находясь на вершине популярности,
будучи успешной и востребованной, вдруг добровольно отказалась от этого?
Отказалась от роли "первого плана" в пользу роли "за кадром",
начав карьеру режиссера. Во имя чего эта жертва? Или для Светланы Дружининой
этот шаг вовсе не являлся жертвой? |
В нашем журнале уже четыре
года существует рубрика "Леди-лидер". В ней мы знакомим читателей
с женщинами, которые многого добились в жизни, беседуем о роли женщины в бизнесе
и политике. Как Вы думаете, не противоречат ли друг другу такие понятия, как
"леди" и "лидер", может ли женщина стать настоящим лидером
или ее главная функция - быть женой и матерью?
"Леди-лидер" -
это современный термин, но он ничуть не противоречит внутренней сущности русской
женщины. Издревле на Руси женщина была лидером, и не потому, что хотела властвовать,
а потому, что наравне с мужем защищала дом, детей и стариков. Она была не просто
женой, но другом, соратницей - недаром на старославянский "жена" переводится
как "дружина". В русском обществе женщина всегда играла очень важную
роль. Не случайно говорят: "Россия - это женское имя".
А сейчас русскую женщину, у которой равенство с мужчиной заложено на генном
уровне, пытаются, так сказать, придавить, принизить, "поставить на место",
но это никак не получается. Я всегда говорю: "Господи, я так хочу быть
покорной!" Предложите мне альтернативу, покажите того, кто сделает лучше
меня или больше меня, - и я с удовольствием подчинюсь.
К сожалению, не всегда получается. Мой муж Анатолий Мукасей - гениальный кинооператор. Мы с ним нашли компромисс. Хотя он кинооператор - в кинематографе профессия, казалось бы, зависимая, - а я выступала и в качестве сценариста, и в качестве режиссера, а теперь еще и продюсера, я никогда, особенно на людях, не демонстрирую своих амбиций. Мол, я - лидер, и для меня лидерство - самоцель. Даже когда у нас возникают творческие разногласия, мы преодолеваем их дома, с глазу на глаз. И это правильно, потому что у каждого имеется свой запас достоинства. Заметьте, я говорю не об амбициозности или гордости - гордыня есть смертный грех, - а о достоинстве. Когда покушаются на мое достоинство, я действую решительно и, прямо скажу, беспощадно.
Вы хотите сказать, что
женщина лишена тщеславия, что ей не свойственно стремление к власти?
Конечно, свойственно, и
это нормально. Известно, что Петр Первый умер, не успев завершить начатый им
великий переворот, оставив, как пишут историки, машину недостроенной. Я давно
занимаюсь XVIII в. и хорошо знаю, что после смерти царя-реформатора достраивали
эту машину женщины. XVIII в. для Российской империи был веком территориальных
приобретений, многие новые земли она получила благодаря женщинам. Одна из них
- Екатерина Великая. Я внимательно изучила ее дневники, переписку, книги, документы
той эпохи и могу сказать, что она с пятнадцати лет, а то и раньше готовилась
стать лидером, училась управлять такой страной, как Россия: огромной, богатой,
многонациональной и поликонфессиональной.
Управленец - это профессия. Для того чтобы стать управленцем, нужно иметь не
просто способности и желание, но и определенные знания и навыки. Это обязательно,
а ведь часто бросаются в омут с головой, не зная своих возможностей. Лидировать
надо профессионально. Это позволит избежать ошибок и конфликтов, в результате
которых гибнут люди и государства. Женщине, которая берется за какое-то дело,
я хочу сказать: мало только страсти, нужен талант, опыт, знания, терпение, совершенно
сумасшедшее трудолюбие, жертвенность. Все это входит в понятие "лидер",
и если этого нет, дело разваливается.
Значит, лидерству можно
научиться? Или лидерские качества даются человеку с рождения?
Без сомнения, лидером нужно
родиться, но для того, чтобы реализовать лидерские качества, надо многому научиться.
Есть, как говорится, Божий дар, а есть земной опыт. Всё вместе делает женщину
успешным лидером. Но если Вы рветесь вперед только потому, что хотите быть главной,
это плохо кончится.
