Звездный строитель и бизнесмен

Номер 1. Медвежьи услуги

Статья посвящена трудовой биографии Валентина Ивановича Бармина.

Игорь Козлов
Звездный строитель и бизнесмен

"Экономические стратегии", №01-2008, стр. 104-105

Козлов Игорь Данилович — член Союза писателей РФ.

Прочитав такое заглавие, некоторые читатели могут, наверно, удивиться. Но дело в том, что герой этого очерка, действительный член двух международных академий Валентин Иванович Бармин, удостоен стольких наград, в названии которых есть слово "звезда", что заголовок полностью оправдывает себя. Это ордена "Звезда Отечества", "Президентская звезда", "Звезда созидания", "Золотая Звезда Отечества", Золотая Звезда "Герой труда" I степени, а именная Звезда "Бармин Валентин Иванович" расположена в Москве на Аллее "Знаменитые люди России". Сюда же можно присовокупить звезды на погонах генерал-полковника Бармина…

В.И. Бармин родился в Новочеркасске 28 сентября 1938 г. в семье военнослужащего. В 1961 г. окончил строительный техникум и был направлен в СУ-6 треста "Южгазопроводстрой", где работал мастером, а затем прорабом. Руководство предприятия отметило его как умелого, ответственного специалиста и в 1962 г. назначило начальником строительства сложнейшего участка нефтепровода Тихорецк – Туапсе и не ошиблось. Молодой, энергичный специалист создал команду единомышленников, и началась круглосуточная работа. Строители пробивали в скалах дренажные системы и, обернув трубы камышовыми матами, чтобы не поцарапать, втаскивали их в горы, используя подручные средства. Потом были другие "ветки" (например, Мангышлакская) и другие стройки.

После окончания в 1970 г. Новочеркасского мелиоративного института Бармина направили работать в СУ-5 треста "Южгазопроводстрой" Мингазпрома, где он прошел путь от старшего прораба до начальника управления. Под руководством Бармина управление построило Ростовский завод газовой аппаратуры. В городе Аскай – завод "Аскайкардандеталь", жилой комплекс, школы, больницу, здание местной администрации (бывший райком партии), а также базу строительного управления подводно-технических работ. В Ростовской области СУ-5 проложило участок нефтепровода Куйбышев – Тихорецк с насосными станциями "Зимовники", "Екатериновка", "Песчанокопское" – три объекта с полной инфраструктурой (жильем, школами, больницами, подстанциями). Но настоящее дело ожидало Бармина впереди.

В 1977 г. он становится руководителем треста "Уралнефтегазстрой" (Челябинск), сфера деятельности которого простиралась от Приполярного Урала до Украины. Когда Бармин принял это непростое и немалое хозяйство (почти 11 тыс. сотрудников, 9 специализированных строительных управлений, объекты в Архангельской, Вологодской, Курганской, Свердловской, Челябинской и других областях), трест в техническом отношении находился в плачевном состоянии. Предыдущий руководитель не решался списывать старую технику, опасаясь, что "не дадут". В результате машины эксплуатировались по два-три срока и даже после капитального ремонта были не в состоянии полноценно работать. Кроме того, подавляющее большинство агрегатов морально устарело.

Бармин принял трест в ноябре, а уже в декабре списал и утилизировал своей властью более 300 трубоукладчиков и 500 из полутора тысяч грузовых автомобилей, бульдозеров, экскаваторов, подъемных кранов. Когда в январе 1978 г. Бармина вызвали в Центр и спросили, как он думает выполнять грандиозные задачи по строительству газо- и нефтепроводов, поставленные "партией и правительством", он сказал: "Никак. Потому что у меня нет техники". Такой ответ мог принести большие неприятности дерзкому управляющему, но даже в те времена в газпромовских верхах были здравомыслящие люди, которые тщательно изучили ситуацию и приняли правильное решение: в трест "Уралнефтегазстрой" стала поступать мощная, новейшая техника – "Катерпиллеры", "Магирусы", "Като", "Ферентино", "Липскеры". Приунывшие было "безлошадные" механизаторы, увидев такие чудеса, воспрянули духом и забрали свои заявления о переводе или увольнении. Техника прямо с железнодорожных платформ уходила на трассу, как в бой. И уже в 1978 г. трест перевыполнил государственный план. Однако на этом проблемы не закончились. Нужно было вести непрерывную работу с кадрами, бороться с разгильдяйством, несобранностью, халтурой – "родимыми пятнами социализма".

