Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «ЕАЭС»


Формирование в рамках ЕАЭС цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.5-12

В статье рассматриваются проблемы формирования цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок в рамках финансовой системы ЕАЭС. Предлагается обеспечить повышение наблюдаемости любых сегментов финансовой системы, которую можно цифровым образом структурировать путем электронной цифровой идентификации каждой денежной единицы в доступных для мониторинга пространствах движения товарных, финансовых и имущественных активов. Получаемые результаты анализа могут быть использованы для оптимизации операционной динамики электронных транзакций явных альянсов и неформальных картелей финансовых агентов в наблюдаемом пространстве цифровых форматов финансовых коммуникаций с учетом движения финансовых средств в различной форме и номинированных в различных валютах.

Источники:

1. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики //Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 3 (161). С. 44-56. 

2. Агеев А.И., Ворожихин В.В., Кузык Б.Н., Махутов Н.А., Побываев С.А. Проблемы развития торговой, клиринговой, расчетной и платежной систем, обеспечивающих оптимизационное взаимодействие российских финансовых институтов и хозяйствующих субъектов //Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики/Материалы международной научно-практической конференции. М.: ИПР РАН, 2018. С. 7-9.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А., Побываев С.А. Формирование системных механизмов защиты российских валютно-финансовых ресурсов в условиях спекулятивного манипулирования мировыми финансовыми рынками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2 (54). С. 8-11.

Пятилетие евразийской интеграции: статистический анализ основных экономических результатов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.48-57

За пять лет после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе накоплен опыт интеграции, выявлены ее плюсы и минусы, потенциал и препятствия на пути развития ЕАЭС. Точность оценок пятилетней динамики интеграции влияет на эффективность решений о ее дальнейшем развитии. Полная, достоверная, качественная статистическая оценка экономического состояния Союза является необходимой базой его успешной динамики на новом этапе

Источники:

1. Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.

2. UNCTAD [Сайт]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en.

3. Международные сравнения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/incomparisons.

4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017.

5. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01420213/ms_10122018.

6. Эффективность аналитики как показатель зрелости государства [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51522.

7. Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России [Электронный ресурс] // РБК. 2015. 15 декабря. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/12/2015/56703a6d9a7947f88a89ae7d.

8. «Шелковый путь»: мимо Москвы в Лондон [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2017. 30 октября. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/10/30/10962968.shtml.

 

Армения в рамках Евразийского экономического союза

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.74-77

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 г., вступил в силу 1 января 2015 г. Цель союза — обеспечение условий для стабильного экономического развития государств-членов посредством роста жизненного уровня населения, всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик. Армения стала частью ЕАЭС 2 января 2015 г. В то же время важнейшими проблемами для всех стран остаются диверсификация национальной промышленности, низкие конкурентоспособность продукции большинства производителей и доля высокотехнологичной продукции в экспорте, практическое отсутствие торгового и инвестиционного сотрудничества между отдельными парами стран, степень доверия населения к интеграционной группировке. В статье рассматриваются вопросы, связанные с экономическим развитием Армении в рамках ЕАЭС, взаимной торговлей со странами — членами ЕАЭС, отношением населения к ЕАЭС; выявляются положительные и негативные стороны участия Армении в ЕАЭС, а также возможные пути усиления интеграции в рамках ЕАЭС

Источники:

1. Зиядуллаев Н. Евразийскому экономическому союзу нужны нестандартные подходы [Электронный ресурс] // Международная жизнь. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=12057.

2. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2019.pdf.

3. Основные тенденции интеграционного развития Армении в 2018 г. [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/osnovnye-tendentsii-integratsionnogo-razvitiya-armenii-v-2018-g/

4. Интеграционный барометр ЕАБР (шестая волна измерений). Доклад № 46 [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/upload/iblock/0dc/EDBCentre_2017_Report-46_EDB-Integration-Barometer_RUS_1.pdf.

5. Андронова И.В., Белова И.Н., Ганеева М.В., Мосейкин Ю.Н. Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС как важнейший фактор лояльности населения стран-участниц к интеграционному объединению и его притягаельности для новых членов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 117–130.

Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

Номер 6. За высокую норму
Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

В статье рассматривается возможность формирования (на основе криптовалютных принципов) единой электронной валюты ЕАЭС. На основе криптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — создается возможность решения проблем наращивания инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами — нерезидентами государств — членов ЕАЭС. Криптовалютная управленческая модель позволяет решить задачу реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств — членов ЕАЭС. Союзная финансовая система ЕАЭС по объему используемых финансовых ресурсов сможет противостоять рискам валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп.

Стратегия C3 расширения экономической интеграции ЕС — ЕАЭС

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Стратегия C3 расширения экономической интеграции ЕС — ЕАЭС

В статье кратко подведены итоги Международного молодежного форума «Будущее евразийской и европейской интеграции: Форсайт-2040», посвященного осмыслению новых возможностей экономической интеграции на евразийском континенте. Высокая взаимозависимость европейских и евразийских рынков делает прочные социально-политические отношения необходимым условием достижения долгосрочного экономического развития, роста и стабильности в регионе. В связи с этим в настоящей работе предлагается стратегия C3, основанная на идеалах сотрудничества, совместимости и состязательности с целью поощрения взаимовыгодного обмена товарами и услугами между странами Европейского союза (ЕС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и странами Азии (Китай) и содействия ему. В частности, в стратегии выделяются тенденции четырех основных секторов (транспорт и инфраструктура, финансы, технологии и энергетика), благодаря которым стратегия C3 потенциально может расширить зоны экономической интеграции в ЕС, ЕАЭС и на азиатском пространстве к 2040 г.

