Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Денежно-кредитная политика»


Как ответить на стратегические вызовы: о мобилизационной повестке дня

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Как ответить на стратегические вызовы: о мобилизационной повестке дня

1 марта 2018 года Президент России В.В. Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию сказал: «Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру». Однако опыт России последней четверти века свидетельствует о том, что на самом деле, открывшись миру и укрепляя демократию, мы лишь растеряли ресурсы, рассредоточили и подрастеряли силы и практически утратили «волю для дерзновенного труда». Бедным не до дерзновенного труда, они с трудом выживают на макаронах и картошке, богатые погрязли в гедонизме и рассматривают «эту страну» только как источник сверхприбылей, а власть заворачивает отсутствие реальной работающей стратегии и собственной политической воли в красивые словесные обертки о демократии и свободном рынке и в нескончаемые долгосрочные и среднесрочные стратегии и программы, которые никогда не выполнялись. Исповедовать стратегию открытия миру, когда США уже объявили всем, по сути, торговую войну, мягко говоря, недальновидно. Еще ни одной стране не удалось создать или возродить промышленность, не защитив своего производителя. Возможна ли в таких условиях новая индустриализация и кто может и должен стать ее движущей силой?

Проблема организации экономического роста: расхождения во взглядах

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Проблема организации экономического роста: расхождения во взглядах

Предметом исследования стала проблема формирования экономической политики роста в России. Выход экономики из рецессии требует обоснования мероприятий правительственной политики, способствующих не только преодолению кризиса, но и выводу экономики на траекторию устойчивого экономического роста заданного темпа. В статье рассматриваются позиции экономистов, представляющих собой два крупных лагеря по взглядам на экономическую политику роста, — экспансионистов и рестрикционистов. Первые высказываются за активное стимулирование экономики методами бюджетной и денежно-кредитной политики, вторые исповедуют курс на сокращение расходов и проведение отдельных реформ, которые, с их точки зрения, повысят качество функционирования экономики (судебная реформа, приватизация и т.д.). Применяя метод сопоставительного анализа, опираясь на факты экономического роста и кризиса в России, автор обосновывает позицию по формированию новой модели роста для нашей страны, указывает стратегические направления такой политики и приводит научные доводы, которые подтверждают именно этот выбор. Например, относительно стимулирования инвестиций показано, что на первой фазе выхода из рецессии потребуется не столько наращивание величины инвестиций, сколько стимулирование совокупного потребления и восстановление уровня доходов граждан. Существующий выбор между экспансией и рестрикцией как видами экономической политики не столь однозначен, поскольку имеются серьезные ограничения на денежную экспансию и рассматривать такой вид политики в России в отрыве от иных системных воздействий, которые должны быть соразмерны этой модели политики, при ее реализации нецелесообразно. Экономическая политика нового роста должна исходить из наличия обратных связей и влияний в экономической системе и верно оценивать текущее состояние с учетом установленных стратегических ориентиров.

Уроки девальвации

Номер 5. Понять. Предотвратить. Преодолеть
Уроки девальвации

В статье показаны последствия текущей денежно-кредитной политики ЦБ РФ, анализируются ее теоретические предпосылки и результаты их применения на практике. В частности, рассматриваются отличия монетарной политики инфляционного таргетирования, которая проводится в России, от опыта ее использования в странах ЕС и США. Особое внимание уделяется рассмотрению действий ЦБ в ходе девальвации 2014–2015 гг., подробно анализируются непосредственные последствия принятых мер для различных секторов российской экономики. Также авторы предлагают фундаментально другой подход к проведению данной политики, необходимый, чтобы преодолеть негативные результаты предыдущих действий Банка России. Указанные в данной статье меры подразумевают внедрение новой модели эмиссии, превращение российского рубля в мировую валюту, повышение устойчивости его курса.

Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Номер 8. Репертуар властвования
Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Экономический кризис 2009–2014 гг. в России и на Украине не является результатом воздействия мирового финансового кризиса. Продолжающееся ухудшение положения в экономиках Украины и России порождено в первую очередь неадекватной макроэкономической политикой, которая не может быть оптимальной в силу институциональных условий ее формирования. Прежде всего отсутствует законодательная база согласования целевых ориентиров макроэкономической политики. НБУ и ЦБ РФ, действуя самостоятельно, формируют политику исходя из собственных, зачастую неверных, представлений о процессах в экономике. В этих условиях денежно-кредитная политика, ставшая главным инструментом ухудшения ситуации, направлена не на оживление экономики, а на таргетирование инфляции через завышенные процентные ставки.

Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Номер 7. Коварство Пандоры
Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Экономический кризис 2009–2014 гг. в России и на Украине не является результатом воздействия мирового финансового кризиса. Продолжающееся ухудшение положения в экономиках Украины и России порождено в первую очередь неадекватной макроэкономической политикой, которая не может быть оптимальной в силу институциональных условий ее формирования. Прежде всего отсутствует законодательная база согласования целевых ориентиров макроэкономической политики. НБУ и ЦБ РФ, действуя самостоятельно, формируют политику исходя из собственных, зачастую неверных, представлений о процессах в экономике. В этих условиях денежно-кредитная политика, ставшая главным инструментом ухудшения ситуации, направлена не на оживление экономики, а на таргетирование инфляции через завышенные процентные ставки.

Формирование текущей макроэкономической политики с учетом ожиданий (на примере ФРС США)

Номер 2. Ледниковый период

Монетарные власти располагают широким набором инструментов для воздействия на экономические процессы: варьирование процентными ставками, изменение величины норматива обязательных резервов, проведение операций на открытом рынке, информационные интервенции. Первые два из названных инструментов считаются «грубыми», не выявлено безусловной зависимости между их изменением и активностью хозяйствующих субъектов на денежном и фондовых рынках, что затрудняет их использование. Исследование современной практики принятия решений макрорегуляторами на примере ФРС США показало, что наряду с традиционной информацией для макроэкономического обоснования решений в сфере макроэкономической политики используются индикаторы ожиданий деловых кругов для непосредственного формирования экономических ожиданий стратегических инвесторов и достижения благодаря этому доверия к политике макрорегулятора. В статье приведен анализ стенограмм заседаний Комитета по операциям на открытом рынке ФРС США за 2007–2009 гг.