Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «этнос»


Распад СССР в свете фрактальной цикличности истории России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.185.2022.114-119

В статье предлагается подход к проблеме распада СССР в рамках междисциплинарного направления мегаистории и глобальной эволюции, где сам распад СССР явился бифуркацией масштабной инвариантности истории производящей экономики. Ее завершающий мировой цикл дает картину периодов, полностью совпадающую с письменной историей Древней Руси — Российской империи — СССР.

Источники:

1. Кузык Б.Н., Агеев А.И., Доброчеев О.В., Куроедов Б.В., Мясоедов Б.А. Россия в пространстве и времени (история будущего). М.: ИНЭС, 2004. 336 с.

2. Кульпин Э.С. Генетические коды цивилизаций. Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России / Под ред. Э.С. Кульпина. Вып. 4. М.: Московский лицей, 1995. С. 32–35.

3. Кульпин Э.С. Социоестественная история. От метода — к теории, от теории — к практике. Волгоград: Учитель. 2014.

4. Гридчин И.В. Социоестественная история как мегацикл истории человечества // История и современность. 2017. № 1. С. 177–183.

5. Гридчин И.В. Троичный ритм фаз социальной мегаистории. Его прикладное значение для системного анализа и прогнозирования. Эволюция. Паттерны эволюции. Волгоград: Учитель, 2018. С. 139–156.

6. Кульпин Э.С. Золотая Орда: судьбы поколений. Вып. XXVIII. М.: ИНСАН, 2006. (Серия: Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России.)

7. Бжезинский З. Соединенные Штаты превыше всего. Международные последствия 1989 года // Независимая газета. 1999. 24 ноября.

8. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI веков. Л.: ЛГУ, 1978.

9. Гридчин И.В. Распад СССР // Природа и человек. XXI век. 2017. № 4. С. 19–22.

10. Славкина М.В. Триумф и трагедия. Развитие нефтегазового комплекса СССР в 1960–1980-е годы. М.: МАКС-Пресс, 2002.

Славянский мир: мифотворчество и реальность за 1500 лет

Номер 4. Пока гром не грянет...
Славянский мир: мифотворчество и реальность за 1500 лет

Представляющая ментально единое целое, но состоящая из различных насильственно расчлененных частей, существующих обособленно в пространстве и во времени, — такой экономикой сегодня предстает экономика Славянского и далее Русского мира. И именно в таком широком смысле и полноценном, а не как теперь, многократно усеченном и приниженном виде, Славянский и далее Русский мир, их роль и место, авторитет и значение, как раз и должны бы позиционироваться в современном мире. В статье авторы, рассматривая Славянский мир как ментальную реальность и виртуальное пространство, анализируют мировую экономику второго тысячелетия, когда на мировую сцену начали выходить Россия и ряд других для тех времен молодых славянских государств; задаются вопросом, каковы перспективы расстановки современных мировых экономических сил и какое место в этой расстановке отводится России, Русскому миру и всему Славянскому миру.

Шаманский форсайт

Номер 8. Новогодние силы
Шаманский форсайт

Широко применяемая в России типовая методика «скоростного форсайта» имеет ряд недостатков и ограничений. На основе последних открытий социальной антропологии и когнитивной нейронауки возник переход к «шаманскому форсайту». Новая методика может эффективно применяться для формирования долгосрочного видения будущего сибирских и дальневосточных регионов Российской Федерации.

Человек и мир

Номер 2. Инерция либеральной лени
Человек и мир

Планетарный мир стремительно меняется, меняется и человек. Сегодня, во время глобального освоения мира и глобализации самого человека, остро встает вопрос о судьбе человека и будущем мира. Актуален вопрос и о судьбе локальных — этнонациональных — миров. Автор, будучи человеком русским, размышляет о судьбе Русского мира, никак не желая ни ему, ни другим этнонациональным мирам исчезновения.

Этнофорсайт: будущее народа Саха

Номер 6. Территория без цели?
Этнофорсайт: будущее народа Саха

Практика форсайта широко распространена на национальном и корпоративном уровне, при этом практически отсутствуют примеры применения данной методики для формирования видения будущего отдельного этноса. На основе анализа произведения величайшего представителя якутской интеллигенции А.Е. Кулаковского осуществлен анализ актуального положения якутского этноса и различных стратегий его развития в XXI в.