Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «цифровизация»


Политическая роль проекта «Данбар» в развитии глобальной финансовой архитектуры

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.164-167

Цифровизация является одним из магистральных процессов трансформации современной системы глобальных взаимодействий, изменяя характер социальных связей не только на техническом и экономическом, но и на политическом уровне. При этом технологические инновации также становятся инструментами политического влияния. В этой статье анализируется структура управления одного из ведущих участников мирового финансового рынка — Банка международных расчетов (БМР) и проливается свет на то, какое важное место занимает БМР в глобальной финансовой архитектуре, на примере проекта «Данбар», разрабатываемого в его инновационном хабе. В цифровую эпоху БМР взял на себя новую, ведущую, роль в изучении, разработке и тестировании цифровых инноваций в центрально-банковской сфере. Отмечается, что потенциал использования БМР в политических целях велик, учитывая, что проект «Данбар» вызовет далеко идущие последствия для структуры современных международных отношений.

Источники:

1. Biały B. Social media: from social exchange to battlefield // The Cyber Defense Review. 2017. Vol. 2. No. 2. P. 75.

2. Фарах А.С. Роль Банка международных расчетов в процессе европейской интеграции // Вестник Московского университета. (Серия 27. Глобалистика и геопалитика). 2020. № 4. С. 75–84.

3. Promoting Global Monetary and Financial Stability. The Bank for International Settlements after Bretton Woods, 1973–2020 /Edited by Claudio Borio, Stijn Claessens, Piet Clement, Robert N. McCauley, Hyun Song Shin. NY.: Cambridge University Press, 2020. P. 60.

4. Statutes of the Bank for International Settlements (of 20 January 1930; text as amended on 7 November 2016) [Электронный ресурс] // Bank for International Settlements. 2016. 29 p. URL: https://www.bis.org/about/statutes-en.pdf.

5. Central bank digital currencies: The next disruptor [Электронный ресурс] // Deloitte Development LLC. September 4, 2021. P. 4. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Financial-Services/gx-fsi-central-bank-digital-currencies.pdf.

Неудача АСПР как теоретико-методологическая ошибка Госплана: анализ и выводы

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.142-147

Реальный экономический рост и развитие уже немыслимы без достижений цифровой революции. Однако и по сей день внедрение этих достижений в национальную экономику оказывается далеко не самой простой задачей, поскольку ее решение сопряжено с рядом методологических и концептуальных проблем. Это понимали и в СССР после окончания Второй мировой войны, когда общество впервые в истории задумалось о совершенствовании управления народным хозяйством на основе новейших технологических решений. Новым уникальным решением того времени стал проект автоматизации планирования экономики, официально называемый автоматизированной системой плановых расчетов (АСПР). Подобная система должна была вывести советское планирование на качественно более высокий уровень, однако в результате теоретико-методологических противоречий, которые содержала концепция, советский проект цифровизации изначально пошел неверным путем и так и не был доведен до логического завершения. Вопрос заключается в том, можно ли было реализовать АСПР с теми же мощностями, но с иной теоретико-методологической базой.

Источники:

1. Лебединский Н.П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов: Учеб. для системы переподгот. и повышения квалификации рук. кадров нар. хоз-ва / АНХ при Совете Министров СССР. М.: Экономика, 1989. С. 102.

2. Методы и модели АСПР: итоги и перспективы / Под ред. В.Б. Безрукова, Т.К. Кравченко. М.: Экономика, 1989. С. 6.

3. Аванпроект автоматизированной системы плановых расчетов Госплана СССР и госпланов союзных республик. М., 1969. С. 12.

4. АСПР — автоматизированная система плановых расчетов (основные принципы проектирования) / Под ред. Е.З. Майминаса. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1970. 130 с.

Особенности и направления оценки недвижимости для целей государственной экономической политики в условиях цифровизации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.130-135

В статье рассматриваются актуальные вопросы ведения цифрового кадастрового учета, расчета стоимости объекта недвижимости в условиях динамики рыночных индикаторов. Отражена статистика распределения российских городов по показателю среднего уровня цен на недвижимость в разрезе видов рынка в 2020 г. Предложен подход к формированию отчетов по результатам оценки недвижимости.

Features and Directions of Real Estate Valuation for the Purposes of State Economic Policy in the Context of Digitalization

 

1. Хрусталев Б.Б., Аюпова З.В. Основные направления эффективного развития рынка коммерческой недвижимости в жилом секторе // Экономика строительства. 2021. № 1. С. 44–53.

