Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «управление»


Теория теневых цен как методологическая база перспективной системы управления в ОПК

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.57-66

В статье рассматривается экономическая целесообразность использования в управлении развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях при выполнении государственного оборонного заказа   теории теневых цен.

Источники:

1. Лопатников А.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.

2. Словарь современной экономической теории Макмиллана /Пер. с англ. М: ИНФРА-М, 1997.

3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 25.02.1999г. №39-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. Утв. Минэкономики РФ, Министерством финансов РФ, ГК РФ по стр-ву, архит-ре и жил. политике. № ВК 477 от 21.06.1999 г. М.: Экономика, 2000.

5. Канторович Л. Экономика и оптимизация. М.: Наука, 1990.

6. Попов В.А. Экономико-математические методы и модели в плановом ценообразовании. М.: Экономика, 1982.

7. Немчинов В.С. Методы определения стоимости и отклонения цен от стоимости. // В кн.: «Общественно необходимые затраты труда, себестоимость и рентабельность». Изд-во АН СССР, 1963.

8. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М., 1967.

9. Петраков Н.Я. Общественная потребность и проблемы планового ценообразования. Экономико-математические исследования затрат и результатов. М.: Наука, 1976.

10. Гальперин В.М. О верхнем пределе цены на новую технику// В кн.: Цена и хозяйственный расчет в системе управления социалистической экономикой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

11. Ефимов К.А., Львов Д.С. Эффективность новой техники. М.: Экономика, 1979. 196 с.

Концептуальные основы совершенствования механизмов управления развитием социальной инфраструктуры территории

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019.73-79

Алгоритм выбора стратегических приоритетов развития социальной инфраструктуры рассматривается авторами как механизм управления территориальными социально-экономическими системами (ТСЭС).  Применяемый подход дополнен проведением мониторинга состояния здравоохранения и образования на основе опроса непосредственных потребителей социальных услуг на всех этапах разработки стратегии. Для определения приоритетных направлений совершенствования социальной инфраструктуры предложена методика оценки динамики основных показателей социальной сферы ТСЭС. Она основывается на определении приращения количественных параметров объектов систем здравоохранения и образования. Преимуществом методики является возможность использования общедоступных статистических данных.

Источники:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.

2. Андреева Н.Ю., Гарипова З.Ф. Роль образования в формировании трудового потенциала // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 106-112.

3. Гарипов Ф.Н., Гарипова З.Ф. К проблеме институционального развития экономики. // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. №4 (18). С. 21-31.

4. Гарипов Ф.Н., Гарипова З.Ф. Территориальные аспекты развития социально-экономических систем // Современные проблемы науки и образования. 2013.  №2. С. 375.

5. Гарипова З.Ф., Андреева Н.Ю. Образование как стратегический приоритет развития трудового потенциала территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 4-6 (42). С. 26-29.

6. Халитова Л.Р. Анализ состояния здоровья населения Республики Башкортостан // Наука и практика регионов. 2019. №3 (16). С.66-71.

Coronavirus Superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность

DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19

Мир очень быстро и необратимо меняется. Критическая величина накопленных макроэкономических диспропорций требует радикальных управленческих решений. В качестве решения проблемы избрана catastrophe just-in-time — подготовка и реализация ключевых экстремальных событий, ориентированных на коренное переформатирование структуры управления мировой экономикой c выходом на новый глобальный инвестиционно-финансовый цикл на основе массированной эмиссии доллара США. Классическая модель переведения мировых кризисов в формат поэтапных глобальных финансовых итераций теперь дополнилась новым стратегическим инструментом — коронавирусом. Результатом реализации coronavirus superstrategy, по мощи аналогичной третьей мировой войне и успешно заменившей ее, является смена ключевых макроэкономических детерминант. США в очередной раз отсрочили на 10–15 лет финансовый коллапс. Масштаб финансовой спецоперации беспрецедентен по объемам ресурсов, территориальным масштабам и глубине воздействия: прежние ключевые игроки добровольно отдают свою идентичность за возможность сохраниться на Великой шахматной доске хотя бы в виде пешек. Претензии других стран на мировое лидерство сняты окончательно. Для России, в отличие от большинства стран — геоэкономических конкурентов, coronavirus reality явилась маркером, подтвердившим статус великой державы. На повестке дня — разработка стратегии экономического развития России применительно к новым условиям

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Новая большая война: хроники хорошо забытого будущего // Экономические стратегии. 2014. № 6–7. С. 16–33.

Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.29-37

В научной статье систематизированы научные подходы к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг, в рамках которых выявлены классификационные признаки критериев управления конкурентоспособностью; уточнены понятия конкурентоспособности и конкуренции в сфере услуг. На основе обоснования применения метода добавленной стоимости акционерного капитала (share holder’s value added – SVA); метода экономической добавленной стоимости Стюарта (economic value added – EVA), метода добавленной рыночной стоимости (market value added – MVA) составлена рейтинговая оценка индекса конкурентоспособности GCI на примере Центрального и Приволжского Федерального округов.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Инновационная инфраструктура в сфере услуг Федерации //Перспектива. 2006.

2. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V., Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy //International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

5. Козырская И.Е. Международное разделение труда и интеграция национальных экономик. М.: Финансы и статистика, Иркутск, 2001.

6. Оучи У. Мировая экономика: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1999.

7. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

8. Рассел Р. История экономического анализа: учебное пособие. М.: Высшая школа экономики, 2001.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011.

Основы построения методологии создания уникальной продукции

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.13-22

В текущих экономических условиях, характеризуемых внедрением новых информационных цифровых технологий, процессы разработки и производства уникальной продукции претерпевают существенные изменения. В статье рассмотрены модели и последовательность этапов жизненного цикла продукции, автором сформированы основы комплексной методологии создания уникальной продукции, включающей совокупность экономических механизмов и инструментов, которые могут получить развитие в виде прикладного программного решения.

Источники:

1. Chursin A., Tyulin A. Competence Management and Competitive Product Development: Concept and Implications for Practice. Heidelberg, Germany: Springer International Publishing, 2018. – 234 p.

2. Панков А.А., Юдин А.В., Грошева П.Ю. Основные направления повышения устойчивости финансово-экономического состояния предприятия //Сегодня и завтра российской экономики. 2018. № 87-88. С. 40-49.

3. Koptev Yu., Chursin A. Methods for Calculating Competitive Indicators of High-tech Products, Considering the Factors of Product Sales in the Markets in Aerospace Industry //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 476. № 1. pp. 012015.

4. Семенов В.В., Цырков А.В., Юрцев Е.С. «Индустрия 4.0» – новое в управлении жизненным циклом продукции //В сборнике: Научно-технический бюллетень «Вестник НПО “Техномаш». Москва. 2018. С. 73-75.

5. Chursin A., Makarov Y. Management of Competitiveness: Theory and Practice. – Heidelberg: Springer International Publishing, 2015. – 378 p.

6. Chursin A., Vlasov Y., Makarov Y. Innovation as a basis for competitiveness: theory and practice. Heidelberg: Springer International Publishing, 2016. – 348 p.

7. Артяков В.В., Чурсин А.А. Управление инновациями. Методологический инструментарий: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2019. – 206 с.

8. Богинский А.И., Чурсин А.А. Конструкторские решения для оптимизации себестоимости продукции //Вестник машиностроения. 2019. № 8. С. 74-78.

9. Богинский А.И., Ученов А.А., Чурсин А.А. Оценка потребностей компаний в системах поддержки принятия эффективных управленческих решений //Микроэкономика. 2019. № 6 (89). С. 22-30.

Улыбка кота Шрёдингера. Итоги 2019 года

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.114-125

В традиционном обзоре стратегических тенденций ушедшего года представлен анализ ключевых составляющих интегральной мощи страны — экономика, внешняя политика, вооруженные силы, территория, природные ресурсы, культура и религия, наука и образование, население, управление — в соответствии с оригинальной методикой, разработанной специалистами Института экономических стратегий.

Авторами высказывается предположение, что ушедший 2019 г. станет годом прорыва в создании квантового компьютера — устройства, способного коренным образом изменить тренд и скорость технологического развития, как это в свое время произошло с внедрением в промышленное производство и быт электричества.

Источники:

1. Побываев С.А. All This Jazz. Стратегические тенденции 2018 г. // Экономические стратегии. 2019. № 2. С. 74–84.

2. James M. Lindsay. Ten Most Significant World Events in 2019 [Электронный ресурс] // Council on Foreign Relations. ULR: https://www.cfr.org/blog/ten-most-significant-worldevents-2019.

3. Person of the Year [Электронный ресурс] // TIME. URL: https://time.com/person-of-the-year-2019-greta-thunberg/

4. Агеев А.И., Куроедов Б.В., Мэтьюз Р., Сандаров О.В. Методология стратегической матрицы. М.: ИНЭС, 2004.

5. Агеев А.И., Куроедов Б.В. Особенности применения методологии стратегической матрицы при прогнозировании развития государств (на примере России и Китая). М.: Институт экономических стратегий, 2008. 296 с

6. Росстат зафиксировал рост бедности в России [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 27 августа. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/08/2019/5d654fcb9a79476337869b70.

7. Доходы убегают от россиян [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2019. 18 сентября. URL: http://www.ng.ru/economics/2019-09-18/4_7679_econ2.html.

8. Авраамова Е.М., Гришина Е.Е., Полякова А.Г. Доходы населения и субъективные показатели благосостояния (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2019. № 6. С. 52.

