Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Цифровая экономика»


Цифровая экономика: проблемы и решения

DOI: 10.33917/es-5.171.2020.51-57

В статье рассмотрены роль и значение международных информационных стандартов в цифровой экономике. Показано значение стандартов в построении единого цифрового пространства как ключевого элемента цифровой экономики. Особое внимание уделено международным стандартам интеграции на уровне онтологии, семантики и языков взаимодействия информационных систем. Рассмотрена структура стандартов европейской инициативы в цифровой экономике — «Индустрия 4.0» и такие направления развития цифровой экономики, как цифровая корпорация и цифровая индустрия. Определены возможные направления развития и применения информационных стандартов в рамках цифровой экономики

Источники:

1. Кукшев В.И. Эффективная информационная стратегия и международные стандарты [Электронный ресурс] // VI Международная конференция «ИТ-Стандарт», 2015, Москва, МИРЭА. URL: http://www.itstandard.ru/151/Кукшев.pdf.

2. Industrial Internet of Things: Unleashing the Potential of Connected Products and Services [Электронный ресурс] // World Economic Forum. 2015, January. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_IndustrialInternet_Report2015.pdf.

3. Кукшев В. Международные стандарты цифровой экономики (ISO/IEC). Российский опыт [Электронный ресурс] // XIV Международная конференция «Нефтегазстандарт-2018», Екатеринбург, 2018. URL: https://238923.selcdn.ru/tm_production/media/files/events/extra_data/153/presentation/3_Kukshev_VI.pdf.

4. Industry 4.0. Challenges and solutions for the digital transformations and use of exponential technologies [Электронный ресурс] // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ch/Documents/manufacturing/ch-enmanufacturing-industry-4-0-24102014.pdf.

5. Plattform Industrie 4.0 [Сайт]. URL: http://www.plattform-i40.de.

6. Шесть составляющих Industry 4.0 [Электронный ресурс] // Центр промышленной робототехники KAWASAKI-ПОЛИТЕХ. URL: http://www.plm.pw/2016/09/The-6-Factors-of-Industry-4.0.html.

Методические проблемы определения ресурсного обеспечения мероприятий национальной программы «Цифровая экономика»

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019. 14-21

Цель настоящей работы заключается в обосновании методических подходов по определению стоимости мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В научной статье представлен анализ соответствия данной программы требованиям к структуре и содержанию государственных программ, установленным в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (введенным в действие приказом Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2012 г. №817). В результате были выявлены    основные недостатки и сформулированы предложения по повышению уровня обоснованности основных показателей – объемов финансовых ресурсов и экономической эффективности мероприятий.

В работе предложен методический подход по определению стоимости основных мероприятий крупных национальных программ. В качестве метода решения поставленной задачи предлагается использование не одного, а двух методов, а именно, экспертного и корреляционно-регрессионного анализа.

Источники:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Приказ Министерства экономического развития России от 26 декабря 2012 г. №817 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Оценка потребностей компаний в системах поддержки принятия эффективных управленческих решений

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019.22-30

В статье рассмотрены актуальные в современных условиях вопросы принятия эффективных управленческих решений при помощи системы поддержки принятия управленческих решений и определения ключевых индикаторов и показателей, характеризующих потребности компаний в использовании названных систем. В рамках данных вопросов рассмотрены результаты, получаемые вследствие реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», включающей применение технологий Индустрии 4.0. Реализация задач данной программы возможна только при условии диверсификации производства, которой должен предшествовать ряд мероприятий, объединяемых в понятие «управление диверсификацией», подробно рассмотренное в статье. На основании проведенного анализа, выделены ключевые индикаторы и показатели, позволяющие охарактеризовать потребности компании и общества в системах поддержки принятия решений.

Источники:

1. Богинский А.И., Ученов А.А., Чурсин А.А. Оценка эффективности создания организационно-экономической системы управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 1(86). № 2. С. 46-52.

2. Богинский А.И., Чурсин А.А. Обновление продукции как часть процесса управления опережающим развитием организации // Горизонты экономики. 2019. № 2(48). С. 13-21.

3. Гальдзицкая В.В. Теоретические основы принятия управленческих решений // Сборник научных трудов «Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства». 2019. С. 424-427.

4. Зверева М.С. Релевантный подход к принятию управленческих решений // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Приоритеты социально-экономического развития Евразийского пространства». 2019. С. 88-90.

Основы построения методологии создания уникальной продукции

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.13-22

В текущих экономических условиях, характеризуемых внедрением новых информационных цифровых технологий, процессы разработки и производства уникальной продукции претерпевают существенные изменения. В статье рассмотрены модели и последовательность этапов жизненного цикла продукции, автором сформированы основы комплексной методологии создания уникальной продукции, включающей совокупность экономических механизмов и инструментов, которые могут получить развитие в виде прикладного программного решения.

Источники:

1. Chursin A., Tyulin A. Competence Management and Competitive Product Development: Concept and Implications for Practice. Heidelberg, Germany: Springer International Publishing, 2018. – 234 p.

