Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Инновационная экономика»


Экономика знаний в региональном аспекте: проблемы и перспективы развития научно-инновационного кластера

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.136-141

Возрастающая роль знаний в линейке основных факторов производства предопределила возникновение такой отрасли экономики, как экономика знаний. Экономика знаний становится источником роста и развития как отдельной организации или предприятия, так и региона в целом. Вопросы регионального развития экономики знаний сегодня активно обсуждаются и на различных бизнес-площадках, и на уровне органов государственной власти. В частности, 8–9 июня 2018 г. в г. Курске состоялся VII Среднерусский экономический форум, посвященный проблематике экономики знаний в аспекте регионального развития. В статье представлен обобщенный анализ вопросов, обсуждавшихся в рамках форума в аспекте научно-инновационного развития региона. Особое внимание уделяется роли вузов в становлении экономики знаний, поскольку последние являются своеобразными драйверами развития инноваций и научно-технического развития в регионе. Результатом исследования явилось предположение, что формирование экономики знаний в региональном разрезе станет возможным при условии активного участия в этом процессе базовых университетов региона

Источники:

1. Гаврилова И.В., Захарова К.В., Малащенкова Т.А. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 655–659.

2. Послание Президента РФ от 4 декабря 2014 г. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/

3. Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017 [Электронный ресурс]. Ассоциация инновационных регионов России, 2018. С. 14. URL: www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya.

4. Абдрахманова Г.И., Бахтин П.Д., Гохберг Л.М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 260 с.

5. Трапицын С.Ю. Роль и место университетов в экономике знаний // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 3–4.

6. Закон Курской области от 29 октября 2013 г. № 97-ЗКО «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области» (с изм. на 27 сентября 2017 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/463602403.

7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748860/#ixzz5JVwYqytE.

8. Бизнес-платформа [Электронный ресурс] // Единый сайт по поиску и подбору инвестиций. URL: https://businessplatform.ru/

Цифровой Роспатент: новые возможности для бизнеса

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.16-27

По инициативе Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденных Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г., был выделен отдельный раздел, в котором определен круг задач, охватывающих все аспекты развития интеллектуальной собственности, важнейшей из которых является формирование комфортной для правообладателей системы государственных услуг.

Стратегия инновационной экономики в режиме коллаборации

Номер 6. За высокую норму
Стратегия инновационной экономики в режиме коллаборации

В статье анализируется модель формирования инновационной экономики в системе коллаборации, основанной на устойчивых связях сетевых партнеров, осуществляющих коллективные действия на базе единой стратегии, общей идентичности и совместных обязательств в аспекте формирования инновационного предпринимательства с целью выбора приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий, которые должны быть нацелены на модернизацию экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Доказано, что коллаборация многократно усиливает производительность имеющихся факторов производства и служит главным механизмом балансирования экономик в условиях глобальной конкуренции. Обосновано формирование инновационного территориального кластера как совокупности агентов, которые устанавливают однородные, многосторонние и регулярно повторяющиеся связи для совместного использования информации и знаний, обмена услугами и получения экономической выгоды с позиции взаимодействия между представителями науки/образования, бизнеса и государства в целях роста инновационного предпринимательства. При успешном развертывании совместных инициатив инновационные территориальные кластеры развивают коллаборацию до того уровня, когда возникает уникальный сетевой эффект инновационной синергии (поточные инновации), что обеспечивает непрерывный рост инновационного предпринимательства.

Города стратегического значения. Ассоциации закрытых городов посвящается

Номер 6. Территория без цели?
Города стратегического значения. Ассоциации закрытых городов посвящается

В статье описывается концепция развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Данная концепция является фрагментом концепции инновационной экономики России. Решение описанных в статье проблем автор видит в системном подходе, включающем общеорганизационные вопросы относительно ЗАТО как в правовом, так и экономическом аспектах, а также и технологическое планирование, рассматриваемое в формате инновационной системы. Предлагается выстраивание базиса под строительство инновационной экономики в формате государственного стратегического планирования атомной промышленности с активным использованием промышленных площадок всей системы ЗАТО.

Инновационный спрос и предложение: cингулярность рыночного механизма

Номер 9. Триумф хронофагов

В соответствии с принятой российским правительством Стратегией инновационного развития до 2020 года доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, к концу указанного срока должна вырасти с 10 до 40–50%, валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП должна составить 17–20% (против 11,8% в 2009 г.), а удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен увеличиться до 25–35% (в 2009 г. — 12,4%). В связи с этим, по мнению председателя совета директоров АФК «Система», председателя Комитета по научно-техническим инновациям и высоким технологиям ТПП РФ Владимира Петровича Евтушенкова, на передний план экономической политики выходит задача создания инновационной инфраструктуры, то есть институциональных механизмов, обеспечивающих трансляцию новаторских идей и результатов НИОКР в бизнес-проекты, а также адекватные условия финансирования.

Инновации в России: как грамотно расставить приоритеты?

Номер 8. Своя ноша не тянет?

Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. В России же ситуация доведена до абсурда: Президент РФ настаивает на увеличении вложений в инновационные разработки и внедрении инноваций, а российские предприятия очень неохотно идут на это. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос – в статье академика РАЕН Н.А. Жданкина.