Журнал «Экономические стратегии»

2019




Распределенная модель производства и новые установки в национальных экономических стратегиях

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.40-46

Статья посвящена распределению производственного процесса по звеньям глобальных стоимостных цепочек, участию стран в таких цепочках и вытекающим отсюда установкам в национальной политике роста. Отдельное внимание уделено специфике российской ситуации.

Источники:

1. Смородинская Н.В. Глобализиро ванная экономика: от иерархий к сетевому укладу. М.: Институт экономики РАН, 2015.

2. Смородинская Н.В. Усложнение организации экономических систем в условиях нелинейного развития // Вестник Института экономики РАН. 2017. № 5. С. 104–115.

3. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Распределенное производство и «умная» повестка национальных экономических стратегий // Экономическая политика. 2017. № 6. С. 72–101.

4. Gereffi G., Humphrey J., Kaplin sky R. et al. Introduction: Globalisation, value chains and development // IDS Bulletin. 2001. Vol. 32. N 3. P. 1–8.

5. Cattaneo O., Gereffi G., Staritz C. Global value chains in a postcrisis world: Resilience, consolidation, and shifting end markets // Global value chains in a postcrisis world: A development perspective. Washington, DC: World Bank, 2010. P. 3–20.

6. OECD. Interconnected economies: B enefiting from global value chains. Paris: OECD Publishing, 2013.

7. SIA, Nathan Associates. Beyond bo rders: The global semiconductor value chain. Washington, DC: Nathan Associates, 2016.

8. Baldwin R.E. Trade and industrial ization after globalization’s second unbundling: How building and joining a supply chain are different and why it matters // Globalization in an age of crisis: Multilateral economic cooperation in the twenty-first century / R.C. Feenstra, A.M. Taylor (eds.). Chicago, IL: University of Chicago Press, 2013. P. 165–212.

9. Taglioni D., Winkler D. Making glo bal value chains work for development. Washington, DC: World Bank, 2016.

10. Hausmann R., Hwang J., Rodrik D. What you export matters // Journal of Economic Growth. 2007. Vol. 12. N 1. P. 1–25.

11. Hausmann R., Hidalgo C.A., Bustos S. et al. The atlas of economic complexity: Mapping paths to prosperity. Cambridge, MA: MIT Press, 2013.

12. Ivanova I.A., Smorodinskaya N.V., Leydesdorff L. On measuring complexity in a post-industrial economy: The ecosystem’s approach // Quality & Quantity (International Journal of Methodology). 2019. February (on-line), pp. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1007/511135-019-00844-2.

13. Lanz R., Maurer A. Services and glo bal value chains: Servicification of manufacturing and services networks // Journal of International Commerce, Economics and Policy. 2015. Vol. 6. N 3. P. 1–18.

14. Dedrick J., Kraemer K.L. Intangible assets and value capture in global value chains: The smartphone industry. WIPO Economic Research Working Papers. 2017. N 41.

15. Samper L.F., Giovannucci D., Vieira L.M. The powerful role of intangibles in the coffee value chain. WIPO Economic Research Working Papers. 2017. N 39.

16. НИУ ВШЭ. Структурные аспекты торгово й политики России. М.: ИД ВШЭ, 2019.

17. Кадочников П.А., Кнобель А.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Открытость российской экономики как источник экономического роста // Вопросы экономики. 2016. № 12. С. 26–42.

Инструментарий цифровой экономики для решения проблем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.28-39

Главной проблемой в управлении экономикой на предприятиях оборонно-промышленного комплекса является раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в части введения отдельных банковских и лицевых счетов по каждому контракту с покупателем конкретного вида продукции для установления контроля над расходами по платежам по цепи кооперации исполнителей в рамках требований государственного регулирования государственного оборонного заказа. Физическое деление финансовых потоков каждого предприятия ОПК по отдельным счетам уже привело к резкому росту количества счетов — от нескольких единиц до полутора тысяч — и к значительному увеличению задолженности по кредитам, которая за полгода удвоилась и на июль 2019 г. составила более 2 трлн руб. Проблема усиливается из-за противоречивых требований нормативных правовых актов, что приводит к необходимости заполнения форм отчетов, отражающих различную структуру цены контракта по ГОЗ, для представления в Минобороны и органы Федерального казначейства. Но главное, они противоречат экономической сущности операций, отраженных в бухгалтерском учете, и не обеспечивают контроля за платежами, так как выбранная технология реализации ошибочна. Требуется кардинально изменить подход к решению обозначенной проблемы, которая может быть устранена только путем разработки инновационной модели цифровой системы управления экономической деятельностью через отражение данных хозяйственной деятельности в кодах показателей объектов учета и кодах хозяйственных операций в цифровом виде. А главное — необходимо осуществлять все платежи с одного лицевого счета, реально учитывая финансово-экономические потоки, отражающие хозяйственные операции по методу начисления и кассовому методу, для реализации раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и установления действенного контроля за расходами по платежам.

Цифровой Роспатент: новые возможности для бизнеса

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.16-27

По инициативе Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденных Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г., был выделен отдельный раздел, в котором определен круг задач, охватывающих все аспекты развития интеллектуальной собственности, важнейшей из которых является формирование комфортной для правообладателей системы государственных услуг.

Искусственный интеллект: камо грядеши?

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.6-15

Библейская фраза «камо грядеши», что означает «куда идешь», не случайно вынесена в название статьи, поскольку сегодня одни считают искусственный интеллект чуть ли не неким мессией, который спасет наш мир от всех бед и напастей, а другие, наоборот, полагают, что он сродни всаднику апокалипсиса, который полностью уничтожит человеческую цивилизацию и превратит всех нас в рабов машин. Анализу обоснованности этих суждений посвящена статья.

Поддержка личных достижений граждан в качестве модели управления государственной успешностью

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.132-140

Разработка измеримой (оцифровываемой) методологии управления человеческими активами позволила сформировать интересный, при всей его очевидности, вывод: система государственного управления (или управление успешностью государства) в конечном счете — это система поддержки личных деловых достижений его граждан. Как и зачем массово управлять тем, что традиционно считается личным делом человека — личной деловой успешностью? Как интегрировать в массовом управлении личные достижения с задачами социального и экономического развития общества, а также обеспечения его безопасности? Какие дополнительные возможности интеграции кадрового подхода к управлению государственным развитием появляются в условиях цифровой трансформации?

Источники:

1. Shewhart W.A. Statistical method from the viewpoint of quality control. Washington, The Graduate School, the Department of Agriculture, 1939.

2. Научный доклад Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. М., 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.

4. Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И., Ясин Е.Г. Российская экономика на повороте: Доклад к XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 1–4 апр. 2014 г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. С. 18.

5. Доклад о человеческом развитии – 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Изд-во «Весь Мир», 2013. С. 3.

Применение правила бизнес-решения в российских реалиях

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.126-131

В представленной статье рассматривается классическое правило бизнес-решения (business judgment rule), с помощью которого руководство компании может легитимизировать свои решения, допуская при этом деловые просчеты. Данное правило предоставляет широкую дискрецию (управленческое усмотрение) при принятии управленческими органами (менеджмент, совет директоров) своих решений. Используя данный механизм, руководство компании может защитить себя в суде от обвинений со стороны собственников. Современное правило бизнес-решения предъявляет определенные требования в отношении управленческих решений и их последствий. Автор рассматривает применение правила бизнес-решения с учетом дополнительных критериев в российских реалиях

Источники:

1. Луценко С.И. Теория командного производства в корпоративном управлении: право на жизнь // Экономические стратегии. 2015. № 1. С. 122–127.

2. Arsht S. The Business Judgment Rule Revisited // Hofstra Law Review. 1979. Vol. 8. P. 9–100.

3. Johnson L. The Modest Business Judgment Rule // The Business Lawyer. 2000. Vol. 55. P. 634, 639.

4. Smith D.G. The Modern Business Judgment Rule // Brigham Young University J. Reuben Clark Law School Legal Studies Research Paper Series, 2015. P. 6.

