Национальное достояние России под угрозой!

Номер 7. Коварство Пандоры
Национальное достояние России под угрозой!

В последнее время Российская академия наук стала объектом явно заказных атак со стороны ряда телевизионных каналов и газет. Нападки отличались сознательным искажением истины и намерением представить РАН в негативном свете. Их сопровождали прокурорские и аудиторские проверки академической администрации. Похоже, что проводилась артподготовка перед генеральным наступлением. Последовавшее облачение этой кампании в законодательные одежды всколыхнуло не только научную среду, но и общественность в целом.

Система финансирования — один из главных минусов российской науки

Номер 6. Территория без цели?
Система финансирования — один из главных минусов российской науки

В интервью Роальд Сагдеев — главный научный сотрудник ИКИ, профессор Мэрилендского университета, эксперт НАСА, используя уникальный опыт жизни и работы в очень разных странах – СССР, Америке и России, сравнивает их академические системы и создает образ идеальной науки.

Научно-технический прогресс не остановить!

Автор пытается дать картину состояния науки в целом и найти перспективы развития с точки зрения актуальных проблем, показать, что пессимистичная оценка — не приговор.

Как запустить инновационный цикл?

Номер 9. Триумф хронофагов

Коротко о том, почему чужие модели (даже такие успешные, как Силиконовая долина) в российских реалиях гарантированно обречены на провал, и несколько подробнее о том, что же целесообразно сделать в наших условиях, — в этой статье.

Перспективы современной науки и образования с точки зрения сложных систем

Номер 12. Лихие люди

О том, усложняется ли современный социум или, наоборот, упрощается, о сложных взаимосвязях этики и ответственности, о современном реформировании науки и образования – в интервью журналу «ЭС» директора Академии им. Карла фон Линде, заведующего кафедрой философии Технического университета Мюнхена, президента Немецкого общества сложных систем и нелинейной динамики, доктора философских наук, профессора Клауса Майнцера.

Открытия как прыжок в неизведанное

Номер 7-8. И земля горит…

Ньютон или Фарадей создавали новые знания не для того, чтобы их продать и обогатиться. Сегодня речь идет скорее об экономике новшеств. Иначе говоря, мы производим не знания, а новшества, которые продаются.

Научно-образовательные институты как новая модель структурной единицы высшей школы

Номер 7-8. И земля горит…

Национальная политика в области образования, проводимая в России, вызывает необходимость разработки и внедрения новых методов и форм обучения, а также структурных преобразований.

Модернизация экономики: современный капитализм не поможет, нужны решения

Номер 9. Плюс–минус 40

Первые лица государства постоянно произносят речи о необходимости глубокой трансформации экономики и ее переориентации с сырьевой направленности на инновационный путь развития. Однако реальность такова, что на деле качественных преобразований не происходит. В чем причина неудач, и что с этим делать — главные вопросы, на которые автор дает ответ в данной статье.

Результат — критерий истины

Номер 6. Подрастающие сюрпризы

Существуют ли в мире некие осязаемые силы, заставляющие человечество двигаться по пути общественного и духовного прогресса? В чем заключается принцип развития отдельных государств и целых цивилизаций? Эти вопросы в значительной мере затронуты в беседе академика РАН, советника Президента РАН по международному научному сотрудничеству, заведующего лабораторией гормональных регуляций Института биологии развития имени Кольцова РАН Михаила Вениаминовича Угрюмова с Александром Агеевым. Кроме того, академик поделился своими взглядами на судьбу науки в России, сравнив ее состояние с наукой в других странах, а также рассказал о своей текущей разработке — качественно новом методе ранней диагностики нейродегенеративных заболеваний, до сих пор не побежденных человечеством.

Субъективные заметки об инновации

Номер 4. Печаль и свет

По мнению автора, России следует повышать статус РАН, поскольку государству необходимо глубокое знание и объективное понимание происходящего в науке и обществе: только опора на лучшие умы спасет нас от единственной серьезной опасности, которая есть в мире — от невежества.