Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Инфраструктура»


Теоретико-методические основы исследования туристской дестинации на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.85-90

В научной статье обобщены виды, этапы жизненного цикла и составляющие элементы туристской дестинации по методу Р. Проссера; дано авторское определение туристской дестинации. Произведена рейтинговая оценка показателя туристской дестинации Республики Татарстан на основе точек дислокации центров туристской дестинации.

Источники:

1. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

2. Вдовкина В.Н., Холодилина Ю.Е. Зарубежный опыт становления и развития туристско-рекреационных систем //Электронный сборник статей по материалам XLIII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2018. №8 (43). С.25-31. URL://www.sibac.info/archive/science/8(43).pdf

3. Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике //Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

4. Максаковский Н.В. Предварительный список всемирного наследия России: история развития, современный состав, пути оптимизации //Наследие и современность. 2018. Том 1, №2. С. 39-71.

5. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: https: tourism.gov.ru

Проблемы развития Северного морского пути и его инфраструктуры в условиях спада экономической активности

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.69-77

В статье отмечается, что развитие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий Арктической зоны Российской Федерации является необходимым условием повышения конкурентоспосбности национальной экономики в долгосрочной перспективе, позволяя использовать природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот. Выявляются негативные экономические тренды, ставшие следствием спада экономической активности, вследствие эпидемии коронавирусной инфекции, которые существенным образом влияют на результативность реализуемых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в Арктической зоне. Предлагается уточнить и скорректировать существующие прогнозы перевозки грузов по Северному морскому пути, обеспечить максимально эффективное использование ресурсов федерального бюджета на развитие его инфраструктуры. Используя методы сравнительного анализа и системного подхода, авторы делают выводы о том, что в условиях спада экономической активности объем перевозки грузов частными компаниями по Северному морскому пути к 2024 г. будет находиться в диапазоне 47-50 млн тонн, а ряд намеченных проектов в сфере добычи полезных ископаемых реализованы не будут. Даются рекомендации по корректировке существующих планов по развитию инфраструктуры Северного морского пути (включая строительство атомных ледоколов) с целью более эффективного использования средств федерального бюджета.

Источники:

1. Abramov A., Zagorodnikov M., Smirnov A. Management of Innovative Projects In The Arctic Zone. Modern Tools for Sustainable Development of Territories. Special Topic. Project Management in the Regions of Russia Retrieved from. 2019. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.125

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.

Проект создания новой мировой логистики. Часть I. История и экономика проекта

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.36-47

В статье представлен один из самых перспективных и амбициозных в социально-экономическом, политическом, гуманитарном аспектах проект российских ученых: «Единая Евразия: Транс-Евразийский пояс РАЗВИТИЕ — Интегральная евразийская транспортная система (Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС)». Его основное предназначение — обеспечить связанность территорий РФ и их активное развитие, в первую  очередь — глубокое комплексное освоение Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Велика роль проекта в партнерском единении прогрессивного мирового сообщества; кардинально модернизированная Транссибирская магистраль — становой хребет проекта — призвана соединить Дальний Восток, включая Японию, с Западной Европой и в перспективе — с Северной и Южной Америкой. Это позволит осуществлять на территории РФ и стран, вошедших в проект, системную координацию всех видов транспорта, включая речной и морской, создать по сути единый всемирный логистический комплекс опережающего технико-управленческого развития. Создание ИЕТС укрепит геополитическое положение России как транспортного моста между мировыми экономическими и цивилизационными зонами, вызовет интерес со стороны КНР к интеграции схожего китайского проекта «Шелковый путь» с российским мегапроектом.

Реализовав мегапроект, Россия сможет предложить миру новый эффективный вариант неконфронтационного пути решения международных проблем, стать геоэкономическим и геополитическим интегратором на евро-азиатском континенте. Этот проект позволит заложить основы солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России как государства-цивилизации, сделает бессмысленным и невозможным санкционное давление на нашу страну, поднимет на качественно новый уровень авторитет и роль РФ в современном мире.

Организация научно-технологического развития периода командной экономики: достижения и недостатки

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.5-13

В статье дан краткий анализ состояния научно-технологического комплекса СССР в наиболее благоприятный период развития его экономики (конец 1970-х – начало 1980-х годов). Показана структура организации научных исследований и освоения их результатов в промышленности. Обращено внимание как на преимущества централизованного планирования научно-технологических разработок, так и на его недостатки, в частности, отсутствие использования методов экономического стимулирования, что приводило к падению инновационной активности участников научно-технологического процесса от разработки идеи до ее внедрения.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bse.slovaronline.com (дата обращения: 26.08.2020)

2. Ларин С. Научные учреждения: Ежегодник БСЭ. М.: Советская энциклопедия. 1976. Вып. 20. 622 с.

3. Муравьева Т.Н. и др. Характеристика научно-исследовательских работ и научных учреждений СССР // Стат. обз. ВНТИЦентраза 1975 г. М.: ВНТИЦентр, 1976.

4. Муравьева Т.Н. и др. Характеристика научно-исследовательских работ и научных учреждений СССР // Стат. обз. ВНТИЦентраза 1975 г. М.: ВНТИЦентр, 1976.

5. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1946-1950 годы) // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. С. 3-7.

6. Попов Г.Г. Кризис инновационного развития советской экономики периода «застоя» в понимании руководства СССР и ученых-современников того периода // Вопросы теоретической экономики. 2019. № 2. С. 136-146.

7. Об утверждении Положения о научно-производственном объединении. – Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1975 № 1062 (с изм., внесенными постановление Совета Министров СССР от 4.12.1981 № 1145).

Теоретико-методологические аспекты исследования инновационной инфраструктуры региона на примере Республики Татарстан

В научной статье усовершенствован методический инструментарий исследования инновационной инфраструктуры на примере Республики Татарстан, базовой составляющей которого является индекс регионального развития инновационной инфраструктуры предпринимательства на основе дополненного параметра предпринимательской концентрации. По результатам расчетных значений предложены практико-ориентированные мероприятия мезоуровня.

Источники:

1. Хусаенов Р.Р., Жуковская И.В.  Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике //Микроэкономика. 2019. №2. С.50-56.

2.  Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. С. 12787-12801.

5. Хусаенов Р.Р., Жуковская И.В. Теоретические аспекты формирования инновационной инфраструктуры сферы услуг с учетом инжиниринга и реинжиниринга на мезоуровне //Микроэкономика. 2017. №5. С. 12-17.

6. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5.  pp. 300-305.

В ожидании перемен

Номер 7. Связанное пространство
В ожидании перемен

Данные расчета методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица» показали стабильность сравнительно низкого значения интегрального индекса России. Однако именно такая статичность расчетного индикатора означает нарастание проблем в российском обществе, о чем со всей откровенностью свидетельствует жесткое падение социальной поддержки деятельности власти. Очередное переизбрание В.В. Путина на президентский пост не привело к появлению перспектив выхода из кризиса в сознании граждан России.

Взаимосвязь развития промышленного комплекса и инфраструктурной отрасли в регионе

Номер 4. Пока гром не грянет...
Взаимосвязь развития промышленного комплекса и инфраструктурной отрасли в регионе

В статье показано, что промышленные предприятия развиваются наиболее быстро и качественно при наличии современной инфраструктуры, способствующей снижению временных и трудовых затрат. В свою очередь объекты инфраструктуры нецелесообразно возводить на территориях, где нет крупных промышленных компаний и не предвидится их функционирование. Приведены фактические примеры взаимообусловленного развития промышленности и инфраструктурной отрасли (на примере транспортного сектора), построена доказательная корреляционно-регрессионная модель.

Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Номер 8. Новогодние силы
Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Статья посвящена формированию российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии как российского встречного партнерского проекта, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути. Обоснована необходимость создания Евразийского распределенного мегахаба, ориентированного на консолидированное управление для использования транспортно-транзитной и топливно-энергетической инфраструктуры России и других государств — участников ЕАЭС, комбинированно сопряженной с аналогичной китайской инфраструктурой. Технологической базой такого проекта является инфраструктура производства и транспортировки топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и иных ресурсов и оказания логистических и других услуг в структуре инфраструктурно-транспортных направлений (коридоров) «Китай — Россия — Европа» и «Россия — Китай — Азия». Предлагается смена бизнес-позиционирования России при взаимодействии с Китаем для ее встраивания как ключевого оператора в структуру оказания транспортно-транзитных услуг и поставок топливно-энергетических ресурсов в Европе и Азии. На этой основе возможно формирование механизмов как координации торговли продукцией и ресурсами, так и согласования в обоюдных интересах между Россией и Китаем различных технологических, экономических, информационных и иных аспектов, обеспечивающих синхронизацию процессов оказания транспортно-транзитных услуг и энергоснабжения потребителей в различных территориальных зонах национальных экономик стран Европы и Азии.

Forming the Russian Cluster of Transport-Transit and Fuel-Energy Corridors of Eurasia, Integrated with the Chinese Economic Belt of the Silk Road

Обвал отложен

Номер 5. Цифровая ажиотация
Обвал отложен

Расчет итогового интегрального индекса для Российской Федерации, определяемого по методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица», подтвердил статичность динамики этого показателя, значение которого остается на низком уровне последние три года. Одновременно продолжают наблюдаться взаимоуравновешивающие колебания расчетных показателей как в факторном, так и региональном разрезах. В то же время, как свидетельствуют данные социологических опросов, сохраняющиеся проблемы в социально-экономической сфере практически не отражаются на настроениях россиян, что особенно важно накануне нового электорального цикла.

Восстановление экономики Сирии: формирование российского инфраструктурного ядра в ближневосточном узле мировых стратегических проектов

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Восстановление экономики Сирии: формирование российского инфраструктурного ядра в ближневосточном узле мировых стратегических проектов

Российская стратегия по оказанию содействия законному руководству Сирии в борьбе с террористическими формированиями продемонстрировала наступление качественно нового этапа: не только США, но и Россия теперь может восстанавливать закон и порядок в наиболее важных регионах мира. Следующим этапом возвращения роли и признанного статуса великой державы для России является организация успешного восстановления разрушенной террористической войной экономики Сирии в условиях критической ограниченности сирийских национальных ресурсов на эти цели. Для этого необходима разработка и реализация российского аналога плана Маршалла. Предлагается концентрация российской экономической помощи и инвестиций на наиболее перспективных для российских и сирийских интересов направлениях развития сирийской инфраструктуры с ключевым положением объектов, восстановленных или созданных с российским участием. Базовый императив здесь — отработка в Сирии новой модели реализации российских возможностей в ключевых секторах (узлах) осуществления мировых стратегических проектов как нового формата развития Ближнего Востока.