Выкуп права пользования патентом как законная мера снижения затрат на инновационные лекарства

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.120-125

Многие инновационные препараты, используемые в ключевых терапевтических направлениях и при таких заболеваниях, как рак, гепатит С, диабет и многих других, входят в программы государственного страхования и схемы возмещения. Между тем нередко по причине высокой стоимости лекарств и ограничений бюджета потребность всех пациентов, нуждающихся в лечении, не может быть покрыта. Данная проблема является крайне актуальной как в промышленно-развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, так и на таких относительно молодых фармацевтических рынках, как Россия. Во многих странах действует закон, разрешающий выкупать патентные права у производителей, что позволяет государству в дальнейшем обеспечивать пациентов необходимой терапией практически по себестоимости препарата. Тем не менее, подобная практика мало распространена и применяется в единичных случаях даже в ведущих странах мира. Целью данной статьи является обоснование необходимости широкого применения схемы государственного выкупа патентного пользования на примере препаратов для лечения гепатита С в США, где данный закон функционирует многие годы. В ходе исследования нами были проанализированы работы ведущих зарубежных авторов в области фармацевтики и патентной защиты, а также законодательные и нормативные документы, статистические материалы международных баз данных по отрасли за последние годы

Источники:

1. Centers for Medicare & Medicaid Services. On its 50th anniversary, more than 55 million Americans covered by Medicare [Электронный ресурс]. URL: https://www.cms .gov/Newsroom/MediaReleaseDatabase/Press-releases/2015-Pressreleases-items/2015-07-28.html.

2. OECD. Health Statistics’2015, WHO Global Health Expenditure Database [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org.

3. Henry J. The Medicare Part D prescription drug benefit [Элек-тронный ресурс]. Kaiser Family Foundation. 2015. URL: http://files.kff.org/attachment/medicare-prescription-drug-benefit-fact-sheet.

4. Paradise J. Medicaid moving forward // Kaiser Commission on Medicaid and the Uninsured. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kff.org/health-reform/issue-brief/medicaidmoving-forward/

5. Wasserman E. Medicaid drug spending hike riles lawmakers, but there’s no end in sight // Fierce-Pharma. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fiercepharma.com/story/medicaid-drugspending-hikes-rile-lawmakerstheresno-end-sight/2015-04-13.

6. Brennan T., Shrank W. New expensive treatments for hepatitis C infection // JAMA. 2014. N 312(6). P. 593–594.

7. Barua S., Greenwald R., Grebely J. Restrictions for Medicaid reimbursement of sofosbuvir for the treatment of hepatitis C virus infection in the United States // Ann Intern Med. 2015. N 163(3). P. 215–223.

8. DiMasi J., Grabowski H., Hansen R. Innovation in the pharmaceutical industry. new estimates of R&D costs // Health Economics. 2016. N 47. P. 20–33.

9. Kesselheim A., Avorn J. Biomedical patents and the public’s health: is there a role for eminent domain? // JAMA.2006. N 295(4). P. 434–437.

10. Denniston M., Jiles R. Chronic hepatitis C virus infection in the United States, National Health and Nutrition Examination Survey 2003 to 2010 // Ann Intern Med. 2014. N 160(5).P. 293–300.

11. Martin A., Hartman M., Benson J., Catlin A. National Health Expenditure Accounts Team. National health spending in 2014: faster growth driven by coverage expansion and prescription drug spending // Health Affairs. 2016. N 35(1). P. 150–160.

12. Hill A., Khoo S., Fortunak J., Simmons B., Ford N. Minimum costs for producing hepatitis C direct acting antivirals, for use in large-scale treatment access programs in developing countries // Clin Infect Dis. 2014. N 58(7). P. 928–936.

13. US Senate Committee on Finance. The price of Sovaldi and its impact on the U.S. health care system [Электронный ресурс]. 2015. December. URL: http://www.finance.senate.gov/imo/media/doc/1%20The%20Price%20of%20Sovaldi%20and%20Its%20Impact%20on%20the%20U.S.%20Health%20Care%20System%20(Full%20Report).pdf.