Наукой доказано,
что женщина легче адаптируется к изменениям окружающей среды, она лучше приспособлена
к жизни. Почему же в России и в политике, и в бизнесе женщин-руководителей не
так много, как мужчин?
А потому что мы наполовину
азиаты. Помните, у Блока: "Да, скифы мы, да, азиаты мы…" Стоим одной
ногой в Европе, а другой - в Азии, и никуда не денешься, это тоже у нас в генах.
В Европе больше женщин-лидеров, в Азии больше мужчин, а мы - на перепутье двух
дорог. Россия и в периоды военной агрессии, и в мирное время была уникальным
щитом между Европой и Азией. Наверное, нам нужно больше думать о результате,
а не о том, кто главный - мужчина или женщина. У Екатерины Второй были уникальные
помощники: Орлов, Шувалов, Потемкин. Она умело выбирала себе соратников-мужчин,
которые вместе с ней вершили великие дела. Учитывая нашу российскую психологию,
можно сказать, что в России женщине-руководителю трудно обойтись без помощи
мужчин. Например, сейчас на стадии монтажа я обязательно соберу "консилиум"
из друзей и режиссеров, которым покажу свою работу. Это совсем не значит, что
я выполню все их пожелания, но очень внимательно выслушаю, что они мне посоветуют.
Иногда во время съемок я даю репродуктор какому-нибудь мужчине, который стоит
рядом со мной, и говорю: "Пожалуйста, повторяйте за мной команды мужским
голосом". Это как-то совершенно иначе действует на людей, на съемочную
группу. Мужчины - некая вторая половина мироздания, которая как-то иначе воспринимает
и оценивает окружающее. Весь мир делится на мужчин и женщин, они созданы для
того, чтобы найти взаимопонимание. И в тот момент, когда это произойдет, на
земле наступит мир, любовь и согласие.
Меняются времена, цивилизации, методики выживания, все меняется… Не меняется только человек, генетически он остается таким же, каким был создан. Наша общая задача - не конфликтовать, а найти консенсус, построить, как говорил Сергий Радонежский, сильное семейственное государство. Крепкая семья держится на любви, дружбе, взаимопонимании и терпении. Без этого не бывает семьи, без этого не бывает дела. А хорошее дело - это практически вторая семья. Часто люди целыми днями пропадают на работе, потому что им там лучше, чем дома, - их любят, понимают, терпят, с ними дружат.
В Вашей творческой биографии
были и цирк, и балет, и эстрада, и кинематограф. Везде Вы блистали и тем не
менее на пике славы перестали сниматься, выбрав профессию режиссера. Чем это
объясняется? Разве Вам, такой красивой и талантливой, не хотелось быть на виду?
Может быть, здесь как раз
и сказались мои лидерские качества. По материнской линии я происхожу из казаков
и, как настоящая казачка, все умею; по отцовской - из священников. Поэтому во
мне, так сказать, сочетаются наступательное и миротворческое начала. Несмотря
на то что моя актерская карьера шла по восходящей, мне чего-то не хватило, всегда
хотелось большего, потому я ушла из этой профессии, хотя мне и предлагали сниматься.
Тогда картин было мало, их прокатывали сразу по всему Советскому Союзу. Фильм
выходил на экраны, и на следующий день актриса просыпалась звездой.
Уже будучи режиссером, я в процессе написания сценария зачастую придумывала роль и для себя. Например, в фильме "Гардемарины, вперед!" для меня была написана роль Анны Бестужевой, светской красавицы, которая в начале фильма появляется в жемчугах и парче, а в конце - в рубище и с крестом. Очень хорошая, выигрышная роль. Меня утвердил худсовет, уже были сшиты костюмы и парики, но за неделю до съемок я отказалась сниматься, потому что поняла, что не смогу совмещать эти две профессии - актерскую и режиссерскую. Пришлось выбирать - когда одна нога на льдине, а другая на берегу, можно утонуть. И я выбрала любимую режиссуру. Вместо меня Бестужеву прекрасно сыграла Нелли Пшенная. Кстати, мои костюмы и парики ей пришлись впору. Я готовилась стать режиссером, я хотела им быть. Если бы я осталась в балете, то и тут стала бы балетмейстером - мне нравится руководить творческим процессом. Слава богу, мои мечты осуществились. Я занимаюсь любимым делом, и, мне кажется, у меня получается.