2. Панков А.А., Юдин А.В., Грошева П.Ю. Основные направления повышения устойчивости финансово-экономического состояния предприятия //Сегодня и завтра российской экономики. 2018. № 87-88. С. 40-49.

3. Koptev Yu., Chursin A. Methods for Calculating Competitive Indicators of High-tech Products, Considering the Factors of Product Sales in the Markets in Aerospace Industry //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 476. № 1. pp. 012015.

4. Семенов В.В., Цырков А.В., Юрцев Е.С. «Индустрия 4.0» – новое в управлении жизненным циклом продукции //В сборнике: Научно-технический бюллетень «Вестник НПО “Техномаш». Москва. 2018. С. 73-75.

5. Chursin A., Makarov Y. Management of Competitiveness: Theory and Practice. – Heidelberg: Springer International Publishing, 2015. – 378 p.

6. Chursin A., Vlasov Y., Makarov Y. Innovation as a basis for competitiveness: theory and practice. Heidelberg: Springer International Publishing, 2016. – 348 p.

7. Артяков В.В., Чурсин А.А. Управление инновациями. Методологический инструментарий: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2019. – 206 с.

8. Богинский А.И., Чурсин А.А. Конструкторские решения для оптимизации себестоимости продукции //Вестник машиностроения. 2019. № 8. С. 74-78.

9. Богинский А.И., Ученов А.А., Чурсин А.А. Оценка потребностей компаний в системах поддержки принятия эффективных управленческих решений //Микроэкономика. 2019. № 6 (89). С. 22-30.

Тектоэкономика — предтеча всех экономик общественного производства

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.40-49

На базе разработанной концепции возрождения культуры производственного потребления ресурсов сделана попытка доказать существование тектоэкономики, вытекающей из тектологии — всеобщей организационной науки. Тектоэкономика понимается как искусство ведения хозяйственной, а также иной творческой деятельности на основе отбора и реализации решений по упорядочению процессов создания и потребления материальных и духовных благ. Показано, что возможности социально-экономического роста следует искать в культурных истоках. На основании представлений о тектоэкономике выявлен один из главных структурно-организационных недостатков отечественной экономики, не содержащей в сфере торговли специфическую отрасль промышленности в виде системы культурообразующих сервисных материалоцентров, устраняющих собственное заготовительное производство продуцентов готовой продукции и способствующих интенсивному росту среднего класса. Статья приурочена к столетию выхода в свет главного труда отечественного мыслителя, ученого-энциклопедиста Александра Александровича Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». В белорусском журнале OnAir № 7(104) 2018 г. опубликована статья Н.В. Костюкович «Две жизни Александра Богданова»

Источники:

1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989.

2. Бор Н. О понятиях причинности и дополнительности. Диалектика. Берн, 1948.

3. Лебедев Ю.Г. Логистика. Теория гармонизированных цепей поставок. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 488 с.

4. Лебедев Ю.Г., Уткин А.А. Сервисный металлоцентр — цивилизационный котел выплавки культуры производственного потребления // Металлоснабжение и сбыт. 2017. № 7–8.

5. Лебедев Ю.Г. Сервисные металлоцентры и средний бизнес: есть ли перспективы? // Металлоснабжение и сбыт. 2015. № 9.

6. Лебедев Ю.Г. Культура производственного потребления конструкционных материалов как фактор экономического роста и социального оптимизма // Металлоснабжение и сбыт. 2018. № 2.

7. Лебедев Ю.Г., Черныш А.Я. Протекционистская функция таможенной службы как фактор экономического роста на базе переориентации предприятий малого бизнеса на импортозамещение // Вестник Екатерининского института. 2015. № 1.

8. Аузан А.А. Национальные ценности и модернизация. М.: ОГИ, Полит.ру, 2010.

 

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.

 

Цифровизация экономики и энергетики: перспективы и проблемы

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.96-105

В статье рассматриваются основные перспективы и проблемы развития концепции цифровизации не только Индустрии 4.0 (четвертого поколения), но и всех звеньев новой цивилизации, основанной на энергоинформационном представлении экоса — нашего планетарного дома, включая экономику (систему хозяйственной деятельности), экологию (систему гармонизации отношений человека с окружающей средой) и энергетику как систему жизнеобеспечения и самой жизнедеятельности в этом доме

Источники:

1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2017.

2. Кеелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. и др. Введение в «Цифровую» экономику / Под общ. ред. А.В. Кешелава. Кн. 1 «На пороге „цифрового“ будущего». М.: ВНИИГеосистем, 2017. С. 28.

3. Бушуев В.В. Энергетический потенциал и устойчивое развитие. М.: Энергия, 2006. 320 с.

4. Васильев В.В., Бушуев В.В., Кобец Б.Б., Лизалек Н.Н. Интеллектуальное развитие электроэнергетики с участием«активного потребителя» // Энергетическая политика. 2013. 84 с. Приложение.

