Журнал «Экономические стратегии»

2005




Цель группы

Номер 7. Король Лир!

В настоящей работе впервые строго вводятся ключевое в сфере современного бизнеса понятие — цель группы людей. Мы полагаем, что цель группы может отличаться от цели любого члена этой группы людей, от задачи или задания, «спущенного сверху» руководством данной группы. Обычно под целью человека при управлении объектом понимают либо идеальный образ желаемого этим человеком состояния объекта, либо описание состояния объекта управления, к достижению которого стремится этот человек. Два тысячелетия назад Аристотель ввел теологические понятия для объяснения поведения объектов, как одушевленных, так и неодушевленных. Системно мыслящие исследователи сосредоточили свое внимание на телеологических (целеполагающих и целесообразных) системах. Примерами систем, имеющих свои цели, являются люди. При этом известно, что понятие «цель» часто используется в сочетании с понятиями «организм» и «организация» по аналогии со смысловой связкой «цель человека».

Зачем и как автоматизировать управление

Номер 7. Король Лир!

В настоящее время компании все чаще ставят себе задачу автоматизировать не учетный процесс, а управленческий учет, поддержку принятия решений, стратегическое управление бизнесом. Инициатором внедрения все чаще выступает не главный бухгалтер или специалист по ИТ, а топ-менеджер или собственник компании…
К слову… Автору известен курьезный случай, когда в интересах очень крупного международного дистрибьюторского концерна, ведущего в России также и производственную деятельность, элементы планирования производства были реализованы в финансовой системе.
Гениальность решения состоит в том, что используемая система не только не имеет производственных модулей, но и является жестко параметрической. Ни о каких ее модификациях не могло быть и речи! Все зиждется на стандартной функциональности складского модуля. Теория, мой друг, суха…

Научные центры России в призме водородной энергетики

Номер 7. Король Лир!

Я возьму на себя смелость утверждать: у людей в регионах появилась надежда, что в столице наконец-то стали заниматься вопросами государственного строительства, проектами возрождения науки, создания национальных программ, реального производства. Регионы готовы к объединению усилий в рамках государственных проектов возрождения страны. Там более трезво, чем в столице, оценивают возможность использования иностранного опыта, там люди ближе к жизни, больше рассчитывают на свои силы, традиционные устои менее размыты. Там люди верят больше, чем в столице, в Россию верят. Значит, есть перспектива продуктивной работы, есть силы и средства для инновационного прорыва, в том числе, а, может быть, и в первую очередь в сфере водородной энергетики.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Становление и пути развития

Номер 7. Король Лир!

В статье рассматриваются особенности организации работы концернов ОПК в современных экономических условиях. Формулируются требующие решения вопросы, связанные с реализацией концернами возложенных на них функций. Обсуждается опыт становления крупнейшего концерна ОПК и раскрываются основные положения концепции его реструктуризации и развития. Описан метод обобщенной оценки эффективности деятельности дочерних предприятий Концерна. Приводятся оценки затрат и экономических последствий реализации концепции.

Верные друзья и добрые дела академика Залиханова

Номер 7. Король Лир!

Знаменитая русская пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» невольно приходит на ум, когда читаешь автобиографическую монографию Михаила Чоккаевича Залиханова «Морщины Земли». В этой богато иллюстрированной книге первого действительного члена Российской академии наук из коренных народов Северного Кавказа я насчитал свыше 70 человек, которых он называет своими близкими друзьями.

От теории к практике

Номер 7. Король Лир!

Сегодня все в большей мере бизнесом востребованы теоретические знания о менеджменте, поскольку становится ясно, что только здравый смысл и опыт не обеспечивают продвижения вперед. Поэтому изданная в 2005 г. Международным центром финансово-экономического развития энциклопедия «Топ-менеджер. Для всех, кто руководит» под общей и научной редакцией доктора экономических наук, профессора В.Л. Уланова будет полезна управленцам. Над раскрытием фундаментальных экономических понятий и описанием управленческих технологий трудился уникальный коллектив из 200 высококвалифицированных авторов — доктора и кандидаты наук, топ-менеджеры как крупных, так и средних компаний, специалисты ведущих страховых и консалтинговых фирм. Основные проблемы экономики и финансов системно излагаются и увязываются с управленческими технологиями.

Талант — это устремление в будущее

Номер 7. Король Лир!

Джон Исааксон основал компанию Isaacson, Miller в 1982 г. Получив образование в Дартмутском колледже (степень бакалавра гуманитарных наук), Оксфордском университете на о-ве Родос и в Гарвардской школе права, он выбрал профессию государственного служащего. Джон начал свою карьеру в штате Массачусетс как помощник секретаря по вопросам, касающимся сферы услуг. На этом посту он в течение восьми лет занимался вербовкой служащих для кабинета министров, одновременно работая помощником комиссара Департамента молодежи в сфере услуг и директора службы по вопросам молодежи. В свое время фирма Isaacson, Miller исследовала все составляющие деятельности фирм, что позволило разработать комплексную систему знаний об искусстве проведения исследований: миссионерские цели организаций, дисциплина рынков, эмоциональное и интеллектуальное знание, которое приобретается лидерами в процессе выполнения работы. Джон Исааксон беседует с представителем «ЭС» в Бостоне, доктором наук Ириной Тууль.

Двадцать вопросов о будущем Вашей компании

Номер 7. Король Лир!

Наверняка Вы не сможете ответить на многие пункты вопросника, составленного школой бизнеса Sheffield Hallam Univerisity для высшего руководящего состава крупных английских компаний. Тем не менее, отвечая на эти вопросы и даже просто знакомясь с ними, Вы сможете более пристально взглянуть на будущее вашей компании, а также понять, какое место отводится мыслям о будущем в западных компаниях.

Больше — не всегда лучше

Номер 7. Король Лир!

Традиционно считается, что чем крупнее компания, тем она успешнее. Однако одно из наиболее престижных учреждений бизнес-образования — Stanford Graduate School of Business — опровергает этот постулат. Принимая ежегодно всего лишь 370 человек, школа осуществляет обучение в области General Management на основе междисциплинарного подхода, что возможно лишь при наличии немногочисленного преподавательского состава и ограниченного количества студентов. Каким образом воплощается эта идея на практике, какие принципы лежат в ее основе, а главное — как все это соотносится с жесткими требованиями рынка, Вы узнаете из интервью заместителя директора приемной комиссии  Stanford Graduate School of Business Лизы Джиананжели заместителю главного редактора «ЭС» Ольге Бардовой и менеджеру по работе с партнерами компании MBA Consult Ксении Забелиной.