Нередко разъяснительную и воспитательную работу управляющий трестом проводил с использованием финансовых аргументов. Так, один молодой инженер, начальник механизированной колонны (на языке трубопрокладчиков – "потока") постоянно срывал сроки выполнения заданий. Бармин "проработал" его раз, другой – не помогло. "Наказал рублем": несколько раз лишил премии в размере двух, а то и трех окладов за срыв сроков. Начальник "потока" отреагировал слабо.

Тогда Валентин Иванович применил нестандартный прием: в официальной форме написал письмо жене "неподдающегося" инженера, в котором указал, что из-за разгильдяйства главы семейства за отчетный период он был лишен премий тогда-то и тогда-то, в результате семейный бюджет потерял порядка 4 тыс. руб. (В те времена это была стоимость "Жигулей" или сумма взноса за кооперативную квартиру.)

Жена и теща устроили "штрафнику" такую "промывку мозгов", что он резко изменил отношение к своим обязанностям и впоследствии стал одним из лучших руководителей механизированной колонны. Однако кадры решали хоть и многое, но далеко не все. В эпоху "досрочных сдач" строительных объектов в условиях плановой экономики самое сложное состояло в том, чтобы найти материалы для завершения строительства.

Так было с одной из компрессорных станций, которую "приказали" ввести в строй к очередной дате. Бармин нашел выход: съездил в Москву и подписал у заместителя министра разрешение на обмен (сегодня бы сказали "бартер"): он сдавал металлургам неликвидный запас труб, уже ржавых и негодных для укладки, а они рассчитывались с ним прокатом, профилем и другими дефицитными металлоконструкциями.

Правда, официально следовало бы действовать по-другому – обращаться в различные комитеты и инстанции, но тогда ни о какой "досрочности" не было бы и речи. Станцию сдали, однако недоброжелатель (тот самый "боязливый" бывший управляющий, которого Бармин пожалел и оставил работать в тресте) написал анонимку в комитет партийного контроля (КПК). И вскоре Валентина Ивановича вызвали в московский главк "на ковер" давать объяснения по поводу преступного разбазаривания материальных средств.

Ничего объяснять Бармин не стал, а попросил обо всем доложить министру. Тот был в курсе дела, оказался человеком умным, решительным и на документ из КПК наложил резолюцию: "Выдать т. Бармину премию в размере трех окладов за досрочный ввод в эксплуатацию компрессорной станции". И вместо позорной отставки, сдачи партбилета и прочих наказаний в московских ресторанах состоялся "марафонский банкет" (на эту самую премию) с коллегами-управляющими других трестов – трубопрокладчики умели гулять!
Но и работать руководители подразделений "Миннефтегазстроя" тех лет тоже умели. Приходилось держать под контролем буквально все. Полдня Бармин тратил только на получение подробных отчетов о ходе строительства, состоянии инфраструктуры, возникших трудностях и проблемах. Затем следовало во всем разобраться, обсудить и найти решения со специалистами и инженерами. Потом нужно было выехать на самые "горячие" объекты и участки. А вечером не меньше двух часов приходилось докладывать о положении дел в Москву, министру.

В случае же возникновения особых ситуаций, а также накануне сдачи либо сам Бармин, либо кто-то из его заместителей "садился на объект" – вылетал на место и лично контролировал ход работ до полного их завершения.

Более сорока лет проработал В.И. Бармин в системе строительства газо- и нефтемагистралей. При его участии на территории СССР была создана уникальная сеть нефте- и газопроводов, по мощности, сложности, качеству технических решений, условиям пролегания и протяженности не имеющая аналогов в мире.

Вернувшись в 1983 г. в Ростов-на-Дону, Валентин Иванович по поручению министерства создал и возглавил Технологический институт. А в 1986 г. стал пробовать себя в качестве предпринимателя. Но это уже совсем другая история…

ПЭС 8037/05.02.2008

Следить за новостями ИНЭС: