Журнал «Экономические стратегии»

2019




Применение правила бизнес-решения в российских реалиях

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.126-131

В представленной статье рассматривается классическое правило бизнес-решения (business judgment rule), с помощью которого руководство компании может легитимизировать свои решения, допуская при этом деловые просчеты. Данное правило предоставляет широкую дискрецию (управленческое усмотрение) при принятии управленческими органами (менеджмент, совет директоров) своих решений. Используя данный механизм, руководство компании может защитить себя в суде от обвинений со стороны собственников. Современное правило бизнес-решения предъявляет определенные требования в отношении управленческих решений и их последствий. Автор рассматривает применение правила бизнес-решения с учетом дополнительных критериев в российских реалиях

Источники:

1. Луценко С.И. Теория командного производства в корпоративном управлении: право на жизнь // Экономические стратегии. 2015. № 1. С. 122–127.

2. Arsht S. The Business Judgment Rule Revisited // Hofstra Law Review. 1979. Vol. 8. P. 9–100.

3. Johnson L. The Modest Business Judgment Rule // The Business Lawyer. 2000. Vol. 55. P. 634, 639.

4. Smith D.G. The Modern Business Judgment Rule // Brigham Young University J. Reuben Clark Law School Legal Studies Research Paper Series, 2015. P. 6.

Семь шагов по возобновлению значимого социально-экономического роста

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.42-49

Очередное заседание Богомоловского клуба, прошедшее 1 апреля 2019 г. в Институте экономических стратегий, было посвящено обсуждению состояния, перспектив и драйверов социально-экономического роста России. С ключевым докладом выступил председатель Клуба академик РАН Абел Гезевич Аганбегян.

Поддержка личных достижений граждан в качестве модели управления государственной успешностью

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.132-140

Разработка измеримой (оцифровываемой) методологии управления человеческими активами позволила сформировать интересный, при всей его очевидности, вывод: система государственного управления (или управление успешностью государства) в конечном счете — это система поддержки личных деловых достижений его граждан. Как и зачем массово управлять тем, что традиционно считается личным делом человека — личной деловой успешностью? Как интегрировать в массовом управлении личные достижения с задачами социального и экономического развития общества, а также обеспечения его безопасности? Какие дополнительные возможности интеграции кадрового подхода к управлению государственным развитием появляются в условиях цифровой трансформации?

Источники:

1. Shewhart W.A. Statistical method from the viewpoint of quality control. Washington, The Graduate School, the Department of Agriculture, 1939.

2. Научный доклад Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. М., 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.

4. Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И., Ясин Е.Г. Российская экономика на повороте: Доклад к XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 1–4 апр. 2014 г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. С. 18.

5. Доклад о человеческом развитии – 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Изд-во «Весь Мир», 2013. С. 3.

«Оптимизация в здравоохранении — это большое зло»

Леван Лонгинозович Стажадзе — известный советский и российский врач-анестезиолог, доктор медицинских наук, профессор, академик Международной академии астронавтики. Он руководил первым в стране отделением реаниматологии в Институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, а в 1972–1987 годах — отделом медицинского обеспечения пилотируемых космических полетов Института медико-биологических проблем. Совместно с профессором Л.Г. Костомаровой Л.Л. Стажадзе является организатором московской службы медицины катастроф и по сей день трудится главным научным сотрудником в созданном ими Центре экстренной медицинской помощи ДЗМ. Леван Лонгинозович из тех собеседников, кого можно слушать часами, и все равно не хватит времени узнать обо всех потрясающих деталях его биографии — грустных, смешных, поучительных, исторически
значимых — зачастую речь идет об отнюдь не проходных фактах отечественной истории. Фамилии людей, которых он хорошо знал, известны всем или очень многим. В честь одних названы институты, другие, наоборот, стали зловещими символами ушедшей эпохи. Но, как бы мы к этому ни относились, все это — часть нашей истории, которая, как известно, не знает сослагательного наклонения

Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17

В статье рассматривается малоизученная фундаментальная методологическая проблема создания единого плана предприятия. В настоящее время планы/бюджеты формируются из множества отдельных форм по различным аспектам производственно-хозяйственной деятельности, соединить которые в единый документ не представляется возможным. Существующий план предприятия играет формальную роль. В сложившейся ситуации необходим переход от формирования отдельных документов к созданию единого плана в субъектах реального сектора экономики для оценки всего спектра задач и целей социально-экономического развития с учетом всех ресурсов, необходимых для их реализации. Создание единого плана является задачей предельно высокого уровня сложности, которая решается путем кодирования (цифрования) различной информации по всем показателям и хозяйственным операциям с ними, отражающим хозяйственную деятельность по бизнес-процессам, а также путем существенного изменения структуры плана, осуществления функций комплаенс

Источники:

  1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
  2. Thornhill J. The Big Data revolution can revive the planned economy // Financial Times. 2017. September, 4.
  3. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 44–56. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.161.2019.44-56.

Цифровая экономика в стратегии интеграции производства в России

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.18-24

В статье сформулированы концептуальные положения, раскрывающие стратегию интеграции производства в условиях цифровизации российской экономики; обоснована логика ее формирования как социально-экономического вектора, способствующего созданию цифровой экономики, обеспечивающей рост конкурентных преимуществ российских предприятий и экономики в целом; представлен зарубежный опыт стратегии интеграции производства и образования интегрированных структур, который целесообразно учитывать в отечественной практике; проанализированы функциональные стратегии интеграции производства в российской экономике; обоснована роль кластерной интеграции, способствующей созданию инновационных территориальных кластеров как фактора роста цифровой экономики, которая способствует созданию и использованию цифровых технологий, а также формированию новой цифровой платформы в стратегии интеграции производства с целью улучшения социальной и экономической ситуации в РФ

Источники:

1. Путин: без цифровой экономики у России нет будущего [Электронный ресурс] // Forklog. URL: https://forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации“» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/71734878/#ixzz4xa7EKLoG.

3. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Nosova S., et al. Turbulence in the Russian Economy Management System // International Journal of Economics and Financial Issues (IJEFI). 2016. N 6(S1). Pp. 233–238.

5. Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля [Электронный ресурс] // STPLAN.RU. URL: http://stplan.ru/articles/theory/mansoff.htm.

6. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: The Free Press, 1980.

7. Nosova S., et al. Assessing the Role of Nano-intellectual Capital as a Factor in the Growth of High-Tech Industrial Complex of Russia // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Pp. 53–62.

8. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента [Электронный ресурс] // HR-Portal. URL: http://hr-portal.ru/article/

9. Nosova S.S., еt al. The Strategy of the Digital Transformation of the Russian Economy in the XXI Century // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). 2019. February. Vol. 10. Issue 02. Рp. 1638–1648.

10. Nosova S., et al. Conceptual Approaches to Overcoming Turbulence in the Innovative Development of Russian Industrial Enterprises // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Рр. 223–230.

11. Nosova S. The Entrance of Modern Economy of Russia Onto the New Trajectory of Growth // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Pp. 73–80.

12. Носова С.С. Стратегия инновационной экономики в режиме коллаборации // Экономические стратегии. 2018. № 6. С. 48–57.

 

Проектирование технологических сред и постиндустриальная революция

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.25-33

В статье рассмотрен постиндустриальный переход с позиции проектирования технологических сред. Представлена верифицированная модель принципиально устойчивого постиндустриального общества как единства двух разделенных социальных слоев: одного — созданного цифровыми технологиями на основе измерений социального рейтинга гражданина, другого — на базе аналогового управления эволюцией

Источники:

1. Денисов А.А., Денисова Е.В. Управляемая конфронтация: Война в зоне сингулярности // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 110–123.

2. Разработка основ метрологического обеспечения конструирования абстрактных сознаний для моделирования и управления социумами: Отчет по НИР / Рук. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Денисов А.А. Тема № 34.1. Номер гос. регистрации 01201365680ДК 621.9.025.7.001.5. УДК 389.14. М.: ФГБУН «Институт конструкторско-технологической информатики Российской академии наук» (ИКТИ РАН), 2015. 84 с.

3. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке [Электронный ресурс]. 2015. 28 сентября. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385.

4. Денисов А.А., Денисова Е.В. О новом образе будущего // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 118–133.

5. Выступление Дж. Сороса как декларация новой стратегии западных элит // М.: СИС «Лабиринт». Сообщение № 626. 2019. 31 января. 4 с.

6. Китайская угроза: готовится «великое ограбление» на 251 миллиард долларов [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190128/1549998151.html.

7. Сообщение № 570. Признаки радикальных преобразований глобальной цивилизации // М.: СИС «Лабиринт». 2018. 19 апреля. 6 с.

8. Китай берет граждан под тотальный контроль. Как работает система социального кредита [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2018. 9 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3569200.

9. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д. Исследование точности магнитоуправляемых контактов при проектировании АСУТП: Труды конференции по электронной технике «Магнитоуправляемые контакты». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971. Вып. 6(32).

10. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д. Анализ погрешностей и пути повышения точности изготовления магнитоуправляемых контактов: Труды конференции по электронной технике «Магнитоуправляемые контакты». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971. Вып. 6(32).

11. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д. Некоторые вопросы моделирования техпроцесса изготовления магнитоуправляемых контактов для проектирования АСУТП: Сб. «Электронная техника». Серия «Технология и организация производства». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971.

12. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д., Карпова Н.А. Информационный критерий выбора контролируемых параметров техпроцесса: Труды конференции по электронной технике «Магнитоуправляемые контакты». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971. Вып. 6(32).

13. Денисов А.Г. Исследование некоторых вопросов проектирования автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) разрабатываемых поточно-механизированных производств: Дисс. / Науч. рук., канд. техн. наук Лазутин Ю.Д. Ростов н/Д: Институт сельхозмашиностроения, 1972. 310 с.

14. Лефевр В.А., Баранов П.В., Лепский В.Е. Внутренняя валютав рефлексивных играх // Известия Академии наук СССР. Техническая кибернетика. 1969. № 4. С. 29–33.

15. Денисов А.А., Денисова Е.В. О проектировании стратегий в постиндустриальном нецифровом мире // Экономические стратегии. 2017. № 8. С. 132–145.

16. Владислав Сурков: Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2019. 11 февраля. URL: http://www.ng.ru/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html?pagen=34&fbclid=IwAR1ckT7VK8YwlGfL5nEhakCo2XcHEJIXZR2eeAYejokM1_hpEOMIwNaqry8&id_user=Y.

17. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ [Электронный ресурс]. 2019. 20 февраля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863.

18. Сообщение № 633. Об истинном содержании Послания Президента РФ Федеральному собранию. // М.: СИС «Лабиринт». 2019. 25 февраля. 4 с.

Новые форматы постглобального мира

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.34-41

Анализ выложенных Правительством РФ национальных проектов позволяет утверждать, что данный проектный набор не будет той самой стратегией прорыва, необходимость разработки и реализации которой обозначил Президент РФ, хотя бы уже потому, что прорыв может быть только «куда». И «зачем». Ответить на данные вопросы должна была Стратегия социально-экономического развития России. Она в свою очередь должна была опираться на базовый национальный концепт, такой как План ГОЭЛРО, Космический проект и иные, и стратегический прогноз по уровням «Мир» — «Страна» — «Регион», который бы обозначил критические изменения. Последние должны были служить сценарной рамкой для стратегии, выделять те ключевые потенциалы, чье развитие даст наибольший положительный эффект. Кроме того, в стратегическом прогнозе должны были быть обозначены сценарные развилки, как те точки, где необходимо принятие управленческих решений. Но подготовленный по заказу Министерства экономического развития РФ стратегический прогноз указанным требованиям не отвечает и базой для новой Стратегии СЭР служить не может. В статье речь пойдет о базовом смысловом концепте

Источники:

1. Стратегический сценарный прогноз. Пермский край, Россия и мир – 2030 / Под общ. ред. А.И. Агеева. М.: Институт экономических стратегий РАН, РУБИН, 2016. 432 с.

