Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Арктическая зона»


Образовательный аспект кадрового обеспечения ТЭК в Арктическом регионе

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019.64-69

Количественный и качественный дисбаланс на рынке труда ставит под угрозу реализацию проектов топливо-энергетического комплекса в Арктической зоне. В проектах по освоению шельфовых месторождений остро ощущается нехватка специалистов, владеющих навыками управления современной компьютерной техникой, электроникой, роботизированными системами. Анализ системы подготовки кадров показал, что среди всех арктических государств в российской Арктике самая многочисленная и разветвленная сеть подготовки высококвалифицированных кадров. Однако, функционирующая система подготовки кадров не удовлетворяет потребность отрасли в полном объеме. Целью написания статьи явилось рассмотрение значимости образовательной составляющей при удовлетворении потребности арктической зоны в квалифицированных кадрах ТЭК.

Источники:

 

1. Атлас новых профессий. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

2. Будзинская О.В. Актуальные проблемы перестройки системы инженерного образования //Микроэкономика. 2019. №3 (86). С.11-15.

3. Будзинская О.В., Мартынов В.Г. Смена технологического уклада рождает вызов системе образования // Научное обозрение Серия 1. Экономика и право. 2017. №4-5. С.81-92.

4. Будзинская О.В., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. «Образовательный ландшафт» в эпоху технологической трансформации //Воронежский Государственный Университет. Серия: Экономика и управление». 2018. №3. С. 75-81.

5. Гуртов В.А., Серова Л.М., Степусь И.C. Прогнозирование потребности высокотехнологичных секторов экономики в кадрах с высшим профессиональным образованием // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: ФИРО. 2010. № 8. 80 с.

Перспективы развития горнодобывающей промышленности в Арктической зоне Российской Федерации

Статья посвящена развитию горнодобывающей промышленности на территории Мурманской области, являющейся частью Арктической зоны РФ. Проанализирована значимость предприятий горнодобывающей промышленности в объеме промышленного производства Мурманской области, определены крупнейшие предприятия отрасти и их роль в социально-экономическом развитии региона. На примере самого крупного предприятия горнодобывающей отрасли Мурманской области (Ковдорского горно-обогатительного комбината) проведен анализ использования оборотных средств предприятия, определена степень эффективности работы предприятия и отрасли в целом, оценены перспективы привлечения инвесторов из других регионов.

Источники:

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Президентом РФ 20 февраля 2013 г. – Режим доступа: Официальный интернет-портал Правительства России http://www.government.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 (ред. от 31.08.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2207.

3. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г.  № 296 (ред. 27.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2136.

4. Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Эпоха глобального потепления: перспективы экономического взаимодействия в «Новой Арктике» //Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1 (63). С. 26-36. 

5. Агарков С.А., Матвиишин Д.А.  Влияние освоения региональных ресурсов углеводородов на экологическое состояние Печорского моря //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 58-67.

6. Агарков С.А., Черных А.А. Конкурентоспособность арктических транспортных перевозок в условиях больших вызовов: российский и зарубежный опыт интермодальных и мультимодальных технологий перевозок //Сборник: Наука и образование в Арктическом регионе Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 237-242.

7. Васильцова В.М., Цветков П.С. Эффективность реализации стратегии горнодобывающего предприятия //Записки Горного института, СПБ, 2014. Том 208. С. 193-197.

8.     Пешкова Г.Ю., Плотников В.А. Методический подход к реализации региональной программы стратегического развития горнопромышленного комплекса //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-2 (103). С. 63-68.

9. Плотников В.А., Кутепова М.В. Управление экономической безопасностью нефтяных компаний (на примере оценки и снижения рисков реализации проектов освоения нефтяных месторождений Арктического региона России) //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 39-49.

10.     Цветков П.С. Проблемы оценки экономической устойчивости горнодобывающих предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. СПб, 2014. № 5 (89). С. 132-136.  

11.     Федосеев С.В., Череповицын А.Е. Оценка совокупного стратегического потенциала базовых отраслей промышленности Арктической зоны хозяйствования России // Вестник Мурманского государственного технического университета, 2014. Т. 17. № 3. С. 598-605.

Арктика – территория партнерства будущего

Номер 10. Вопросы и ответы

Арктические районы занимают особое место в системе стратегических национальных интересов России в области геополитики, экономики, охраны окружающей природной среды, науки. И сегодня назрела острая необходимость в создании дискуссионной неправительственной площадки, которая обеспечивала бы формирование единого мнения по вопросам создания устойчивых деловых связей в рамках освоения Арктики между всеми странами Арктической зоны. По мнению автора статьи, ни одна страна арктического региона пока не предложила мировому сообществу создать ее, поэтому Российская Федерация могла бы взять это на себя