2. Зинковский М.А. Экономика и гражданский оборот: некоторые аспекты взаимосвязи // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 5. С. 29–34.

3. Беляев М.К. Цифровые метаморфозы торговли // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 2. С. 85–98.

4. Волович Н.В., Ковалев Д.В. Вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Ч. 1. Методология // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 2. С. 53–64.

5. Предварительные итоги рынка недвижимости за 2020 год, перспективы 2021 от экспертов российской гильдии риэлторов [Электронный ресурс] // Российская гильдия риэлторов. 22 с. URL: https://rgr.ru/Uploads/Redactor/3b97d3b0-5e08-4c89-889c-4efe3c0acb92/rgr_itogi_2020_goda_predvarit.pdf.pdf.

6. Аналитическая система объектов недвижимости [Сайт]. URL: https://tbankrot.ru/lp/ned.

7. Яблоновская М.Ю. Методы оценки управления информационно-аналитической системой кадастра недвижимости муниципального образования // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2015: Сб. научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: В 4 т. Курск: Университетская книга, 2015.

8. Яроцкая Е.В., Матвеева А.В., Зайцева Я.В. Основы оценки объектов недвижимости: Учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2020. 66 с.

Инновационный кластер как институт развития инновационной экономики России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.64-69

Политика поддержки предложения, становящаяся все более актуальной в странах Европы и Америки ввиду перегретого спроса, является актуальной и для России. Вместе с тем активный рост информационных возможностей государства можно использовать для взаимной увязки целей социального и экономического развития при условии направленности на комплексное развитие инновационной среды и в том случае, когда оптимальным институтом выступает инновационный кластер. Во-первых, он формирует структуру инновационной отрасли с широким слоем малого и среднего бизнеса, снижая трансакционные издержки. Во-вторых, сочетание конкуренции и кооперации в кластере особенно выигрышно в инновационной культуре России, отличающейся самоценностью мастерства и инноваторского сообщества. В-третьих, кластер позволяет разрешить конфликт между цифровыми платформами и местной экономикой, используя преимущества цифровизации и локализации для взаимного удовлетворения интересов, способствующего росту общественного благосостояния.

Источники:

1. Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии [Электронный ресурс] / Под ред. О.В. Синявской // Институт социальной политики НИУ ВШЭ. URL: https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/COVID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf.

2. Cochrane J.D. The Revenge of Supply [Электронный ресурс] // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/supply-shortages-inflation-result-of-governmentpolicies-by-john-h-cochrane-2021-10.

3. Махалина О.М., Махалин В.Н. Своевременные и адекватные меры по поддержке экономики и населения России в период пандемии // Вестник РГГУ. (Серия «Экономика. Управление. Право»). 2021. № 1. С. 56–70.

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Цифровая трансформация в контексте социально-экономического развития регионов: проблемы и перспективы

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.65-74

В статье обозначена цель исследования, состоящая в определении наиболее актуальных проблем цифровой трансформации на региональном уровне. Представлено краткое описание стратегий цифровой трансформации нескольких субъектов РФ, различающихся по уровню социально-экономического развития. Проведен сравнительный анализ регионов по шести обязательным направлениям цифровизации. Сделан вывод о необходимости создания соответствующей инфраструктуры, включающей новые модели взаимодействия бизнеса, научных организаций, органов власти и, как следствие, формирование высокого уровня доверия населения к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры.

Источники:

1. Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Фугалевич Е.В. Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса // Креативная экономика. 2022. Том 16.  № 1.  С. 37. doi: 10.18334/ce.16.1.114146.

2.  Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам.  М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 37-38.

3. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики.  2021.  Том 11.  № 1.  С. 48.

4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

5. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга: Расширенное заседание Президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021 г. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/protokolrasshirennogozasedaniyasoveta25082021.pdf

Жилищно-строительная экосистема: технологический прорыв

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.72-85

В статье на основе проведенного методологического анализа и привлечения обширных эмпирических данных предложен оригинальный подход к разработке исходных позиций концепции формирования жилищно-строительных экосистем. Рассматриваются основные критерии оценки целесообразности использования новой организационной формы для осуществления планов достижения стратегических социально-экономических целей, стоящих перед страной, и реализации перспективной стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В качестве ядра строительной экосистемы предложено избрать технологический инжиниринг. В статье сформулирован ряд практических рекомендаций

Источники:

1. Мы говорим о программе развития Сибирского региона на десятилетия [Электронный ресурс] // РБК. 2021. 6 сентября. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/06/6131fab69a79471a71a0b412.

2. Гришкин И.И. Понятие информации. М.: Наука, 1973. С. 12.

3. Ванисова Е. Трансформация науки в элемент маркетинга не безобидна // НГ-наука. 2021. 22 сентября.

4. Что такое экосистема // Профиль. 2021. № 48–49. 20 декабря. С. 48.

5. Цуцуми С. Пути перемен. М.: Прогресс, 1982. С. 97.

6. Прорабы перекройки [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 16 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5130609.

7. Мысли-НеМысли [Электронный ресурс] // Telegram. 2021. 9 декабря. URL: https://telegram.me/mislinemisli/9912.

8. Если ты не умеешь быть девелопером, то становись подрядчиком [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2022. 12 января. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5157145?query=Щербина.

9. Путин: строительный комплекс станет локомотивом роста при восстановлении экономики [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 16 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/8261871.

10. Борисов Д. Другого качества стройка [Электронный ресурс] // Ведомости. 2022. 26 января. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2022/01/25/906386-drugogo-kachestva.

Антимонопольное регулирование: приоритеты в меняющемся мире

DOI: https://doi.org/10.33917/es.2.182.2022.32-38

В статье рассматриваются спровоцированные цифровизацией экономики изменения мировых рынков, которые повлекли за собой новые вызовы для антимонопольного регулирования. В этом контексте рассматриваются цифровые платформы и использование алгоритмических механизмов ценообразования хозяйствующими субъектами. Автор предлагает провести разграничение между различными видами платформ на платформы – «биржи» (или торговые площадки) и платформы – многосторонние рынки и проследить воздействие каждого из видов платформ на конкурентную среду. Также в статье рассматривается использование цифровых алгоритмов хозяйствующими субъектами как фактора формирования согласованного поведения и имплицитных антиконкурентных соглашений картельного типа между участниками рынка. В этом контексте оценивается соотношение человеческого фактора и автоматизированного ценообразования на основе алгоритмов с позиций их воздействия на устойчивость имплицитных антиконкурентных соглашений. Обе проблемы — платформы и алгоритмические ценообразование — рассматриваются с учетом глобального характера деятельности хозяйствующих субъектов. В этих условиях возможности реакции антимонопольных органов на их монополистические проявления на национальном уровне ограничены, как и ограничен национальный суверенитет перед лицом глобальных корпораций. В заключении отмечается необходимость новых форм противодействия монополизации на цифровых рынках

Источники:

1. ICN 2021 [Сайт]. URL: https://icn2021budapest.hu/site/#

2. Агеев А.И. Картина мира [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 5. URL: http://www.inesnet.ru/wpcontent/mag_archive/2019_04/ES2019-04-Slovo.pdf.

Методологические подходы к целям развития экономики России в условиях внедрения цифровизации

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.30-39

В статье приводится исследование совокупности национальных программ и федеральных проектов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на формирование кадрового обеспечения национальной программы по созданию цифровой экономики Российской Федерации. Изучаются критерии реализации программ и проектов и динамика изменения их количественных значений. Особое внимание уделено степени применения основных методологических подходов – программно-целевого, комплексного, процессного, системного и ситуационного, как основы построения иерархии совокупности программ и проектов.

Источники:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20. ст. 2817.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Собрание законодательства РФ, 05.12.2016. № 49. ст. 6887.

3. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 03.12.2019. Начало действия документа – 01.01.2020.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 01.01.2018. № 1 (часть II). ст. 375.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2162.

Развитие системы стратегического управления в условиях цифровизации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.20-33

Внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на развитие всей системы государственного управления и ее важнейшего элемента — системы стратегического планирования. Современные цифровые интеллектуальные технологии и работа органов государственного управления на основе передовых достижений управленческой науки и единства методологических подходов позволяют поднять систему стратегического планирования на качественно новый уровень. Ключом к успеху является согласованное развитие как собственно системы государственного управления, так и общегосударственных информационно-управляющих систем. Авторами на основании анализа содержания деятельности по стратегическому управлению и используемой для этой деятельности информации сформулированы общие подходы к выбору информационных технологий для обеспечения выполнения этапов стратегического управления.

Источники:

1. Путин В.В. Заседание Совета Безопасности 27 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66777.

2. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 36–40.

4. Андреева З.К., Барышников П.Ю., Журенков Д.А. и др. Стратегическое целеполагание в ситуационных центрах развития / Под ред. В.Е. Лепского, А.Н. Райкова. М.: КогитоЦентр, 2018. 320 с.

5. Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О принципах датацентризма, сетецентризма и командноцентризма в контексте информатизации государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 76. 2019. Октябрь.