2. Стратегическое экспертное сообщество Усть-Качка – 2018 // Экономические стратегии. 2018. № 7. С. 46–73.

Статистика как недооцененный инструмент стратегического управления

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.50-59

Сегодня серьезные просчеты в управлении связаны с игнорированием статистики как мощного инструмента, позволяющего в условиях беспрецедентного роста информационных потоков и, в частности, неадекватной информации достаточно достоверно и полно анализировать тенденции и зависимости, а также прогнозировать социально-экономические явления и процессы. Более того, необходимо признать, что в настоящее время статистическая грамотность специалистов-аналитиков, а также чиновников, управленцев различного уровня, политиков и простых обывателей находится на уровне, не позволяющем качественно решать актуальные практические задачи статистического обеспечения процессов управления, правильно читать (интерпретировать) статистическую информацию. В этом контексте особое внимание необходимо уделять сохранению и постепенному восстановлению статистического образования и имиджа статистики в целом

Источники:

1. Семечкин А.Е., Пазюк Ю.В. Стратегическое управление: теория и практика. М.: СвР-Аргус, 2007. 305 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2011. 400 с.

3. Карманов М.В., Карманов А.М. Статистика и управление в современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 17. С. 89–94.

4. По данным Владимирстата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/

statistics/population/

5. Оборонно-промышленный комплекс Владимирской области: текущая деятельность, проблемы развития [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/II/Vinogradov.pdf.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 11.

7. Государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal.

8. Основы социального управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2001. С. 81.

9. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70684666.

10. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 19. С. 16–18.

11. Башина О.Э., Ярных Э.А. Роль и место статистики в экономическом развитии общества // Вопросы статистики. 2010. № 8. С. 83–84.

12. Свекатовски Р. Форсайт — инструмент стратегического управления, поддерживающий трансфер знания между наукой и бизнесом // Сила систем. 2017. № 3(4). С. 24–26.

13. Водчиц Д.Г. Форсайт как современная методология стратегического планирования: Сб. работ 74-й научной конеренции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета / Отв. за выпуск С.Г. Берлинская. Минск: БГУ, 2017. С. 341–343.

14. Ханин Г.И. «Лукавая цифра» 30 лет спустя // Идеи и идеалы. 2018. № 2 (36). С. 139–163.

15. Салин В.Н. Состояние и перспективы развития статистической подготовки кадров финансово-экономического профиля // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: Материалы и доклады / РЭУ им. Г.В. Плеханова. М., 2017. С. 403–405.

16. Бессмысленная реформа статистики [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/vlast/bessmyslennayareforma-statistiki.

17. ВВП России в 2018 году: прогнозы и реальность [Электронный ресурс]. БанкиClub. 2018. 20 сентября. URL: https://bankiclub.ru/novosti/vvp-rossii-v-2018-godu-prognozyi-realnost/

18. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) в III квартале 2018 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/241.htm.

19. Росстат объявил о росте ВВП России в 2018 году на 2,3% [Электронный ресурс] // Росбалт. 2019. 4 февраля. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2019/02/04/1761978.html.

20. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

21. Какую пенсию получают депутаты Государственной думы [Электронный ресурс] // Государственная дума Федерального собрания РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/27517/

22. Карманов М.В., Махова О.А. Развитие статистического образования в современной России: миф или реальность? // Вопросы статистики. 2017. № 7. С. 75–80.

23. За что уволен глава Росстата. Эксперт о нестыковках в статистике [Электронный ресурс] // Новости открытой России. URL: http://ru24ru.net/za-chto-uvolen-glava-rosstataekspert-o-nestikovkah-v-statistike/

24. Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (в ред. от 5 июля 2011 г.) «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL: http://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rf-ot-17092009-n-337/