Журнал «Экономические стратегии»





Монетарная политика России: негативный накопительный эффект в рамках неоклассической модели и его преодоление

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.5-38

Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом политики экономического роста, но влияние любого инструмента с течением времени может ослабляться или усиливаться. Это состояние обозначим как накопительный эффект денежно-кредитной политики. Целью исследования выступает определение накопительного эффекта денежно-кредитной политики, с выявлением результативности ее мер в обеспечении роста российской экономики. Методологию исследования составляет монетарная теория, структурный анализ денежной массы, принцип «цели-инструменты» экономической политики и корреляционно-регрессионный анализ, позволяющие выявить наличие накопительного эффекта денежно-кредитной политики, определить ее влияние на релевантные макроэкономические цели: рост ВВП и инфляцию.

Результат исследования состоит в применении введенных показателей чувствительности целей макрополитики к инструментам денежно-кредитной политики, представляющих картину ослабления влияния денежно-кредитной политики на рост российской экономики. Увеличивающаяся монетизация сопровождалась, в частности, снижением темпа роста российской экономики, развертыванием рецессии, последствия которой сказываются на динамике экономического развития, сохраняя жесткий вариант денежно-кредитной политики – при повышении ключевой процентной ставки. Структурный анализ денежной массы по агрегату М2 позволил выявить те компоненты, которые при увеличении тормозят рост и снижают инфляцию, а также определить тесноту связи процентной ставки с изменяющимися компонентами денежной массы. Оценка накопительного эффекта денежно-кредитной политики по двум целям макроэкономического развития – росту и инфляции, и двум инструментам монетарной политики – денежной массе М2 и ключевой процентной ставке, подтвердила наличие отрицательного накопительного эффекта политики для цели роста и положительный накопительный эффект – по уровню инфляции. Для двух целей сразу положительный накопительный эффект монетарной политики подтверждается только для периода 2016-2018 гг. на интервале 2001-2020 гг. Тем самым денежно-кредитная политика, во-первых, обеспечивала сдерживание инфляции вне связи с ростом, во-вторых, обеспечивала по разным целям различные накопительные эффекты – за счет разной чувствительности цели к инструментам. Перспектива исследования видится в создании некоего агрегированного показателя, который бы позволял учесть общее влияние на динамику всего набора мер денежно-кредитной политики, а не раздельно по целям и инструментам, как представлено в настоящем исследовании.

Конфликты государственных интересов: от теории к аналитическим примерам хозяйственной практики

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.39-48

Государство – специфический хозяйствующий субъект. При всем многообразии выполняемых от имени государства задач в совершаемых действиях с государственными средствами и имуществом законный интерес государства на общегносеологическом уровне никак не определен. В статье сделан акцент на необходимости универсальных подходов для разработки критериев оценки нарушенного государственного интереса с позиции эксперта-экономиста, оценивающего эффективность принятых управленческих решений.

Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107//

4. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22219/

5. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624//

7. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/

8. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/

Концептуальный подход к математическому моделированию результатов диверсификации производства как направления перспективного стратегического развития

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.49-57

В статье рассматривается диверсификация производства как направление перспективного стратегического развития предприятия/холдинда. Предложено моделировать и оценивать результаты диверсификации производства с помощью методов динамического программирования и теории графов. Задача состоит в поиске оптимального управления и оптимального состояния для каждого этапа, которые оптимальны для всего процесса в целом.

Источники:

1. Агаларов З.С. Анализ теорий диверсификации производства и концептуальные подходы к ее исследованию // Контроллинг. 2021. № 1 (79). С. 8-17.

2. Агаларов З.С. Механизм управления диверсифицированным промышленным предприятием // Инновации в менеджменте. 2021. № 2 (28). С. 4-11.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питерком, 1996. 416 с.

4. Беллман Р. Динамическое программирование. М.: ИЛ., 1960.  400 с.

5. Беллман Р. Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования.  М.: Наука, 1965. 460 с.

6. Габасов Р.Ф., Кириллова Ф.М. Основы динамического программирования. Изд. 2-е. Москва: URSS, 2021. 261 с.

7. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Мир, 1978. 432 с.

8. Кузнецов Ю.Н., Кузубов В.И., Волощенко А.Б. Математическое программирование. – 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 1980. 302 с.

9. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996, 589 с.

10. Лежнёв А. В. Динамическое программирование в экономических задачах: учебное пособие. М.: Лаборатория знаний, 2020. 179 с.

11. Орлов А.И. О развитии теории принятия решений и экспертных оценок. //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2021. № 167. С. 177–198.

12. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник: в 3 ч. Ч. 2: Экспертные оценки. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. 486 с.

Формирование оптимальной структуры активов производственных предприятий по целям их собственников

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.58-64

В статье рассмотрен вопрос формирования оптимальной структуры активов производственных предприятий по целям их собственников. Предлагается оригинальный подход к оптимизации структуры активов предприятия по критерию максимизации их эффективности для собственников через показатель капитализации предприятия.

Для взаимоувязывания показателей капитализации и прибыли от имеющихся активов производственных предприятий обрабатывающей промышленности авторами предлагается создать модель множественной регрессии, где независимой переменной является капитализация (прибыль), зависимыми – показатели конкретных активов.

После нахождения вкладов (коэффициентов регрессии) каждого актива предлагается сформировать их структуру по принципу портфельного подхода, при котором показатель эффективности всех активов будет стремиться к максимуму и при этом будут учитываться специфические особенности предприятия в каждом конкретном случае [10].

Источники:

1. Азрилинян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1997.

2. Безпалов В.В., Дорофеев А.Ю., Горин Д.С., Мариен Л.С. Проектирование стадий антикризисного организационного инжиниринга агропредприятий в рамках универсального управленческого цикла // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 22-35.

3. Блажевич О.Г. Показатели оборачиваемости и их значимость для оценки эффективности использования активов // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2018. №4 (45). С. 31-38.

4. Бригхем Ю., Эрхардт М.  Финансовый менеджмент: СПб: Питер, 2009.

5. Волощук Л.А, Ткачев С.И, Монина О.Ю. Статистика. Учебно-практическое пособие: Саратов, 2016.

6. Ван Хорн Д., Вахович Д. Основы финансового менеджмента: М.: Диалектика, 2020.

Цифровая трансформация в контексте социально-экономического развития регионов: проблемы и перспективы

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.65-74

В статье обозначена цель исследования, состоящая в определении наиболее актуальных проблем цифровой трансформации на региональном уровне. Представлено краткое описание стратегий цифровой трансформации нескольких субъектов РФ, различающихся по уровню социально-экономического развития. Проведен сравнительный анализ регионов по шести обязательным направлениям цифровизации. Сделан вывод о необходимости создания соответствующей инфраструктуры, включающей новые модели взаимодействия бизнеса, научных организаций, органов власти и, как следствие, формирование высокого уровня доверия населения к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры.

Источники:

1. Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Фугалевич Е.В. Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса // Креативная экономика. 2022. Том 16.  № 1.  С. 37. doi: 10.18334/ce.16.1.114146.

2.  Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам.  М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 37-38.

3. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики.  2021.  Том 11.  № 1.  С. 48.

4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

5. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга: Расширенное заседание Президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021 г. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/protokolrasshirennogozasedaniyasoveta25082021.pdf

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Теоретико-методические основы исследования туристской дестинации на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.85-90

В научной статье обобщены виды, этапы жизненного цикла и составляющие элементы туристской дестинации по методу Р. Проссера; дано авторское определение туристской дестинации. Произведена рейтинговая оценка показателя туристской дестинации Республики Татарстан на основе точек дислокации центров туристской дестинации.

Источники:

1. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

2. Вдовкина В.Н., Холодилина Ю.Е. Зарубежный опыт становления и развития туристско-рекреационных систем //Электронный сборник статей по материалам XLIII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2018. №8 (43). С.25-31. URL://www.sibac.info/archive/science/8(43).pdf

3. Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике //Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

4. Максаковский Н.В. Предварительный список всемирного наследия России: история развития, современный состав, пути оптимизации //Наследие и современность. 2018. Том 1, №2. С. 39-71.

5. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: https: tourism.gov.ru

Использование инструментов экономической безопасности в государственных учреждениях

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.91-97

Экономическая безопасность является комплексной системой, поскольку включает в себя все стороны управления, направленные на предупреждение кризисов и банкротств, а также иных негативных явлений, сказывающихся на стабильности состояния любого субъекта экономики. При этом немалая роль экономической безопасности принадлежит и государственным учреждениями, которые также, как и коммерческие организации ведут свою деятельность в условиях нестабильности внешней среды. В статье приводится комплексный анализ особенностей экономической безопасности в государственных учреждениях, исследованы инструменты, поддерживающие ее, выявлены направления обеспечения безопасности и их влияние на функционирование современных государственных учреждений. Сделан вывод, что государственные учреждения нуждаются в эффективном построении рассматриваемой системы, которая включает в себя кадровую, финансовую, ресурсную и информационную составляющие.

Источники:

1.    Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

2.    Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 294 c.

3.    Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия. М.: Издательство Юрайт, 2019. 273 c.

4.    Безверхова Е.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и факторы [Электронный ресурс] / Е.Н. Безверхова, И.Н. Губа, А.К. Ковалева // Научный журнал КубГАУ. 2018. № 104(08). URL: https://kubsau.ru

5.    Богомолов В.А. Экономическая безопасность / В.А. Богомолов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 188 c.

6.    Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Л.В. Гончаренко, Ф.В. Акулина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 340 с.

Современные особенности и противоречия развития экономической безопасности в России

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.98-103

В статье рассматриваются концептуальные положения экономической безопасности России. Авторами проанализированы существующие подходы к определению понятия «экономическая безопасность». Сделан вывод, что на обеспечение экономической безопасности государства напрямую влияют социальные, техногенные, информационные и другие процессы. На примере ситуации в России выявлены основные направления, воздействием на которые с помощью экономических инструментов можно нанести существенный урон безопасности в контексте проблем «экономической устойчивости» на национальном и региональном уровне. Дана оценка ключевым угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Источники:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30-39.

3. Кузнецов Д.А., Руденко Д.А. Система индикаторов оценки экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 23. С. 59-68.

4.   Neu C.R. and Wolf Ch. The Economic Dimensions of National Security. Santa Monica: RAND, 2014. – 269 p.