Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «управление изменениями»


Управление изменениями в Федеральном проекте «Региональная местная дорожная сеть» в составе Национального проекта «Безопасные качественные дороги» на основе моделей преобразований 4P «Ориентация на результаты», «трансформационный треугольник» и 4R Гуияра-Кейли

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.29-41

В данной статье рассмотрен вопрос управления изменениями в Федеральном проекте «Региональная и местная дорожная сеть» в составе Национального проекта «Безопасные качественные дороги» на основе моделей преобразований 4Р, «трансформационный треугольник» и 4R Гуияра-Кейли. Установлено, что инвестиционный потенциал Федерального проекта значительный и, используя смешанные инвестиции заинтересованного среднего и крупного бизнеса, а также государственные средства, транспортная отрасль на данном этапе в основном решила основную инвестиционную задачу на федеральном и региональном уровнях – восстановления и модернизации транспортного комплекса в 83 субъектах РФ и 104 городских агломерациях.

Источники:

1. Агеев А.И., Бондарик В.Н., Иванова О.Д., Кудрявцев А.В., Лощинин А.А. Технократическая концепция проектов цифровой экономики: синергия интеграции систем и данных //Микроэкономика. 2018. № 5. С.14-21.

2. Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления //Экономика и менеджмент систем управления. 2014. № 1-2 (11). С. 207-216.

3. Безпалов В.В. Методы исследования региональных промышленных рынков в сфере внешнеторговой деятельности в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 208-212.

4. Володина О.А., Крыгина И.Е., Неретин А.А. Структурные особенности логистических рисков российского транспортного рынка //Евразийское Научное Объединение. 2021. № 2-4 (72). С. 233-236.

5. Горин Д.С. Оценка отраслевой значимости машиностроительных предприятий на основе анализа основных производственных фондов //Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41). С. 319-322.

Влияние пандемии COVID-19 на управление предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в контексте их цифровой трансформации: проблемы и новые возможности

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.39-44

Пандемия COVID-19 привела к значительным изменениям в подходах к управлению предприятием, создав ряд проблем и открыв новые возможности для развития. Цель исследования – сформулировать рекомендации по управлению предприятием в условиях пандемии и постпандемийный период. Авторами сделан вывод о том, что пандемия повлекла за собой не только проблемы, но и открыла новые возможности в контексте цифровизации. Предложенные авторами рекомендации по управлению предприятием заключаются в использовании возможностей цифровой экономики, переходе к гибким подходам к управлению, росте информационной безопасности и необходимости оптимизации ресурсов и приоритезации реализуемых проектов с точки зрения их экономической эффективности.

Источники:

1. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6(216). С. 61-66.

2. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Грибанов Юрий Иванович; СПб., 2019. 355 с.

3. Дериземля В.Е., Тер-Григорьянц А.А. Методические положения оценки цифровой зрелости экономических систем // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 1. С. 39–55. http://dx.doi.org/ 10.22363/2313-2329-2021-29-1-39-55.

4. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Цифровые компании: понятие, масштабы и особенности транснационализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 11А. С. 137-147.

5. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

Об архитектуре как системном подходе к развитию предприятия при цифровой трансформации бизнеса

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.106-117

В статье архитектура предприятия характеризуется как «система систем», охватывающая бизнес-стратегию компании, IT-архитектуру и IT-стратегию и представляющая собой некую многомерную систему взаимосвязей и взаимодействий, управляемых архитектурным процессом и обеспечивающих в совокупности реализацию стратегических целей компании. Показано, что в условиях цифровой трансформации скорость технических и структурных изменений предприятий должна быть крайне высока, иначе организации не смогут осуществить свои стратегии и трансформировать свою структуру и новые конкуренты получат шанс на завоевание определенных позиций. Особого внимания в цифровой среде заслуживают процессы технологических изменений, которые требуют новых организационных возможностей. Раскрыт подход к развитию инновационной бизнес-модели как целенаправленной системы организационных изменений, основанной не столько на инновационных продуктах или процессах, сколько на системном технологическом базисе, характерном для высокотехнологичных предприятий. Показано, что роль и место стратегии в деятельности цифрового предприятия в отличие от предприятий, действующих на технологиях третьего и четвертого поколений, существенно изменяется в силу иной организационной структуры современных компаний, где стратегия неразрывно связана с архитектурой. В этих условиях стратегия выступает как инструмент развития предприятия и реализации его целей. Раскрытие системной концепции АП в целом и является целью настоящей статьи

Источники:

1. Блуммарт Т., Брук С., ван ден. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 204 с.

2. Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер / Пер. с англ. В.Н. Егорова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 456 с.

3. Пименов В.В., Кудрявцев Г.И. «Архитектура предприятия» — понятийный аппарат: практика использования и перспективы развития в современных условиях // Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 146–163.

4. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: переход от проектирования IT-инфраструктуры к трансформации бизнеса» // Российский журнал менедж мента —Russian Management Journal. 2017. № 2. С. 193–224.

5. Кудрявцев Г.И., Пименов В.В. Диверсификация промышленности на основе ключевых компетенций предприятий ОПК: Сб. докладов Третьей конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса». 24–25 октября 2017 г., Москва. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2017.

6. Михненко П.А. Теория организации: Учеб. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 336 с.

7. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. М.: Интернет-университет информационных технологий, 2013. С. 140.

8. Цифровой бизнес: Учеб. / Под науч. ред. О.В. Китовой. М.: ИНФРА-М, 2018. 418 с.

9. Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 496 с.

10. Кожевина О.В. Управление изменениями: Учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2013. 286 с.

11. Ханнан М.Т., Фриман Дж. Структурная инерция и организационные изменения // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2010. С. 2–37.

12. Барнетт У.П., Кэрролл Г.Р. Моделирование внутриорганизационных изменений // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2010. С. 38–63.

13. Beer S. Brain of the Firm [Электронный ресурс] // Псевдология. URL: http://www.pseudology.org/Reklama/Beer_S_Mozg_firmy2.pdf.

14. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017. 432 с.

15. Квинт В. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес-Атлас, 2012. С. 626.

16. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. М.: Гардарики, 2002. 296 с.

17. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. проф. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 2003.

18. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. С. 341.

19. Перерва А., Еранов С., Иванов В., Сергеев С. Путь IT-менеджера. Управление проектной средой и IT-проектами. СПб.: Питер, 2016. 320 с.

 

Бизнес-моделирование как технология создания новой деятельности

Номер 5. Бессменное поколение
Бизнес-моделирование как технология создания новой деятельности

В статье проанализированы основные разновидности подходов к процессу бизнес-моделирования и их принципиальные отличия друг от друга. Описаны ситуации, в которых на практике оказались востребованы разработки по этой тематике, такие как привлечение финансового капитала и создание новой деятельности. В частности, изложена взаимосвязь возникновения потребности в бизнес-моделировании с этапами возникновения и развития рынка той или иной продукции.

Управлять своим намерением

Номер 6. Правда и сила

Общество, обсуждая модернизационный доклад Института современного развития (ИНСОР) «Россия XXI века: образ желаемого завтра»,разделилось на три лагеря: в первом те, кто безоговорочно поддерживает доклад ИНСОР (3–5%); во втором те, кто принимает его с некоторыми оговорками (15–20%), а в третьем те, кто его отвергает (все остальные). Ответ на вопрос «Почему это произошло?» — в статье «Управлять своим намерением»