«Мягкая сила» науки и образования в развитии евразийской экономической интеграции

Номер 2. Сизифов труд
«Мягкая сила» науки и образования в развитии евразийской экономической интеграции

Принятие Россией председательства в Евразийском экономическом союзе в 2018 г. позволяет сформулировать и вынести на широкое обсуждение комплекс инициатив, направленных на укрепление интеграционного объединения и достройку выпавших звеньев интеграционной повестки. Как показала практика функционирования ЕАЭС в условиях внешних ограничений и отсутствия четко сформулированных совместных приоритетов развития, Союз нуждается в конкретизации целеполагания и подкреплении прагматических устремлений государств-членов серьезной научно-исследовательской и практической работой по актуализации совместного культурно-исторического и духовного наследия народов Евразии. Иначе говоря, необходимо придать новый импульс Евразийскому союзу, который призван стать конкурентоспособным экономическим объединением государств, имеющих общую картину мира, систему представлений и ценностных ориентиров. Одним из таких цементирующих общее экономическое целое начал является сеть научно-образовательных учреждений государств — членов ЕАЭС, которые при правильной постановке дела могут превратиться в самодостаточную рентабельную отрасль, продукт которой (современные знания) может успешно экспортироваться в третьи страны, повышая престиж и капитализацию Союза, а также укрепляя внешнеполитические позиции России. Для этого необходимо уже сейчас предпринять деятельные шаги по выращиванию кластеров науки и образования на основе обмена передовыми опытом и практиками между профильными учреждениями стран Союза, поднять планку квалификационных требований для всех участников евразийского научно-образовательного обмена. В статье предлагаются контуры подхода по всемерному стимулированию кооперации в этой сфере в целях как самообеспечения интеграционных процессов современными кадрами, так и для предложения вовне.

Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Номер 8. Новогодние силы
Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Статья посвящена формированию российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии как российского встречного партнерского проекта, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути. Обоснована необходимость создания Евразийского распределенного мегахаба, ориентированного на консолидированное управление для использования транспортно-транзитной и топливно-энергетической инфраструктуры России и других государств — участников ЕАЭС, комбинированно сопряженной с аналогичной китайской инфраструктурой. Технологической базой такого проекта является инфраструктура производства и транспортировки топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и иных ресурсов и оказания логистических и других услуг в структуре инфраструктурно-транспортных направлений (коридоров) «Китай — Россия — Европа» и «Россия — Китай — Азия». Предлагается смена бизнес-позиционирования России при взаимодействии с Китаем для ее встраивания как ключевого оператора в структуру оказания транспортно-транзитных услуг и поставок топливно-энергетических ресурсов в Европе и Азии. На этой основе возможно формирование механизмов как координации торговли продукцией и ресурсами, так и согласования в обоюдных интересах между Россией и Китаем различных технологических, экономических, информационных и иных аспектов, обеспечивающих синхронизацию процессов оказания транспортно-транзитных услуг и энергоснабжения потребителей в различных территориальных зонах национальных экономик стран Европы и Азии.

Forming the Russian Cluster of Transport-Transit and Fuel-Energy Corridors of Eurasia, Integrated with the Chinese Economic Belt of the Silk Road

О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

Номер 7. Петля гистерезиса
О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

В научной статье на основе использования геоцивилизационной воспроизводственно-цикличной макромодели предложена система целей (дерево целей) устойчивого развития евразийской цивилизации и главные направления стратегии их достижения. На базе статистики Всемирного банка осуществлен анализ по пяти факторам (согласованным со структурой генотипа цивилизаций): социодемографический, агропродовольственный, энергоэкологический, научно-технологический и экономический.

Азербайджан — ключевой игрок в Закавказье

Номер 7. Петля гистерезиса
Азербайджан — ключевой игрок в Закавказье

Статья посвящена возможностям и перспективам Азербайджана в текущей непростой политической и экономической ситуации, сложившейся в мире и стране. Снятие санкций с Ирана, напряжение в российско-турецких взаимоотношениях, падение цен на нефть, эскалация Карабахского конфликта… Как эти и другие факторы скажутся на экономике одной из самых развитых стран Закавказья?

Системный подход к формированию целей при разработке стратегической программы энергосбытовой организации

Номер 7. Петля гистерезиса
Системный подход к формированию целей при разработке стратегической программы энергосбытовой организации

Подчеркивается актуальность разработки экономико-математического инструментария, основанного на системном подходе и позволяющего оценивать согласованность целей энергосбытовых организаций (ЭСО) с целями электроэнергетики при разработке стратегических программ. Рассмотрена имеющаяся методологическая основа в области системных исследований в энергетике, на базе которой выбрана координация как наиболее адекватный метод решения вопросов согласования целей отрасли и ее субъектов. Предлагаемая структурная модель оценки согласованности целей отрасли с целями ЭСО содержит цели разного уровня: формирование энергоэффективной экономики; цели государственной экономической политики в сфере энергетики; цели электроэнергетики; цели энергосбытовой организации. Ее применение позволит уменьшить противоречия при взаимодействии ЭСО с иными субъектами электроэнергетики.