5. Бердников Р.Н., Бушуев В.В., Васильев С.Н. и др. Концепция интеллектуальной электроэнергетической системы с активно-адаптивной сетью / Р.Н. Бердников, В.В. Бушуев, С.Н. Васильев, Ф.В. Веселов, Н.И. Воропай, И.О. Волкова, А.М. Гельфанд, Ю.А. Дементьев, В.В. Дорофеев, П.Ю. Корсунов, И.А. Косолапов, Т.В. Купчиков, Ю.Н. Кучеров, Ю.И. Моржин, Н.Л. Новиков, Ю.А. Тихонов, Ю.Г. Шакарян, И.Б. Ядыкин / Под ред. В.Е. Фортова, А.А. Макарова. М., 2012. 236 с.

6. Инновационная электроэнергетика – 21 / Под ред. В.М. Батенина, В.В. Бушуева, Н.И. Воропая. М., 2017. 584 с.

 

Цифровая экономика в стратегии интеграции производства в России

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.18-24

В статье сформулированы концептуальные положения, раскрывающие стратегию интеграции производства в условиях цифровизации российской экономики; обоснована логика ее формирования как социально-экономического вектора, способствующего созданию цифровой экономики, обеспечивающей рост конкурентных преимуществ российских предприятий и экономики в целом; представлен зарубежный опыт стратегии интеграции производства и образования интегрированных структур, который целесообразно учитывать в отечественной практике; проанализированы функциональные стратегии интеграции производства в российской экономике; обоснована роль кластерной интеграции, способствующей созданию инновационных территориальных кластеров как фактора роста цифровой экономики, которая способствует созданию и использованию цифровых технологий, а также формированию новой цифровой платформы в стратегии интеграции производства с целью улучшения социальной и экономической ситуации в РФ

Источники:

1. Путин: без цифровой экономики у России нет будущего [Электронный ресурс] // Forklog. URL: https://forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации“» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/71734878/#ixzz4xa7EKLoG.

3. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Nosova S., et al. Turbulence in the Russian Economy Management System // International Journal of Economics and Financial Issues (IJEFI). 2016. N 6(S1). Pp. 233–238.

5. Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля [Электронный ресурс] // STPLAN.RU. URL: http://stplan.ru/articles/theory/mansoff.htm.

6. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: The Free Press, 1980.

7. Nosova S., et al. Assessing the Role of Nano-intellectual Capital as a Factor in the Growth of High-Tech Industrial Complex of Russia // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Pp. 53–62.

8. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента [Электронный ресурс] // HR-Portal. URL: http://hr-portal.ru/article/

9. Nosova S.S., еt al. The Strategy of the Digital Transformation of the Russian Economy in the XXI Century // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). 2019. February. Vol. 10. Issue 02. Рp. 1638–1648.

10. Nosova S., et al. Conceptual Approaches to Overcoming Turbulence in the Innovative Development of Russian Industrial Enterprises // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Рр. 223–230.

11. Nosova S. The Entrance of Modern Economy of Russia Onto the New Trajectory of Growth // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Pp. 73–80.

12. Носова С.С. Стратегия инновационной экономики в режиме коллаборации // Экономические стратегии. 2018. № 6. С. 48–57.

 

Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17

В статье рассматривается малоизученная фундаментальная методологическая проблема создания единого плана предприятия. В настоящее время планы/бюджеты формируются из множества отдельных форм по различным аспектам производственно-хозяйственной деятельности, соединить которые в единый документ не представляется возможным. Существующий план предприятия играет формальную роль. В сложившейся ситуации необходим переход от формирования отдельных документов к созданию единого плана в субъектах реального сектора экономики для оценки всего спектра задач и целей социально-экономического развития с учетом всех ресурсов, необходимых для их реализации. Создание единого плана является задачей предельно высокого уровня сложности, которая решается путем кодирования (цифрования) различной информации по всем показателям и хозяйственным операциям с ними, отражающим хозяйственную деятельность по бизнес-процессам, а также путем существенного изменения структуры плана, осуществления функций комплаенс

Источники:

  1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
  2. Thornhill J. The Big Data revolution can revive the planned economy // Financial Times. 2017. September, 4.
  3. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 44–56. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.161.2019.44-56.

Квант оцифровки производства

Номер 1. Смущение умов
Квант оцифровки производства

Сегодня общество переходит от получения доходов при помощи цифровых платформ к оцифровке средств производства на всех уровнях. Превращение бывших монополистических предприятий в более конкурентоспособные и гибкие структуры — это средство и цель процесса дигитализации. Политики 2017 г. обеспечивают правовую и институциональную основу для глобального лидерства российских предпринимателей в области цифровых решений. Успешная реализация ориентирована на три основных направления: расширение национальных экономических возможностей, сближение регионов с помощью цифровой инфраструктуры и определение тенденций глобального цифрового распорядка. Торговля, естественно, связана с сетью, являющейся одним из синонимов, используемых для описания виртуальной сферы на определенных языках. Торговля и рынок являются органически неиерархическими и открытыми классическими структурами. Синхронизация цифрового пространства осуществляется на двусторонних и многосторонних форумах. Основным вопросом является балансирующий цифровой суверенитет и безопасность национальных пользователей с интеграцией в глобальную экономику. Устранение блок-структуры в экономике и упрощение сетей — это часть цифровой революции. Новой формой развития является геоэкономическая модель кластерной сети.