Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «экономическое развитие»


Внешняя торговля и инвестиции как факторы политического развития (на примере Западных Балкан)

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.66-75

В статье представлен анализ динамики и структуры внешнеэкономических связей стран Западных Балкан, рассмотрена специфика зарубежных инфраструктурных инвестиционных проектов, дана оценка степени значимости внешнеэкономических отношений для социально-политических институтов. Научная новизна исследования определена применением методов наименьших квадратов и гравитационного моделирования. Для выявления факторов, определяющих вектор экономического сотрудничества, были проанализированы макроэкономические данные, а также динамика торговых потоков: за основу была взята гравитационная модель внешней торговли. Авторы исходят из того, что многие проблемы современного социально-экономического и политического развития региона обусловлены его прошлым, а именно воспроизводством как отдельных элементов, так и системных характеристик исторических моделей. В частности, проведенный анализ подтвердил историческую фабулу зависимости политического и экономического развития Западных Балкан от внешних игроков. Исторический детерминизм внешнеполитического курса (определенный через институциональный анализ) сосуществует с экономическими факторами, обусловленными стимулами неоклассической экономической теории

Источники:

1. Павловский Г. Система РФ. Источники российского стратегического поведения. М.: Европа, 2015. С. 130.

2. Вишняков Я.В., Пономарева Е.Г. Сербия на Балканах: изобретение «порохового погреба Европы» // Современная Европа. 2018. № 7. С. 115.

3. The World Factbook. Central Intelligence Agency [Сайт]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

4. Demirtaş B. Turkey and the Balkans: Overcoming Prejudices, Building Bridges and Constructing a Common Future // Perceptions. 2013. Vol. XVIII. Т 2. Р. 173.

5. Bulent A. Turkey and the Balkans: New Policy in a Changing Regional Environment [Электронный ресурс] // SCRIBD. URL: https://ru.scribd.com/document/111688725/Turkey-and-the-

Balkans-New-Policy-in-a-Changing-Regional-Environment.

6. Priest B. Turkish and Saudi Involvement in Bosnia-Herzegovina and Kosova. 1990’s to present [Электронный ресурс] // ACADEMIA. URL: https://www.academia.edu/12253308/Turkish_and_Saudi _Involvement_in_Bosnia-Herzegovina_and_Kosova_-_1990_s_to_the_present/

7. Blagovčanin P. ARAPI U BiH: Poželjni turisti ili nepoželjna prijetnja? [Электронный ресурс] // URL: https://www.tacno.net/novosti/arapi-u-bih-pozeljni-turisti-ili-nepozeljna-prijetnja/

8. Zeneli V. What Has China Accomplished in Central and Eastern Europe? [Электронный ресурс] // The Diplomat. 2017. November, 25. URL: https:// thediplomat.com/2017/11/whathas-china-accomplished-incentral-and-eastern-europe/

9. Китайский фактор в развитии стран российского пояса соседства: уроки для России: Науч. доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. С. 42.

10. China goes to Serbia: infrastructure and politics [Электронный ресурс] // Osservatorio balcaniecaucaso transeuropa. URL: https://www.balcanicaucaso.org/eng/Areas/Serbia/Chinagoes-to-Serbia-infrastructure-and-politics-185401.

11. World Bank Open Data [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

12. Chaney Т. The Gravity Equation in International Trade: an Explanation [Электронный ресурс] // Toulouse School of Economics. URL: https://www.tse-fr.eu/sites/default/files/medias/doc/by/chaney/distance.pdf.

13. ESCAP Trade Analytics Portal [Сайт]. URL: https://trade.unescap.org/analytics/index.html.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.). Beverly Hills CA: SAGE, 1984. 327 р.

 

Какая программа нужна России, или Немного о предстоящих реформах

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Какая программа нужна России, или Немного о предстоящих реформах

В статье анализируются четыре программы экономического развития России, предложенные Центром стратегических разработок (ЦСР) во главе с А.Л. Кудриным, Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина, созданным неправительственной организацией экспертов «Столыпинский клуб», и общественной организацией «Деловая Россия» во главе с Б.Ю. Титовым. Кроме этих двух программ существуют программа Минэкономразвития России, созданная под руководством министра М.С. Орешкина, и программа «Принципы стратегии экономического развития России до 2030 года» комитета по промышленности Торгово-промышленной палаты во главе с известным промышленником, организатором Московского экономического форума К.А. Бабкиным. Программы Минэкономразвития России и ЦСР представляют позицию либеральной части экономической элиты страны, в том числе денежной власти. Программа ТПП К.А. Бабкина представляет промышленную элиту страны, а «Программа роста» Бориса Титова — позицию наиболее активной части населения — российского бизнеса. По результатам анализа и рассмотрения предложенных программ попытаемся ответить на вопрос: что ожидает население России в результате реализации той или иной программы и прогнозируемой ими перспективе?

О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

Номер 7. Петля гистерезиса
О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

В научной статье на основе использования геоцивилизационной воспроизводственно-цикличной макромодели предложена система целей (дерево целей) устойчивого развития евразийской цивилизации и главные направления стратегии их достижения. На базе статистики Всемирного банка осуществлен анализ по пяти факторам (согласованным со структурой генотипа цивилизаций): социодемографический, агропродовольственный, энергоэкологический, научно-технологический и экономический.

Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в системе международных рейтингов

Номер 5. Понять. Предотвратить. Преодолеть
Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в системе международных рейтингов

Одним из источников информации для анализа и оценки конкурентных позиций стран являются отчеты международных рейтинговых агентств и институтов. В 2016 г. Евразийской экономической комиссией был подготовлен аналитический доклад, оценивающий уровень экономического развития Евразийского экономического союза и государств-членов в системе международных рейтингов. В рамках проведенной работы были не только проанализированы страновые позиции, но и рассчитана сводная позиция ЕАЭС как средневзвешенное значение пропорционально вкладу государства-члена в суммарный ВВП Союза.

Регионы на краю долговой ямы

Номер 6. Территория без цели?
Регионы на краю долговой ямы

При разработке рейтинга регионов России использован методологический аппарат программного комплекса «Стратегическая матрица региона РФ», разработанного Международной Лигой стратегического управления, оценки и учета в партнерстве с Институтом экономических стратегий РАН. Его функциональное предназначение не сводится только к отражению текущего уровня развития регионов. Основная цель — обеспечение процесса стратегического планирования, позволяющее учитывать изменчивость экономической конъюнктуры и с высокой степенью надежности выбирать оптимальные стратегии развития регионов из числа имеющихся альтернатив.

Разработка стратегических направлений инновационного развития регионов