14. IMS Health (MIDAS) [Электронный ресурс]. 2016. April. URL: www.ims.com.

15. Love J. Non-voluntary use of patents for drugs to treat the hepatitis C virus in the United States: mechanisms available to the federal government, state governments and private actors) [Электронный ресурс] // Knowledge Ecology International. 2014. July.URL: http://keionline.org/sites/default/files/Non-voluntary_use_HCV_patents_USA.pdf.

 

Критический анализ и правовые квалификации разрушения и реабилитации союзного пространства (СССР — ЕАЭС, 1990–2015 годы)

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.108-117

В статье с экономико-правовой и социально-политической точки зрения рассмотрены причины распада СССР, комплексно проработаны вопросы интеграции и дезинтеграции на территории бывшего СССР, исследуются интеграционные процессы на постсоветском пространстве, дается авторская оценка итогов построения Евразийского экономического союза, проводится анализ международно-правовых актов в рамках евразийской постсоветской интеграции, расширен терминологический аппарат путем разработки авторского определения ЕАЭС

Источники:

1. Азанов Б.К. Теоретические и экспериментальные исследования проблем и перспектив развития Евразийской интеграции: Разработка предложений по совершенствованию концептуальных, институциональных, организационно-правовых и экономических основ Союза. Алматы: Тоганай Т. 536 с.

2. Федерализм [Электронный ресурс] // Страницы истории. URL: http://storyo.ru/hist_gos_prav3/04_31.htm

3. Азанов Б.К Казахский президент как основатель неоевразийства // Евразийский юридический журнал. 2014. № 3. С. 36–39.

4. Красное или белое? Драма августа – 91: факты, гипотезы, столкновение мнений. М., 1992. С. 62.

5. Азанов Б.К. Правовые и экономические аспекты расширения Союза — ЕАЭС: Рекомендации по дальнейшему развитию Союза // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4. С. 42–58.

6. Бровка Ю.П. Суверенитет и международная правосубъектность БССР. М., 1966. С. 312–314.

7. Бровка Ю.П. Белорусская ССР и прогрессивное развитие международного права. Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1979. С. 96.

8. Захарова Н.В., Игнатенко Г.В., Курдюков Г.К. и др. Международная правосубъектность: Некоторые вопросы теории / Отв. ред. Д.И. Фельдман. М.: Юридическая литература, 1971. 188 c.

9. Тункин Г.И. Международное право: Наследие XX века // Российский ежегодник международного права. Московский журнал международного права. 1992.

10. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Международные отношения, 1970. 511 c.

11. Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. М.: Юридическая литература, 1966. 149 c.

12. Коровин Е.А. Некоторые основные вопросы современной теории международного права // Советское государство и право. М.: Наука, 1954. № 6. С. 34–44.

13. Кожевников Ф.И. Советское государство и международное право, 1917–1947 гг. Опыт историко-правового исследования. М.: Юридич. изд-во МЮ СССР, 1948. 376 c.

14. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: Изд-во ИМО, 1963. 271 c.

15. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-

правового регулирования: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1997. 62 c.

16. Кремнев П.П. Образование и прекращение существования СССР как субъекта международного права: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2000.

17. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года [Электронный ресурс] // Юридическая фирма «Возрастной ценз сервис». URL: https://web.archive.org/web/20121003054444/http://www.carudo.kz/647.

18. Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право Союза) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 8. С. 39–49.

19. Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел III. Органы Союза. Раздел IV. Бюджет Союза. Часть вторая. Таможенный союз. Раздел VI. Функционирование Таможенного союза) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 9. С. 16–28.

20. Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе. Комплексный правовой анализ. Заключительная часть // Евразийский юридический журнал. 2014. № 10. С. 11–25.

21. Азанов Б.К. Евразийский союз Белоруссии, Казахстана, России. Какое будущее? // Евразийский юридический журнал. 2014. № 5. С. 26–36.

22. Документы, подписанные в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета [Электронный ресурс] // Kremlin.ru. 2014. 23 декабря. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4797.

 

В поисках истинных причин русофобии

Резенция на книгу Ги Меттана «Запад — Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса»