Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «управление»


Критериальный аппарат оценки эффективности решений с использованием показателей теневых цен и стоимости производства

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.116-123

Одним из ключевых вопросов, возникающих при формировании критериев оценки эффективности решений относительно соотношения величины теневых цен и стоимости продукции, является вопрос критериев эффективности вооружений и их оптимального качества, которые как бы очевидны и достаточно широко используются на практике. Но всегда ли они допустимы и эффективны? На самом деле далеко не все так просто. Очевидные, вроде бы, критерии часто оказываются не вполне корректными, а иногда совершенно не корректными. Так это или нет, рассмотрим в данной статье

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12754.

2. Письмо Минэкономики России от 02.06.2000 № АС-751/4-605 «О методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» и «Методических рекомендациях по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации. URL: https://zakonbase.ru/content/part/113781.

Стратегия обеспечения безопасности финансово-экономической системы: проблемы и пути решения

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.134-141

В статье представлен подход к анализу проблемных вопросов в сфере обеспечения безопасности финансово-экономической системы. Рассмотрены наиболее важные аспекты подготовки статистических данных, анализа нелинейных процессов, построения информационной и математической моделей деятельности правоохранительного сегмента, прогнозирования и выработки стратегических решений. Показаны пути повышения эффективности управления стратегией обеспечения безопасности финансово-экономической системы

Источники:

1. Андронов А.А., Витт А.А, Хайкин С.С. Теория колебаний. 2-е изд. М.: Физматгиз, 1959. 916 с.

2. Понтрягин Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учеб. для гос. ун-тов. 3-е изд., стереотип. М.: Наука, 1970. 331 с.

Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Номер 2. Ставка на прорыв
Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Проанализированы возможности формирования интеллектуальной цифровой инфраструктуры управления экономикой страны в особых условиях: глобальных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. Оценен опыт создания больших информационных систем управления экономикой страны в особый период. Предложен конвергентный подход к созданию требуемой системы для поддержки управления. Показано, что в указанных условиях высокую эффективность управления можно обеспечить на основе специальной поддержки процессов самоорганизации и антиколлапсной самонастраивающейся интеграции сегментов информационных систем и интеллектуальных сервисов, адаптируемых к условиям известного, предсказуемого и неизвестного характера. При этом интеграция сетевых инфраструктур предполагает распределенную обработку и хранение данных на основе взаимодействия и объединения различных сетевых сред, что позволяет обеспечить недостижимую ранее надежность, устойчивость и восстанавливаемость управления экономикой.

Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики

Успешное развитие нашей страны тесно связано с построением в России цифровой экономики. При этом одной из наиболее важных составляющих этого процесса является создание опорной инфраструктуры для цифровой экономики как конвергентной совокупности цифровых экосистем на основе технологий «больших данных», квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта. Развитие российской экономики требует эффективного государственного регулирования, повышения управляемости на базе внедрения цифровых платформ для основных отраслей экономики. В статье рассматриваются проблемы формирования стратегических механизмов мониторинга, планирования и рыночного регулирования экономики России на основе выстраивания комплексной системы электронных рынков товарных ресурсов с использованием электронных торговых площадок (ЭТП). Интеграция ЭТП для создания комплексной системы электронных рынков товарных ресурсов, сопряженных с цифровыми платформами управления для основных отраслей экономики, создает новые возможности оптимизации динамического взаимодействия и адаптивного совершенствования цепочек товарных управленческих трансакций для выстраивания единой логики процессов управления в различных товарно-рыночных пространствах и на всех уровнях управления России (и ЕАЭС), формирующих спрос на эмиссионную поддержку экономической активности и объемы финансовых ресурсов (активов), номинированных в определенной валюте одного из государств — членов ЕАЭС.

Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при жилищном строительстве на основе государственно-частного партнерства

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при жилищном строительстве на основе государственно-частного партнерства

В статье рассмотрен предмет исследований, ориентированный на изучение экономико-организационных отношений и процессов, связанных с управлением инвестиционной стоимостью земельных участков при жилой застройке территории на стадии лэнд-девелопмента на основе применения моделей государственно-частного партнерства. Актуальность данной проблематики обусловлена важностью решения такой проблемы, как увеличение объемов ввода жилья. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 2018 г. предусмотрены стратегические планы наращивания среднегодовых объемов ввода жилья с 80 млн до 120 млн м2. Это возможно только за счет применения экономического инструментария прогнозирования инвестиционной стоимости земельных участков и управления ею. Целью исследования является разработка концептуальных теоретико-методических и практических моделей оценки и управления инвестиционной стоимостью земельных участков на стадии земельного девелопмента применительно к жилищному строительству с приоритетом комплексного освоения территорий на основе оптимизации государственно-частного партнерства. В качестве методов исследования использовалась совокупность системных взаимосвязанных методических подходов, основанных на применении теории оценочной деятельности, экономико-математического моделирования, технико-экономического, логического анализа, а также теории рисков, экспертных оценок, ситуационного анализа и прогнозирования. В статье показана как авторская методика, так и полученные результаты, позволяющие осуществлять моделирование процессов управления инвестиционной стоимостью проектов комплексной жилой застройки территории для перевода ее из отрицательной величины в положительную. Такие управленческие решения рекомендуется реализовывать на основе многовариантных параметров государственно-частного партнерства применительно к выполнению технических условий, объемам участия в социальных объектах, транспортной и инженерной инфраструктуре строительства. Статья демонстрирует ценность выполненных исследований как с позиций развития теории и методологии в области теории оценки применительно к категории «инвестиционная стоимость», так и для научно-практического развития процессов государственно-частного партнерства в области управления увеличением объемов ввода жилья для корпоративного инвестиционного менеджмента и органов государственного и муниципального управления.

Аналитика и экспертиза в информационном обществе

Номер 2. Сизифов труд
Аналитика и экспертиза в информационном обществе

В статье рассмотрены следующие вопросы: что общего у аналитики и экспертизы, чем они отличаются и как связаны между собой; каковы особенности информационного общества. Проведен анализ целей, смысла и содержания процессов анализа и экспертизы в целевом векторе управления организациями, проектами в условиях технических и социальных революций современной эпохи перемен. Построена модель, структурирующая базовые процессы аналитики и экспертизы, указаны критерии их связности и разграничения. Даны конструктивные определения аналитики и экспертизы. Построена таксономическая карта базовых процессов экспертизы и аналитики в организации. Предлагаемые решения создают необходимую основу для разработки методологических и регламентирующих материалов практического применения аналитики и экспертизы.

Криптовалюты, рынки и институты

Номер 1. Горизонт событий
Криптовалюты, рынки и институты

Криптовалюты становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности крупных игроков на национальных и мировых валютно-финансовых рынках. Биткоин фактически уже стал одной из мировых валют. Представления государственных регуляторов о децентрализованности и автономности криптовалют создают все большие риски валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп. Реальные бенефициары волатильности криптовалют, как правило, остаются за пределами зоны наблюдаемости мирового сообщества. Тенденции развития криптовалют как все более важного элемента мировых валютно-финансовых рынков определили для нашей страны необходимость сформировать механизм планирования и координирования денежно-кредитной и валютной политики государств — членов ЕАЭС с согласованным курсом единой электронной валюты, сроком и условиями (зонами и т.п.) обращения с использованием принципов формирования прозрачной и унифицированной организационной структуры финансовых институтов и рынков в рамках ЕАЭС.

Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности

Целью статьи является обоснование направлений трансформации механизмов управления ТЭК России для устранения рисков и угроз национальным экономическим интересам нашей страны, проявившихся в период падения цен на нефть и введения антироссийских экономических и политических санкций. Предлагаются подходы к обоснованию путей защиты экономических интересов России в отношении ТЭК России, включая концентрацию в руках государства управления экспортными потоками топливно-энергетических ресурсов (такими как направления поставок, объемы добычи, транспортировка, а также определение условий расчетов; межкорпоративная координация мер по развитию, реконструкции и модернизации топливно-энергетической инфраструктуры; формирование качественно новой инфраструктуры оптовых и розничных рынков топливно-энергетических ресурсов (ТЭР); переход к компоновке за рубежом механизма энергоузлового управления в отношении поставок и транспортировки российских ТЭР; уточнение мер координации и работы центров прибыли, корпоративных финансовых центров, центров концентрации владения имущественными и финансовыми активами и управления ими в отношении крупных энергетических корпораций России, в том числе их ДЗО за рубежом и др. Рассматриваемая технология предлагается как составная часть технологий управления отраслями российской экономики применительно к возможным экономическим флуктуациям мировой экономики в условиях существенных перемен, связанных с новыми политическими реалиями в США, ЕС и пр.

Большое евразийское партнерство: проект, встречный Транстихоокеанскому партнерству

Номер 6. Прогнозы и итоги
Большое евразийское партнерство: проект, встречный Транстихоокеанскому партнерству

В условиях, когда США реализуют глобальный геоэкономический проект (Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), призванный коренным образом переформатировать зоны стратегического влияния в мировой экономике, необходима новая управленческая модель, встречный российский проект (Большое евразийское партнерство) с опорой на топливно-энергетическую и транспортно-логистическую инфраструктуру на базе сотрудничества государств — участников ЕАЭС. Большое евразийское партнерство должно быть нацелено на глобализационно-стратегическую трансформацию постсоветской экономической интеграции и сотрудничества для расширения сфер извлечения прибыли и наращивания добавленной стоимости, получаемой компаниями ЕАЭС на доступных рынках стран Европы и Азии.

Формирование новой модели валютно-финансовой политики при управлении национальными золотовалютными резервами России

Номер 3. Бессмертная сила
Формирование новой модели валютно-финансовой политики при управлении национальными золотовалютными резервами России

Исследование посвящено рассмотрению проблем формирования качественно новой модели мониторинга, планирования и координирования валютно-финансовой и товарной политики при управлении национальными золотовалютными резервами России (в том числе регулированию динамики биметаллических матриц колебания спредов золота и серебра) с согласованным курсом конкретной валюты, сроком и условиями (зонами и т.п.) обращения в России и ЕАЭС как комбинаторно расширяемого пространства. Выявление явных и латентных характеристик типичного или же атипичного колебания динамики российских валютно-финансовых рынков рассматривается как основа подготовки и проведения последующих эффективных оперативных стабилизационных мероприятий подразделениями соответствующих российских (в перспективе — евразийско-союзных) федеральных ведомств, коммерческих банков и пр. Предполагается расширение и углубление пространства сетевого ситуационного анализа в финансовой сфере для выработки системных мер защиты как от спекулятивных атак, так и от санкционных или иных дискриминирующих действий зарубежных структур.