Стратегический анализ использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.94-106

Научная статья посвящена стратегическому анализу особенностей использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы. Акцентируется внимание на действующих и разрабатываемых сегодня в столице России документах стратегического планирования. С учетом анализа стратегических целей и приоритетов земельно-имущественной политики города Москвы выявлена среднесрочная динамика показателей эффективности использования земли и нежилых помещений. На этой основе сделаны выводы о необходимости системного подхода к повышению социально-экономической эффективности использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы.

Источники:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 500 с.
5. Кочинов Ю.А. К выбору методов стратегического анализа // Экономика и социум. 2017. № 1(32). С. 21 – 37.
6. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Шайдуллин И.У. Современные методы применения моделей стратегического анализа в процессе стратегического управления предприятием // Экономика и социум. 2017. №3 (34). С. 31 – 39.
9. Мосев К.В. Методы и методики стратегического анализа // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 23 (43) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/ 43/122672 (дата обращения: 18.11.2019 г.).
10. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/pdf/2010/06 (дата обращения: 16.11.2019 г.).
12. Проект «Стратегия развития образования города Москвы до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch439uv.mskobr.ru/ files/proekt_strategii _2025.pdf (дата обращения: 16.11.2019 г.).
13. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. – М.: «Наука», 2013. – 302 с.
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grazkodeks.ru/ (дата обращения: 20.11. 2019 г.).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (редакция от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grkodeksrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2019 г.).
17. Конституция Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 1999. – 48 с. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
18. Устав города Москвы. – М.: «Ось-89», 1999. – 64 с. (Закон города Москвы от 28 июня 1995 г.).
19. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
21. Закон города Москвы от 15 марта 2017 г. № 10. – О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon__10(5).pdf (дата обращения: 21.11.2019 г.).
22. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 – 2016 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 537907219 (дата обращения: 05.01.2019 г.).
23. Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы” на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907565 (дата обращения: 28.01.2019 г.).
24. Постановление Правительства города Москвы от 2 сентября 2003 г. № 747-ПП «Об утверждении баланса использования земель города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380439/ (дата обращения: 05.02.2019 г.).
25. Структура Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/(дата обращения: 23.11.2019 г.).
26. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/ (дата обращения: 19.01.2019 г.).
27. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 г. № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/49516890/ (дата обращения: 17.02.2019 г.).
28. Российский статистический ежегодник. – М.: 2018. С. 52-53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ year18.pdf (дата обращения: 26.11.2019 г.).

Критериальный аппарат оценки эффективности решений с использованием показателей теневых цен и стоимости производства

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.116-123

Одним из ключевых вопросов, возникающих при формировании критериев оценки эффективности решений относительно соотношения величины теневых цен и стоимости продукции, является вопрос критериев эффективности вооружений и их оптимального качества, которые как бы очевидны и достаточно широко используются на практике. Но всегда ли они допустимы и эффективны? На самом деле далеко не все так просто. Очевидные, вроде бы, критерии часто оказываются не вполне корректными, а иногда совершенно не корректными. Так это или нет, рассмотрим в данной статье

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12754.

2. Письмо Минэкономики России от 02.06.2000 № АС-751/4-605 «О методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» и «Методических рекомендациях по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации. URL: https://zakonbase.ru/content/part/113781.

Стратегия обеспечения безопасности финансово-экономической системы: проблемы и пути решения

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.134-141

В статье представлен подход к анализу проблемных вопросов в сфере обеспечения безопасности финансово-экономической системы. Рассмотрены наиболее важные аспекты подготовки статистических данных, анализа нелинейных процессов, построения информационной и математической моделей деятельности правоохранительного сегмента, прогнозирования и выработки стратегических решений. Показаны пути повышения эффективности управления стратегией обеспечения безопасности финансово-экономической системы

Источники:

1. Андронов А.А., Витт А.А, Хайкин С.С. Теория колебаний. 2-е изд. М.: Физматгиз, 1959. 916 с.

2. Понтрягин Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учеб. для гос. ун-тов. 3-е изд., стереотип. М.: Наука, 1970. 331 с.

Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Номер 2. Ставка на прорыв
Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Проанализированы возможности формирования интеллектуальной цифровой инфраструктуры управления экономикой страны в особых условиях: глобальных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. Оценен опыт создания больших информационных систем управления экономикой страны в особый период. Предложен конвергентный подход к созданию требуемой системы для поддержки управления. Показано, что в указанных условиях высокую эффективность управления можно обеспечить на основе специальной поддержки процессов самоорганизации и антиколлапсной самонастраивающейся интеграции сегментов информационных систем и интеллектуальных сервисов, адаптируемых к условиям известного, предсказуемого и неизвестного характера. При этом интеграция сетевых инфраструктур предполагает распределенную обработку и хранение данных на основе взаимодействия и объединения различных сетевых сред, что позволяет обеспечить недостижимую ранее надежность, устойчивость и восстанавливаемость управления экономикой.