Синхронизация предметных областей коммуникантов в процессе диалога

Номер 7. Петля гистерезиса
Синхронизация предметных областей коммуникантов в процессе диалога

В работе представлены вопросы моделирования мира человеком и согласования смыслов у разных людей в процессе их общения. Модель мира (как и модель предметной области) состоит из трех компонентов: языкового и двух многомодальных — индивидуального и социализированного. Модель мира каждого человека является уникальной конструкцией и, несмотря на некоторое их подобие у членов одного социума, требует постоянной синхронизации при общении людей, что реализуется в процессе диалога. Помимо информационного механизма (синхронизации по ключевым понятиям предметных областей) в процессе диалога участвует интенциональный механизм (целеустремленность), который реализуется через личностные характеры субъектов общения. Работа указанных механизмов раскрывается на примере коллективной деятельности и качества коммуникационной грамотности. Коммуникационная грамотность людей, как показано в работе, существенно зависит от лингвистического компонента, то есть от умения работать с текстом на естественном языке. Это значит, необходимо самому уметь качественно писать и работать со смыслами, а также понимать смыслы текстов, написанных другими. Особенно это важно в условиях широкого распространения различных сетевых структур на платформах IT и телекома (от социальных и экспертных сетей «коллективного разума» до сетей мгновенных сообщений).

IBM как зеркало мировой эволюции IT и пришествие второй информационной революции. Скрытые интеллектуальные пружины, возможные технологические и гуманитарные тормоза, ожидаемые последствия

Номер 4. Окно возможностей
IBM как зеркало мировой эволюции IT и пришествие второй информационной революции. Скрытые интеллектуальные пружины, возможные технологические и гуманитарные тормоза, ожидаемые последствия

На примере стратегий IBM можно взглянуть на информационную революцию и понять, что движет современными IT и какое будущее эти технологии нам готовят. Выявлены связи и влияние новейших военных разработок на вектор развития IT. Один из главных выводов: информационное общество следует рассматривать в переносном смысле как айсберг. Во-первых, мы видим только надводную часть айсберга, а подводная остается вне зоны нашего внимания. Во-вторых, не является ли современное общество этаким «Титаником», мчащимся навстречу этому айсбергу? Но не все так плохо. В принципе есть возможности управлять движением развития и выбирать свой курс, чтобы не потерпеть катастрофу от столкновения с подводной частью этого айсберга. Выход один, и во многом он очевиден. Нужно использовать свой инстинкт самосохранения и выживания. А в наших действиях должны доминировать стратегическое мышление и прозорливость. Иначе общество приобретет оковы «цифрового рабства» у информационных хозяев мира. Нельзя терять разум, свой суверенитет и право думать. Не стоит идти на поводу у кукловодов и обманщиков — кто кого перехитрит или переиграет. Теперь решающим стал фактор — кто кого решительно, эластично и с запасом передумает.

Краудсорсинг как модель управления знаниями: социально-психологические особенности и ограничения

Номер 6-7. 100 лет войны: точка начала
Краудсорсинг как модель управления знаниями: социально-психологические особенности и ограничения

В статье анализируются возможности краудсорсинга при прогнозировании будущего и разработке решений. Выделяются типы краудсорсинга, рассматриваются его психологические особенности в сравнении с другими методами управления знаниями. Обсуждаются когнитивные и мотивационные механизмы, ограничивающие эффективность краудсорсинга как формы коллективного разума.