Часто говорят, что кино
- это режиссерское искусство, ведь актер - профессия зависимая.
Не верьте тем, кто так говорит.
Нередко от режиссера можно услышать: "Я сделал фильм". Это неправильно,
потому что режиссер - не художник, не писатель, не композитор, он не может творить
в одиночку. Кинематограф, телевидение, театр, - это искусство коллективное.
Да, действительно - режиссер организует творческий процесс, который сам по себе
не что иное, как болезнь. Ему приходит в голову идея, он одержим ею и начинает
собирать вокруг себя людей, единомышленников. Он думает: "Вот он, она,
они помогут мне избавиться от этой болезни!" Набирая команду, он убеждает,
уговаривает, делает все для того, чтобы заполучить нужного ему человека - как
влюбленный, который во что бы то ни стало хочет добиться благосклонности объекта
своей любви. Он идет вперед через дебри и ведет за собой актеров, художников,
операторов, технический персонал. Они ему поверили, и он за них в ответе. Без
этих людей не будет фильма, и они не безмолвное стадо, они не случайно собрались
на съемочной площадке. Режиссер пригласил их сознательно, они - его помощники,
его палитра, которой он пользуется, создавая художественное полотно. Так имеет
ли он право сказать в конце "я сделал это один"? У Хемингуэя есть
замечательные слова: "Человек один ничего не может". Да, актеры зависят
от режиссера, но режиссер несет за них ответственность, и осознание этой ответственности
- одно из качеств настоящего лидера. Без этого не бывает никакого дела. Не важно,
снимает ли человек кино или делает бизнес на нефти, он ответствен за многих,
многих людей. К сожалению, наши новые богачи, которые поднялись на гребне волны
в период первоначального накопления капитала, не чувствуют ответственности за
свой народ, и в этом проявляется отсутствие у них патриотизма. Когда-нибудь
им за это придется расплачиваться.
Очень хорошо сказал Антуан
де Сент-Экзюпери: "Ты в ответе за всех, кого приручил". Подбирая творческий
коллектив, Вы влюбляете людей в свой замысел и в себя, Вы их приручаете, а потому
отвечаете за них.
Господь послал мне уникальных сотоварищей. Увы, многих из них уже нет с нами: "Умирают мои старики, мои боги, мои педагоги". На съемках "Исполнения желаний" я познакомилась с Вениамином Кавериным, в этом же фильме снимались Евгений Лебедев из БДТ, Иннокентий Смоктуновский. Мне довелось работать с такими талантливейшими актерами, как Владислав Стржельчик, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев. Когда их не стало, вместе с ними умерла какая-то часть моего существа. Эти утраты невосполнимы. Всякий раз, когда уходит актер такого масштаба, думаешь: "Кто может его заменить, кто встанет на его место?" Я не согласна с теми, кто говорит: "Актер - немое создание", мне неинтересны актеры, покорно выполняющие указания режиссера. Творческие конфликты только на пользу делу. Правда, случается и такое: актер не готов к съемке, но ответственность за свою неудачу пытается свалить на окружающих - режиссера, съемочную группу, партнеров, - стремясь таким образом скрыть свою несостоятельность или даже бездарность.
Вы пишете сценарий в
расчете на конкретных актеров?
Не всегда. Например, я точно
знала, что в "Тайнах дворцовых переворотов" Меншикова должен играть
Сергей Шакуров, и в процессе написания сценария ориентировалась на него. Потом
я его долго уговаривала, ходила за ним по пятам. Это было в середине 1990-х
- непростое время для отечественного кинематографа. Денег не было, а я написала
сценарий и стала выбирать актеров. В конце 1995 г. фильм запустили в производство.
Я не случайно уговаривала на эту работу Шакурова - роль очень хорошая. И, надо
отдать ему должное, он согласился, несмотря на небольшой гонорар, потому что
"не продается вдохновение…". Если актер заболел ролью, он идет ей
навстречу, не думая о деньгах. Есть такой фильм об актерах - "Сукины дети".
Лучше не скажешь. Актеры, особенно талантливые, действительно как дети: очень
тонко чувствуют фальшь.
Кроме Шакурова в этом фильме сыграли и другие замечательные актеры, в частности Алексей Жарков. Остермана сыграл Владимир Ильин. Первоначально в этой роли должен был сниматься другой актер, но его не стало, и возникла проблема: где найти Остермана. И вот иду я по коридору "Мосфильма", а навстречу мне Ильин. Он, кстати, внешне необыкновенно похож на Андрея Ивановича Остермана. Кроме того, в "Тайнах дворцовых переворотов" есть два незаслуженно незамеченных актерских дебюта. Это Екатерина Никитина - студентка первого курса ВГИКа, которая великолепно сыграла Елизавету Петровну. Позже она снялась в "Московской саге" и многих других фильмах. Второй дебютант - потрясающий Дима Веркеенко. Он начал сниматься, когда был учеником шестого класса, а закончил студентом. Это уникальный случай в мировом кино: актер рос вместе со своим образом, со временем меняясь физиологически. Его герой - трагический персонаж - Петр Второй. Он умер 14 лет и двух месяцев от роду, и, скорее всего, не случайно. Петр Второй выполнил свою миссию на земле. Его скоротечная, трагическая жизнь должна была доказать, что на Руси нужна власть опытная, сильная и мудрая, а иначе все развалится. Мы, пережившие сумасшедшее десятилетие псевдодемократии, знаем это на собственном опыте. Где демократы, которые звали нас на баррикады и которым мы так верили? И я, честно говоря, пошла за ними. Сегодня следует подвести итоги и сделать выводы. Это беда, которую мы должны пережить все вместе.
Если провести аналогию,
с каким периодом в истории России можно было бы сравнить сегодняшнее время?
Думаю, со Смутным временем. Такие времена периодически бывают на Руси. Сейчас мы постепенно выбираемся из этого омута.
А бывало ли так, что
Вы никак не могли найти подходящего исполнителя, долго и мучительно искали?
Конечно, так бывает очень
часто. Когда я снимала "Принцессу цирка", роль Мистера Икс должен
был играть Марис Лиепа. Я знакома с Марисом много лет, мы учились на одном курсе
в хореографическом училище. Я позвала его в свой фильм в трагический для него
момент: его изгоняли из театра. Но перед тем, как покинуть Большой, Лиепа должен
был танцевать последний раз в балете "Спартак". Он пригласил нас с
мужем на прощальный спектакль.
И вот в фойе Большого театра перед спектаклем я совершенно случайно встретила
удивительно красивого, аристократичного молодого человека, подошла к нему, представилась
и предложила сниматься. Это был студент МГИМО Игорь Кеблушек. Он вначале колебался,
но на кинопробы все-таки пришел. Несмотря на то что Игорь не был профессиональным
актером, пробы прошли успешно - он так органично выглядел на экране, что я решила
отказать Марису. Но, прежде чем Кеблушека утвердили на роль, пришлось преодолевать
многочисленные препятствия. Во-первых, Игорь был гражданином Чехословакии, во-вторых,
ему важно было получить согласие отца - крупного дипломата. Но мучения того
стоили! Нужно отдать должное Игорю Кеблушеку - это уникальный человек. Такой
самоотдачи, жертвенности, работоспособности, такого безжалостного отношения
к себе я никогда не встречала. Игорь великолепно справился с ролью и стал очень
популярен в нашей стране - поклонники его буквально преследовали. Вернувшись
в Чехословакию после окончания МГИМО, он неоднократно получал предложения сняться
в кино, но повторить этот опыт не захотел.
Какие качества Вам больше
всего нравятся в людях и какие качества Вы не приемлете?
Доброта, трудолюбие, верность.
А не приемлю предательства, лени и воровства. Вы знаете, лодырь всегда врет
- ему нужно оправдывать свою лень. Ну, а кто врет, если верить русской пословице,
тот ворует. Все это звенья одной цепи.
Расскажите, пожалуйста,
притчу, пословицу или поговорку, которая отражает Ваше отношение к жизни.
Всякий раз в начале дня я молюсь: дал Бог день, даст и пищу. А потом начинается работа, и надо прожить день, пройти свой путь и достойно завершить его, оправдать этот Божий дар своим трудом, своей жизнью.